Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:34, курсовая работа
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы стилей управления
Провести анализ практической ситуации на примере компании
Выявить направления совершенствования
Введение
Глава 1. Теоретические основы стилей управления
1.1 Понятия стилей управления………………………………….…..……5
1.2 Виды стилей управления…………………..…………………………..6
1.3 Управленческая решетка Блейка - Мутона………………...………..18
Глава 2. Анализ практической ситуации на предприятии
2.1 Краткая характеристика организации…………………….…..……..22
2.2 Реализация стилей управления……………………………..………..23
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы управления…...24
Заключение…………………..…………………..…………………………....26
Список используемой литературы…………………..………………..……..28
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Уральский государственный экономический университет»
По дисциплине «Менеджмент организации»
На тему: «Стили управления»
Выполнила: Шарапова А.С.
Проверила: Мельчекова О.Г.
Введение
Глава 1. Теоретические основы стилей управления
1.1 Понятия стилей управления………………………………….…..……5
1.2 Виды
стилей управления…………………..………………………….
1.3 Управленческая решетка Блейка - Мутона………………...………..18
Глава 2. Анализ
практической ситуации на
2.1 Краткая характеристика организации…………………….…..……..22
2.2 Реализация стилей управления……………………………..………..23
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы управления…...24
Заключение…………………..…………………..……
Список используемой
литературы…………………..………………..…….
Введение
Стиль управления - типичный
вид поведения руководителя в отношении
с подчиненными в процессе достижения
поставленной цели. Оценка личностных
качеств и проблем, связанных с отбором
руководителей, является одним из самых
сложных аспектов управленческой деятельности.
Изучение стиля руководства в последнее
десятилетие стало важным направлением
в процессе оптимизации деятельности
человека, а так же в интегральном изучении
личности. Знание стиля руководства позволяет
решить проблему профессиональной пригодности
административного резерва. Руководителю
трудно выработать такой стиль деятельности,
который способен удовлетворить всех
членов подчиненного ему коллектива. Осознание
человеком причин и закономерностей своего
поведения может радикально изменить
его отношение к производственным ситуациям.
Понимание возможного многообразия причин
и способов управления, ясное и вместе
с тем гибкое видение проблем делают руководителя
более свободным, а его деятельность более
успешной. Поскольку существует множество
взглядов на стили управления, то с точки
зрения результатов необходимо стремиться
к их синтезу. Хороший результат может
быть достигнут не только благодаря эффективному
управлению людьми, но и просто под влиянием
случайностей.
Социальное управление есть непрерывный
процесс воздействия руководителя (субъекта
управления) на организованную группу
людей или на кого-либо из этой группы
в отдельности (объект управления) по организации
и координации их совместной деятельности
для достижения наилучших результатов.
Стиль управления - типичная манера и способ
поведения менеджера. Стили могут классифицироваться
по разным критериям.
Система управленческих отношений опирается на два социально-психологических феномена: собственно управление, то есть целенаправленное воздействие на определённый объект, и подчинение, то есть восприимчивость и подверженность целенаправленному воздействию субъекта воздействия.
Каждый руководитель в
управленческой деятельности выполняет
служебные обязанности в
Таким образом, цель данной работы разработать рекомендации по совершенствованию стилей управления.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Глава 1. Теоретические основы стилей управления
Стиль управления - это совокупность приемов, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Эффективность того или иного стиля определяется тем, насколько он помогает воздействовать на сотрудников с целью решения существующей в данный момент времени задачи.
Стиль управления - это способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а также независимый от конкретной ситуации управления образец поведения руководителя. С помощью установленного стиля управления может достигаться удовлетворенность работой и поощряется производительность сотрудников. Вместе с тем оптимального стиля управления не существует, и говорить о преимуществе того или иного стиля управления можно только для определенной ситуации управления.
Стилю управления присуще три проблемы:
1. Результаты, которые должны быть достигнуты с помощью стиля управления, содержат несколько компонентов, которые не могут быть собраны воедино.
2. Абсолютизация стиля
управления рассматривается
3. Ситуация управления
рассматривается как
Всего существует три стиля управления – авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный стиль управления.
Руководитель чрезмерно концентрирует власть в своих руках. Использует приказные методы в работе. Мнение коллектива не учитывается. (Коллектив не информируется о состоянии дел).
Достоинства:
Недостатки:
Условия применения:
Теоретическая и научная основа стиля – теория «Х». (Д. МакГрегор)
Согласно ей:
При таком стиле управления
вся производственная деятельность
организуется руководителем без
участия подчиненных. Этот стиль
управления может применяться при
решении текущих задач и
Руководитель в силу своей законной власти управляет подчиненными и ожидает от них послушания. Он принимает решения без обоснования их перед подчиненными. Решения руководителя имеют характер распоряжений, которые должны безоговорочно выполняться подчиненными, в противном случае они могут ожидать санкций по отношению к себе. Также руководитель соблюдает дистанцию в отношениях с подчиненными, информирует их о фактах, которые они обязательно должны знать для выполнения своих задач. Он контролирует, следуют ли его распоряжениям и насколько.
В отношениях со своими подчиненными действия руководителя в авторитарном стиле управления могут исходить из следующих предпосылок:
1) люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;
2) у людей нет честолюбия,
и они стараются избавиться
от ответственности,
3) больше всего люди хотят защищенности;
4) чтобы заставить людей
трудиться, необходимо
На основе таких предпосылок руководитель обычно централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений.
Руководитель плотно контролирует работу в пределах его компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы, может оказать психологическое давление, угрожать. Структурируя задание и навязывая неукоснительное соблюдение огромного количества правил, автократ жестко регламентирует поведение сотрудника.
Появление руководителя в авторитарном стиле управления нередко связано со свойствами его личности, с особенностями его характера. В большинстве случаев это властные люди, упорные и настойчивые, тщеславные и с преувеличенными представлениями о своих возможностях. Люди с непомерно развитым стремлением к престижности и с избыточным влечением к внешним атрибутам власти.
Подчас это руководитель, вполне резонно действующий по четкому плану и реализующий его вопреки любым препятствиям.
В этом случае он может быть жестким, но не жестоким, бескомпромиссным, но справедливым, властным, но не подавляющим, решительным, но не самоуверенным.
Естественно, такой руководитель способен делать многое для решения проблем благодаря умелой организации, смелым решениям и настойчивому их выполнению. Однако большей частью столь привлекательные личные качества развиты недостаточно. Но зато превалирует стремление командовать и добиваться беспрекословного подчинения. И тогда наиболее способные и инициативные, знающие себе цену работники стремятся уйти от такого руководства.
Авторитарный стиль возникает, прежде всего, в условиях, когда наиболее важным признается результат функционирования системы, а средствам его достижения не придается существенного значения.
Такое понимание само нашло выражение в формуле "план любой ценой". Это предполагает широкое использование давления, волевого принуждения, сопряжено с пренебрежением мнений подчиненных.
Нередко авторитарный стиль служит маскировкой некомпетентности руководителя или отсутствия у него организаторских способностей.
Характерные черты авторитарного стиля управления.
Деловые, краткие распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой. Чёткий язык, неприветливый тон. Похвала и порицание - субъективны. Эмоции не принимаются в расчёт. Позиция лидера - вне группы. Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны. Голос руководителя - решающий.
Демократический стиль.
Руководитель доверяет подчиненным, передаёт им часть своих полномочий, привлекает подчиненных к принятию решений.
Достоинства:
Недостатки:
Условия применения:
Основа стиля теория «Y». (Д. МакГрегор).
Согласно ей:
Демократический стиль характеризуется предоставлением, подчиненным самостоятельности в пределах выполняемых ими функций и их квалификации. Это коллегиальный стиль, который дает большую свободу деятельности подчиненных под контролем руководителя.
Руководитель-демократ предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: участия, принадлежности, самовыражения. Он предпочитает работать в команде, а не дергать за ниточки власти.
Настоящий демократ избегает навязывать свою волю подчиненным. Он разделяет с ними власть и контролирует результаты деятельности.
Предприятия, где доминирует демократический стиль, характеризуются высокой децентрализацией полномочий. Подчиненные принимают активное участие в подготовке решений, пользуются свободой в выполнении заданий.
Созданы необходимые предпосылки для выполнения работы, проводится справедливая оценка их усилий, наблюдается уважительное отношение к подчиненным и к их потребностям.
Руководитель вкладывает
много усилий в создание атмосферы
открытости и доверия с тем, что
если подчиненным понадобится
В своей деятельности руководитель-демократ опирается на весь коллектив. Он старается научить подчиненных вникать в проблемы подразделения, выдавать им эффективную информацию и показывать, как искать и оценивать альтернативные решения.
Лично руководитель занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчиненным решать все остальное. Он не подвержен стереотипам и варьирует свое поведение сообразно изменениям ситуации, структуры коллектива и т.п.
Когда доминирует демократический стиль, то указания выдаются не в форме предписаний, а в виде предложений с учетом мнений подчиненных. Это объясняется не отсутствием собственного мнения или желанием разделить ответственность, а убежденностью, что в умело организованном процессе обсуждения всегда могут быть найдены лучшие решения.
Такой руководитель хорошо
разбирается в достоинствах и
недостатках подчиненных. Ориентируется
на возможности подчиненного, на его
естественное стремление к самовыражению
посредством своего интеллектуального
и профессионального