Стимулирование временем как разновидность нематериального стимулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 17:50, реферат

Описание работы

Целью данной работы является: рассмотреть особенности такого вида нематериального стимулирования персонала, как стимулирование временем.
Объект исследования: стимулирование временем как форма нематериального стимулирования персонала.
Предмет: особенности стимулирования временем как формы нематериального стимулирования персонала.
Задачи:
1) рассмотреть понятие стимулирование персонала;
2) выявить виды и формы стимулирования персонала;
3) рассмотреть понятие и формы стимулирования временем как разновидности нематериального стимулирования;
4) показать значение стимулирования временем.

Содержание работы

Введение 3



1. Стимулирование персонала: понятие, виды и формы

1.1 Понятие стимулирования персонала 5
1.2 Виды и формы стимулирования персонала 9


2. Стимулирование временем как разновидность
нематериального стимулирования

2.1 Понятие и формы стимулирования временем 15
2. 2 Значение стимулирования временем 21



Заключение 26

Список литературы 27

Файлы: 1 файл

стимулирование временем.docx

— 60.66 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение                                                                                                           3

 

 

 

1. Стимулирование персонала: понятие, виды и формы                                      

 

1.1 Понятие  стимулирования  персонала                                                      5

1.2 Виды и формы  стимулирования  персонала                                           9                                               

 

 

2. Стимулирование временем  как разновидность 

нематериального стимулирования

 

2.1 Понятие  и формы стимулирования временем                                            15 

2. 2 Значение стимулирования временем                                                           21

 

 

 

Заключение                                                                                                       26

 

Список литературы                                                                                         27

 

 

 

 

 

 

 Введение

 

По мере роста числа организаций, где применяются разные формы денежной мотивации, которые стали нормой, все большее внимание сотрудников привлекают нематериальные стимулы, которые являются мощным фактором, способствующим эффективному выполнению ими служебных обязанностей, одним из ключевых элементов корпоративной культуры.

Влияние нематериального стимулирования на повышение эффективности предприятия обнаруживается в следующих областях:

- набор персонала;

- удержание персонала;

- повышение производительности труда;

- повышение качества продукции;

- улучшение социально-психологического климата в коллективе;

- удовлетворенность сотрудников условиями своего труда;

- повышение лояльности;

- минимизация прогулов и отсутствия на рабочем месте;

- снижение социальной напряженности;

- готовность к переменам;

- стимулирование инициативы и предприимчивости;

- оптимизация расходов на персонал;

- формирование имиджа работодателя. 1

Этот список доказывает, что не существует такой области  управления персоналом, на которую нельзя воздействовать с помощью нематериального стимулирования.

Нематериальное стимулирование как фактор повышения эффективности деятельности предприятия имеет огромный потенциал. К сожалению, в нашей стране сделаны только первые шаги по внедрению комплексной программы этого вида стимулирования.

К нематериальным формам мотивации обычно относят: творческое стимулирование; организационное стимулирование; корпоративная культура; моральное стимулирование; стимулирование свободным временем; стимулирование обучением.

Целью данной работы является: рассмотреть особенности такого вида нематериального стимулирования персонала, как стимулирование временем.

Объект исследования: стимулирование временем как форма нематериального стимулирования персонала.

Предмет: особенности стимулирования временем как формы нематериального стимулирования персонала.

Задачи:

1) рассмотреть понятие стимулирование персонала;

2) выявить виды и формы  стимулирования персонала;

3) рассмотреть понятие  и формы стимулирования временем как разновидности нематериального стимулирования;                                          

4) показать значение стимулирования временем.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и  виды стимулирования персонала

 

1. 1 Понятие стимулирования персонала 

 

По мнению    А. Я. Кибанова,  стимулирование – это применение по отношение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его усилия, старания, целеустремленность в деле решения задач, стоящих перед организацией и включения соответственных мотивов. 2

Не вызывает сомнения то, что, чем большее число разнообразных потребностей реализует человек посредством труда, чем разнообразнее доступные для него блага, а также чем меньшую цену по сравнению с другими видами деятельности ему приходится платить, тем важнее роль труда в его жизни, тем выше его трудовая активность. Из сказанного следует, что стимулами могут быть любые блага, удовлетворяющие значимые потребности человека, если их получение предполагает трудовую деятельность. Другими словами, благо становится стимулом труда, если оно формирует мотив труда. Сущность понятий “мотив труда” и “стимул труда” тождественна. В одном случае речь идет о работнике, стремящемся получить благо посредством трудовой деятельности (мотив), в другом – об органе управления, обладающем набором благ, необходимых работнику, и предоставляющем их ему при условии эффективной трудовой деятельности (стимул). Поэтому можно сказать, что стимулирование труда – это способ вознаграждения работника за участие в производстве, основанное на сопоставлении эффективности труда и требований технологии.

Стимулирование выполняет экономическую, социальную и нравственную функции.3

Экономическая функция выражается в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности производства, которое выражается в повышении производительности труда и качества продукции.

Нравственная функция определяется тем, что стимулы к труду формируют активную жизненную позицию, высоконравственный общественный климат в обществе. При этом важно обеспечить правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиции и исторического опыта.

Социальная функция обеспечивается формированием социальной структуры общества через различный уровень доходов, который в значительной степени зависит от воздействия стимулов на различных людей. Кроме этого, формирование потребностей, а в итоге и развитие личности предопределяются формированием и стимулированием труда в обществе.

Стимул часто характеризуется как воздействие на работника извне (со стороны) с целью побуждения его к эффективной деятельности. В стимуле заложен определенный дуализм, заключающийся в том, что, с одной стороны, с позиций администрации предприятия он является инструментом достижения цели (повышения производительности труда работников, качества выполняемой ими работы и др.), с другой стороны, с позиций работника стимул является возможностью получения дополнительных благ (позитивный стимул) или возможностью их утраты (негативный стимул). В связи с этим можно выделить позитивное стимулирование (возможность обладания чем-либо, достижения чего-нибудь) и негативное стимулирование (возможность утраты какого-либо предмета, удовлетворяющего потребность).4

Когда стимулы проходят через психологию и сознание людей и преобразуются ими, они становятся внутренними побудительными причинами или мотивами поведения работника. Мотивы - это осознанные стимулы. Стимул и мотив не всегда согласуются между собой, но между ними нет «китайской стены». Это две стороны, две системы воздействия на работника, побуждения его к определенным действиям. Поэтому стимулирующее воздействие на персонал направлено преимущественно на активизацию функционирования работников предприятия, а мотивирующее воздействие - на активизацию профессионально-личностного развития работников. На практике необходимо применение механизмов сочетания мотивов и стимулов труда. Но важно различать стимуляционные и мотивационные механизмы поведения работников и администрации предприятий, осознавать важность их взаимодействия и взаимообогащения.

Стимулирование труда предполагает создание условий, при которых активная трудовая деятельность, дающая определённые, заранее, зафиксированные результаты, становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей работника, формирование у него мотивов труда.

Существуют определенные требования к организации стимулирования труда. Это комплексность, дифференцированность, гибкость и оперативность.5

Комплексность подразумевает единство моральных и материальных, коллективных и индивидуальных стимулов, значение которых зависит от системы подходов к управлению персоналом, опыта и традиций предприятия.

Дифференцированность означает индивидуальный подход к стимулированию разных слоев и групп работников. Известно, что подходы к обеспеченным и малообеспеченным работникам должны существенно отличаться. Различными должны быть и подходы к квалифицированным и молодым работникам.

Гибкость и оперативность проявляются в постоянном пересмотре стимулов в зависимости от изменений, происходящих в обществе и коллективе.

Система мотивов и стимулов труда должна опираться на определённую базу – нормативный уровень трудовой деятельности. Сам факт вступления работника в трудовые отношения предполагает, то он за ранее оговоренное вознаграждение должен выполнять некоторый круг обязанностей. В этой ситуации для стимулирования ещё нет места. Здесь сфера контролируемой деятельности, где работают мотивы избегания, связанные со страхом наказания за невыполнение предъявляемых требований. Таких наказаний, связанных с потерей материальных благ, может быть, как минимум, два: частичная выплата обусловленного вознаграждения либо разрыв трудовых отношений.

Работник должен знать, какие требования к нему предъявляются, какое вознаграждение он получит при их неукоснительном соблюдении, какие санкции последуют в случае их нарушения. Дисциплина всегда несёт в себе элементы принуждения; ограничивая свободу выбора вариантов поведения. Однако грань между контролируемым и мотивируемым поведением условна, т.к. работник с сильной мотивацией труда обладает самодисциплиной, привычкой добросовестно выполнять требования и относиться к ним как к собственным нормам поведения.

Система стимулирования труда как бы вырастает из административно-правовых методов управления, но их не заменяет. Стимулирование труда эффективно только в том случае, когда органы управления умеют добиваться и поддерживать тот уровень работы, за который платят. “Цель стимулирования – не вообще побудить человека работать, а побудить его делать лучше то, что обусловлено трудовыми отношениями”. 6

Система морального и материального стимулирования труда в различных компаниях предполагает комплекс мер, направленных на повышение трудовой активности людей и как следствие повышение эффективности труда и его качества. Известный японский менеджер Л. Якокка писал: “Когда речь идет о том, чтобы предприятие двигалось вперед, вся суть в мотивации людей”. 7

Таким образом, стимулирование труда – это, прежде всего, внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Одновременно оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и работника одновременно.

 

1.2  Виды формы стимулирования персонала

 

Стимулирование персонала может быть организовано в различных формах.

Под формой организации стимулирования понимается способ взаимосвязи результатов деятельности и стимулов. Эти формы могут быть выделены по различным признакам.8 В частности:

- по степени информированности  объекта управления о взаимосвязи  результатов деятельности и стимулов  различают опережающую и подкрепляющую формы стимулирования. Достоинством опережающей формы являются: возможность достижения быстрого стимулирующего эффекта. Недостаток ее - в необходимости создания детальных систем измерения оценки труда, что для многих видов деятельности практически реализовать не возможно. Кроме того, при такой форме отчуждается объект стимулирования от деятельности и ее результатов, в итоге формируются инструментальные мотивы трудового поведения, провоцируется конфликт между долгом и выгодой обман, приписки и пр. (например, сдельщик будет стремиться изготовлять только дорогие детали и игнорировать дешевые и т.д.).

Подкрепляющая форма организации стимулирования не способна, без использования других рычагов, дать быстрый побуждающий эффект. Она рассчитана на многоцикличность процесса стимулирования. Это форма поощрения не требует разработки специальной нормативной базы стимулирования, делает все работы равноценными, переводит акцент на итоговые результаты, достижение конечных целей. Она эффективна там, где невозможно выразить результаты в формальных показателях.

Именно подкрепляющая форма стимулирования в современных условиях становится преобладающей, хотя там, где это экономически оправдано, может быть использована и опережающая форма стимулирования. 9

- по учету результата  деятельности при определении  стимула: коллективную и индивидуальную;

- по учету отклонения  результата деятельности от нормы: позитивную  и негативную;

- по разрыву во времени  между результатом и получением  стимула: непосредственную, текущую  и перспективную;

- по степени и характеру  конкретности условий получения  стимула: общую (конкретность в оценке  результатов отсутствует), эталонную (стимул вручается за достижение  заранее оговоренного результата) состязательную (стимул вручается  за занятое место). 10

Информация о работе Стимулирование временем как разновидность нематериального стимулирования