Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 17:50, реферат
Целью данной работы является: рассмотреть особенности такого вида нематериального стимулирования персонала, как стимулирование временем.
Объект исследования: стимулирование временем как форма нематериального стимулирования персонала.
Предмет: особенности стимулирования временем как формы нематериального стимулирования персонала.
Задачи:
1) рассмотреть понятие стимулирование персонала;
2) выявить виды и формы стимулирования персонала;
3) рассмотреть понятие и формы стимулирования временем как разновидности нематериального стимулирования;
4) показать значение стимулирования временем.
Введение 3
1. Стимулирование персонала: понятие, виды и формы
1.1 Понятие стимулирования персонала 5
1.2 Виды и формы стимулирования персонала 9
2. Стимулирование временем как разновидность
нематериального стимулирования
2.1 Понятие и формы стимулирования временем 15
2. 2 Значение стимулирования временем 21
Заключение 26
Список литературы 27
6. Сокращение продолжительности рабочего времени за счет его экономии в результате высокой производительности труда. Стимулирующая функция заключается в заинтересованности работников в снижении потерь рабочего времени, повышении эффективности и качества выполняемой работы.
Возможны два варианта поощрения работников за сэкономленное рабочее время. Первый - материальный, второй - фактор свободного времени. В первом случае работник получает коллективную премию за снижение издержек на оплату труда в стоимости готовой продукции. Во втором случае сэкономленное рабочее время присоединяется к отпуску, предоставляемому в удобное для работника свободное время. 22
7. Банк времени.
Интересной формой организации рабочего дня выступает «банк времени», идея которого принадлежит советскому ученому В.М. Лившицу. Особую актуальность она приобрела на Западе в период обострения финансового кризиса, когда существенно возросла ценность взаимной поддержки в коллективе. Замысел заключается в следующем: компания учитывает, сколько ее сотрудники внесли, потребили либо «взяли в кредит» времени в рамках взаимопомощи.23 При современных технологических возможностях подобный учет происходит через веб-сайты. Участники сделки (стороны, оказавшие услугу и принявшие ее) уведомляют координатора, ответственного за функционирование «банка времени», о количестве потраченных часов, а он вносит записи в кредит и дебет соответствующих счетов. При этом время, израсходованное на выполнение основных должностных обязанностей, не учитывается. Расчетной единицей для всех видов услуг служит один час (в США – «Time-Dollar», в Японии – «DanDan»). Время всех сотрудников оценивается одинаково, независимо от содержания выполненной работы, от их образования, навыков и умений: один час – это одна единица. После внесения учтенных данных в специальную электронную базу возможны следующие варианты их использования персоналом:
- выбор тех или иных опций из пакета льгот (можно сравнить со столь распространенным сейчас принципом «кафетерия», применяемым при формировании соцпакетов);
- обмен своего времени на работу (услуги) другого сотрудника;
- получение отгулов (эта форма чаще всего использовалась на одном из эстонских предприятий, где происходило внедрение «банка времени»);
- получение денежной компенсации.
Различают несколько типов «банков времени»:
- волонтерский – подразумевает операции со временем при взаимопомощи волонтеров (на сегодняшний день распространен в большей степени и существует как за рубежом, так и в России;
- производственный – операции с производственным временем работников и между организациями;
- объединенный – предназначен для всех видов взаимопомощи, как между людьми, так и между организациями (например, региональная обменная система «Банк времени»).24
Подобная форма организации рабочего времени распространена пока не очень широко и существует в основном на предприятиях, где внедряется «бережливое производство» или действует система «внутреннего предпринимательства» (например, LETS – торговая система местного обмена).25 Однако идея «банка времени» довольно привлекательна не только как инструмент материального и нематериального стимулирования, но и как эффективное средство сплочения коллектива (сотрудники узнают об интересах и увлечениях, способностях и навыках друг друга). 26
Таким образом, стимулирование временем регулирует поведение объекта управления на основе изменения времени его занятости в общественном производстве и, следовательно, изменения величины его свободного времени.
2. 2 Значение стимулирования временем
Практика стимулирования труда внерабочим временем стала развиваться в России не так давно. Использование такой практики стимулирования приемлемо не для всех предприятий и работников. Здесь имеет значение и размер предприятия, и особенности его производства, а также состав самого трудового коллектива.
Для рыночных отношений такая практика имеет особое значение. Увеличение внерабочего времени - это возможность улучшения условий воспроизводства рабочей силы, ее развития, повышения квалификации, воспитания детей, самореализации личности в других сферах деятельности.
Свободное время - это основное богатство общества, это здоровье работника и его всестороннее развитие.
В результате недостатка свободного времени многие работники трудятся с ощущением хронической усталости, испытывают постоянные нервно-эмоциональные перегрузки. Система стимулирования трудовой активности предполагает оптимальное соотношение рабочего и свободного времени, так как у людей кроме самой работы могут быть и другие не менее важные дела, например, занятия спортом, хобби или просто отдых. Если работник нуждается в свободном времени, а его целиком поглощает работа, то он будет избегать ее, понижая, таким образом, производительность труда.27
Стимулирование свободным временем весьма специфический вид стимула. Его использование имеет ряд ограничений. Во-первых, свободное время должно быть обеспечено денежными средствами (чтобы жить нормально и отдыхать в свободное время). Во-вторых, должны быть развиты формы и условия проведения свободного времени (социальная инфраструктура; наличие кинотеатров, театров, спортивных учреждений, парков культуры развитие условий для туризма, спорта и т.д. и развитыми формами работы в них). В-третьих, работники должны быть ориентированы на позитивные, познавательные или творческие формы проведения свободного времени. Чем более рационально используется свободное время, тем позитивнее оно влияет на мотивационно-трудовую активность работника.
«Свободный» распорядок рабочего дня имеет массу плюсов: он не только позволяет специалистам выделять из общей массы дел конкретные задачи и решать их в удобных для себя временных и пространственных рамках, но и положительно влияет на здоровье, эффективность деятельности. Так, представители медицинской школы Wake Forest University пришли к выводу, что люди с гибким графиком имеют преимущества по сравнению с теми, кто трудится в основном режиме. Они меньше болеют, реже отсутствуют на работе по причине недомоганий и лучше справляются со своими должностными обязанностями. 28
Мнение самих сотрудников о «свободном» распорядке дня было выяснено в ходе исследования, проведенного компанией Avaya совместно с исследовательским центром Dynamic Markets: 29
- 85% опрошенных считают, что гибкий график не только помогает сохранить рабочие места, но и позволяет создать новые;
- люди, имеющие свободный режим работы, более счастливы, чем их коллеги, обязанные находиться в офисе в течение строго установленного периода (об этом заявили 67% респондентов);
- 61% участников опроса могут перейти на гибкий график при условии законодательного закрепления соответствующих процедур;
- 75% – готовы рассматривать сокращение компенсационного пакета в обмен на возможность работать по гибкому графику. Все они согласны в среднем на 11% потерь в зарплате, а каждый двадцатый пожертвует примерно 20% компенсационного пакета.
Исследование, проведенное в США рекрутинговой компанией «Robert Half International» (Менло-Парк, штат Калифорния), показало, что 76% опрошенных отказались бы от карьерных перспектив в обмен на удобный гибкий график, а почти 66% сказали, что они согласились бы на меньшую зарплату ради свободного режима.30
К настоящему моменту около 70% американских корпораций предоставляют персоналу свободу в распоряжении своим рабочим временем.
Основные выгоды такой формы стимулирования в своем исследовании выделила компания Telework Research Network: 31
1. Повышение продуктивности. Например, в компании American Express производительность специалистов с гибким графиком труда на 43% выше, чем у их коллег, имеющих жесткий режим работы в офисе.
2. Сокращение затрат организации на аренду, парковку, электричество и др. В частности, компании IBM удалось сократить расходы на недвижимость на 50 млн. долл. США благодаря тому, что один из ее офисов в штате Нью-Йорк действует по правилу «80-20»: 800 сотрудников благодаря возможности работать удаленно используют только 200 рабочих мест.
3. Сокращение числа прогулов, опозданий, отпусков по болезни:
- американские предприятия ежегодно теряют 300 млрд. долл. США из-за незапланированного отсутствия персонала на рабочем месте;
- по данным American Management Association, в организациях, практикующих возможность гибкого графика для сотрудников, уменьшилось количество прогулов и опозданий на 63%;
работники с гибким графиком обычно не прекращают свою деятельность во время болезни.
4. Удержание сотрудников:
- 36% американских сотрудников предпочитают возможность работать по гибкому графику повышению зарплаты, а 10% технических специалистов готовы пойти на сокращение оплаты труда ради варианта работы дома;
- в 95% компаний США считают, что гибкий график и удаленная работа играют значительную роль в удержании персонала т.к. способствуют повышению удовлетворенности людей и укреплению корпоративной культуры, а также расширяют географический доступ к квалифицированной рабочей силе. 32
Таким образом, стимулирование свободным временем призвано компенсировать повышенные физические или нервно-эмоциональные затраты сотрудника, делает режим работы более удобным для человека, позволяет заниматься и другими делами.
Заключение
Стимулирование временем - разновидность нематериального стимулирования персонала. Данный вид стимулирования призван регулировать поведение работника на основе изменения времени его занятости.
Стимулирование сотрудников свободным временем может иметь разные формы: гибкий график; четкое определение объема работы; дополнительные выходные дни; творческий отпуск; изменение рабочей недели; дополнительный отпуск; банк времени.
Стимулирование временем призвано возместить нервно-эмоциональные или повышенные физические затраты работников. Оно делает условия работы более благоприятными для человека.
Однако стимулирование свободным временем, к сожалению, пока не получило в отечественной практике достаточного распространения. Несмотря на серьезный стимулирующий эффект фактора свободного времени, руководители предприятий редко обращаются к нему, а некоторые вообще не понимают, как можно его использовать в управлении производственным коллективом. Тем не менее, это очень действенный стимул, который должен в полной мере использоваться в организации производственного процесса.
Список литературы:
1. Гаврилова О. Г. Стимулирование свободным временем / О. Г. Гаврилова // Справочник по управлению персоналом. - 2011. - №3. С. 23 – 24.
2. Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг/ Под ред. Л.Кроль, Е.Пуртова. – М.: Независимая фирма «Класс», 2009. – 432 с.
3. Ильин И.В. Нематериальное стимулирование труда как инструмент управления персоналом /И. В. Ильин. - СПб.: Питер, 2006. - 234с.
4. Кибанов А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала/ А. Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2009.- 315 с.
5. Клемина Т. Гибкие системы вознаграждения за рубежом / Т. Клемина// Персонал Микс, 2001- № 1. С. 28 – 32.
6. Козычева Н. Б. Проблемы и задачи стимулирования / Н. Б. Козычева // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. - № 2. С. 25 – 29.
7. Миграбян А. В погоне за стимулированием / А. В. Миграбян // ЖУК, 2004. - № 3. С. 19 – 24.
8. Моргунов Е.Б. Управление персоналом / Е. Б. Моргунов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа», Интел-синтез, 2008. – 264 с.
9. Платова К. Индивидуальный подход к стимулированию отдельных сотрудников/ К. Платова //Управление персоналом, 2004. - № 9. С. 27 – 28.
10. Поварич И.П., Прошкин Б.Г. Стимулирование труда: Системный подход/ И. П. Поварич, Б. Г. Прошкин.- Новосибирск: Наука, 2008. – 198 с.
11. Самоукина Н. В. Стимулирование персонала как проблема / Н. В. Самоукина //Управление персоналом, 2004- № 7. С. 16 – 18.
12. Солдатов А.В. Зарубежный опыт стимулирования труда / А. В. Солдатов// Человек и труд, 2006. - № 4 С. 24 - 32.
13. Удалов А. Стимулирование персонала / А. Удалов // Персонал Микс, 2001.- № 1. С. 13 – 16.
14. Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента/ А. Уткин. - М.: ТАНДЕМ; ЭКМОС, 2000. - 385 с.
15. Эсаулова И.А. Мотивация трудовой деятельности/ И. А. Эсаулова. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2007. – 194 с.
1 Кибанов А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала. - М.: ИНФРА-М, 2009. С. 185.
2 Кибанов А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала. - М.: ИНФРА-М, 2009. С. 95.
3 Там же. С. 97.
4 Козычева Н. Б. Проблемы и задачи стимулирования // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. - № 2. С. 26.
5 Удалов А. Стимулирование персонала// Персонал Микс, 2001.- № 1. С. 14.
6 Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента. - М.: ТАНДЕМ; ЭКМОС, 2000. - С. 118.
7 Цит. по: Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента. - М.: ТАНДЕМ; ЭКМОС, 2000. - С. 119.
8 Самоукина Н. В. Стимулирование персонала как проблема //Управление персоналом, 2004- № 7. С. 17
9 Миграбян А. В погоне за стимулированием // ЖУК, 2004. - № 3. С. 20.
10 Там же.
Информация о работе Стимулирование временем как разновидность нематериального стимулирования