Стратегические аспекты формирования конкурентных преимуществ в организации (на примере ЗАО «Тандер»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 03:45, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в исследовании стратегических аспектов формирования конкурентных преимуществ в ЗАО «Тандер».
В качестве объекта исследования выступают конкурентные преимущества ЗАО «Тандер».
Предметом исследования является процесс формирования конкурентных преимуществ ЗАО «Тандер» в долгосрочной перспективе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ состояния проблемы формирования конкурентных преимуществ с учетом стратегических аспектов.
2. Конкретизировать такие основополагающие понятия, как «стратегические аспекты», «конкурентоспособность» и «конкурентное преимущество».
3. Исследовать конкурентную позицию ЗАО «Тандер.
4. Разработать рекомендации по формированию конкурентных преимуществ ЗАО «Тандер» в долгосрочной перспективе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические аспекты формирования конкурентных преимуществ на основе стратегического
анализа 7
1.1 Стратегический анализ внутренней среды предприятия 7
1.2 Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы развития общества 17
1.3 Формирование конкурентных преимуществ объектов на основе их эксклюзивной ценности 24
1.4 Типовые факторы конкурентного преимущества различных объектов 34
Глава 2 Стратегические аспекты формирования конкурентных преимуществ ЗАО «Тандер» 44
2.1 Организационно-управленческая характеристика
ЗАО «Тандер» 44
2.2 Исследование конкурентных преимуществ ЗАО «Тандер» 52
2.3 Рекомендации по формированию конкурентных
преимуществ ЗАО «Тандер» 63
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 74
Приложение А 90

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)



 

 

Оглавление

Введение  3

Глава 1 Теоретико-методологические аспекты формирования конкурентных преимуществ на основе стратегического 
анализа 7

1.1 Стратегический анализ внутренней среды предприятия 7

1.2 Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы развития общества 17

1.3 Формирование конкурентных преимуществ объектов на основе их эксклюзивной ценности 24

1.4 Типовые факторы конкурентного преимущества различных объектов 34

Глава 2 Стратегические аспекты формирования  конкурентных преимуществ ЗАО «Тандер» 44

2.1 Организационно-управленческая  характеристика  
ЗАО «Тандер» 44

2.2 Исследование конкурентных преимуществ ЗАО «Тандер» 52

2.3 Рекомендации по формированию конкурентных  
преимуществ ЗАО «Тандер» 63

Заключение  66

Список использованных источников и литературы 74

Приложение А 90

Приложение Б 92


 

 

Введение

Современные тенденции развития экономики России характеризуются кардинальными  изменениями. Конец ХХ века обусловил  окончательный переход от административно-командной  системы управления к рыночным отношениям. Последствия такого перехода для предприятий ранее ориентированных на плановое производство были ужасающими.

Оказавшись  неготовыми к самостоятельному управлению внутренними ресурсами, предприятия  были вынуждены повышать конкурентоспособность за счет собственных методов и средств. Путем многократных проб и ошибок, а так же использования зарубежного опыта, немногим все-таки удалось остаться на плаву и даже удерживать лидирующие позиции в своих сферах.

Одной из главных  целей функционирования предприятия в условиях рыночной экономики является получение максимально возможной прибыли при минимально допустимых затратах.

Динамично развивающиеся  конкуренты и веяния научно-технического прогресса вносят свои коррективы и  оказывают не меньшее влияние на предприятие в условиях рыночной экономики. Как и в природе, на рынке выживает «сильнейший», способный наиболее быстро реагировать на изменения внешних и внутренних условий.

Одним из основных инструментов регулирования позиции  компании на рынке являются конкурентные преимущества организации, позволяющие следовать заданным курсом и соблюдать относительно устойчивого положение по отношению к конкурентам в долгосрочной перспективе.

Управление  конкурентоспособностью со стороны  предприятия означает не только придание товару тех или иных потребительских свойств, не только использование той или иной ценовой стратегии (что обычно входит в понятие управления качеством продукции), но и диктует необходимость учитывать поведение самого рынка – вести учет доходов того сегмента потребительского рынка, на котором предполагается реализовать данный товар.

Исходя из этого, можно сформулировать существующее в экономике противоречие: с одной  стороны, чтобы выжить, компаниям  необходимо развивать свои конкурентные преимущества и привлекать больше клиентов, чем у конкурентов, а с другой – в силу истории развития отечественной экономики даже лидерам отраслей сложно конкурировать с иностранными компаниями, развернувшим свой бизнес на отечественном рынке. Таким образом, основываясь на актуальности и существующем противоречии, сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске, определении и обосновании стратегических аспектов формирования  конкурентных преимуществ в организации.

Цель исследования заключается в исследовании стратегических аспектов формирования  конкурентных преимуществ в ЗАО «Тандер».

В качестве объекта  исследования выступают конкурентные преимущества ЗАО «Тандер».

Предметом исследования является процесс формирования конкурентных преимуществ ЗАО «Тандер» в долгосрочной перспективе.

В соответствии с целью были поставлены следующие  задачи:

  1. Провести теоретический анализ состояния проблемы формирования конкурентных преимуществ с учетом стратегических аспектов.
  2. Конкретизировать такие основополагающие понятия, как «стратегические аспекты», «конкурентоспособность» и «конкурентное преимущество».
  3. Исследовать конкурентную позицию ЗАО «Тандер.
  4. Разработать рекомендации по формированию конкурентных преимуществ ЗАО «Тандер» в долгосрочной перспективе.

Теоретической основой для исследования послужили работы отечественных и зарубежных специалистов в области:

– конкурентного  преимущества: М.Е. Портера [39; С. 34];

– стратегического  менеджмента: А.А. Томпсона, А.Дж. Стрикленда и Р.А. Фатхутдинова [48];

– стратегического управления: В.Р. Веснина и О.С. Виханского [7; С. 89; 9; С. 57].

Исследование  осуществлялось на базе ЗАО «Тандер».

Сочетание теоретического уровня исследования с решением задач  прикладного характера обусловило выбор комплекса теоретических  и эмпирических методов:

Теоретические методы: теоретико-методический анализ позволил сформулировать исходные позиции  исследования; понятийно-терминологический  анализ применялся для характеристики и упорядочения понятийного поля проблемы; системный подход послужил основой целостного рассмотрения проблемы.

Эмпирические  методы: изучение нормативно-правовых документов ЗАО «Тандер», исследование и обобщение эффективного управленческого  опыта формирования конкурентных преимуществ; наблюдение, сравнительно-сопоставительный анализ, статистические методы обработки информации и др.

Теоретическая значимость исследования заключается  в следующем:

– отображение  основных теоретических аспектов формирования конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе;

– выявление  и уточнение основополагающих понятий исследования: «стратегические аспекты», «конкурентоспособность», «конкурентное преимущество».

Практическая  значимость исследования заключается  в возможности использования выводов и рекомендаций выпускной квалификационной работы для оптимизации работы ЗАО «Тандер» и развитии конкурентных преимуществ.

Логика исследования определила и структуру выпускной  квалификационной работы: работа состоит  из введения, двух глав (теоретической  и практико-ориентированной), заключения, списка использованных источников

 

Глава 1 Теоретико-методологические аспекты формирования конкурентных преимуществ на основе стратегического анализа

1.1 Стратегический анализ внутренней среды предприятия

Для наиболее полного  изучения темы: «Стратегические аспекты формирования  конкурентных преимуществ в организации (на примере ЗАО «Тандер»)», необходимо определить понятийно-терминологический аппарат. Основными терминами, употребляемыми в данном случае, являются: «стратегические аспекты», «конкурентоспособность» и «конкурентное преимущество».

Первые термин «стратегические аспекты» состоит из двух частей прилагательного «стратегический» (от терм. «стратегия») и существительного «аспект». Если вторую часть понятия большинство специалистов трактуют одинаково, аспект (от лат. aspectus — вид, облик, взгляд, точка зрения) — одна из сторон рассматриваемого объекта, точка зрения, то, как он видится с определённой позиции, то с первой частью – сложнее. Прежде всего, потому, что это производная форма от термина «стратегия», и во-вторых по тому, что на сегодняшний день в стратегическом менеджменте существует огромное количество трактовок, касающихся определения «Стратегии». Однако, как же определить, какое из них наиболее оптимальное. Для этого выделим основные точки зрения отечественных и зарубежных авторов.

Изначально, многие принципы стратегии были выделены из военного дела. Сам термин «стратегия» (от греч. «Stratus» – войско, «ago» – веду) обозначает искусство разработки и осуществление боевых операций.

В конце 80-х годов ХХ века профессор Гарвардского университета Майкл Портер, обратил внимание на то, что «субститутов для стратегического планирования нет. Совершенствование качества становится бессмысленным без знания того, какое качество зависимо в каждом конкретном случае. Формирование корпоративной культуры становится бесполезным, если компания не занимается конкурентной борьбой. Предпринимательство без стратегической перспективы скорее приведет к неудаче, чем к успеху».

По его мнению, стратегия  – это создание уникальной и выгодной позиции, предусматривающей определенный набор видов деятельности.

Другой современный  специалист в области стратегического  управления Фред Р. Дэвис считает, что  «Стратегии должны эффективно капитализировать сильные стороны компании, способствовать преодолению слабых сторон, извлечению преимуществ, благодаря благоприятным внешним условиям и успешному отклонению от внешних опасностей».

Авторы работы: «Стратегический  менеджмент. Искусство разработки и  реализации стратегии» А.А. Томпсон  и А.Дж. Стрикленд подразумевают под стратегией обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании. По их мнению, стратегия – есть набор правил для принятия решений, которыми компания руководствуется в своей деятельности.

Р.А. Фатхутдинов подразумевает  под стратегией – программу, план, генеральный курс по достижению им стратегических целей в любой  области деятельности.

В.С. Ефремов понимает под определением стратегии «образ действий, обуславливающих вполне определенную и относительно устойчивую линию поведения производственно-коммерческой компании на достаточно продолжительном временном интервале».

Проанализировав точки  зрения различных авторов, можно  выделить общие и наиболее важные аспекты понятия «стратегия»:

Стратегия – это система  приоритетов, включающая в создание и удержание конкурентных преимуществ  на рынке, своеобразная «модель действий», необходимых для достижения поставленных целей и задач путем координации  и распределения ресурсов на рынке  товаров и услуг. Стратегия определяет приоритетные цели развития компании и представляет собой совокупность взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам целевых программ, отдельных проектов и программных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных социально-экономических проблем. Таким образом, стратегия должна базироваться на глубоком понимании потребительских запросов и прогнозировании вероятной динамики поведения заказчика, а так же возможностей и намерений конкурентов.

Суть следующего термина «конкурентоспособность» полностью раскрывает, на первый взгляд простое, но в то же время емкое, определение: «конкурентоспособность» – способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях, используя определенные преимущества

Для установления корректной трактовки понятия «Конкурентное  преимущество» воспользуемся ключевыми  определениями и выделим наиболее обобщенные представления о смысле этого определения (таблица 1).

Таблица 1

Современные трактовки  понятия «Конкурентное преимущество»

Автор трактовки

Трактовка понятия

Доминанта в трактовке

Википедия

Более выгодное положение фирмы  в ситуациях риска, относительно конкурирующих организаций

Выгодное положение

А. Булатов

Ценовые, качественные и другие характеристики продукции предприятия, которые выгодно отличают его от конкурентов и обеспечивают устойчивое положение на рынке

Отличительные характеристики

«Малый экономический глоссарий»

Активы и характеристики фирмы (оборудование, позволяющее экономить  затраты; торговые марки на технически прогрессивную продукцию, права собственности на сырье, материалы и т.д.) делающей ей преимущества над соперниками в условиях конкуренции

Активы и характеристики фирмы

Т,Тультаев

Наличие у фирмы товара, лучшего  по качеству, чем у конкурента, и пользующегося большим спросом

Лучший товар

     
 

Продолжение таблицы 1

А.М. Долгоруков

Ситуация, когда одна из компаний сумела идентифицировать рынок и рыночную нишу, в которой она получает ценовые  преимущества или достигает меньшего, в сравнении с соперниками уровня издержек

Ситуация фокусирования


 

Сопоставив ключевые определения и выделив доминанты  в трактовках, можно сформулировать наиболее обобщенное понятие термина  «Конкурентное преимущество».

Конкурентное преимущество – это выгода применения некоторой уникальной, создающей потребительскую ценность, стратегии, основанной на уникальной комбинации внутрифирменных ресурсов и способностей, которые не могут быть скопированы конкурентами.

Информация о работе Стратегические аспекты формирования конкурентных преимуществ в организации (на примере ЗАО «Тандер»)