Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 03:45, дипломная работа
Цель исследования заключается в исследовании стратегических аспектов формирования конкурентных преимуществ в ЗАО «Тандер».
В качестве объекта исследования выступают конкурентные преимущества ЗАО «Тандер».
Предметом исследования является процесс формирования конкурентных преимуществ ЗАО «Тандер» в долгосрочной перспективе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ состояния проблемы формирования конкурентных преимуществ с учетом стратегических аспектов.
2. Конкретизировать такие основополагающие понятия, как «стратегические аспекты», «конкурентоспособность» и «конкурентное преимущество».
3. Исследовать конкурентную позицию ЗАО «Тандер.
4. Разработать рекомендации по формированию конкурентных преимуществ ЗАО «Тандер» в долгосрочной перспективе.
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические аспекты формирования конкурентных преимуществ на основе стратегического
анализа 7
1.1 Стратегический анализ внутренней среды предприятия 7
1.2 Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы развития общества 17
1.3 Формирование конкурентных преимуществ объектов на основе их эксклюзивной ценности 24
1.4 Типовые факторы конкурентного преимущества различных объектов 34
Глава 2 Стратегические аспекты формирования конкурентных преимуществ ЗАО «Тандер» 44
2.1 Организационно-управленческая характеристика
ЗАО «Тандер» 44
2.2 Исследование конкурентных преимуществ ЗАО «Тандер» 52
2.3 Рекомендации по формированию конкурентных
преимуществ ЗАО «Тандер» 63
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 74
Приложение А 90
Оглавление
Введение 3 |
Глава 1 Теоретико-методологические аспекты формирования
конкурентных преимуществ на основе стратегического |
1.1 Стратегический анализ внутренней среды предприятия 7 |
1.2 Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы развития общества 17 |
1.3 Формирование конкурентных преимуществ объектов на основе их эксклюзивной ценности 24 |
1.4 Типовые факторы конкурентного преимущества различных объектов 34 |
Глава 2 Стратегические аспекты формирования конкурентных преимуществ ЗАО «Тандер» 44 |
2.1 Организационно-управленческая
характеристика |
2.2 Исследование конкурентных преимуществ ЗАО «Тандер» 52 |
2.3 Рекомендации по формированию конкурентных |
Заключение 66 |
Список использованных источников и литературы 74 |
Приложение А 90 |
Приложение Б 92 |
Введение
Современные тенденции развития экономики России характеризуются кардинальными изменениями. Конец ХХ века обусловил окончательный переход от административно-командной системы управления к рыночным отношениям. Последствия такого перехода для предприятий ранее ориентированных на плановое производство были ужасающими.
Оказавшись неготовыми к самостоятельному управлению внутренними ресурсами, предприятия были вынуждены повышать конкурентоспособность за счет собственных методов и средств. Путем многократных проб и ошибок, а так же использования зарубежного опыта, немногим все-таки удалось остаться на плаву и даже удерживать лидирующие позиции в своих сферах.
Одной из главных целей функционирования предприятия в условиях рыночной экономики является получение максимально возможной прибыли при минимально допустимых затратах.
Динамично развивающиеся конкуренты и веяния научно-технического прогресса вносят свои коррективы и оказывают не меньшее влияние на предприятие в условиях рыночной экономики. Как и в природе, на рынке выживает «сильнейший», способный наиболее быстро реагировать на изменения внешних и внутренних условий.
Одним из основных инструментов регулирования позиции компании на рынке являются конкурентные преимущества организации, позволяющие следовать заданным курсом и соблюдать относительно устойчивого положение по отношению к конкурентам в долгосрочной перспективе.
Управление конкурентоспособностью со стороны предприятия означает не только придание товару тех или иных потребительских свойств, не только использование той или иной ценовой стратегии (что обычно входит в понятие управления качеством продукции), но и диктует необходимость учитывать поведение самого рынка – вести учет доходов того сегмента потребительского рынка, на котором предполагается реализовать данный товар.
Исходя из этого, можно сформулировать существующее в экономике противоречие: с одной стороны, чтобы выжить, компаниям необходимо развивать свои конкурентные преимущества и привлекать больше клиентов, чем у конкурентов, а с другой – в силу истории развития отечественной экономики даже лидерам отраслей сложно конкурировать с иностранными компаниями, развернувшим свой бизнес на отечественном рынке. Таким образом, основываясь на актуальности и существующем противоречии, сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске, определении и обосновании стратегических аспектов формирования конкурентных преимуществ в организации.
Цель исследования заключается в исследовании стратегических аспектов формирования конкурентных преимуществ в ЗАО «Тандер».
В качестве объекта исследования выступают конкурентные преимущества ЗАО «Тандер».
Предметом исследования является процесс формирования конкурентных преимуществ ЗАО «Тандер» в долгосрочной перспективе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Теоретической основой для исследования послужили работы отечественных и зарубежных специалистов в области:
– конкурентного преимущества: М.Е. Портера [39; С. 34];
– стратегического менеджмента: А.А. Томпсона, А.Дж. Стрикленда и Р.А. Фатхутдинова [48];
– стратегического управления: В.Р. Веснина и О.С. Виханского [7; С. 89; 9; С. 57].
Исследование осуществлялось на базе ЗАО «Тандер».
Сочетание теоретического
уровня исследования с решением задач
прикладного характера
Теоретические методы: теоретико-методический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследования; понятийно-терминологический анализ применялся для характеристики и упорядочения понятийного поля проблемы; системный подход послужил основой целостного рассмотрения проблемы.
Эмпирические методы: изучение нормативно-правовых документов ЗАО «Тандер», исследование и обобщение эффективного управленческого опыта формирования конкурентных преимуществ; наблюдение, сравнительно-сопоставительный анализ, статистические методы обработки информации и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
– отображение основных теоретических аспектов формирования конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе;
– выявление и уточнение основополагающих понятий исследования: «стратегические аспекты», «конкурентоспособность», «конкурентное преимущество».
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования выводов и рекомендаций выпускной квалификационной работы для оптимизации работы ЗАО «Тандер» и развитии конкурентных преимуществ.
Логика исследования определила и структуру выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практико-ориентированной), заключения, списка использованных источников
Глава 1 Теоретико-методологические аспекты формирования конкурентных преимуществ на основе стратегического анализа
1.1 Стратегический анализ внутренней среды предприятия
Для наиболее полного изучения темы: «Стратегические аспекты формирования конкурентных преимуществ в организации (на примере ЗАО «Тандер»)», необходимо определить понятийно-терминологический аппарат. Основными терминами, употребляемыми в данном случае, являются: «стратегические аспекты», «конкурентоспособность» и «конкурентное преимущество».
Первые термин «стратегические аспекты» состоит из двух частей прилагательного «стратегический» (от терм. «стратегия») и существительного «аспект». Если вторую часть понятия большинство специалистов трактуют одинаково, аспект (от лат. aspectus — вид, облик, взгляд, точка зрения) — одна из сторон рассматриваемого объекта, точка зрения, то, как он видится с определённой позиции, то с первой частью – сложнее. Прежде всего, потому, что это производная форма от термина «стратегия», и во-вторых по тому, что на сегодняшний день в стратегическом менеджменте существует огромное количество трактовок, касающихся определения «Стратегии». Однако, как же определить, какое из них наиболее оптимальное. Для этого выделим основные точки зрения отечественных и зарубежных авторов.
Изначально, многие принципы стратегии были выделены из военного дела. Сам термин «стратегия» (от греч. «Stratus» – войско, «ago» – веду) обозначает искусство разработки и осуществление боевых операций.
В конце 80-х годов ХХ века профессор Гарвардского университета Майкл Портер, обратил внимание на то, что «субститутов для стратегического планирования нет. Совершенствование качества становится бессмысленным без знания того, какое качество зависимо в каждом конкретном случае. Формирование корпоративной культуры становится бесполезным, если компания не занимается конкурентной борьбой. Предпринимательство без стратегической перспективы скорее приведет к неудаче, чем к успеху».
По его мнению, стратегия – это создание уникальной и выгодной позиции, предусматривающей определенный набор видов деятельности.
Другой современный специалист в области стратегического управления Фред Р. Дэвис считает, что «Стратегии должны эффективно капитализировать сильные стороны компании, способствовать преодолению слабых сторон, извлечению преимуществ, благодаря благоприятным внешним условиям и успешному отклонению от внешних опасностей».
Авторы работы: «Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии» А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд подразумевают под стратегией обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании. По их мнению, стратегия – есть набор правил для принятия решений, которыми компания руководствуется в своей деятельности.
Р.А. Фатхутдинов подразумевает под стратегией – программу, план, генеральный курс по достижению им стратегических целей в любой области деятельности.
В.С. Ефремов понимает под определением стратегии «образ действий, обуславливающих вполне определенную и относительно устойчивую линию поведения производственно-коммерческой компании на достаточно продолжительном временном интервале».
Проанализировав точки зрения различных авторов, можно выделить общие и наиболее важные аспекты понятия «стратегия»:
Стратегия – это система
приоритетов, включающая в создание
и удержание конкурентных преимуществ
на рынке, своеобразная «модель действий»,
необходимых для достижения поставленных
целей и задач путем
Суть следующего термина «конкурентоспособность» полностью раскрывает, на первый взгляд простое, но в то же время емкое, определение: «конкурентоспособность» – способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях, используя определенные преимущества
Для установления
корректной трактовки понятия «
Таблица 1
Современные трактовки понятия «Конкурентное преимущество»
Автор трактовки |
Трактовка понятия |
Доминанта в трактовке |
Википедия |
Более выгодное положение фирмы в ситуациях риска, относительно конкурирующих организаций |
Выгодное положение |
А. Булатов |
Ценовые, качественные и другие характеристики продукции предприятия, которые выгодно отличают его от конкурентов и обеспечивают устойчивое положение на рынке |
Отличительные характеристики |
«Малый экономический |
Активы и характеристики фирмы (оборудование, позволяющее экономить затраты; торговые марки на технически прогрессивную продукцию, права собственности на сырье, материалы и т.д.) делающей ей преимущества над соперниками в условиях конкуренции |
Активы и характеристики фирмы |
Т,Тультаев |
Наличие у фирмы товара, лучшего по качеству, чем у конкурента, и пользующегося большим спросом |
Лучший товар |
Продолжение таблицы 1 | ||
А.М. Долгоруков |
Ситуация, когда одна из компаний сумела идентифицировать рынок и рыночную нишу, в которой она получает ценовые преимущества или достигает меньшего, в сравнении с соперниками уровня издержек |
Ситуация фокусирования |
Сопоставив ключевые
определения и выделив
Конкурентное преимущество – это выгода применения некоторой уникальной, создающей потребительскую ценность, стратегии, основанной на уникальной комбинации внутрифирменных ресурсов и способностей, которые не могут быть скопированы конкурентами.