Стратегические аспекты формирования конкурентных преимуществ в организации (на примере ЗАО «Тандер»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 03:45, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в исследовании стратегических аспектов формирования конкурентных преимуществ в ЗАО «Тандер».
В качестве объекта исследования выступают конкурентные преимущества ЗАО «Тандер».
Предметом исследования является процесс формирования конкурентных преимуществ ЗАО «Тандер» в долгосрочной перспективе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ состояния проблемы формирования конкурентных преимуществ с учетом стратегических аспектов.
2. Конкретизировать такие основополагающие понятия, как «стратегические аспекты», «конкурентоспособность» и «конкурентное преимущество».
3. Исследовать конкурентную позицию ЗАО «Тандер.
4. Разработать рекомендации по формированию конкурентных преимуществ ЗАО «Тандер» в долгосрочной перспективе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические аспекты формирования конкурентных преимуществ на основе стратегического
анализа 7
1.1 Стратегический анализ внутренней среды предприятия 7
1.2 Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы развития общества 17
1.3 Формирование конкурентных преимуществ объектов на основе их эксклюзивной ценности 24
1.4 Типовые факторы конкурентного преимущества различных объектов 34
Глава 2 Стратегические аспекты формирования конкурентных преимуществ ЗАО «Тандер» 44
2.1 Организационно-управленческая характеристика
ЗАО «Тандер» 44
2.2 Исследование конкурентных преимуществ ЗАО «Тандер» 52
2.3 Рекомендации по формированию конкурентных
преимуществ ЗАО «Тандер» 63
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 74
Приложение А 90

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

В систему законодательства входят: конкурентное право, экологическое  право, Гражданский кодекс, Налоговый  кодекс, таможенная система, трудовое право и др.

На современном этапе  мирового развития конкуренция как  движущая сила вынуждает производителей товаров постоянно искать новые  пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. В  связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема – экономия ресурсов у потребителей товаров за счет упрощения конструкции и повышения качества товаров и управления всеми процессами.

По степени интенсивности  конкуренция может быть:

  • привлекательной, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;
  • умеренной, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;
  • ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента;
  • ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглощает, уничтожает либо изгоняет субъект из данного сегмента.

Формы конкуренции:

  • предметная – конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность;
  • функциональная – конкуренция между товарами (объектами)-заменителями;
  • личностная.

Методы конкуренции:

  • на основе повышения качества товара (неценовая);
  • на основе критерия повышения качества сервиса потребителей товара;
  • на основе снижения цены (ценовая);
  • на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара;
  • на основе повышения качества процессов управления;
  • на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

Конкуренция может происходить  на следующих уровнях:

  • местном (в группе, отделе, организации и т.п.);
  • региональном (районе, городе, области и т.п.);
  • национальном (в стране);
  • межнациональном (в нескольких странах);
  • глобальном (в мировом масштабе, без конкретно определенных стран).

Рынок: 1) место купли-продажи  товаров и услуг, заключения торговых сделок; 2) экономические отношения, связанные с обменом товаров  и услуг, в результате которых  формируются спрос, предложение и цена. Структура рынков чрезвычайно многообразна. По виду продаваемого товара выделяют рынки сырья, материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы. По масштабам охвата территории различают мировые, зональные, региональные, страновые рынки, а применительно к каждой стране – внутренние и внешние рынки. Различают также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки. Рынки ценных бумаг, недвижимости и др. делят на первичные и вторичные, на которых происходит перепродажа ценных бумаг.

Понятие «рынок» мы будем  интерпретировать следующим образом. Рынок – условное место купли-продажи конкретного вида товара, заключения торговых сделок, которые осуществляются в определенных по интенсивности условиях конкуренции, с соблюдением этических и правовых норм и правил. Рынок может быть совершенным и несовершенным. Модель совершенного рынка основана на предположении, что все участники торговых сделок действуют, руководствуясь исключительно экономико-правовыми и этическими принципами. Кроме того, для совершенного рынка характерны следующие условия:

  • все товары данного вида объективно однородны в отношении их качества, внешнего вида и упаковки, и цена однозначно сопоставима с определенным товаром;
  • условия конкурентной борьбы одинаковы для всех продавцов и покупателей, отсутствуют какие-либо предпочтения пространственного, личностного и временного характера;
  • прозрачность рынка: продавцы и покупатели имеют возможность полного обзора рынка, получения достаточной информации о всех обстоятельствах ведения сделок (ценах, скидках, качестве товара, условиях поставки и платежей).

Характеристика различных форм рынков приведена в таблице 2, в которой формы монополистической конкуренции, олигополии и монополии относятся к несовершенной конкуренции.

Таблица 2

Характеристика различных форм рынков

Параметры (признаки рынка)

Формы рынков

Совершенная,

или чистая конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия

1.Количество производителей (продавцов) 

Много

Много, но товар каждого из них  имеет существенные отличия

Мало (2-8)

Один 

2. Количество покупателей

Много

То же

Два и более

Один или несколько

3. Сила конкуренции

Очень сильная 

Сильная

Слабая 

Отсутствует

4. Доли на рынке 

Малые

Малые

Большие

Весь рынок

5. Доступ к рынку

Открыт 

Затруднен

Затруднен

Блокирован 

6. Объем продаж

Определяется конкурентоспособностью и спросом на товар

Определяется конкурентоспособность, спросом и сговором участников

Определяется спросом, конкурентоспособностью и сговором участников

Определяется спросом

7. Политика ценообразования

На основе закона спроса и предложени

На основе спроса и конкурентоспособности

Определяется спросом и конкурентоспособности 

Определяется производителем (продавцом)

         

Продолжение таблицы 2

8. Роль качества в конкуренции

Очень высокая 

Очень высокая

Высокая

Определяется ситуацией

9. Роль рекламы в продвижении  товара

Высокая

Высокая

Очень высокая

Определяется ситуацией

10. Норма прибыли производителя  (ориентировочно)

Незначительная

2-8%

8-20%

Более 20%

11.Эффектив-ность использования  ресурсов

Очень высокая

Высокая

Средняя

Низкая


 

Варианты изменения  конкуренции между фирмами, как известно, следующие:

  • конкуренция усиливается с увеличением количества соперничающих фирм;
  • конкуренция усиливается, когда крупные фирмы присоединяют другую фирму и принимают решительные меры по выводу ее в лидеры;
  • конкуренция сильная, когда спрос на товар растет медленно;
  • конкуренция усиливается, когда условия хозяйствования в отрасли толкают фирму на снижение цены или на применение других средств увеличения объема продаж;
  • конкуренция усиливается, когда затраты покупателей при переходе с потребления одной марки на другие невелики;
  • конкуренция усиливается, когда одна или несколько фирм не удовлетворены своей долей рынка;
  • конкуренция усиливается пропорционально росту прибыли от успешных стратегических решений;
  • конкуренция усиливается, когда затраты на выход из рынка велики, высоки барьеры;
  • ход конкуренции предсказуем, когда стратегии, ресурсы, организационные особенности, миссии фирм различаются в значительной мере и открыты большинству.

Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:

  • размер рынка;
  • темпы роста рынка – быстрый рост облегчает проникновение на рынок;
  • мощности – излишние мощности приводят к падению цен;
  • препятствия для входа или выхода из рынка защищают позицию фирмы, их отсутствие делает рынки уязвимыми для проникновения туда неконкурентных новичков;
  • цена;
  • уровень стандартизации товаров – покупатели имеют преимущество, так как им легко переключиться с одного товара на другой;
  • мобильные технологические модули;
  • требования к размерам необходимых капитальных вложений – жесткие требования повышают риск, создают дополнительные барьеры входа-выхода;
  • вертикальная интеграция повышает требования к размерам капитала, приводит к сильным различиям в конкурентоспособности и затратах на производство интегрированных, частично интегрированных и неинтегрированных фирм;
  • экономия на масштабе – увеличивает долю рынка, необходимую для достижения конкурентоспособности товара;
  • быстрое обновление ассортимента продукции.

Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся  степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке.

Конкурентоспособность может быть стратегической (на стадии стратегического маркетинга) и фактической.

Европейский форум по проблемам управления определил, что  «конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможности  фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов». Недостаток этого определения заключается в том, что оно касается только товара и учитывает только ценовые и неценовые факторы.

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению  к конкретному рынку либо к  конкретной группе потребителей, формируемой  по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране [28; С. 56-87].

1.3 Формирование конкурентных преимуществ объектов на основе их эксклюзивной ценности

Ценность – это  нечто особенное или необходимое, то, чем система владеет (содержит в себе), стремится сохранить либо иметь в будущем. Например, здоровье, талант, профессионализм, организованность, владение новшеством, известная торговая марка и т.п.

Конкурентное преимущество системы – какая-либо эксклюзивная ценность, которой обладает система  и которая дает ей превосходство  перед конкурентами.

Ценность можно классифицировать по следующим признакам:

  • система, которой присуща ценность для реализации конкурентного преимущества, − биологическая, социальная, производственная, техническая;
  • вид ценностей – материальные, нематериальные, денежные, социальные, культурные, духовные, природно-климатические, политические;
  • содержание ценностей – качественные, стоимостные, поведенческие, синергетические;
  • источник или основа происхождения ценностей – объективные и субъективные;
  • способ существования ценностей – реальные и виртуальные;
  • сущность ценностей – базисные (радикальные новшества, высокая квалификация персонала, высокая организованность системы управления и т.п.) и второстепенные (ординарные новшества, дешевые трудовые ресурсы, освоенная рыночная инфраструктура активы и т.п.);
  • динам<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 14pt; text-decora

Информация о работе Стратегические аспекты формирования конкурентных преимуществ в организации (на примере ЗАО «Тандер»)