Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 14:50, реферат
Целью написания работы является исследование стратегических решений в деятельности организации.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
- изучить понятие и сущность стратегических решений, их роль и значение в стратегическом процессе;
- дать сравнительную характеристику стратегических решений с оперативными решениями;
Введение 3
1 Теоретические основы стратегических решений в деятельности предприятия 5
1.1 Понятие и сущность стратегических решений, роль и значение в стратегическом процессе 5
1.2 Сравнительная характеристика стратегических решений с оперативными решениями 7
2 Теоретические основы формирования механизмов принятия стратегических решений в организации 10
2.1 Технология подготовки и организация принятия стратегического решения 10
2.2 Методологические основы принятия стратегических решений 14
2.3 Виды стратегий принятия решений 17
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы стратегических решений в деятельности предприятия 5
1.1 Понятие и сущность стратегических решений, роль и значение в стратегическом процессе 5
1.2 Сравнительная характеристика стратегических решений с оперативными решениями 7
2 Теоретические основы формирования механизмов принятия стратегических решений в организации 10
2.1 Технология подготовки и организация принятия стратегического решения 10
2.2 Методологические основы принятия стратегических решений 14
2.3 Виды стратегий принятия решений 17
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Введение
Для любой организации, работающей на рынке, создание условий для эффективной деятельности и обеспечение непрерывности развития – одна из основных проблем. В зависимости от складывающихся внешних и внутренних условий деятельности эта проблема решается различными организациями по-разному, но в основе ее лежит трудоемкая аналитическая работа по созданию, реализации и поддержанию конкурентных преимуществ. Именно это определяет все возрастающую роль стратегического подхода к управлению.
Стратегическое управление – это область деятельности высшего руководства организации, главная обязанность которого состоит в определении предпочтительных направлений и траекторий развития организации, постановке целей, распределении ресурсов и всего того, что дает организации конкурентные преимущества.
Стратегическое управление – практика сознательного и постоянного совершенствования организации, и искусство принятия решения является главным при выполнении этой задачи.
Актуальность темы исследования
заключается в том, что современный
стратегический менеджмент обеспечивает
согласование целей и возможностей
предприятия с интересами всех заинтересованных
в его деятельности сторон. Он предполагает
не только определение генерального
курса развития предприятия и
организацию дела на этой основе, но
и повышение мотивации, заинтересованности
всех работников в его реализации.
Это предполагает постановку нового
комплекса процессов, отражающих приоритетность
целей и динамики развития, обеспечения
своевременности решений и
Принятие и разработка стратегических решений в последнее время в целом приобретает все большее значение. Это касается вопросов приоритетности решаемых проблем, определения структуры фирмы, обоснованности капиталовложений, координации и интеграции стратегий, разрабатываемых производственными отделениями.
Необходимость принятия решения возникает на всех этапах стратегического управления и объединяет всех участников управленческой деятельности.
Принятие решения –
выбор действий, направленных на решение
проблемы или извлечения выгоды из
представившейся возможности. Процесс
принятия решений довольно точно
отражает реально существующие проблемы,
отношения и связи, сложившиеся
в организации, а непрерывная
последовательность принимаемых решений
характеризует непрерывность
Целью написания работы является исследование стратегических решений в деятельности организации.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
- изучить понятие и
сущность стратегических
- дать сравнительную
- исследовать технологию разработки и реализации стратегических решений.
Стратегический менеджмент можно определить как совокупность основополагающих решений, призванных обеспечить соответствие фирмы среде ее развития (и, следовательно, жизнеспособность предприятия в достаточно длительной перспективе).
Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.
Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности проблемы за счет ее решения, т. е. приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.
Примерами решений стратегического типа служат, в частности, выбор рынков и круга производимых товаров, масштабов и географии деятельности, способов ведения конкуренции и деловых партнеров, источников снабжения материалами и концепции маркетинга, технологий и структуры производственных возможностей, организационной структуры, правовой формы и системы управления (включая подбор и воспитание руководителей нужных типов), формирование адекватной организационной культуры и т.п.
Перечисленные решения взаимосвязаны. Допустим, что из-за изменений в спросе и других окружающих условий фирма вынуждена сформулировать заново стратегию "продукты - рынки". Само собой разумеется, что и новая стратегия должна соответствовать деловым возможностям фирмы - структуре производственных мощностей, составу и качеству персонала, потенциалу службы исследований и разработок, доступным каналам сбыта, особым навыкам, являющимся источником конкурентоспособности, и пр. (при том, что во всех этих аспектах, быть может, тоже неизбежны серьезные сдвиги). Всякая стратегия есть в этом смысле реакция организации на внешние условия, но реакция не произвольная, а ограниченная компетентностью и конкурентоспособностью предприятия, а также имеющимися в его распоряжении средствами.
Далее, новая деловая стратегия
может привести к реорганизации
фирмы и к реконструкции
В конечном счете, о качестве стратегического управления судят по степени, в которой оно обеспечивает равновесие организации с внешней средой, а также внутренние сбалансированность и устойчивость самой фирмы. Одновременно это один из ключевых факторов конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также успешного выполнения им разнообразных требований, которые предъявляют к современной фирме ее многочисленные соучастники-потребители, инвесторы, менеджеры, исполнительный персонал, профсоюзы, хозяйственные контрагенты, государственные структуры, заинтересованные общественные движения и пр.
Определение стратегических
решений как основополагающих означает,
что существуют также и нестратегические
решения - текущие или оперативные.
Это деление является для менеджмента
фундаментальным. В то же время оно
не может быть строгим и зависит
скорее от контекста. Скажем, решение
о найме рядового сотрудника не является
стратегическим. С другой стороны, найм
руководителя высокого ранга или
приглашение исследователя
В качестве существенных признаков стратегических решений можно отметить следующие моменты: они зачастую уникальны и выступают в форме предпринимательских инициатив; принимаются сравнительно редко и без выраженной периодичности; относительно долгосрочны; сконцентрированы в большей степени на проблемах взаимодействия фирмы с ее будущим окружением; многоаспектны; основываются на неполной, неточной и сильно обобщенной информации и, следовательно, сопряжены с высокими неопределенностью и незнанием, а также с существенными рисками.
Текущие решения противоположны
по своим характеристикам: они более
стандартны и повторяемы; принимаются
достаточно регулярно; более краткосрочны;
связаны преимущественно с
Сами по себе стратегические решения и выбор определенной стратегии не являются чем-то принципиально новым: испокон века хороший руководитель должен был мыслить и действовать в соответствии с изменениями окружающих условий, как, бы предвосхищая грядущие опасности и возможности и своевременно проводя необходимые преобразования. Вместе с тем появление систематического стратегического менеджмента датируется лишь 50 - 70 гг. прошедшего столетия и считается продуктом развития западной (в первую очередь американской) практики и теории управления крупными корпорациями.
1.2 Сравнительная характеристика стратегических решений с оперативными решениями
Рассмотрим основные характеристики стратегических решений. Их можно выделить девять:
1) отражающие точку зрения руководства, на что должна быть похожа организация и чем она должна заниматься;
2) призванные оказать
содействие организации в
3) принимающие также во
внимание собственные ресурсы
организации и содействующие
обеспечению точных
4) включающие представление о большом изменении в системе работы организации;
5) чрезвычайно сложные,
включающие различные степени
неопределенности; они подразумевают,
что организация должна делать
допущения о предстоящих
6) требующие всестороннего
подхода к управлению
7) имеющие дальний прицел;
они подразумевают длительные
перспективы и имеют
8) причастные к оценкам
и ожиданиям ключевых
9) серьезно воздействующие
на ресурсы и оперативную
Представленные характеристики достаточно ясно показывают, чем отличаются стратегические решения от оперативных.
В таблице 1 представлены отличия стратегические решения от оперативных.
Таблица 1
Отличия стратегических решений от оперативных
Стратегические решения |
Оперативные решения |
По природе долгосрочны |
По природе краткосрочны |
Относятся к предприятию в целом |
Концентрируются на оперативной деятельности предприятия |
Используют информацию, полученную
в условиях высокой степени |
Используют оперативную информацию, которая, вероятно, более точна
|
Результат сложно предугадать |
Проще предсказать результат |
Принятие стратегических решений не сводится просто к выдвижению, оценке и отбору вариантов. Этот процесс проходит в условиях нестабильности внешней среды, что накладывает определенные ограничения и создает трудности для планирования и повышает опасность риска. Боумен и Эш (1987) приводят следующие соображения, определяющие сложность принятия решений, предопределяющие возникновение недостатков стратегических планов:
• динамичный характер внешнего окружения быстро обесценивает корпоративные планы многих фирм, за исключением тех случаев, когда они сформулированы в самых общих терминах;
• информацию невозможно получить в том количестве и того качества, которые требуются для выполнения всестороннего анализа внутреннего и внешнего окружения или для того, чтобы провести исчерпывающее исследование альтернативных стратегий;
• лица, принимающие решения, в состоянии охватить весьма ограниченную и упрощенную совокупность взаимосвязанных переменных. Фактически они осознанно упрощают сложность проблемы, используя, например, разделение ее на отдельные управляемые части и затем рассматривая их последовательно;
• систематические формализованные процедуры планирования могут исключить появление радикальных «диссидентских», но потенциально плодотворных идей;
• там, где корпоративный план составляется специалистами по планированию, рядовые менеджеры (которые должны исполнять его) часто проявляют недовольство относительно решений, в принятии которых они не участвовали. Кроме того, сотрудники плановых отделов часто не имеют доступа к жизненно важной информации, которой владеют рядовые менеджеры;
• проблемы часто возникают при введении нового процесса корпоративного планирования. Если энергично отстаиваются несколько так называемых универсальных методов управления (например, управление по целям, кружки качества, управление по отклонениям), то при подготовке новой системы планирования; скорее всего, будет уделяться недостаточно внимания, как развитию организации, так и развитию методов управления.
Эти соображения могут стать основой для объяснения того факта, что даже в достаточно крупных организациях часто не существует определенных процедур формального стратегического планирования и структур, ответственных за этот процесс. Иногда корпорации определяют границы стратегического планирования, полагая, что распространять его на все сферы деятельности нецелесообразно с точки зрения экономии управленческих ресурсов. Так, например, корпорация McDonald (1989) в своем справочнике по планированию маркетинга полагает, что объем формального планирования определяется степенью диверсификации рынка и размером организации. Небольшие организации, работающие с одним товаром, в меньшей мере применяют методы формального планирования, а большие организации, расширяющие свой рынок, в большей. Многочисленные бесприбыльные, благотворительные, муниципальные и другие подобные организации или не испытывают потребности, или не имеют практики формального стратегического планирования. Но это не означает, что они не рассматривают стратегии собственного развития и не разрабатывают путей их осуществления. Просто они часто действуют ситуативно, разрабатывая для конкретных обстоятельств своего существования во внешней среде методы, которые считаются наиболее приемлемыми для данной организации в данной конкретной обстановке. Однако в государственных организациях, даже узкоспециализированных в своей деятельности, существуют в высокой степени формализованные системы планирования.