Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:13, курсовая работа
В данной работе сделана попытка обобщить имеющиеся представления о стратегическом анализе, раскрыть его сущность, основные задачи, методы, функции и отличительные особенности.
Введение…………………………………………………………………. 3 стр.
Основы стратегического анализа………………………………………. 5 стр.
Основные принципы…………………………...…………………….... 8 стр.
Цели и задачи………………………………………………................ 10 стр.
Методы………………………………………………….…………….. 13 стр.
Технология стратегического анализа……………………………….... 16 стр.
Анализ внешней среды……………………………………………..... 16 стр.
Анализ финансов…………………………………………………...... 17 стр.
Анализ рынка……………………………………………………...…. 18 стр.
Анализ клиентов……………………………...…………………….. 19 стр.
Анализ бизнес-процессов…………………………………………..... 21 стр.
Анализ стратегических показателей………………………………... 22 стр.
Заключение……………………………………………………………. 23 стр.
Список использованной литературы…………………….… 24 стр.
2
Министерство образования и науки РФ
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Стратегический анализ в организации»
Выполнил(а) студент(ка) _II_ курса
Специальность менеджмент организации
Ф. И. О.
Проживающий(ая) по адресу:
,
с.
Обучающий(ая)ся в
Курсовая работа выполнена « » 2008 г.
Подпись студента
____________________________
Курск 2008 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Основы стратегического анализа………………………………………. 5 стр.
1.1. Основные принципы…………………………...…………………….
1.2. Цели и задачи………………………………………………......
1.3. Методы………………………………………………….…………
2. Технология стратегического анализа……………………………….... 16 стр.
2.1. Анализ внешней среды……………………………………………..... 16 стр.
2.2. Анализ финансов…………………………………………………...
2.3. Анализ рынка……………………………………………………...…. 18 стр.
2.4. Анализ клиентов……………………………...……………………
2.5. Анализ бизнес-процессов……………………………………
2.6. Анализ стратегических показателей………………………………... 22 стр.
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………….… 24 стр.
Введение
Стратегическое управление организацией для российской экономики – новое, непривычное явление. Необходимость в нем появилась в ходе осуществляемых в стране политических и экономических преобразований, результатом которых стал переход от плановой экономики с ее централизованным управлением целыми отраслями производства к рыночной экономике, в которой организации и предприятия различных форм собственности получили полную хозяйственную самостоятельность.
Стратегическое управление проявляет себя через определенные функции, среди которых важное место занимает стратегический анализ.
Процесс принятия решений содержит три этапа: информационное обеспечение, аналитическое обеспечение и сам акт принятия решений. Задача стратегического анализа состоит в том, чтобы из различного рода данных, порой весьма разрозненных, отражающих отдельные явления и факты, составить общую, целостную картину состояния организации, выявить присущие тенденции ее развития и закономерности и предоставить объективный информационный материал для принятия наиболее правильных решений.
Под управлением вообще понимается целенаправленное воздействие на объект управления с целью его перевода в новое состояние или поддержания в установившемся режиме.
Возможны два механизма воздействия: стихийный и сознательный. В первом случае управляющее воздействие формируется как усредненный результат различных, нередко противодействующих друг другу сил. Такое воздействие происходит без вмешательства людей, а если человек и пытается повлиять на объект управления, то безуспешно. В социально-экономических системах к этому механизму управления относятся рыночные отношения. Сознательные факторы управления воздействуют на объекты управления целенаправленно.
В зависимости от преследуемой цели управление подразделяется на оперативное, тактическое и стратегическое.
Предпосылкой к осмыслению роли и задач стратегического управления послужило, с одной стороны, бурное промышленное и экономическое развитие передовых стран Европы и США, а с другой – широкое проникновение в практическую деятельность человека высоких интеллектоемких технологий. К числу таких технологий относятся и технологии управления набирающими силу и становящимися все более мощными организациями.
Стратегическое управление оформлялось в самостоятельный раздел науки об управлении, сам термин «стратегическое управление» появился лишь в 60 – 70-х годах XX века.
Для отечественной теории и практики стратегический анализ является новым явлением. В научной литературе практически отсутствуют публикации в этой области.
В данной работе сделана попытка обобщить имеющиеся представления о стратегическом анализе, раскрыть его сущность, основные задачи, методы, функции и отличительные особенности.
1. Основы стратегического анализа
Революционную роль в совершенствовании технологий управления организацией, в том числе стратегического, сыграло появление компьютерных технологий и разнообразных систем поддержки принятия решений, интегрированных систем управления предприятием, автоматизированных расчетов экономической эффективности проектов.
Сегодня «стратегия» является одним из основных понятий науки об управлении. Стратегическое управление – это не только установление параметров будущего состояния организации, но и прежде всего обеспечение возможности принятия эффективных стратегических решений сегодня, нацеленных на достижение выбранных целей.
Специалисты в области стратегического управления выделяют семь взаимосвязанных управленческих процессов, которые логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. В этом заключена важная особенность структуры стратегического управления. Схематически структура стратегического управления изображена на Рис. 1.
Анализ среды обычно считается первичной операцией стратегического управления, так как он обеспечивает базу как для определения миссии, видения и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей. Он предполагает изучение двух ее составляющих:
- внешней среды организации;
- внутренней среды организации.
Анализ внешней среды направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, а также какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя и адекватно отреагировать на внезапные изменения ее окружения.
Анализ внешней среды включает в себя анализ макро- и непосредственного окружения. Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т. п. Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.
Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, которыми располагает фирма в конкурентной борьбе при достижении своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, точнее сформулировать миссию, то есть определить смысл и направления деятельности фирмы. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая социальными гарантиями и т. п.
Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:
- кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т. п.;
- организация управления;
- производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки;
- финансы фирмы;
- маркетинг;
- организационная культура.
Следующим этапом стратегического управления является определение миссии, видения и целей организации. Миссия в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, ее предназначение. Миссия придает организации оригинальность, наполняет работу людей особым смыслом. С помощью миссии выбирается направление движения фирмы.
Миссия – основополагающий документ, в котором фирма описывает вид своей предпринимательской (коммерческой) деятельности, определяет целевой рынок (или его сегмент), излагает свои руководящие принципы и устанавливает целевые значения экономических, финансовых, социальных и экологических показателей, а также провозглашает свою систему общественных и общечеловеческих ценностей.
Видение – это описание желаемого состояния фирмы в будущем, то есть, чтобы знать, куда двигаться, надо поставить себе цель. Видение фирмы обычно оформляется как документ, который подробно раскрывает следующую информацию:
- предлагаемые товары и услуги;
- клиенты;
- месторасположение;
- технологии;
- отличительные качества и конкурентные преимущества;
- философию фирмы;
- социальную ответственность;
- предварительные долгосрочные цели.
Стратегические цели формируются на основе миссии, предпочтений (философии) руководства, позиций, занимаемых на рынке. Они задают направление развития фирмы и отражают желаемое состояние, которого необходимо достичь в ходе использования потенциала организации.
Цель должна формулироваться предельно четко, однозначно и не оставлять возможностей для разночтений. Установление сроков, подробная конкретизация и количественное выражение целей обеспечивают руководящим менеджерам возможность контролировать достижение поставленных фирмой целей.
Стратегические цели – это основные направления деятельности фирмы, ведущие к выполнению ее миссии и видения. На практике их может быть от двух до десяти в зависимости от размера фирмы, объема имеющихся у нее необходимых ресурсов, качества менеджмента. Эти цели могут быть глобальными (общими) и локальными (частными).
После того, как определены миссия, видение и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. На этом этапе принимается решение по поводу того, как, какими средствами фирма будет добиваться достижения целей. Процесс выработки стратегии по праву считается сердцевиной стратегического управления. Определение стратегии – это принятие решения по поводу того, что делать с отдельным бизнесом или продуктами, как и в каком направлении развиваться организации, какое место занимать на рынке.
Основная задача этапа выполнения стратегии состоит в том, чтобы создать необходимые предпосылки для успешной реализации стратегии. Таким образом, выполнение стратегии – это проведение стратегических изменений в организации, переводящих ее в такое состояние, в котором организация будет готова к проведению стратегии в жизнь.
Оценка стратегии и контроль над ее реализацией обеспечивают устойчивую обратную связь между процессом достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией.
1.1. Основные принципы.
Стратегическое развитие фирмы должно базироваться на использовании следующих основополагающих принципов.
1. Принцип научно-аналитического предвидения и разработки стратегии. Для разработки стратегического решения недостаточно одних лишь пожеланий и субъективных предвидений. Необходим анализ предшествующей деятельности организации, общей ситуации в области ее деятельности и динамики ее изменения, прогноз и разработка сценариев развития организации в ближайшей и более отдаленной перспективе.
2. Принцип учета и согласования внешних и внутренних факторов развития организации. Стратегические решения, принятые на основании учета влияния только внешних или только внутренних факторов, будут неизбежно страдать недостаточной системностью, что, в свою очередь, может вести к ошибочно принятым решениям.
3. Принцип соответствия стратегии и тактики управления организацией. Для обеспечения успешной деятельности организации необходимы и выверенная стратегия, и эффективная тактика. При этом эффективная деятельность организации возможна при условии, когда тактика организации соответствует ее стратегии, а формирование стратегии учитывает реальные возможности решения тактических задач.
4. Принцип приоритетности человеческого фактора. Ни стратегия, ни тактика организации не могут быть реализованы, если они не будут восприняты в качестве руководства к действию ее персоналом. Нужно, чтобы персонал организации обладал профессиональными качествами, необходимыми для реализации стратегических решений. Поэтому одна из основных задач, стоящих перед руководством организации, состоит в подборе кадров, способных обеспечить выполнение принятых управленческих решений, и в организации эффективного управления персоналом с целью реализации принятой стратегии.
5. Принцип определенности стратегии и организации стратегического учета и контроля. Понимание персоналом стоящих перед ним задач должно вытекать из четких формулировок стратегии организации. Один из основных принципов практического управления организацией – принцип обратной связи и адекватная реакция руководства организации на наметившиеся отклонения в ходе принятых организацией планов действий.
6. Принцип соответствия стратегии организации имеющимся ресурсам. Без обеспечения ресурсами (которые включают не только сырье, материалы, комплектующие, энергию, но и персонал, информацию, деловых партнеров, имидж и т. д.) реализация стратегии, какой бы замечательной она ни была, оказывается частично или полностью под угрозой. Только будучи уверенным в том, что необходимые для достижения поставленных стратегических целей ресурсы окажутся в распоряжении организации, можно приступать к работе по их реализации.
7. Принцип соответствия стратегии организации имеющимся технологиям. Достижение любой цели, реализация любых замыслов возможны, только если в распоряжении организации имеются технологии, с помощью которых можно последовательно решить конкретные задачи, связанные со стратегической целью.
1.2. Цели и задачи.
Процедура анализа при изучении явлений и предметов как в природе, так и в обществе обеспечивает глубину их исследования. Анализ (от греческого – analisis) означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы. Разложение целого на составные элементы в процессе анализа позволяет проникнуть в глубь предмета или явления, понять его внутреннюю сущность, взаимозависимость действующих факторов, а в итоге перейти к синтезу (от греческого – sinthesis), то есть к обобщению результатов и формулировке выводов и предложений.