Стратегический анализ внутренней среды организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование влияния внутренней среды организации на выбор стратегии развития этой организации.
Для достижения поставленной цели в представленной нами работе решаются следующие задачи:
1. Описываются элементы внутренней среды организации.
2. Приводится методология оценки внутренней среды организации.
3. Даются теоретические основы анализа внутренней среды организации как этапа выбора стратегии развития организации.
4. Описывается процесс применения инструментов системного анализа для выбора стратегии развития организации.
5. На примере конкретной организации ГУП «БТИ Республики Башкортостан»- показывается выбор стратегии развития организации по результатам анализа внутренней среды организации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы стратегического анализа внутренней среды
1.1 Основные понятия стратегического анализа внутренней среды организации……………………………………………………………………….5
1.2. Классификация и SWOT-анализ……………………………….....8
1.3 Характеристика организации……………………………………13
Глава 2 Исследования стратегического анализа внутренней среды организации в современных условиях
2.1 Общая характеристика организации……………………………..15
2.2Исследование и анализ системы отношений между работниками...........................................................................................................18
2.3Рекомендации по совершенствованию системы отношений между работниками………………………………………………………….......22
Заключение……………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………...25

Файлы: 1 файл

курсовая по страту.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

 МОУ ВПО  Южно-Уральский Профессиональный Институт

                     

                           ПЦК менеджмента и маркетинга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         КУРСОВАЯ РАБОТА

                        По дисциплине «Стратегический  менеджмент»

 

               Стратегический анализ внутренней  среды организации

 

 

 

 

 

 

 

Студент гр. МОЗ-1-08,

 

Факультет экономики и управления______________________ Е.А.Ситдикова

                                                   

                                                              « __» _______2012                                                   

 

Руководитель

                         

ст. преподаватель                                _____________________Л.Г.Колесникова 

 

         «__» _______2012

 

                                          

 

                                                             

 

 

 

 

                                              Челябинск

                                                   2012

 

Оглавление

      Введение………………………………………………………………..3

Глава 1 Теоретические  основы стратегического анализа внутренней среды

              1.1 Основные понятия стратегического анализа  внутренней среды организации……………………………………………………………………….5

               1.2. Классификация и SWOT-анализ……………………………….....8

                 1.3 Характеристика организации……………………………………13

Глава 2 Исследования стратегического анализа внутренней среды организации в современных условиях

                2.1 Общая характеристика организации……………………………..15

                2.2Исследование и анализ системы отношений между работниками...........................................................................................................18

                 2.3Рекомендации по совершенствованию системы отношений между работниками………………………………………………………….......22

             Заключение……………………………………………………….23

             Список использованных источников…………………………...25

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная организация – сложная  органическая система. Все, что находится внутри такой системы, называется внутренней средой организации. Анализ этой среды должен быть системным и многофакторным.

При стратегическом анализе  вся внутренняя среда организации, а также ее отдельные подсистемы и компоненты, по существу, рассматриваются как стратегический ресурс организации. Таким образом, стратегический анализ внутренней среды данной организации в зависимости от конкретной ситуации может быть в той или иной степени уникальным, но при этом обязательно должно выдерживаться главное условие – полнота стратегического анализа, его качество и конечная эффективность. Наиболее известное внутреннее разделение – это выделение в организации структурных подразделений и традиционных функциональных подсистем. К первым относят департаменты, отделы, сектора и т.д., вторые – это службы планирования, маркетинга, финансов, персонала и т.д. Разделение с позиций стратегического анализа должно обеспечить полноту и правильное стратегическое видение организации в целом.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем что, современному руководителю важно научиться анализировать, поскольку важно знать в современных условиях  российские предприятия должны научиться жить в соответствии с требованиями рыночной экономии. Важнейшим условием для этого является анализ и управление внутренними факторами организации. Но при этом, руководители не должны забывать и о целевом назначении своей фирмы, следить за производством и оказание услуг на высшем уровне. И таким образом поддерживать свою конкурентоспособность. Умение выделить и проанализировать элементы внутренней среды организации является залогом успеха фирмы.

 

 Целью курсовой работы является исследование влияния внутренней среды организации на выбор стратегии развития этой организации.

Для достижения поставленной цели в представленной нами работе решаются следующие задачи:

1. Описываются элементы внутренней среды организации.

2. Приводится методология оценки внутренней среды организации.

          3. Даются теоретические основы анализа внутренней среды организации как этапа выбора стратегии развития организации.

          4. Описывается процесс применения инструментов системного анализа для выбора стратегии развития организации.

5. На примере конкретной организации ГУП «БТИ Республики Башкортостан»- показывается выбор стратегии развития организации по результатам анализа внутренней среды организации.

     Объектом  курсовой работы внутренней среды организации выступает компоненты внутренней среды конкретной организации.

Предмет процесс выработки рекомендаций по результатам анализа внутренней среды организации.

Методы исследования в работе Сочетания теоретического уровня исследования с решением задач  прикладного характера обусловило выбор комплекса теоретических  и эмпирических методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические основы стратегического анализа внутренней среды

    1. Основные понятия стратегического анализа  внутренней среды организации

При разработке стратегии  предприятия менеджеры должны использовать не только внешнюю среду, но и ситуацию внутри предприятия. Необходимо идентифицировать те внутренние переменные, которые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ. Для этого проводится анализ внутренней среды предприятия. Анализ внутренней среды предприятия - это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем. По сути, анализ внутренней среды предприятия является второй частью SWOT-анализа, связанной с выявлением сильных и слабых сторон деятельности организации. Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы. Когда речь идет о внутренней среде фирмы, имеется в виду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности. Анализ данных представленной табл. 1.. позволяет сделать следующие выводы:

  1. трактовки понятия «стратегический анализ внутренней среды организации» в отечественной управленческой литературе неоднозначны;
  2. как разновидность (составляющую, особый вид) стратегический анализа внутренней среды организации трактуют В.Р.Веснин, О.С.Виханский, И.В.Пичужкин;
  3. отраслью знаний (наукой, прикладной наукой) считают стратегический анализ внутренней среды организации В.Р.Веснин, В.В.Глухов, Р.А.Фатхутдинов;

В.В.Глухов, И.В.Пичужкин, Р.А.Фатхутдинов отмечают, что стратегический анализ внутренней среды организации –– это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Таблица 1

Современные трактовки  понятия «Стратегического анализа внутренней среды организации»

Автор

трактовки

Трактовка понятия

Доминанта в трактовке

В.Р.Веснин /33/

Внутренняя  среда– это ситуационные факторы внутри организации.

Поскольку организации  представляют собой созданные людьми системы, то

внутренние  переменные в основном являются результатом  управленческих решений.

Внутренняя среда –  это факторы внутри организации 

В.В.Глухов

/41/

 Внутренняя среда предприятия — это управленческая, экономическая и социальная ситуация.

Внутренняя среда –  управленческая ситуация


Окончание таблицы 1

Н.И.Кабушкин

/66/

Внутренняя  среда– это ситуационные факторы внутри организации.

Внутренняя среда –  это факторы организации

И.В.Пичужкин

/102/

Внутренняя среда организации  – это формирование единой организационной  культуры организации, разделяемой  персоналом и обеспечивающей коллективный подход к реализации стоящих перед  организаций задач

Внутренняя среда –  это формирование единой организационной культуры

Р.А.Фатхутдинов

/137/

Внутренняя среда –  это  состязательность хозяйствующих  субъектов, когда их самостоятельные  действия эффективно ограничивают возможность  каждого из них.

Внутренняя среда –  это  состязательность хозяйствующих субъектов.

 

 

 


Стратегический  анализ. Этап стратегического анализа  интерпретирует стратегическое положение  организации с помощью, во-первых, определения изменений, которые  возникали в экономическом окружении, и выявления их воздействия на организацию и ее деятельность, во-вторых, определения преимуществ и ресурсов организации в зависимости от этих изменений.

Основная  цель стратегического анализа - оценка ключевых воздействий на нынешнее и  будущее положение организации  и определение их специфического влияния на стратегический выбор.

Одним из результатов  стратегического анализа является определение общих целей организации, которые определяют сферу ее деятельности.

1.2. Классификация и  SWOT-анализ

Классификация факторов внутренней среды вследствие их многообразия  различна и в ее основу могут быть положены различные принципы. Придерживаясь в целом принятой в менеджменте классификации можно предложить следующую классификацию прямого и косвенного воздействия:

  1. Характер и состояние рыночных отношений
  2. Хозяйственные факторы фирмы
  3. Регулирование предпринимательской деятельности
  4. Общеэкономические
  5. Общеполитические

Первые две категории  факторов относятся к факторам прямого  воздействия, последние три –  к факторам косвенного воздействия.

Внутреннюю среду можно охарактеризовать следующими качествами

  1. взаимосвязанность факторов;
  2. сложность;
  3. подвижность;
  4. неопределенность.

Как и факторы внутренней среды, факторы внешнего окружения  взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью факторов внутренней среды понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора внешнего окружения может обусловливать изменение других.

Взаимосвязанность факторов внутренней среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

Под сложностью внутренней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого из них.

Внутренняя среда организации - та часть общей среды, которая  находится в ее пределах. Она оказывает  постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько  срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. [8, c.78].

Внешнюю среду подразделяют на:

  1. микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;
  2. макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду.

Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия  и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.

SWOT-анализ — это  определение сильных и слабых  сторон предприятия, а также  возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внутренней среды).

  1. Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;
  2. Слабости (Weaknesses) — недостатки организации;
  3. Возможности (Opportunities) — факторы внутренней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
  4. Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
  5. Для проведения анализ необходимо:
  6. Определить основное направление развития предприятия (его миссию)
  7. Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
  8. Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия).

Информация о работе Стратегический анализ внутренней среды организации