Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ внутренней среды,
Исходя из цели работы, были поставлены и решались следующие задачи:
изучить основные составляющие внутренней среды организации;
раскрыть другие факторы внутренней среды;
проанализировать экономическое состояние СПК им Димитрова;
провести стратегический анализ внутренней среды;
разработать мероприятия по совершенствованию внутренней среды;
Введение……………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы анализа внутренней среды организации…………………………………………………………….5
1.1. Основные составляющие внутренней среды организации……..5
1.2. Другие факторы внутренней среды……………………………..12
Глава 2. Стратегический анализ внутренней среды СПК им. Димитрова Мещовского района……………………………………..17
2.1. Организационно-экономическая характеристики СПК им. Димитрова…………………………………………………………….17
2.2. Стратегический анализ внутренней среды …………………….25
Глава 3. Совершенствование внутренней среды организации…….31
3.1 Влияние внешней среды на внутреннюю среду организации…………………………………………………………...31
3.2. Стратегическое изменение технологий производства СПК им. Димитрова ……………………………………………………………33
Выводы и предложения………………………………………...36
Список используемой литературы…………………
Российский государственный аграрный университет –
Московская сельскохозяйственная академия
имени К.А. Тимирязева
Калужский филиал
Экономический факультет
Кафедра управления сельскохозяйственным производством
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Стратегический менеджмент.
на тему: «Стратегический анализ внутренней среды СПК им. Димитрова Мещовского района Калужской области»
Выполнила:
студентка V курса экономического факультета 55 группы
Мальцева Н.С.
Проверил:
Овчаренко Я.Э.
Калуга, 2006
Содержание
Введение……………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы анализа внутренней среды организации…………………………………………………
1.1. Основные составляющие внутренней среды организации……..5
1.2. Другие факторы внутренней среды……………………………..12
Глава 2. Стратегический анализ внутренней среды СПК им. Димитрова Мещовского района……………………………………..17
2.1. Организационно-экономическая характеристики СПК им. Димитрова………………………………………………………
2.2. Стратегический анализ внутренней среды …………………….25
Глава 3. Совершенствование внутренней среды организации…….31
3.1 Влияние внешней среды на внутреннюю среду организации…………………………………………………
3.2. Стратегическое изменение технологий производства СПК им. Димитрова ……………………………………………………………33
Выводы и предложения………………………………………...3
Список используемой литературы…………………………….38
Введение.
Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним.
Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его существование.
В структуре среды организации различают факторы внутренней и внешней среды. Такое деление факторов в менеджменте общепризнанно.
Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно сбытовой деятельности фирмы. Она заключает в себе тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени. Когда речь идёт о внутренней среде, имеется ввиду глобальная структура организации, охватывающая все производственные подразделения, входящие в нее, независимо от их местоположения и сферы деятельности. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.
Поэтому анализ внутренней среды организации – очень важный момент. От того, насколько правильно будет сделан анализ, насколько объективны, будут оценки экспертов, зависит правильность выбора стратегии. Если стратегия выбрана правильно, то у организации есть все шансы добиться хороших результатов. Следовательно, выбор стратегии, как и собственно анализ внутренней среды происходит постоянно, поэтому данная тема является актуальной во все времена.
Целью курсовой работы является анализ внутренней среды,
Исходя из цели работы, были поставлены и решались следующие задачи:
изучить основные составляющие внутренней среды организации;
раскрыть другие факторы внутренней среды;
проанализировать экономическое состояние СПК им Димитрова;
провести стратегический анализ внутренней среды;
разработать мероприятия по совершенствованию внутренней среды;
Объектом исследования является СПК им. Димитрова Мещовского района Калужской области.
Предметом исследования является стратегический анализ внутренней среды организации.
В курсовой работе применяются такие методы как сравнительный, диалектический (развитие), статистический, метод анализа и синтеза, прогнозирования, расчетно-конструктивные методы, монографический (он сводится к систематическому наблюдению за хозяйством, его отраслью или производственным подразделением).
Информационной базой для исследований послужили следующие основные источники: годовые отчеты за 2003 - 2005 г.г, статистическая отчетность хозяйства, материалы представленные главным экономистом и общение с руководителем хозяйства, периодические издания, статистические сборники и прочие литературные источники.
Глава 1. Теоретические основы анализа внутренней среды организации.
1.1. Основные составляющие внутренней среды организации.
Внутренняя среда организации – та часть общей среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них. Анализ внутренней среды организации обычно проводится для сравнения положения компании с положением ближайших конкурентов (для оценки конкурентной стратегической позиции организации) [5, с.156 ].
Менеджер формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их.
Внутренние составляющие – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе.
Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.
1.Цели.
Организация, по определению, это, по крайней мере, 2 человека с осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Специалисты утверждают, что правильное формулирование целей и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения.
Основной целью работы большинства организаций является получение прибыли. Прибыль это ключевой показатель организации. Принятый в 1995 г. Гражданский кодекс России (ст. 50 ч. I) зафиксировал, что основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли. Выделяют три основных типа ориентации организации на прибыль:
ее максимизацию;
получение «удовлетворительной» прибыли, т.е. суть состоит в том, что при планировании прибыли она считается «удовлетворительной», если будет учитываться степень риска;
минимизацию прибыли. Этот вариант обозначает максимизацию минимума ожидаемых доходов наряду с минимизацией максимума потерь.
Но не у всех организаций получение прибыли является главной целью. Это касается некоммерческих организаций, например церквей, благотворительных фондов. Однако, как и в предыдущих случаях, фирма может существовать только в условиях ее прибыльности.
Это разнообразие направленности деятельности простирается дальше, поскольку крупные организации имеют много целей. Для того чтобы получать, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность. Некоммерческие организации тоже имеют разнообразные цели, но, вероятно, будут больше уделять внимания социальной ответственности. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства.
В подразделениях, так же как и во всей организации необходима выработка целей. Например, целью финансового подразделения может быть уменьшение кредитных потерь до 1% от суммы продаж. Подразделение маркетинга в той же организации может иметь целью сокращение количества жалоб потребителей на 20% в следующем году. Цели подразделений в различных организациях, которые имеют сходную деятельность, будут ближе между собой, чем цели подразделений в одной организации, занимающихся различными видами деятельности. Нужно не забывать, что цели подразделений должны составить конкретный вклад в цели организации как целого, а не вступать в противоречие с целями других подразделений.
2. Структура.
Структура организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое.
Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Одной из основных концепций, имеющих отношение к структуре, является специализированное разделение труда. В большинстве современных организаций разделение труда вовсе не означает случайного разделения работ между имеющимися людьми. Характерной особенностью является специализированное разделение труда – закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. На данный момент во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области. Как именно осуществить разделение труда в организации – один из вопросов, являющийся существенным управленческим решением [9, с.45].
Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда. Вертикальное разделение труда необходимо для успешной групповой работы. Центральной характеристикой вертикальной иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Лицо, находящееся на высшей ступени, может иметь в своем подчинении нескольких руководителей среднего звена, представляющих различные функциональные области. Эти руководители, в свою очередь, могут иметь в подчинении несколько линейных руководителей. Число лиц, подчиненных одному руководителю представляет сферу контроля. Не существует идеальной сферы контроля. Многие переменные внутри организации и снаружи могут влиять на нее. Кроме того, ни сфера контроля, ни «высота» структуры не показатель величины самой организации.
Необходимость в координации, существующая всегда, становится поистине насущность, когда работа четко делится и по горизонтали, и по вертикали, как это имеет место в крупных современных организациях. Если руководство не создаст формальных механизмов координации, люди не смогут выполнять работу вместе. Без соответствующей формальной координации различные уровни, функциональные зоны и отдельные лица легко могут сосредоточиться на обеспечении своих собственных интересов, а не на интересах организации в целом.
3. Задачи.
Еще одним направлением разделения труда в организации является формулирование задач. Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что, если задача выполнится таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно.