Стратегический контролинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 00:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы.hКонтроллингh- этоjсистема управления достижением конечных целей фирмы.
Контроллингf- это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Службаfконтроллингаfстремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить илиhминимизировать ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем.
Системный подход вfконтроллингеfпозволяет эффективно управлять локальными и глобальными стратегиями. Сегодня современное планирование, а особенно стратегическое планирование невозможно без современных методов оперативного и стратегическогоhконтроллингаh[3, с. 147].

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Роль и сущность контроллинга в процессе планирования на предприятии……………………………………………………………………….5
1.1. Понятие, цели и задачи контроллинга……………………………….5
1.2. Концепции системы контроллинга и инструментарий………….....6
2. Стратегический и оперативный контроллинг в процессе планирования на предприятии………………………………………………….10
2.1. Стратегический контроллинг………………………………………..10
2.2. Оперативный контроллинг…………………………………………..15
2.3. Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии……………………………………….16
3. Организация системы контроллинга на предприятии ЗАО «Электрон»……………………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 355.76 Кб (Скачать файл)

Стратегический менеджмент – курсовая работа

Стратегический контролинг

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………3

1. Роль и сущность контроллинга в процессе планирования на предприятии……………………………………………………………………….5

1.1. Понятие, цели и задачи контроллинга……………………………….5

1.2. Концепции системы контроллинга и инструментарий………….....6

2. Стратегический и оперативный контроллинг в процессе планирования на предприятии………………………………………………….10

2.1. Стратегический контроллинг………………………………………..10

2.2. Оперативный контроллинг…………………………………………..15

2.3. Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии……………………………………….16

3. Организация системы контроллинга на предприятии ЗАО «Электрон»……………………………………………………………………….18

Заключение……………………………………………………………….25

Список использованной литературы…………………………………26

Приложения……………………………………………………………....28

Приложение №1. Схема разграничения задач контроллинга по Д. Хану………………………………………………………………………………28

Приложение №2. Схема инструментов и взаимосвязи в процессе осуществления стратегического контроллинга………………………………..29

Приложение №3. Схема разработки альтернативных стратегий……...30

Приложение №4. Схема регулирования оперативного контроллинга..31

Приложение №5. Схема различия между оперативным и стратегическим контроллингом по времени…………………………………...32

 

 

Введение

Актуальность темы.hКонтроллингh- этоjсистема управления достижением конечных целей фирмы.

Контроллингf- это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Службаfконтроллингаfстремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить илиhминимизировать ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем.

Системный подход вfконтроллингеfпозволяет эффективно управлять локальными и глобальными стратегиями. Сегодня современное планирование, а особенно стратегическое планирование невозможно без современных методов оперативного и стратегическогоhконтроллингаh[3, с. 147].

Интенсивное проникновениеjконтроллингаjосуществляется и в такие сферы, как инновационный менеджмент, управление ассортиментной политикой, жизненным циклом продукции, ценообразованием и эффективностью производства.

Важную рольoконтроллингoдолжен сыграть в развивающихся инновационных процессах. Процессы создания и внедрения новой продукции уже сегодня эффективно контролируются иpуправляются службамиpконтроллингаpзаpрубежом.pОсвоениеpтехнологииyконтроллингаyпозволитyрезко повысить эффективностьpи ускоритьyНТП.

Уже сегодня можно говорить о важнейшей роли контроллинга в инвестиционных процессах.

Контроллингiтесно связан с бухгалтерским учетом, финансовым анализом, финансовым менеджментом, стратегическим иoбизнеспланированием, стратегическим, инновационным и инвестиционным менеджментом.pКонтроллингpсегодня необходим для специалистов по стратегическому планированию, стратегическому менеджменту, антикризисномуjуправлению, бухгалтерскому учету, маркетингу.

Цель работы – проанализироватьlконтроллингl--как инструмент процесса планирования на предприятии.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть понятие, цели и задачи контроллинга;

2. Рассмотреть концепции системы контроллинга и инструментарий;

3. Изучить стратегический контроллинг;

4. Охарактеризовать оперативный контроллинг;

5. Проанализировать взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии;

6. Рассмотреть организацию системы контроллинга на предприятии ЗАО «Электрон».

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

1. Роль и сущность  контроллинга в процессе планирования на предприятии

1.1. Понятие, цели и задачи контроллинга

От английского глаголаh«tohcontrol»hна практике - имеет несколько значений, в том числе в экономическом аспекте означает «управление» и «наблюдение»[9, с. 86].

Исходя из этого можно сделать вывод, чтоhконтроллингjпризван решать комплекс задач, связанных с наблюдением, планированием и управлением.

Контроллингjвыполняетgважнейшую функцию поддержки системы менеджмента и занимается:

  1. Планированием и постановкой цели (глобальных и локальных стратегий);
  2. Сбором, анализом внутренней и внешней информации;
  3. Целенаправленным управлением, координацией и контролем.

Цельюfконтроллингаfявляется реализация глобальных и локальных целей (стратегий) предприятия. При этом высшей целью является сохранение стабильности и успешное развитие предприятия.

Основные задачиjконтроллингаkможно сгруппировать следующим образом [16, с. 168]:

  1. Информационноеgобеспечение процессов учета, планирования и прогнозирования;
  2. Регулирование и контроль за производственными и финансовыми аспектами деятельности предприятия;
  3. Выполнение функции интеграции, системной организации и координации;
  4. Планирование (оперативное, стратегическое, инвестиционное);
  5. Контроль (сравнение заданных и фактических показателей, анализ отношений, анализfпреимуществ и недостатков);
  6. Управление (проведение мероприятий по подготовке, корректировке стратегий и задач).

 

 

1.2. Концепции системыkконтроллингаkи инструментарий

В настоящее время выделяют две основные концепции: американскую и немецкую.

По немецкойfконцепции центральные задачиjконтроллингаjвключают в себя решение проблем внутреннего учета во всех формах:

  1. Документальной;
  2. Плановой;
  3. Контрольной.

В отличии от немецкой, американская концепция включает в себя еще и задачи внешнего учета, анализа и оценки.

Таким образом, основное отличие американской концепции от немецкой заключается рассмотрением вgпервой проблем внешнего учета, анализа внешнейgсреды. В тоже время следует заметить, что в немецкой концепции более детально разработаныfметодики внутреннего учета, планирования, контроля.

По мнению Д. Хана (Германия), современная цель контроллинга может находиться в плоскости оптимизации результата с учетом гарантии ликвидности.

Д. Хан выделяетfтакже и специальные задачиgконтроллингаg[12, с. 263]:

1. Пользовательские задачи:

  • планирование и контроль на предприятииj(плановоконтрольные расчеты);
  • планирование и контроль целей;
  • стратегическиеjпланирование и контроль;
  • оперативныеjпланирование и контроль;
  • координация всех частных планов;
  • учет и отчетность;
  • информация:
  • формирование внутренней отчетности для различных групп заинтересованных пользователей;

2. Организационные задачи:

  • принятие решений;
  • участие в принятии решений.

В соответствии с вышеперечисленным Д. Хан предлагает следующую систему разграничения задачhконтроллингаh[7] (См.: Приложение №1. Схема разграничения задачhконтроллингаhпо Д. Хану).

Для России можно рекомендовать следующую классификациюgзадач контроллинга:

Классификация задачhконтроллинга:

1. Генеральноеfцелевое планирование:

  • анализ и контроль внутренней и внешней среды;
  • выработка альтернативных локальных целей и стратегий;
  • многовариантное планирование;
  • система показателей системы планирования иnконтроллинга.

2. Оперативное планирование:

  • планирование и контроль программы;
  • имитационное моделирование;
  • реинжинирингhбизнеса.

3. Стратегическое планирование:

  • портфельныеgматрицы;
  • инвестиционные планы и проекты;
  • инновационные планы;
  • расчеты ФСА (функционально-стоимостного анализа);
  • анализ и контроль внешней и внутренней среды;
  • разработка и корректировка локальных и в некоторых случаях глобальных стратегий;

4. Финансовый и управленческий учет:

  • анализgэффективности производства;
  • анализ платежеспособности;
  • анализ рентабельности;
  • анализ ROI;
  • анализ производственного результата.

5. Сбыт. Производство. Снабжение:

  • реинжиниринг;
  • функционально-стоимостный анализ;
  • покрытиеgиздержек;
  • управление ассортиментной политикой;
  • анализ безубыточности.

Ревизия и другие штабные функции (планирование по местам возникновения затрат).

Для решения поставленных задач в экономической литературе выделяют’оперативный иfстратегический[контроллинг.

Таким образом, можно привести следующую градацию планирования’и контроллинга:

  • генеральное целевое;
  • стратегическое;
  • оперативное.

На основеgвышеописанногоfможно сделать следующий важный вывод: под системой’контроллинга[следует понимать совокупность выработанных целей и задач, инструментовgи методов’контроллинга,’организационной системы/службы/контроллинга.

Задачи/контроллинга/могут выполняться при помощи специальных инструментов. Инструментарийlконтроллингаjимеет свою специфику и меняется вgзависимости от конкретной концепции службыlконтроллинга.

Можно выделить следующие инструменты;контроллинга [12]:

  • анализ баланса, результатов, прибыли и убытков;
  • расчет издержек, ихgпокрытие;
  • отчетность;
  • системаgпланирования, информации, контроля;
  • система показателей;
  • АВСанализ;
  • расчеты рентабельности капиталовложений и экономичности;
  • Breakevenanalise (анализ безубыточности);
  • программы снижения и оптимизации издержек;
  • портфолио - анализ;
  • планы, стратегии;
  • анализfжизненного цикла;
  • анализgстоимости;
  • анализ рабочего времени;
  • анализgэффективности;
  • реинжиниринг бизнеса;
  • анализfвнутренней и внешней среды;
  • анализ инвестиций;
  • анализ инновационной деятельности.

В зависимости от конкретнойgфирмы (производственная, кредитная, страховая), ееfразмеров и структурыgуправления наборgинструментов может меняться.

 

 

2. Оперативный и стратегическийkконтроллингаkв процессе планирования на предприятии

2.1. Стратегический  контроллинг

Стратегическийgконтроллингk– важнейшая составляющая контроллингаlуправляющая внешней средой, стратегическим факторами успеха, альтернативными стратегиями, стратегическими целями. Стратегическийlконтроллингlнаправлен наgреализацию долгосрочных стратегий и программ [13, с. 322].

Цель стратегическогоlконтроллингаl – формирование системы управления иgпланирования, которая позволила бы движение фирмы к намеченной стратегической цели своего развития. Стратегический контроллинг призванgобеспечить эффективноеgсуществование фирмы на длительную перспективу, формирование и управление потенциалом успеха организации.

Цель контроллинга – своевременное установление причин отклонения в целях внесения поправок в стратегию фирмы до возникновения оперативных недостатков [8, с. 94].

Например, А. Гэльвайтер вgсвоей книге «Стратегическое руководство предприятием» выделяет восемь проблем,gкоторые может решить стратегическийgконтроллинг [4, с. 218]:

1. Проверка стратегическихgпланов на их полноту и формальную и материальнуюgконсистентность;

2. Текущий контрольf«критических» внутренних и внешних условий, лежащих в основе стратегических планов;

3. Контроль стратегически важных решений, исходя из аспекта сроков;

4. Контрольfважных этапных целей при реализации стратегически важных предпосылок, исходя из аспектаgсроков;

5. Текущий контроль оперативных действий в отношении возможных стратегически вредных побочных иgрезультативных действий;

6. Проверка стратегическойgситуации предприятия на основе самостоятельных и поступающих анализов, предпринимаемаяgрегулярно или в соответственно индивидуальные установленные промежутки времени;

7. Периодическаяgпроверка разграничения стратегических единиц предприятия, а также соответственно для этого действующих критериев;

8. Периодический контрольgопределяющих для стратегических решений принципов деятельности предприятия.

Цель стратегическогоgконтроллингаgпо мнению А. Гэльвайтера состоит в своевременном установлении причин отклонения в целях внесения поправок в стратегию предприятия до возникновения «оперативных» проблем.

С учетом современного развития можно выделить следующие задачи стратегическогоgконтроллинга[12]:

  1. Установлениеdкачественных и количественных целей фирмы;
  2. Ответственность за стратегическое планирование;
  3. Разработка системы альтернативных стратегий;
  4. Определениеdкритических точек во внешней и внутренней среде для системы альтернативных стратегий;
  5. Определение «узких» иgпоиск «слабых» мест. Управление «узкими» и «слабыми местами»;
  6. Формирование системы показателей для информационной системы контроллинга;
  7. Управлениеgотклонением фактических показателей от плановых (нормативных);
  8. Управление отклонениями;
  9. Управление системойdмотивации;
  10. Управление экономическим потенциалом предприятия.

Информация о работе Стратегический контролинг