Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 02:07, контрольная работа
Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. Эффективность функционирования организации таким образом, определяется тем, насколько удачно она приспособлено к своему внешнему окружению, — сумеет ли организация своевременно распознать угрозы для своего существования или противостоять ударам судьбы, будет ли в состоянии не упустить своих возможностей и извлечь максимум выгоды из них.
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. Эффективность функционирования организации таким образом, определяется тем, насколько удачно она приспособлено к своему внешнему окружению, — сумеет ли организация своевременно распознать угрозы для своего существования или противостоять ударам судьбы, будет ли в состоянии не упустить своих возможностей и извлечь максимум выгоды из них. Сегодня, в «эпоху без закономерностей», в период быстрых изменений и полной неопределенности, выбор стратегии развития организации напрямую связан с исследованием и учетом новых реалий окружающего мира, которые сами по себе не подсказывают организации, какой курс ей выбрать или как этот курс реализовывать, но ставят вопросы, ответы на которые будут основанием стратегии каждой отдельной организации. Если у организации нет стратегии, то нет и способа определить, какие действия и решения способствуют достижению желаемых результатов, а какие — ведут в ложном направлении и только распыляют ресурсы.
Задача данной контрольной работы рассмотреть стратегическое управление, сущностную основу которого составляет стратегическое планирование, собрать воедино весь комплекс инструментов управленческой деятельности для обеспечения и удержания конкурентных преимуществ на основе адекватного реагирования на изменения внешней среды.
Актуальность темы однозначна, так как международная интеграция хозяйственно-экономических связей, глобализация экономических отношений повышают и ужесточают требования к конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке и требуют особого подхода к аналитической базе.
1 Стратегический менеджмент, понятие, задачи
Менеджмент в общем виде можно представить как науку о принципах, методах и средствах управления организацией. Заметим, что процесс управления организацией также называется менеджментом. Анализ его содержания позволяет сделать вывод, что управление организацией осуществляется на трех уровнях:
1) на тактическом, или повседневном, – это деятельность менеджеров нижнего звена – бригадиров, мастеров, начальников участков и других управленцев, которые обеспечивают повседневную работу организации и порой не имеют информации о замыслах вышестоящих менеджеров;
2) на среднесрочном или оперативном, – управление реализацией проектов, рассчитанных на срок до 5лет. Как правило, этим занимаются генеральный директор и лица, непосредственно подчиненные ему, – заместители и начальники наиболее значимых для организации отделов и служб;
3) на стратегическом, или перспективном, – управленческая деятельность, ориентированная на долгосрочную (10–15 лет) перспективу. Как правило, в этот временной отрезок укладывается 2–3 проекта, общее руководство которыми осуществляют собственники организаций (совет директоров) и функционирующие при них группы аналитиков.
В последнее десятилетие именно эффективный стратегический менеджмент обеспечивает выживание и успешное функционирование организации на рынке. [1, стр. 10-11]
Появление стратегического управления было вызвано объективными причинами (главным образом усложнением условий производства и реализации продукта) и стало результатом эволюции подходов в управлении развитием организаций.
Практика управления имеет такую же давнюю историю, как и организация. Но хотя организации существовали и в древности, до ХХ столетия мало кто задумывался, как управлять ими системно. Людей больше интересовало то, как с помощью организаций приобрести большую власть, заработать больше денег, а не то, как управлять ими. Исследования процессов управления касались вопросов политики, военной теории, религии. Скорее всего, это было связано с тем, что в древние времена коммерческие организации не имели такого значения, как политические, военные или религиозные. Первый взрыв интереса к управлению коммерческими организациями был отмечен в начале прошлого столетия после публикации книги Ф. Тейлора «Принципы научного управления». С этого времени управление начали признавать наукой и выделили в самостоятельную область исследований. Научное управление также
связывают с работами Ф. и Л. Гилбертов, Г. Гантта.
Стратегическое управление — область деятельности высшего руководства организации, главная обязанность которого состоит в определении предпочтительных направлений и траекторий развития организации, постановке целей, распределении ресурсов и всего того, что дает организации конкурентные преимущества. [ 3, стр.13,32]
Стратегический менеджмент – представляет собой управленческую деятельность, связанную с постановкой и реализацией долгосрочных целей, поддержанием эффективных взаимоотношений организации с ее окружением при соответствии поставленных целей ее внутренним возможностям.
Выделяют пять задач стратегического управления:
1. Определение вида коммерческой деятельности и формирование стратегических направлений ее развития.
2. Постановка стратегических целей и задач для их достижения.
3. Формирование стратегий
для достижения намеченных
4. Реализация стратегического плана.
5. Оценка результатов деятельности и изменения стратегического плана.
[8 стр. 7-8]
Стратегическое управление позволяет своевременно реагировать на возникающие изменения в окружающей среде. В зависимости от приоритета используемых подходов и реакции на внешние изменения в развитии стратегического управления выделяют следующие этапы: бюджетно-финансовый контроль; управление на основе экстраполяции (долгосрочное планирование); предвидение изменений (стратегическое планирование); управление на основе гибких экстренных решений (стратегический менеджмент).
В настоящее время в хозяйственной
практике России механизм стратегического
менеджмента переживает период становления.
При этом отечественные и международные
аналитики считают, что российский рынок
вступил в ту стадию, когда отсутствие
разработанной стратегии мешает предприятиям
устойчиво работать и, самое главное, развиваться.
Сиюминутные стратегические решения,
которые принесли некоторым компаниям
успех сразу после 1991 г., теперь не работают,
многие новые компании исчезли или, достигнув
определенного уровня, перестали расти.
Поэтому руководители новых компаний,
как и директора многих государственных
предприятий подходят к пониманию необходимости
разработки стратегии развития. Этому
способствует идентификация предприятия
как целостной обособленной системы, формирование
новых целевых установок и интересов предприятия
и его работников.
2 Разработка концепции и стратегии развития организации.
В самом общем виде стратегический процесс состоит из двух последовательных стадий: разработки и реализации стратегии (рис. 1). Такое представление является условным, поскольку сложно определить грань между этими стадиями из-за высокой взаимозависимости, большой протяженности во времени и часто нецикличного и итерационного чередования периодов разработки и реализации.
Рис. 1 Основные этапы стратегического менеджмента
На стадии разработки формируется стратегическое видение и устанавливаются цели организации, проводится стратегический анализ и осуществляется стратегический выбор.
Первый этап стратегического менеджмента связывают с формулированием миссии и установлением целей организации, причем вначале формулируется миссия организации, затем определяются цели , однако важным при разработке стратегии является также соответствие установленных оперативных целей стратегическим.
Стратегический анализ включает в себя ряд шагов, таких как анализ внешней и внутренней среды, а также комплексный анализ сред с целью выявления наиболее важных для организации стратегических факторов, которые оказывают или окажут в будущем существенное воздействие на организацию. Для проведения стратегического анализа необходимо владеть современным инструментарием и релевантной информацией из внутренних и внешних источников.
На этапе определения стратегической ориентации и стратегического выбора рассматриваются различные варианты ответной реакции на изменения во внешней среде, и принимается решение по поводу того, как, какими средствами фирма будет добиваться достижения целей. Для этого формируется портфель приемлемых для предприятия альтернативных стратегий, происходит их оценка и выбор эффективной стратегии для последующей реализации.
Основными принципами разработки стратегии организации являются следующие:
• наличие проектной группы для разработки стратегии;
• лидирующая роль высшего руководства и собственников бизнеса в
разработке стратегии;
• вовлеченность и информированность сотрудников организации;
• фиксированный срок разработки, представленный в форме плана-
графика проведения всех этапов и работ;
• фиксированный бюджет;
• наличие контрольных точек для мониторинга работ.
По окончании данного этапа должен быть разработан и утвержден соответствующий документ для внутреннего использования. [ 4, стр. 30-31]
Существует два подхода в установлении этапов разработки стратегии организации.
В соответствии с первым подходом (О.С. Виханский, А.Т. Зуб и др.) первый этап разработки стратегии связан с проведением анализа среды, и на этой основе осуществляется реализация второго этапа: формулирование миссии и целей организации.
В соответствии со вторым подходом (А. Томпсон и А. Дж. Стрик-
ленд, С.А. Попов и др.) вначале формулируется миссия организации и определяются ее стратегические цели, затем осуществляется анализ среды и на этой основе выработка стратегии.
Жесткая последовательность в определении этапов разработки стратегии носит достаточно условный характер: в основе формулирования миссии и определения целей организации лежит, по крайней мере, предварительный анализ внешней и внутренней среды организации.
Современная организация должна быть готова к восприятию непрерывных изменений, поэтому руководство при проектировании и управлении организацией должно встроить в нее эту восприимчивость. Осознание данного процесса привело к созданию концепции организационного развития (ОР). Концепция возникла в конце 1960-х годов. Она подчеркивает необходимость систематического обследования организации, планирования и реализации непрерывных организационных изменений.
Организационное развитие – это современная концепция непрерывных плановых изменений в организации, которая использует знания поведенческих наук для улучшения морально-психологического климата в организации и повышения ее эффективности посредством развития способности адаптации к изменениям внешней среды, навыков решения возникающих проблем, совершенствования внутренних взаимоотношений. Концепция ОР в основном сфокусирована на людях, с которыми связаны основные трудности при осуществлении изменений из-за их непредвиденных реакций на организационные перемены.
Чтобы процесс изменений был успешным, ему должны предшествовать и сопутствовать определенные действия, мероприятия по организационному развитию. К наиболее распространенным мероприятиям по ОР относятся:
1) диагностика – систематический сбор информации о состоянии организации при помощи интервью, анкетирования, совещаний, наблюдений, работы с документами организации. На основе этой информации разрабатываются планы будущих изменений, обновления организации;
2) обучение и повышение квалификации. Эти процессы касаются как профессиональных навыков, умений, так и навыков социального взаимодействия;
3) создание команд и специальных групп, которые способствуют активному взаимодействию, сотрудничеству и сплоченности ее членов и повышению эффективности организации в целом;
4) межгрупповое взаимодействие. Речь идет о неформальных встречах и семинарах по эффективному взаимодействию групп и отделов, призванных выполнять совместные рабочие задания. Акцент делается на умении разрешать конфликты, улучшать координацию и совершенствовать методы совместной деятельности;
5) меры по изменению организационной и производственной структуры;
6) консультирование. Консультанты по ОР призваны оказать помощь руководству компании в осознании особенностей человеческих взаимоотношений внутри организации и управления ими, оценивать их с позиций культурных ценностей, лидерства, коммуникаций, внутригруппового и межгруппового сотрудничества. [ 2 ]
В настоящее время руководители предприятий все чаще говорят о новых подходах к стратегическому планированию и управлению. Стратегический менеджмент приобретает все большее значение в управлении фирмой. Стратегический менеджмент - это программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей, возможностей предприятия и интересов работников. Он предполагает не только определение генерального курса деятельности (поведения) предприятия и организацию дела на его основе, но и повышение мотивации, заинтересованности всех работников в его реализации. Сегодня область применения стратегического менеджмента чрезвычайно многообразна. Он дает огромные преимущества организациям, функционирующим в различных сферах жизнедеятельности современного общества. Эти преимущества заключаются в рациональном использовании ограниченных ресурсов и главным образом времени. Кроме того, стратегический менеджмент рождает чувство уверенности у персонала организаций и их менеджеров, способствует последовательной разработке и реализации управленческих решений, ориентирует на устойчивое развитие в условиях рынка.[ 7 ]
Информация о работе Стратегический менеджмент, понятие, задачи