Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:55, курсовая работа
Цель исследования заключается в обосновании целесообразности стратегического подхода на начальном этапе жизнедеятельности малого предприятия.
Объектом исследования является малое предприятие по производству пластиковых окон и ПВХ конструкций.
Предметом исследования является механизм поведения малого предприятия в условиях динамичной внешней среды, направленный на формирование благоприятных условий его развития.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАРНАУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
Факультет Менеджмента и Маркетинга
Кафедра Экономики, менеджмента и маркетинга
Специальность: «Менеджмент организации»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Вариант №16
По дисциплине «Стратегический менеджмент»
ТЕМА: Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса
(подпись)
Барнаул 2012
В настоящее время государственная политика в отношении малого бизнеса преследует главную цель – увеличение численности малых предприятий. Основными рычагами при этом являются упрощение системы налогообложения, снижение административных барьеров, более гибкая система кредитования и т.д. Однако не принимается во внимание тот факт, что значительная часть малых предприятий (около 40%) как в нашей стране, так и за рубежом, прекращает свою деятельность на начальном этапе развития, так и не успев окупить первоначальных вложений.
Из-за этого общество
несет неоправданные затраты, связанные
с неэффективным использованием
административных и других ресурсов.
Основной причиной досрочного прекращения
деятельности является то, что вновь созданные
малые предприятия сталкиваются с рядом
особенностей, связанных с жизнедеятельностью
предприятия на начальном этапе развития:
обостренной конкуренцией, отсутствием
управленческого и профессионального
опыта у предпринимателя, большими затратами
и др.
Возникает типичная ситуация, когда в
силу объективных и субъективных причин
при принятии управленческих решений
вновь созданные малые предприятия отдают
предпочтение реализации краткосрочных
целей, а не долгосрочному планированию.
Кроме того, низкая степень прогнозируемости
внешней среды, вызванная наличием большого
числа аналогичных малых предприятий
в пределах одной отрасли (рынка), затрудняет
процесс долгосрочного планирования.
[1, c. 152]
В сложившейся ситуации
малые предприятия изначально подвержены
риску сокращения жизненного цикла
и досрочного ухода с рынка.
Под начальным этапом понимается период
жизнедеятельности предприятия с момента
подготовки выхода на рынок до достижения точки
окупаемости проекта.
Таким образом, перед
малым предприятием встает дилемма
стратегического характера: заимствовать
типичные образцы поведения предприятий
на рынке, а значит заранее обрекать
себя на уход с рынка, или находить собственную модель поведения,
позволяющую предприятию дожить не только
до точки окупаемости, но и перейти на
стадию устойчивого развития.
Именно процесс долгосрочного планирования
с позиции стратегического управления
как способа снижения неопределенности
неустойчивой внешней среды для крупных
корпораций является актуальным и для
малого бизнеса, поскольку он функционирует
в той же среде. Поскольку классические
стратегии изначально были разработаны
для крупного бизнеса, можно сделать вывод,
что это накладывает ограничения на принципы,
условия и период реализации стратегии
в малом бизнесе. [1, c. 154]
Однако теоретические разработки, связанные со стратегией малых предприятий, чаще всего затрагивают вопросы их развития на стадии зрелости и во многом базируются на идентичности с крупным бизнесом (инновационная, инвестиционная, маркетинговая и др. стратегии). Вопросы важности стратегического мышления уже на начальном этапе создания малых предприятий являются малоизученными, что и предопределило актуальность темы исследования.
Цель исследования заключается в обосновании целесообразности стратегического подхода на начальном этапе жизнедеятельности малого предприятия.
Объектом исследования является малое предприятие по производству пластиковых окон и ПВХ конструкций.
Предметом исследования
является механизм поведения малого
предприятия в условиях динамичной
внешней среды, направленный на формирование
благоприятных условий его
Слово «стратегия» заимствовано из военной науки, произошло от греческого strategos — «искусство полководца». Другими словами, стратегия — это концепция достижения победы. Многие проблемы полководческого искусства, главная из которых — находить правильные пути к достижению победы, аналогичны проблемам управления бизнес-деятельностью организации, действующей в условиях сложной окружающей среды.
Понятие стратегии как обобщающей модели действий, необходимых для достижения поставленных целей (рис. 1.1), вошло в число управленческих терминов, когда проблема реагирования организации на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение.
Стратегия организации — это совокупность ее главных целей и основных способов их достижения. Она большей частью формулируется и разрабатывается на уровне топ-менеджмента, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления.
Разработать стратегию организации — значит определить общие направления развития для достижения долговременных конкурентных преимуществ и других корпоративных целей. Обычно стратегия планируется на длительный период и ориентируется на будущее с поэтапным процессом реализации. Стратегия как функция времени не просто сосредоточена на определенном периоде, она прежде нечто является функцией направления. Именно стратегия устанавливает направление деятельности организации: рост, стабилизация, сокращение или комбинация вариантов; решения о конкретных товарах и рынках для направления финансовых и трудовых ресурсов, определение типа конкурентного преимущества. [2, c. 45]
Рис.1.1 Определение стратегии предприятия
Стратегию можно рассматривать как детальный всесторонний комплексный план, направленный на осуществление миссии и достижение целей организации с максимальной эффективностью. Основная задача такого плана — обеспечение нововведений и изменений в организации в соответствии с переменами в окружающей среде.
Реальная стратегия организации состоит не только из направленных (запланированных) действий, но и из реакции на непредвиденные обстоятельства. Следовательно, стратегию необходимо рассматривать как симбиоз запланированных действий (проактивная стратегия) и адаптивной реакции на возникшую ситуацию (реактивная стратегия):
Реальная стратегия = проактивная стратегия + реактивная стратегия.
Стратегия необходима, поскольку будущее в основном непредсказуемо, абсолютной определенности относительно будущего нет. Современный темп изменений во внешней среде, увеличение количества знаний и информационных потоков настолько велики, что планирование стратегии представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Она является основой создания плана развития организации на длительный срок, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия, снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней среде. При выборе стратегии можно добиться большей определенности; организация сможет предвидеть события во внешней среде и быстрее на них реагировать. Судя по результатам исследования, именно те организации, которые давно существуют, быстрее всего реагируют на изменение внешних факторов. [2, c. 58]
Сформулированная стратегия — это комплекс решений, принимаемых менеджментом на базе основополагающих принципов и правил. Другими словами, стратегия — это обязательство действовать определенным образом: таким, а не другим. Недостаточно иметь только стратегический план; нужен еще набор основополагающих принципов и правил поведения персонала всех уровней с учетом деятельности в постоянно изменяющихся условиях.
По своему существу сформулированная стратегия и есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности, т. е. стратегию можно считать зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции.
Успех организации обеспечивается хорошо продуманной стратегией и высоким качеством ее выполнения. Сформулированная стратегия сама по себе не гарантирует успеха. Так же как самолет с великолепной конструкцией двигателей не сможет летать, если он заправлен топливом низкого качества, так и организация, разрабатывающая стратегию развития, может потерпеть неудачу из-за ошибок в других управленческих функциях (организации, мотивации, контроле и т. д.) и/или неэффективных действий. Хорошая стратегия и ее умелая реализация за счет эффективных действий — вот что необходимо для достижения намеченных результатов. [2, c. 126]
Можно разработать сильную стратегию, но не претворить ее в жизнь, или удачно осуществить посредственную стратегию. В обоих случаях организация не использует все имеющиеся возможности. Путь к успеху — блестяще выполненная блестящая стратегия. Влияние воздействия стратегии и действий на успех организации отражено в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Влияние стратегии
и действий на успех организации
Действия |
Стратегия | |
Определенная |
Неопределенная | |
Эффективные |
Успех в прошлом, и обеспечен успех в будущем |
Успех в прошлом, успех в будущем проблематичен |
Неэффективные |
Некоторый успех в прошлом, в будущем серьезные проблемы |
Неудачи в прошлом, такой же результат ожидается в будущем |
Определяющими элементами стратегии являются решения о размещении ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация, создание длительных конкурентных преимуществ.
Размещение ресурсов — это процесс распределения ограниченных организационных ресурсов (таких как фонды, технологический и управленческий опыт), а также выбор товаров и рынков, предлагающих наилучшие возможности для инвестирования.
Адаптация к внешней среде охватывает все действия стратегического характера, которые должны обеспечить эффективное приспособление стратегии организации к окружающим условиям с учетом, как возможностей, так и опасностей. Залог успеха связан с разработкой такой стратегии менеджмента, при которой действия и внутренняя структура организации оптимально соответствуют внешним условиям.
Внутренняя координация является неотъемлемой частью стратегии и включает координацию стратегической деятельности организации с целью обеспечения эффективности внутренних операций. [3, c. 369]
Основой успеха в бизнес-деятельности является создание устойчивого конкурентного преимущества, которое определяется способностью организации предложить товар или услугу, превосходящие по принимаемой потребителями ценности товар или услугу конкурентов.
Стратегическое управление — это деятельность, направленная на достижение основных поставленных целей и задач организации, определенных на основе предвидения возможных изменений окружающей среды и организационного потенциала, путем координации и распределения ресурсов.
Стратегическое управление можно отнести к философии или идеологии бизнеса и менеджмента, где значительное место отводится творчеству высшего руководства и персонала организации.
Обобщая рассмотренные особенности, можно выделить следующие преимущества стратегического подхода к управлению:
Воздействуя на те или иные отношения, государство, с одной стороны, способствует устранению несовершенства существующих механизмов, особенно в рыночных отношениях, а с другой преодолевает влияние негативных факторов, обусловленных обеспечивающими подсистемами финансового механизма.
Малое предпринимательство (МП) или малый бизнес (МБ) представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые уже в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический облик страны. Этот сектор предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий. В сочетании с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет таким предприятиям чутко реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Информация о работе Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса