Стратегический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Содержание работы

Введение. 3
1. Краткая характеристика предприятия. 4
2. Стратегический анализ внешней среды предприятия. 7
2.1 Анализ рынка и определение перспектив его развития 7
2.2 Профиль рынка и ключевые факторы успеха. 11
3. Стратегический анализ внутренней среды организации. 14
3.1 Анализ стратегии фирмы и оценка ее эффективности. 14
3.2 Анализ конкурентоспособности и SWOT - анализ. 17
3.3 Миссия и стратегические цели предприятия. 26
3.4 Разработка мероприятий по реализации стратегических решений. 29
3.5 Экономическое обоснование стратегических решений. 34
Заключение. 37
Использованная литература. 39

Файлы: 1 файл

курсовик пример Задумкин.doc

— 346.00 Кб (Скачать файл)

Несмотря  на щедро обещаемый потенциал  роста, региональные рынки разительно отличаются от Москвы и Петербурга. Покупательная способность населения низка, существующая абонентская база распределена между местными действующими операторами и вести разговор о бурном росте вряд ли придется.

Учитывая  масштабы России и сопоставляя их с Китаем или США и затратами  на развертывание сетей GSM там, можно смело говорить о том, что в ближайшие четыре года операторам сотовой связи потребуется, как минимум, по 600 млн. долл. для экспансии в регионы. Денег таких пока нет, что подтверждают и суммы контрактов заключаемых операторами с поставщиками на поставку оборудования в этом году. Таким образом в ближайшие год-два развертывание национальных сетей будет лишь в крупных городах с последующим поэтапным наращиванием полноценного покрытия. А пока региональные планы скорее следует воспринимать как перспективные инвестиционные проекты будущего, в краткосрочной перспективе позволяющие лишь улучшить привлекательность сети на рынках "двух столиц" за счет большой зоны покрытия.

Несмотря  на то что основные доходы Вымпелком  и другие сотовые операторы получают в столицах, тенденции их развития интересны во многих регионах, поскольку мобильная связь начинает активно развиваться по всей стране.

Если  посмотреть программные документы  всех трех компаний, то везде говорится  об улучшении работы с клиентами, развитии сети, региональной политике и внедрении новых технологий. Более того, обостренная конкуренция на сотовом рынке делает компании чем-то похожими друг на друга - как только одна из них вводит новый тарифный план, другая объявляет о похожей инициативе.

Однако  при ближайшем рассмотрении выясняется, что сотовые компании достаточно сильно отличаются друг от друга, и даже можно говорить о том, что каждая занимает определенную нишу. И финансовые результаты компании "Вымпелком" это подтвердили. С одной стороны, ее клиентская база существенно выросла. С другой стороны, один из главных финансовых показателей ARPU (средний доход на одного абонента) уменьшился за год на 29,6% - с $37,2 до $26,2. Здесь, конечно, необходимо отметить, что чистая прибыль резко выросла - в конце 2000 года компания вообще была убыточной, а в конце 2001 года чистая прибыль оказалась равной $47,3 млн. Эти цифры говорят о том, что "Вымпелком" растет в основном за счет малоговорящих и низкодоходных абонентов.

Перспективы рынка.

Число абонентов сотовой связи в России увеличится в 2003 году на 65% и составит 13 млн. против 7,84 млн. человек, пользовавшихся "мобильниками" в конце 2002 года. Такой прогноз сделала компания J'son & Partners.

По  словам экспертов рынка мобильной  связи, рост числа "мобилизованных" граждан объясняется просто - сотовая связь год от года становится все более доступной: за последние два года цены на пользование мобильными телефонами у крупнейших операторов (МТС и "ВымпелКом") снизились в среднем на 40%.

По данным агентства International Data Corporation (IDC), наиболее бурно растет число абонентов у компаний, работающих в стандарте GSM. Девять из десяти проданных в прошлом году мобильных телефонов соответствовали именно стандарту GSM.

2.2 Профиль рынка и  ключевые факторы успеха.

Основываясь на приведенной выше информации составим профиль рынка сотовой  связи России (второй этап анализа  внешней среды) (см. табл. 4).

 

  

Таблица 4       

Профиль рынка сотовой  связи России

 

Показатель

Состояние

Оценка привлекательности

 
   

Очень не привлека-тельно

Непривлека-тельно

Ней-трально

Привле-кательно

Очень привле-кательно

 

1

2

3

4

5

6

7

 

Потребители и рынок

             

Размер ринка

большой

       

*

 

Темп роста рынка и потенциал

большой

       

*

 

Цикличность спроса

незначительная

   

*

     

Сезонность спроса

незначительная

   

*

     

Чувствительность цен

большая

*

         

Прибыльность продукции

высокая

       

*

 

Дифференциация продукта

высокая

     

*

   

Факторы конкуренции

             

Существование равных конкурентов

много

 

*

       

Интенсивность конкуренции

высокая

 

*

       

Степень специализации конкурентов

незначительная

 

*

       

Трудности входа в отрасль

высокие

*

         

Трудности выхода с отрасли

средние

*

         

Изменение рыночной ситуации

среднее

   

*

     

Уровень интеграции

высокий

     

*

   

1

2

3

4

5

6

7

 

Загруженность мощностей

средняя

     

*

   

Барьеры входа  в отрасль

             

Эффект масштаба

большой

     

*

   

Необходимые капиталовложения

большие

*

         

Склонность потребителей к операторам

низкая

 

*

       

Защита со стороны государства

слабая

*

         

Социокультурное сопротивление

слабое

       

*

 

Барьеры выхода из отрасли.

             

Государственные и социальные ограничения

мало

       

*

 

Специализация активов

высокая

   

*

     

Конвертируемость активов

средняя

   

*

     

Зависимость от стратегических отношений

большая

 

*

       

Затраты на переход в другую отрасль

большие

*

         

Операторы

             

Интенсивность конкуренции среди  операторов

высокая

*

         

Формирование стратегических союзов

мало

*

         

Технологии

             

Уровень технических новинок

высокий

       

*

 

Сложность тех.процеса предоставления услуг

высокая

 

*

       

Патенты та интеллектуальную собственность

много

*

         

Наукоемкость услуг

высокая

       

*

 
               

 

Третий этап анализа  внешней среды - определение ключевых факторов успеха. Ключевые факторы успеха определяют финансовый и конкурентный успех в той или другой области. Они подчеркивают то, что должно пристально изучаться всеми фирмами на рынке - специфические решающие результаты для достижения успеха в производстве и на рынке, которые оказывают самое непосредственное влияние на рентабельность компании.

Ключевыми факторами  успеха на рынке сотовой связи являются: наличие разветвленной сети которая обеспечивает покрытие сотовой связью, обеспечение инструментами сотовой связи по доступной цене, наличие в регионе достаточного числа платежеспособных клиентов.

Определение ключевых факторов успеха - основная задача стратегического  анализа. Только в самом конце, если руководство достаточно хорошо знает  состояние рынка, можно сделать  вывод о том, какие факторы  имеют большее значение для  успеха в конкурентной борьбе, а которые меньшее. По большому счету ключевые факторы могут служить фундаментом стратегии бизнеса - часто компания может добиться преимущества в конкуренции, концентрируя свои усилия на одном или нескольких ключевых для данной области факторах успеха.

Ключевые факторы успеха меняются при переходе от одной области  к другой, а также с течением времени в границах одной и  той же области по мере того, как  меняется характер движущих сил и  условий конкуренции. В любой  данный момент времени любая область, как правило, характеризуется 3-4 факторами успеха. И даже среди этих трех-четырех один или два, конечно, важнее других. Поэтому разработчики стратегий не должны увлекаться зачислением большого числа факторов к числу ключевых. Цель определения ключевых факторов успеха состоит в выделении основных факторов, которые имеют решающее значение для достижения успеха в конкурентной борьбе, среди менее важных.

3. Стратегический анализ внутренней  среды организации.

3.1 Анализ стратегии  фирмы и оценка ее эффективности.

Стратегия - образ организационных  действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных  задач и целей организации.

Определение сферы бизнеса, целеполагание, определение краткосрочных и  долгосрочных задач (программ), определение стратегии достижения цели образует стратегический план. Основные компоненты стратегии компании показаны на рис.1.

ООО «Диагностика-2» является диверсифицированной  компанией, так как ведет свою деятельность по различным направлениям. Следует обратить внимание на четыре важнейших стороны корпоративной стратегии диверсифицированной компании:

1. Действия по завершенности  диверсификации.

Частью этой стратегии является решение, будет ли диверсификация узкой (в небольшом числе отраслей) или  широкой (во многих отраслях), а также, то как компания будет позиционироваться в выбранных отраслях.

2. Управление диверсифицированной  компанией.

Должны быть приняты решения  об усилении долгосрочных конкурентных позиций и, таким образом, прибыльности. Полный план управления портфелем обычно включает стратегию быстрого роста в наиболее благоприятных стратегических зонах хозяйствования (СЗХ), поддержку других СЗХ, организацию перестройки в слабых СЗХ с потенциалом и "раздевание" СЗХ, которые неперспективны в долговременном плане.

3. Нахождение путей  усиления синергизма среди относительно  несвязанных СЗХ и превращение  его в конкурентное преимущество.

При связанной диверсификации некоторые  СЗХ используют сходные или дополняющие  технологии, сходный образ действий, одинаковые каналы распространения, одних потребителей или другие показатели синергизма. Это позволяет создать благоприятные возможности для передачи технологий, широкой экспертизы путей снижения издержек, усиления конкурентного статуса и является существенным источником конкурентных преимуществ.

4. Установление инвестиционных  приоритетов и направление ресурсов  компании в наиболее привлекательные  СЗХ.

Существуют определенные факторы, определяющие стратегию компании. Этих факторов очень много. Простая модель первичных факторов, которые должны учитываться и по существу определять стратегию, приведена на рис.2. Взаимодействие этих факторов обычно комплексное и имеет специфические отличия для отрасли и компании.

Как правило, стратегия не обеспечивает успеха, если не проведена граница между внутренней и внешней ситуацией, не обеспечено приобретение существенных конкурентных преимуществ и не улучшена деятельность компании.

Основной стратегией ООО «Диагностика - 2» является закрепление своих позиций на рынке сотовой путем заключения генеральных соглашений о сотрудничестве по обслуживание линий GSM связи с ведущими операторами на рынке.

Для компании также важно развитие других направлений бизнеса, в которых  она также работает (производство изделий промышленной электроники, сервисные работы, торгово-закупочная деятельность), но преимуществом обладает деятельность на рынке сотовой связи, как наиболее перспективное и высокодоходное.

3.2 Анализ конкурентоспособности  и SWOT - анализ.

Следующий шаг в анализе внутренней среды фирмы является анализ конкурентоспособности фирмы. Для анализа конкурентоспособности фирмы предлагается следующая методика.

В целом по совокупности деятельности на всех рынках или относительно отдельных  рынков и их секторов критерии конкурентоспособности  группируются по отдельным элементам комплекса маркетинга:

1. Продукт. 

2. Цена.

3. Доведение продукта до потребителя. 

4. Продвижение продукта (маркетинговые  коммуникации)

Для подсчетов используются количественные показатели. Кроме того, используется система показателей деловой активности и эффективности деятельности фирмы.

Применим принципы этих двух подходов к расчету конкурентоспособности  фирмы для анализа конкурентоспособности  маркетинговой деятельности фирмы.

С учетом изложенного предлагается следующая система показателей.

1. По продукту(услуге):

Коэффициент рыночной доли: ;

где ОП -- объем продаж продукта (услуги) фирмой;

ООПР -- общий объем продаж продукта на рынке.

Коэффициент показывает долю, занимаемую фирмой на рынке.

Коэффициент предпродажной подготовки: ;

где ЗПП -- сумма затрат на предпродажную подготовку;

ЗПОП -- сумма затрат на производство (приобретение) продукта и организацию его продаж.

Этот показатель характеризует  усилие фирмы к росту конкурентоспособности  за счет улучшения предпродажной  подготовки. В случае, если продукт не требовал предпродажной подготовки в отчетный период, то принимается, что КПП = 1.

Коэффициент изменения объема продаж: ;

где ОПКОП -- объем продаж на конец отчетного периода;

ОПНОП -- объем продаж на начало отчетного периода.

Показывает рост или снижение конкурентоспособности  фирмы за счет роста объема продаж.

2. По цене:

Коэффициент уровня цен: ;

где Цmax -- максимальная цена товара (услуги) на рынке;

Цmin-- минимальная цена товара (услуги) на рынке;

Цуф -- цена товара (услуги), установленная фирмой.

Показывает рост или снижение конкурентоспособности  фирмы за счет динамики цен на продукт.

3. По доведению продукта  до потребителя:

Коэффициент доведения продукта до потребителя: ;

где КИОП -- коэффициент изменения объема продаж;

ЗСБкоп -- сумма затрат на функционирование системы сбыта на конец отчетного периода;

ЗСБноп -- сумма затрат на функционирование системы сбыта на начало отчетного периода.

Показывает стремление фирмы к  повышению конкурентоспособности  за счет улучшения сбытовой деятельности.

4. По продвижению продукта:

Коэффициент рекламной деятельности: ;

где ЗРДкоп -- затраты на рекламную деятельность на конец отчетного периода;

ЗРДноп -- затраты на рекламную деятельность на начало отчетного периода;

Характеризует стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения рекламной деятельности.

Информация о работе Стратегический менеджмент