Стратегический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Содержание работы

Введение. 3
1. Краткая характеристика предприятия. 4
2. Стратегический анализ внешней среды предприятия. 7
2.1 Анализ рынка и определение перспектив его развития 7
2.2 Профиль рынка и ключевые факторы успеха. 11
3. Стратегический анализ внутренней среды организации. 14
3.1 Анализ стратегии фирмы и оценка ее эффективности. 14
3.2 Анализ конкурентоспособности и SWOT - анализ. 17
3.3 Миссия и стратегические цели предприятия. 26
3.4 Разработка мероприятий по реализации стратегических решений. 29
3.5 Экономическое обоснование стратегических решений. 34
Заключение. 37
Использованная литература. 39

Файлы: 1 файл

курсовик пример Задумкин.doc

— 346.00 Кб (Скачать файл)

Коэффициент использования персональных продаж:

где ЗПТАкоп -- сумма затрат на оплату труда торговых агентов на конец отчетного периода;

ЗПТАноп -- сумма затрат на оплату труда торговых агентов на начало отчетного периода.

Показывает стремление фирмы к  росту конкурентоспособности за счет роста персональных продаж с  привлечением торговых агентов.

Коэффициент использования связей с общественностью:

;

где ЗРкоп -- затраты на связи с общественностью на конец отчетного периода;

ЗРноп -- затраты на связи с общественностью на начало отчетного периода.

Показывает стремление фирмы к  росту конкурентоспособности за счет улучшения связей с общественностью.

Суммируя вышеперечисленные коэффициенты и находя среднеарифметическую величину, определим итоговый показатель конкурентоспособности маркетинговой деятельности для конкретного продукта (услуги).

Назовем его коэффициентом маркетингового тестирования конкурентоспособности (КМТК).

;

где L -- общее число показателей в числителе. В данном случае L = 8.

Следует отметить, что большинство  коэффициентов имеют разные величины для разных продуктов. Тогда для  расчета конкурентоспособности  маркетинговой деятельности фирмы  нужно определить сумму коэффициентов (КМТК) для всех ее продуктов: ;

где n -- количество продуктов (услуг) фирмы.

Кроме этого для расчета полной конкурентоспособности фирмы также  нужно учитывать общефинансовые коэффициенты. Общефинансовые коэффициенты рассчитываются на основе анализа баланса фирмы за отчетный период.

В практике анализа результатов  деятельности фирмы применяется  сводная таблица финансовых показателей, включающая коэффициенты ликвидности, коэффициенты устойчивости, коэффициенты деловой активности, коэффициенты прибыльности и т.д. Однако для расчета конкурентоспособности фирмы можно ограничиться оценкой структуры баланса по следующим коэффициентам.

Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) определяется как отношение  фактической стоимости находящихся  в наличии у фирмы оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов (итог 2-го раздела баланса) к наиболее срочным обязательствам фирмы в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей (итог 5-го раздела баланса за вычетом строк 640, 650):

;

Нормативное значение коэффициента -- не менее 2.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (КОСС) определяется как  отношение разности между объемами источников собственных средств (Итог 3-го раздела баланса) и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов (итог 1-го раздела баланса) к фактической стоимости находящихся в наличии у фирмы оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов (итог 2-го раздела баланса).

Нормативное значение -- не менее 0,1.

Таким образом, полная формула расчета  конкурентоспособности фирмы будет следующей:

;

Для каждого рынка продукта идентифицируются наиболее опасные (приоритетные) конкуренты. Все конкуренты делятся на определенные группы в зависимости от преимуществ, завоеванных фирмами, и таким  образом устанавливается их роль в конкурентной борьбе.

Для каждой группы конкурентов характерны конкретные концепции поведения  на рынке. Для деления конкурентов  на группы рассмотрим матрицу группового ранжирования конкурирующих фирм (рис. 3).

Матрица представляет собой прямоугольник, разбитый на девять квадрантов (секторов), каждый из которых соответствует определенному коэффициенту от -10 до 10. Сам прямоугольник делится на пять уровней, каждый из которых соответствует определенной группе фирм, различающихся между собой уровнем конкурентоспособности и относящихся к следующим группам участников рынка:

§ Лидеры -- 0,1--10;

§ Претенденты на роль лидера -- 7,1--9; 3,1--7;

§ Последователи -- 1,1--3; 1;

§ Занявшие рыночную нишу -- -0,99--(-2,9); -3 -- (-6,9);

§ Банкроты -- -7--(-9); -9,1--(-10).

Рыночные лидеры -- фирмы, имеющие максимальный коэффициент конкурентоспособности (КФ). Как правило, эти фирмы имеют максимальную рыночную долю при продажах, являются лидерами в ценовой политике, оптимизации затрат, использовании разнообразных распределительных систем и т.д. Для фирм-лидеров характерным поведением является оборона.

Рыночные претенденты -- фирмы, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 3,1 до 9. Эти фирмы ,как правило, борются за увеличение рыночной доли продаж, проводят ценовой демпинг. Для них характерна стратегия атаки на всех направлениях деятельности.

Рыночные последователи -- фирмы, расчетный коэффициент конкуренто-способности которых лежит в диапазоне от 1 до 3. Эта группа фирм проводит политику следования за отраслевым лидером, не рискует, но и не проявляет пассивности. Фирмы этой группы особенно осторожно и взвешенно принимают решения, касающиеся их деятельности на рынке. Они копируют деятельность лидера, но действуют более осмотрительно и рассчитывают на меньшие ресурсы. Они, как правило, подвержены атакам со стороны рыночных претендентов.

Фирмы, действующие в  рыночной нише. Расчетный коэффициент конкурентоспособности этой группы лежит в диапазоне от -0,99 до -6,9. Фирмы этой группы обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие участники конкуренции не видят или не принимают в расчет. Для них характерен высокий уровень специализации. Круг клиентов ограничен, но характерен высокий уровень цен. В своей деятельности фирмы максимально зависят от клиентов и опираются на них.

Банкроты -- фирмы с коэффициентом конкурентоспособности от -7 до -10. Эти фирмы принимают режим внешнего управления и проводят мероприятия по выходу из банкротства или проводят расчеты с кредиторами и ликвидируются.

С помощью предложенной методики проведем расчеты конкурентоспособности  ООО «Диагностика - 2».

Баланс фирмы за 2002 год составил 21147 тыс. руб. Внеоборотные активы-- 16 762 тыс. руб. Оборотные активы -- 4385 тыс. руб.

Среди основных продаж:

§ средства мобильной связи и  обслуживание линий связи GSM -- 22 024 тыс. руб., или 67%;

§ производство изделий промышленной электроники -- 5753 тыс. руб., или 17%;

§ сервисные работы -- 2853 тыс. руб., или 9%;

§ торгово-закупочная деятельность -- 2271 тыс. руб., или 7%.

Для подготовки расчета конкурентоспособности  фирмы по предложенным коэффициентам  предварительно проводится экономический  анализ ее деятельности за отчетный период на основе расчета баланса, приложений к нему, постатейного анализа совокупных затрат и анализа рынка.

Затем проводится расчет коэффициентов  на основании методики, изложенной выше.

Конкурентоспособность фирмы рассчитывается следующим образом.

По продукту (услуге) -- обслуживание линий GSM и продажа средств мобильной связи.

Коэффициент рыночной доли:

Коэффициент предпродажной подготовки:

Коэффициент изменения объема продаж:

По цене.

Коэффициент уровня цен:

По доведению продукта (услуги) до потребителя.

Коэффициент доведения продукта (услуги) до потребителя:

По продвижению продукта (услуги) на рынок.

Коэффициент рекламной деятельности:

Коэффициент использования персональных продаж:

Коэффициент использования связей с общественностью:

Суммируя вышеперечисленные коэффициенты и находя среднеарифметическую величину, определим итоговый показатель конкурентоспособности  маркетинговой деятельности:

Внесем данные расчетов в таблицу 1.5

Точно таким же образом проведены расчеты конкурентоспособности остальных продуктов и услуг -- производство изделий промышленной электроники, сервисные работы, торгово-закупочная деятельность. Данные также внесены в таблицу 5

Таблица 5

Анализ конкурентоспособности 

маркетинговой деятельности ООО «Диагностика - 2» по продуктам и услугам.

 

Показатели

Мобильная связь

Промышленная электроника

Сервисные работы

Торгово-закупочная деятельность

 

1. КРД

0,4

0,11

0,02

0,01

 

2. КПП

0,31

0,55

0,19

0,08

 

3. КИОП

0,98

2,52

0,88

0,66

 

4. КУЦ

0,95

3,78

0,76

0,57

 

5. КСб

1,07

1,35

0,83

0,73

 

6. КрекД

0,94

1,59

0,75

0,67

 

7. КИПП

1,09

1,83

0,89

0,77

 

8. КИСО

1,12

2,91

1,01

0,99

 

Итого КМТК

0,81

1,83

0,67

0,56

 
           

 

Далее проведем расчет показателя, характеризующего конкурентоспособность маркетинговой деятельности фирмы с точки зрения всех продуктов (услуг) фирмы:

Проведем расчет общефинансовых коэффициентов  на основе анализа баланса фирмы  за отчетный период.

Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ):

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (КОСС):

Проведем окончательный расчет конкурентоспособности фирмы:

Показатель конкурентоспособности  ООО «Диагностика - 2» имеет отрицательную  величину и свидетельствует о  низкой конкурентоспособности фирмы  по результатам 2002 г.

При расчетном значении КФ = -3,38 ООО «Диагностика - 2» по итогам 2002г. занимает сектор матрицы, соответствующий рыночной нише. Для фирмы характерно тесное взаимодействие с клиентами, стремление максимально удовлетворить их запросы. Однако фирма должна быть готова к проведению мероприятий по предупреждению банкротства.

При проведении анализа внутренней среды организации также необходимо сделать SWOT - анализ фирмы.

Ситуационный, или «SWOT-анализ» (первые буквы английских слов: Strengths-- сильные стороны; Weaknesses -- слабые стороны; Opportunities -- возможности; Threats -- опасности, угрозы), может осуществляться как для организации в целом, так и для отдельных видов бизнеса. Его результаты в дальнейшем используются при разработке стратегических планов и планов маркетинга.

Анализ сильных и слабых сторон характеризует исследование внутренней среды организации.

Таблица 6

SWOT - анализ ООО «Диагностика - 2».

 

Сильные стороны 

Слабые стороны

 

Наличие квалифицированного персонала, имеющего опыт работы в данной области

Трудности в организации сбыта большого объема промышленной продукции

 

Накопленный многолетний опыт работы на рынке 

Периодически возникающие трудности  с размещением заказов 

 

Хорошие деловые связи с потребителями  продукции и поставщиками материалов и комплектующих

Негибкая политика работы с клиентами (сложная процедура предоставления кредитов и тд)

 

Низкая трудоемкость производства

Нет возможностей для расширенного воспроизводства

 

Высокое качество продукции, соответствующее  европейскому уровню

   

Активная маркетинговая политика.

   

Внешние благоприятные  возможности

Внешние угрозы предприятию

 

Рост рынка сотовой связи  имеет устойчивую тенденцию к  увеличению

Снижение общей платежеспособности предприятий 

 

Положительная тенденция роста  спроса на промышленную электронику

Задержка роста инвестиционной активности

 

Сложившийся имидж ООО «Диагностика - 2» у потребителей продукции

Нестабильная политическая ситуация

 

Снижение кредитной процентной ставки

Нестабильность хозяйственного, налогового, банковского и других законодательств в Российской Федерации

 

Небольшое количество достаточно сильных  конкурентов ООО «Диагностика - 2»  в регионе.

Несовершенство законодательства

 
     

 

3.3 Миссия и стратегические  цели предприятия.

Миссия - чётко выраженная причина существования организации. Миссия должна быть официально сформулирована и сообщена сотрудникам организации. Миссия - это ориентир, на который настроены все цели предприятия.

Обычно определение миссии организации  преследует решение следующих задач:

1. Выявить область активных действий организации и отсечь пути развития, которые ведут в никуда.

2. Определить основные принципы  конкурентной борьбы.

3. Выработать общую базу для  разработки целей организации.

4. Выработать концепцию деятельности, вдохновляющую сотрудников организации.

При разработке миссии учитываются  следующие группы факторов:

1. Истории возникновения и развития  организации, ее традиций, достижений и промахов, сложившийся имидж.

2. Существующий стиль поведения  и способ действия собственников  и руководителей.

3. Ресурсы, т. е. все то, чем  организация может управлять:  наличные денежные средства, признанные  продуктовые марки, уникальные  технологии, талант сотрудников  и т. п.

4. Окружающая среда, представляющая  совокупность всех факторов, которые воздействуют на возможности организации достигать своих целей с помощью выбранных стратегий.

5. Отличительные достоинства, которыми  обладает организация. 

В миссии с учетом этих факторов отражаются направления деятельности организации. В ней констатируется ответственность организации перед всеми группами влияния. Она определяет четким образом общую цель организации, которая в дальнейшем может быть конкретизирована на отдельные цели и задачи. Например, миссия гостиничной компании «Марриот» формулируется следующим образом: «Мы стремимся быть лучшими в мире по обеспечению пребывания и пищей наших клиентов путем поощрения персонала предоставлять клиентам необыкновенные услуги и соблюдать интересы акционеров».

Единых подходов к формулированию миссии не существует. Используются как единая формулировка миссии, так и миссия, сформулированная в несколько позиций.

Например, Шотландский Совет по развитию экономики и промышленности сформулировал свою миссию следующим образом: «Шотландский Совет по развитию экономики и промышленности -- это независимая организация, членами которой являются представители различных секторов экономики Шотландии; Совет ищет способы поддержки экономики Шотландии путем формулирования и продвижения инновационных внеполитических идей и предоставления обусловленных рыночным спросом услуг своим членам».

В то же время довольно часто миссия формулируется в несколько позиций, каждая из которых направлена на удовлетворение интересов различных групп влияния. Например, миссия организации может  быть сформулирована в следующих направлениях:

Информация о работе Стратегический менеджмент