Стратегический план предприятия (на примере ОАО «Комитекс»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 23:45, практическая работа

Описание работы

Одним из самых существенных решений при планировании является выбор цели организации. Основная общая цель организации обозначается как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. В качестве основы могли бы служить лишь индивидуальные ценности руководителя, что привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Теоретические основы процесса стратегического планирования..4
•цели………………………………………………………………………4
•оценка и анализ внешней среды………………………………………6
•управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон предприятия……………………………………………………………………..10
•изучение стратегических альтернатив……………………………….12
•стратегическое планирование и успех предприятия………………15
2. Разработка стратегического плана на примере ОАО «Комитекс».19
Заключение………………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

1_zadanie.docx

— 64.52 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное 
учреждение высшего профессионального образования  
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Экономический факультет

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

Проектная работа №1

по дисциплине: «Финансовое планирование и прогнозирование»

на тему: «Стратегический план предприятия (на примере ОАО «Комитекс»)»

 

                                                                 Студентки  4  курса  71  группы

                                            дневного отделения

                                                         направления «Экономика»

                                               профиль подготовки

                                               «Финансы и кредит»

                               

                                                           Фернандеш          

                        Преподаватель:

                                                           Дёмина Е.В.

 

 

 

г.Ростов-на-Дону

                                       2014 г.

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...…3

 

1. Теоретические основы  процесса стратегического планирования..4

•цели………………………………………………………………………4

•оценка и анализ внешней среды………………………………………6

•управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон предприятия……………………………………………………………………..10

•изучение стратегических альтернатив……………………………….12

•стратегическое планирование и успех предприятия………………15

 

2. Разработка стратегического плана на примере ОАО «Комитекс».19

Заключение………………………………………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями. 

В понятие "планирование" входит определение целей и путей их достижения. На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы взаимоувязаны между собой. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы процесса стратегического планирования

 

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

 

 

 

Схема 1 Процесс стратегического планирования 

 

ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) 

Первым и, может быть самым существенным решением при планировании будет выбор целей предприятия. Здесь необходимо подчеркнуть, что те предприятия, которые, вследствие своего размера, испытывают необходимость в многоуровневых системах, нуждаются также в нескольких широко сформулированных целях, также как и в более частных целях, связанных с общими целями организации. 

Миссия предприятия 

Одним из самых существенных решений при планировании является выбор цели организации. Основная общая цель организации обозначается как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. В качестве основы могли бы служить лишь индивидуальные ценности руководителя, что привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Формирование миссии включает в себя:

* выяснение какой предпринимательской  деятельностью занимается фирма;

* определение рабочих  принципов фирмы под давлением  внешней среды;

* выявление культуры фирмы. 

В миссию фирмы также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку фирмы в будущем. 

Часто руководители фирм считают, что их основная миссия - получение прибыли. Действительно, удовлетворяя какую-то внутреннюю потребность, фирма в конечном счете сможет выжить. Но, чтобы заработать прибыль, фирме необходимо следить за средой своей деятельности, учитывая при этом ценностные подходы к понятию рынка. Миссия представляет чрезвычайное значение для организации, нельзя забывать о ценностях и целях высшего руководства. Ценности, формируемые нашим опытом, направляют или ориентируют руководителей, когда они сталкиваются с необходимостью принятия критических решений. Западные ученые установили шесть ценностных ориентаций, которые оказывают воздействие на принятие управленческих решений, и связали эти ориентации со специфическими типами целевых предпочтений. 

Обще фирменные цели формируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. 

Конкретные и измеримые цели (это позволяет создать четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы). 

Ориентация целей во времени (здесь необходимо уяснить не только, что фирма хочет осуществить, но также когда должен быть достигнут результат). 

Достижение цели (служит повышению эффективности организации); установление же трудно достижимой цели может привести к катастрофическим результатам. 

Взаимно поддерживающие цели (действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей). 

Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, эффективно институционализирует, проинформирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации. 

Основная общая цель предприятия - четко выраженная причина его существования - обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии. 

 

ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ 

После установления своей миссии и целей руководство предприятия начинает диагностический этап процесса стратегического планирования. На этом пути первым шагом является исследование внешней среды:

* оценка изменений, воздействующих  на различные аспекты текущей  стратегии;

* определение факторов, представляющих  угрозу для текущей стратегии  фирмы; контроль и анализ деятельности  конкурентов;

* определение факторов, представляющих  больше возможности для достижения  общефирменных целей путем корректировки  планов. 

Анализ внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к фирме факторы, получить важные результаты (время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз, время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и время на разработку стратегий). Для этого необходимо выяснить, где находится организация, где она должна находиться в будущем и что для этого должно сделать руководство. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается фирма, можно выделить в семь областей: 

1. Экономические факторы. Некоторые факторы в экономической  окружающей среде должны постоянно  диагностироваться и оцениваться, т.к. состояние экономики влияет  на цели фирмы. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости и т.д. Каждый  из них может представлять  либо угрозу, либо новую возможность  для предприятия.

2. Политические факторы. Активное участие предпринимательских  фирм в политическом процессе  является указанием на важность  государственной политики для  организации; следовательно, государство  должно следить за нормативными  документами местных органов, властей  субъектов государства и федерального  правительства.

3. Рыночные факторы. Рыночная  среда представляет собой постоянную  опасность для фирмы. К факторам, воздействующим на успехи и  провалы организации, относятся  распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.

4. Технологические факторы. Анализ технологической среды  может по меньшей мере учитывать  изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании  и предоставлении товаров и  услуг или успехи в технологии средств связи. Руководитель любой фирмы должен следить за тем, чтобы не подвергнуться "шоку будущего", разрушающего организацию.

5. Факторы конкуренции. Любая  организация должна исследовать  действия своих конкурентов: анализ  будущих целей и оценка текущей  стратегии конкурентов, обзор предпосылок  в отношении конкурентов и  отрасли, в которой функционируют  данные компании, углубленное изучение  сильных и слабых сторон конкурентов.

6. Факторы социального  поведения. Эти факторы включают  меняющиеся отношения, ожидания  и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных  меньшинств в обществе, движение  в защиту интересов потребителей).

7. Международные факторы. Руководство фирм, действующих на  международном рынке, должно постоянно  оценивать и контролировать изменения  в этой широкой среде. 

Т.о. анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации. 

После установления своей миссии и целей руководство должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования. Первым шагом является изучение внешней среды. Руководители оценивают внешнюю среду по трем параметрам: 

1. Оценить изменения, которые  воздействуют на разные аспекты  текущей стратегии

2. Определить, какие факторы  представляют угрозу для текущей  стратегии фирмы.

3. Определить, какие факторы  представляют больше возможностей  для достижения общефирменных  целей путем корректировки плана. 

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности. 

С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:

1. Где сейчас находится  предприятие?

2.Где, по мнению высшего  руководства, должно находится предприятие  в будущем?

3. Что должно сделать  руководство, чтобы предприятие  переместилось из того положения, в котором находится сейчас, в  то положение, где его хочет  видеть руководство? 

Угрозы и возможности, с которыми сталкивается предприятие, обычно можно выделить в семь областей. 

 

 

Схема 2 Воздействие внешней среды 

 

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН ПРЕДПРИЯТИЯ 

Руководство фирмы должно выяснить, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, и существуют ли у нее слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Этот процесс называется управленческим обследованием. Оно представляет собой методическую оценку функциональных зон фирмы, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В обследование входят такие функции, как маркетинг, бухгалтерский учет, операции (производство), человеческие ресурсы, культура и образ корпорации. При обследовании функции маркетинга необходимо обратить внимание на семь областей анализа: 

конкурентоспособность и желаемая доля рынка в процентах к его общей емкости, являющаяся существенной целью для компании; 

разнообразие и качество ассортимента изделий, которые постоянно контролируются и оцениваются высшим руководством; 

рыночная демографическая статистика, контроль за изменениями на рынках и в интересах потребителей; 

рыночные исследования и разработки новых товаров и услуг; 

предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов, являющееся одним из слабых мест в предпринимательстве; 

Информация о работе Стратегический план предприятия (на примере ОАО «Комитекс»)