Стратегическое планирование как процесс управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является подробное рассмотрение стратегического планирования как процесса управления.
Основными задачами в данной курсовой работе является:
раскрыть сущность значения стратегического планирования;
определить перспективы развития организации;
выбор дальнейшей стратегии развития организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………...……………….5
1.1 Сущность и значение стратегического планирования…………………………………….5
1.2 Этапы стратегического планирования на предприятии……………………...…………..10
1.3 Модель стратегического планирования………………………………………….………..17
РАССМОТРЕНИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ООО «ЮЖНЫЙ ДВОР – Ритейл»………………………………………………………….……19
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия…………………………….……….19
2.2 Система стратегического планирования в ООО «Южный двор – Ритейл»…………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…………..………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...……………………………29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Стратегия роста - стратегия, при которой уровень краткосрочных и долгосрочных целей каждого года значительно увеличивается по отношению к показателям предыдущего года.

Стратегия сокращения - стратегическая альтернатива, которая характеризуется установлением достигнутого уровня или исключением некоторых направлений деятельности.

Сочетание различных вариантов стратегий обычно используют фирмы, активно действующие в разных отраслях.

На последующих этапах подготавливаются среднесрочные планы и программы.

На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования разрабатываются годичные оперативные планы и проекты.

В завершение определяются предпосылки для формирования новых плановых программ, исходя из того, чего организации удалось добиться при реализации планов и чего - нет.

В целом планирование - это замкнутый цикл с прямой связью (разработка стратегии - реализация и контроль) и обратной связью (учет результатов выполнения - уточнение плана).

Стратегическое планирование имеет смысл только тогда, когда оно реализуется при управлении организацией, когда организация увязывает свои действия со своими планами и выделяет необходимые для их реализации ресурсы. Другими словами, организацией должна быть разработана четкая программа действий и налажен процесс реализации фактического плана.

Это программа, которая включает в себя цель, сроки и порядок осуществления мероприятий, руководство по их осуществлению, общую потребность в средствах, персонале и ресурсах, дополнительную потребность в ресурсах и оборудовании, ожидаемую прибыль от реализации программы, финансовые результаты. В основу расчетов кладутся цели стратегии, и осуществляется их коррекция в соответствии с выявленными в ходе перспективного планирования факторами, способными оказать положительное или отрицательное влияние.

Стратегия фирмы реализуется в оперативных планах. Краткосрочные планы организации, разработанные на базе стратегических планов, - это тактика организации, отражающая краткосрочные цели, согласованные с ее долгосрочными целями. Тактика обычно охватывает краткосрочные и среднесрочные периоды.

Как правило, тактика разрабатывается средним звеном руководства организации.

Оперативный план дает характеристику деятельности фирмы в условиях конкуренции, отражает ее поведение на рынке, предусматривает меры по выпуску продуктов и прибыльности хозяйственных операций, устанавливает рамки для разработки системы стимулирования труда. В оперативном плане не только конкретизируются цели и задачи, но и четко фиксируется, как будут решены поставленные задачи и кто конкретно за это ответственен. Оперативный план - это подробный и всеохватывающий документ. В его содержание входят:

    • корпоративная стратегия;
    • установление финансовых целей, отражаемых в структуре баланса и финансового отчета;
    • стратегические цели;
    • детальный план действий;
    • бюджет;
    • план развития человеческих ресурсов. [19, с. 121]

Составной частью оперативного планирования являются бизнес-план, финансовый план, план по маркетингу, план производства, план закупок.

В оперативные планы подразделений включают оценку состояния бизнеса, ключевые финансовые задачи, стратегию подразделения, требования поддержки от других подразделений, план мероприятий.

Оперативный план подразделения состоит из разделов.

В первом разделе излагаются основные экономические и финансовые прогнозы на основе изучения внешней среды, рынков и конкуренции. Выясняются экономические, правовые, политические и социальные факторы, которые могут оказать положительное и отрицательное влияние на действия фирмы в плановом периоде. Каждое подразделение обязано найти возможности нормальной деятельности даже в условиях ограничений и барьеров. Эти возможности должны быть отражены в оперативном плане.

Во втором разделе оперативного плана излагается статус подразделения, выявляются их сильные и слабые черты, уязвимость. Определяется производительность труда, обеспеченность персоналом; оцениваются кадры и управленческий персонал.

Далее уточняются основные задачи, отражается стратегия действий коллектива подразделения.

В оперативном плане подразделения также формулируются требования поддержки его со стороны других служб и подразделений фирмы.

Координирует работу по организации поддержки отдел планирования. Он направляет в соответствующие взаимозависимые отделы необходимую информацию.

В завершающем разделе оперативного плана содержится программа реализации плана: конкретные задачи, даты их выполнения, ответственные за реализацию заданий, формы отчетности о выполнении работ, условия для выполнения плана и возможные препятствия. [18, с. 21]

 

    1. Модель стратегического планирования

 

В мире большое распространение получила модель стратегического планирования, состоящая из четырех стадий.

Стадия 1. Формирование предпосылок. Сбор информации об окружающей среде, деятельности отраслевых предприятий, конкурентах. Составление прогнозов на будущее. Оценка угрозы со стороны. Сравнение результатов прошлой деятельности и текущего состояния фирмы.

Стадия 2. Постановка проблем. Определение темпов роста фирмы (не менее 10 % в год). Прогноз результатов при условии сохранения действующей политики. Определение уровня притязаний. Сравнение, выявление разрывов. Выработка стратегии по ликвидации разрывов.

Стадия 3. Разработка долгосрочной стратегии. Процедура включает три аспекта:

    • разработку долгосрочных целей;
    • составление долгосрочных проектов;
    • принятие курса долгосрочной политики.

Стадия 4. Оформление среднесрочных планов. Выдвижение среднесрочных проектов, привязка их к ресурсам. Составление планов ассортимента продукции. Подготовка планов развития (производственные мощности, персонал, прибыль).

В Японии применяются, естественно, и другие модели. Так, на фирме «Хитачи» принята модель из пяти стадий. На первой стадии осуществляется сбор информации об окружающей среде и проводится анализ текущего состояния компании. На второй выявляются стратегические проблемы. В известном смысле здесь используется модель «рост компании - доля рынка». На третьей стадии формируются цели компании и ее производственная политика. Четвертая стадия посвящается разработке планов отделений: план по сбыту каждого продукта; план производства; план расширения производственных мощностей; план по персоналу; план по прибыли. Пятая стадия - подготовка документа, который воплощает будущую производственную стратегию фирмы.

Однако все вариации не затрагивают стратегических идей и взглядов на будущее. В главном все ныне действующие схемы сходны: целеполагание, оценка текущего состояния, выбор стратегии, подготовка и реализация плана.

Что касается видов стратегий, то выделяются следующие:

  • лидерство по ценам, при котором компания пытается поставить себя во главе рынка путем установления цен на продукцию ниже, чем у конкурентов;
  • дифференциация, когда компания добивается конкурентоспособности путем выпуска продукта более высокого качества;
  • фокусирование - концентрация на конкретном участке рынка.

В зависимости от своего положения на рынке компания может принимать одну из нескольких конкурентных стратегий. Стратегия лидера рынка используется для удерживания лидирующего положения путем расширения спроса, защиты текущей доли на рынке и расширения рынка. Стратегия рыночного вызова используется компанией, находящейся на втором месте, для достижения лидерства с помощью скидок в цене, обновления продукции и избирательного продвижения. Стратегия рыночной ниши используется компанией, заинтересованной в небольшом специализированном рынке, который более крупные компании не могут заметить или заменить.

В завершение следует отметить, что главным условием эффективного функционирования стратегического планирования является постоянное внимание к нему со стороны высших руководителей и привлечение к выработке и реализации стратегий широкого круга сотрудников. [30, с. 62]

 

    1. РАССМОТРЕНИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ  В ООО «ЮЖНЫЙ ДВОР – РИТЕЙЛ»

 

    1. Краткая характеристика деятельности предприятия

 

ООО «Южный Двор – Ритейл» - это общество с ограниченной ответственностью «Южный Двор – Ритейл». Место нахождения общества: Российская Федерация, г. Волгоград. Ворошоловский р-н. Почтовый адрес общества: 400050, г. Волгоград, ул. Козловская, д.4.

ООО «Южный Двор – Ритейл» является юридическим лицом, имеет круглую печать и штампы со своим наименованием (эмблемой), свой торговый знак, расчетный и иные счета в банке, другие реквизиты, необходимые для хозяйственной и иной деятельности, ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность.

Целью деятельности общества является удовлетворение спроса населения на товары и услуги, получение прибыли.

«Южный Двор – Ритейл» является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании настоящего Устава и действующего законодательства Российской Федерации. Высшим органом «Южный Двор – Ритейл» является собрание. Собрание состоит из участников или назначаемые ими лица. Участник «Южный Двор – Ритейл» вправе передать свои полномочия другому участнику или представителю другого участника ООО «Южный Двор – Ритейл».

ООО «Южный Двор – Ритейл» самостоятельно определяет структуру предприятия, численность работников, штатное расписание. Форма и система оплаты труда предусматривает в трудовых договорах размеры тарифных ставок и окладов, рассматривая при этом государственные тарифы как минимальную гарантию оплаты труда работников, соответствующей квалификации, а также вводят стимулирующие оплаты, надбавки, премии и иные формы материального поощрения.

ООО «Южный Двор – Ритейл» в праве на основании договора подряда привлекать для выполнения работ отдельных специалистов и временные творческие рабочие коллективы.

ООО «Южный Двор – Ритейл» является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании настоящего Устава и действующего законодательства Российской Федерации.

ООО «Южный Двор – Ритейл» вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. «Южный Двор – Ритейл» имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на его место нахождения. ООО «Южный Двор – Ритейл» имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.

ООО «Южный Двор – Ритейл» является собственником принадлежащего ему имущества и денежных средств и отвечает по своим обязательствам собственным имуществом. Участники имеют предусмотренные законом и учредительными документами ООО «Южный Двор – Ритейл» обязательственные права по отношению к ООО «Южный Двор – Ритейл».

Целями деятельности ООО «Южный Двор – Ритейл» являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли. ООО «Южный Двор – Ритейл» вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Предметом деятельности ООО «Южный Двор – Ритейл» являются: продажа бытовой химии, косметики и парфюмерии в городе Волгограде и Волгоградской области.

Исполнительным органом ООО «Южный Двор – Ритейл» является Генеральный директор. Генеральный директор может переизбираться неограниченное число раз. Генеральный директор обязан в своей деятельности соблюдать требования действующего законодательства, руководствоваться требованиями настоящего Устава, решениями органов управления ООО «Южный Двор – Ритейл», принятыми в рамках их компетенции, а также заключенными ООО «Южный Двор – Ритейл» договорами и соглашениями, в том числе заключенными с ООО «Южный Двор – Ритейл» трудовым договором. Генеральный директор обязан действовать в интересах ООО «Южный Двор – Ритейл» добросовестно и разумно. По требованию участников (участника) он обязан возместить убытки, не обусловленные обычным коммерческим риском, причиненные им ООО «Южный Двор – Ритейл», если иное не вытекает из закона или договора. Генеральный директор руководит текущей деятельностью ООО «Южный Двор – Ритейл» и решает все вопросы, которые не отнесены настоящим Уставом и законом к компетенции Общего собрания участников ООО «Южный Двор – Ритейл».

Производственно хозяйственная деятельность каждого предприятия, его права и обязанности регулируется законом о предпринимательской деятельности.

Информация о работе Стратегическое планирование как процесс управления