Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 12:27, курсовая работа
Стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления организацией, и без него вряд ли возможна успешная работа организации в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий, поэтому данная тема является очень актуальной в наши дни.
Цель курсовой работы состоит в изучении основных положений стратегического планирования как составной части процесса стратегического управления в организации.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования деятельности организации..................................................................................5
1.1.Сущность стратегического планирования. Виды стратегического планирования………………………………………………………………...5
1.2.Стратегическое планирование – центральное звено стратегического управления. Структура стратегического планирования…………………..8
Глава 2. Организация процесса стратегического планирования в современных условиях.......................................................................................21
2.1.Стратегическое планирование в современных холдингах: практика РАО «ЕЭС России»………………………………………………………...21
2.2.Основные подходы к стратегическому планированию в рыночной экономике и его принципы………………………………………………...33
2.3.Сценарный анализ как основа стратегического планирования в организации…………………………………………………………………35
Заключение……………………………………………………………………...43
Список использованной литературы………………………………………..45
- использование вариантного (сценарного) подхода в экономическом планировании;
- наличие унифицированных документов и процедур и создание единого нормативно-методического обеспечения процессов экономического планирования в Холдинге;
- использование дифференцированного подхода в организации экономического планирования применительно к различным группам ДЗО в зависимости от степени юридического контроля.
"Стратегические директивы развития холдинга РАО "ЕЭС России" - ("Директивы") являлись предплановым документом, задающим целевые ориентиры проведения планово-бюджетной компании в Холдинге.
В рамках "Директив" задавались предварительные параметры Индикативного плана Холдинга, включающие контрольные задания реализующих их целевых программ Холдинга. Предварительные параметры Плана (индикаторы) формулировались по следующим направлениям деятельности Холдинга (фактически разделам бизнес-плана ДЗО):
1) координация сбытовой деятельности и тарифной политики;
2) координация производства и ремонтного обслуживания;
3) координация
4) управление персоналом;
5) управление издержками;
6) управление прибылью;
7) управление инвестициями;
8) управление собственностью и реструктуризацией;
9) управление финансовыми потоками;
10) управление бюджетами.
Целевые программы Холдинга ориентировались на достижение заданных параметров Индикативного плана Холдинга и объединяли в себе совокупность программ ДЗО. Они одновременно являются целевой формой планирования деятельности функциональных подразделений исполнительных аппаратов ДЗО и Общества, а также составляли наиболее важную и проработанную часть бизнес-планов ДЗО.
Программа ДЗО представляет собой комплекс мероприятий, увязанных технологически, ресурсно, организационно и обеспечивающих выполнение задач, поставленных контрольными показателями. В процессах разработки и выполнения бизнес-планов и бюджетов ДЗО программы обеспечивают:
- целевую направленность разработки бизнес-плана и бюджета на решение конкретных задач, заданных системой контрольных показателей (контрольных цифр, лимитов, нормативов или показателей эффективности);
- выборочную централизацию функций контроля и анализа наиболее важных результатов бизнес-плана на основе создания специальных форм и процедур организационной и информационной поддержки программ;
- приоритетность в обеспечении ресурсами и более высокую надежность достижения запланированных результатов.
Бизнес-план ДЗО, опирающийся на систему разработанных программ, представлял собой документ, в рамках которого происходило балансирование основных ресурсов компании по осуществляемым направлениям и видам бизнеса и обоснование параметров бюджета.
Структура бизнес-планов текущей деятельности ДЗО (на примере "АО-энерго") представляла собой следующие разделы:
- анализ итогов деятельности и намечаемые цели;
- маркетинг;
- производство;
- управление закупками;
- управление персоналом;
- управление издержками;
- инвестиции;
- управление капиталом (собственностью);
- управление финансами. Формирование, распределение и использование прибыли;
- бюджет.
Разделы бизнес-плана (за исключением первого) отражали основные функции управления "АО-энерго" - функциональные сферы деятельности. По каждому разделу (сфере деятельности) определяются цели и задачи на плановый период, устанавливаются контрольные показатели, определяются показатели эффективности деятельности и оценки результатов.
В сводном бизнес-плане "АО-энерго" наряду с общими консолидированными показателями отражались основные показатели по видам деятельности в соответствии с их внутренним разделением. Одновременно с разработкой показателей бизнес-плана формировался сводный годовой бюджет Общества, который играл роль финансового обеспечения реализации бизнес-плана.
Выполнение бизнес-плана предлагается оценивать по основным показателям, интересующим акционеров и являющимися показателями премирования генеральных директоров ДЗО - доходность совокупных активов.
На уровне Холдинга осуществлялось сведение ключевых показателей бизнес-планов ДЗО в Индикативный план Холдинга.
Структура Индикативного плана практически отражала структуру бизнес-плана ДЗО, система показателей в котором опиралась на контрольные и оценочные показатели региональных ДЗО.
Процедурно-логическая схема организации экономического планирования в Холдинге предусматривала следующие этапы и процедуры разработки планово-бюджетных документов в Холдинге:
1. Формирование
и утверждение предпланового
документа "Стратегические
"Директивы" открывают
планово-бюджетную компанию в
Холдинге. Информационной базой
их разработки являются: анализ
выполнения целевых программ, Индикативного
плана за прошедший год;
1) предварительные параметры Индикативного плана Холдинга;
2) перечень и контрольные
задания целевых программ
2. Формирование проектов целевых программ Холдинга.
На основании заданных
"Директивами" перечня и контрольных
заданий формируются проекты
целевых программ Холдинга. Проект
программы содержит основные направления
мероприятий программы и
3. Разработка программ, бизнес-планов и бюджетов ДЗО.
На основании контрольных
показателей разрабатываются
Состав мероприятий и финансовых результатов программ формирует исходную базу (систему ключевых показателей) для разработки проектов бизнес-планов и бюджетов ДЗО[15,с.25-28].
Проекты программ и бизнес-планов разрабатываются в нескольких вариантах:
- наиболее вероятном (среднем);
- пессимистическом (минимальном);
- оптимистическом (максимальном).
В основе вариантного подхода к планированию бюджета лежат различные уровни объема продаж (реализации продукции), прогнозируемые в зависимости от благоприятного или неблагоприятного действия двух основных факторов:
- уровней тарифа на электрическую и тепловую энергию;
- объемов отпуска энергии.
4. Согласование проектов программ ДЗО.
При согласовании определяется сбалансированность, обоснованность и напряженность планово-бюджетных документов, а также их соответствие контрольным показателям Индикативного плана Холдинга и целевых программ в головных департаментах по целевым программам Холдинга. Используются две процедурные схемы согласования программ: "благополучные" ДЗО осуществляют согласование проектов программ в головных департаментах, "неблагополучные" заслушиваются на соответствующей комиссии по комплексным направлениям деятельности.
5. Утверждение программ, бизнес-плана и бюджета советом директоров ДЗО.
В зависимости от степени
юридического контроля имеют место
разные по сложности схемы воздействия
материнской компании на процессы рассмотрения
и утверждения планово-
1)схемы прямого
2)схемы опосредованного
воздействия на результаты
Во втором случае необходима активная позиция представителей РАО "ЕЭС России" по взаимодействию с участниками других имущественных групп в совете директоров на основе разъяснения преимуществ участия Общества в целевых программах Холдинга, проявляющихся в дополнительных возможностях снижения издержек и получения выгод от "эффектов масштаба" и более сильного совместного влияния на государственной органы, поставщиков и потребителей.
6. Уточнение
целевых программ холдинга и
формирование индикативного
После утверждения советами директоров в составе бизнес-планов программ ДЗО головные департаменты производят уточнение целевых программ Холдинга, бюджетов по программам и контрольных показателей программ ДЗО, а также вносят уточнение в индикативный план холдинга, утверждаемый на Правлении РАО "ЕЭС России".
В Холдинге признавали, что
реформирование электроэнергетики
и необходимость учета
Итак, в этой главе
на примере российского
2.2 Основные подходы к стратегическому планированию в рыночной экономике и его принципы
Планирование является той важнейшей функцией управления, которая должна обеспечивать организации нормальное функционирование. Перестройка системы хозяйствования, отказ от административно-командных методов управления и преимущественное использование экономических методов управления в российских организациях требовал новых подходов к самому процессу планирования.
Новые подходы заключались в следующем:
- организация должна рассматриваться как "открытая система". Если организация рассчитывает выжить в столь тяжелых для него условиях, то ей следует приспособить всю свою внутреннюю деятельность к изменениям в окружающей среде - в политике, экономике, обществе, технологии, экологии;
- планированию должен быть присущ предпринимательский дух. Система предпринимательства доказала свое полное и абсолютное превосходство. Предпринимательская способность - это способность принятия решений и способность рисковать, без чего невозможно выработать стратегию выживания, развития и роста;
- план следует рассматривать не как директиву, а как процесс, обеспечивающий организации экономическую автономию;
- стратегическое планирование должно быть важнейшим видом планирования;
- необходимо особое сочетание централизованного государственного регулирования с децентрализованным частнопредпринимательским саморегулированием, изменение их характера и соотношения по мере решения задач преобразования плановой системы.
Опыт многих преуспевающих компаний зарубежных стран показывал, что в условиях рынка с его жесткой конкуренцией стратегическое планирование финансово-хозяйственной деятельности явилось важнейшим, если не главным условием их выживаемости, экономического роста и процветания, успешной реализации принятой стратегии развития организации.
Если стратегия
Информация о работе Стратегическое планирование: система, процесс и результаты