Стратегическое планирование в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов стратегического планирования и управления.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
изучить теоретические основы стратегического планирования предприятия;
рассмотреть этапы процесса стратегического планирования;

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Сущность стратегического планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Задачи стратегического планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Принципы стратегического планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Этапы стратегического планирования на предприятии . . . . . . . . . . . . . .8
Формулировка миссии и целей организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
Оценка и анализ внешней среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Управленческое исследование внутренних факторов фирмы . . . . . . . 11
Изучение стратегических альтернатив. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Выбор стратегии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Реализация стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Оценка выбранной стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Список источников и литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Файлы: 1 файл

Курсач 2 вариант.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Российский государственный  университет туризма и сервиса»

(ФГБОУ ВПО «РГУТиС»)

 

Региональный факультет  сервиса в г. Люберцы

Отделение среднего профессионального образования

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: «Менеджмент»

 

на тему: «Стратегическое планирование в менеджменте»

 

 

 

 

Выполнил(а) студент:

Крутова Е.Ю.

 

(ф.и.о. студента)

Группа

М-2

 

Проверил(а) преподаватель:   

 

Терентьева Е.В.

Защищен с  оценкой:

 

 

 

 

 

 

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

  1. Сущность стратегического планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
    1. Задачи стратегического планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
  • Принципы стратегического планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
  • Этапы стратегического планирования на предприятии . . . . . . . . . . . . . .8
    1. Формулировка миссии и целей организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
      1. Оценка и анализ внешней среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
  • Управленческое исследование внутренних факторов фирмы . . . . . . . 11
  • Изучение стратегических альтернатив. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
  • Выбор стратегии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
  • Реализация стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
  • Оценка выбранной стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
  • Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

    Список источников и  литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23

    Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ВВЕДЕНИЕ

     

    Зарубежный и отечественный  опыт стратегического планирования позволяет заключить, что необходимость  развития предприятий в условиях обостряющейся конкурентной борьбы, является одним из основных факторов, побуждающих органы управления заниматься разработкой стратегических задач. Ускоряющиеся и усложняющиеся процессы развития требуют  координации усилий множества участников этих процессов и задания определенного направления приложения усилий. Для того чтобы развитие предприятия проходило целенаправленно, необходимо постоянно согласовывать текущую деятельность со стратегическими целями.

    В современных условиях предприятия  вынуждены проводить  все более сложную политику, искать оригинальные комбинации различных  ее методов и механизмов, чтобы создать условия для развития, выдвигать новые идеи, способные дать толчок для развития на новом уровне. Чтобы это обеспечить,  производственная политика должна основываться на долгосрочной осмысленной программе, затрагивающей все сферы жизнедеятельности предприятия1.

    В постоянно изменяющихся нестабильных условиях рыночной экономики  адаптация к внешней среде  является основным условием успешной деятельности любой системы. Поэтому  в стратегии развития должен быть заложен механизм ее реализации, позволяющий гибко реагировать на прогнозируемые и текущие  изменения среды для того, чтобы в одном случае  извлечь максимальную пользу, а в другом случае -   исключить или снизить негативные воздействия этих изменений. Все это определяет актуальность темы данной работы.

    Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов стратегического планирования и  управления.

    Данная цель обусловила постановку и решение следующих  задач:

    • изучить теоретические основы стратегического планирования предприятия;
    • рассмотреть этапы процесса стратегического планирования;

    При написании работы была использована, учебная и справочная литература и другие материалы, взятые из Интернета.

    Структурно работа состоит из введения, двух глав, посвященных решению поставленных задач, заключения, списка источников и литературы и приложения.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

        1. СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

             

    Стратегическое планирование – это одна из функций управления,  которая  представляет собой процесс  формирования миссии и целей организации, определение путей их достижения, а также выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.

    Стратегическое планирование является основой для всех управленческих решений. Его задача заключается в обеспечении нововведений и организационных изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде. Планирование стратегии – это непрерывный процесс, каждое завершенное действие влечет за собой установление новых направлений, следование которым обеспечивает рост и укрепление позиций организации.

    Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в будущем. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности прошлых управленческих решений. Любое планирование предприятия базируется на неполных данных. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников, менеджеров. Все планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, а сами планы увязывались с имеющимися условиями.

    Сущность процесса планирования сводится к поиску ответов на следующие вопросы2:

    1. Каково настоящее  положение организации, какова стратегическая ситуация, в которой она находится?

    2. В каком положении руководство  организации хочет видеть ее  в будущем?

    3. Какие препятствия могут возникнуть на пути к поставленной цели?

     

      1. ЗАДАЧИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

     

    Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, которые ведут к  разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены  помочь организациям достичь своих  целей. Процесс стратегического  планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия. В рамках стратегического планирования решаются следующие основные задачи (Рисунок 1, Приложение):

    • Распределение ограниченных ресурсов предприятия, таких, как дефицитные кадры – управленческий персонал и специалисты, технологии, производственные фонды, финансовые ресурсы;
    • Адаптация к внешней среде охватывает все действия, которые улучшают отношения организации с ее окружением. Организациям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и возможным опасностям, выявляя соответствующие ситуации и обеспечивая эффективное приспособление организации к внешней среде;
    • Внутренняя координация стратегической деятельности с целью эффективной интеграции внутри предприятия с учетом сильных и слабых сторон предприятия, обеспечение эффективных внутренних операций на предприятии;
    • Формирование стратегической организационной культуры путем развития мышления управленческого персонала и формирования структуры организации, стиля деятельности, нацеленных на постоянные поиски, изменения, усвоение опыта прошлых стратегических решений.

     

     

     

     

      1. ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

     

    Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план. Он должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Однако редко когда основатель фирмы может себе позволить сочетать личные планы со стратегий организации.

    Стратегическое планирование в менеджменте будет эффективным  только при соблюдении его принципов. В настоящее время выделяют следующие  принципы планирования в менеджменте:

    1. Принцип единства. Организация является целостной системой и все ее составляющие должны развиваться только в одном направлении. Каждое звено организации осуществляет плановую деятельность, но она всегда связана с общей плановой деятельности данной организации в целом.
    2. Принцип участия. Имеется в виду, что процесс планирования обязан привлекать к себе людей, которых он затрагивает.
    3. Принцип непрерывности. Это значит, что процесс планирования должен быть постоянным и непрерывным. Такая ситуация обусловлена неопределенностью внешней среды и ее изменениям. Вследствие этого, фирма постоянно корректирует свою оценку внешних условий, а также занимается уточнением планов.
    4. Принцип гибкости. Речь идет о том, что обеспечивается возможность планов менять свою направленность из-за возникновения непредвиденных ситуаций и обстоятельств.
    5. Принцип точности. Степень точности составления любого плана должна быть максимально высокой.

     

        1. ЭТАПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 

    Стратегическое планирование можно рассматривать как динамическую совокупность  ряда взаимосвязанных  управленческих процессов, логически вытекающих один из другого. В то же время существует устойчивая обратная связь и влияние каждого процесса на остальные.

    Стратегическое планирование включает в себя следующие этапы  (Рисунок 2, Приложение):

      1. Формулировка миссии и целей;
      2. Оценка и анализ внешней среды;
      3. Управленческое обследование предприятия;
      4. Анализ стратегических альтернатив;
      5. Выбор стратегии;
      6. Реализация стратегии;
      7. Оценка стратегии3.

     

        1. ФОРМУЛИРОВКА МИССИИ И ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

     

    Миссия – это цель, для которой организация существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде. Миссия включает как внутренние (например, повышение производительности труда), так и внешние (например, связанные с конкуренцией) ориентиры деятельности фирмы, выражая суть того успеха, которого должна добиться организация.

    Миссия отражает также  задачи организации в области  производства товаров и услуг, завоевания рынков, внедрения новых технологий, обеспечение устойчивости, конкурентоспособности, прибыльности, экономического роста, создает  основу для формулировки конкретных целей. Таким образом, миссия представляет собой информацию комплексного характера об организации, которая предназначена, прежде всего, для внешней среды.

    Формой конкретизации  миссии является главная цель, которая  становится ориентиром для персонала организации.

    Цели, в отличие от миссии, выражают отдельные конкретные направления деятельности предприятия. Конкретные цели устанавливаются на основе выявления сильных и слабых сторон деятельности предприятия, его конкурентных преимуществ. Как правило, такие цели выражают реально достижимые конкретные результаты в тех сферах, которые являются решающими для успешного бизнеса.

     Цели предприятия  могут быть скорректированы по  результатам комплексного анализа  внешней среды и внутренних  возможностей бизнеса. Определение миссии и целей служит основой для выбора стратегии предприятия.

    Число и разнообразие целей и задач менеджмента  требуют системного подхода к  определению их состава. В качестве удобного инструмента для классификации целей обычно используется модель в виде дерева целей (Рисунок 3, Приложение).

     

      1. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

     

    После установления своей  миссии и целей руководство предприятия  начинает диагностический этап процесса стратегического планирования. На этом пути первым шагом является исследование внешней среды, а именно:

    • Оценка изменений, воздействующих на различные аспекты текущей стратегии;
    • Определение факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии фирмы; контроль и анализ деятельности конкурентов;
    • Определение факторов, представляющих больше возможности для достижения общефирменных целей путем корректировки планов.

    Информация о работе Стратегическое планирование в менеджменте