Стратегическое планирование в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов стратегического планирования и управления.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
изучить теоретические основы стратегического планирования предприятия;
рассмотреть этапы процесса стратегического планирования;

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Сущность стратегического планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Задачи стратегического планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Принципы стратегического планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Этапы стратегического планирования на предприятии . . . . . . . . . . . . . .8
Формулировка миссии и целей организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
Оценка и анализ внешней среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Управленческое исследование внутренних факторов фирмы . . . . . . . 11
Изучение стратегических альтернатив. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Выбор стратегии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Реализация стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Оценка выбранной стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Список источников и литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Файлы: 1 файл

Курсач 2 вариант.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)
  • Рост и увеличение доли рынка – превращение «знака вопроса» в «звезду»;
  • Сохранение доли рынка – стратегия для «дойных коров», доходы которых важны для растущих видов продуктов и финансовых Инноваций;
  • «Сбор урожая», т. е. получение краткосрочной доли прибыли максимально возможных размеров, даже за счет сокращения.

Итак, матрица БКГ помогает выполнить две важные функции: принять  решение о намеченных позициях на рынке и распределить стратегические денежные средства между продуктами в будущем. Относительные позиции фирмы в конкуренции можно определить по ее доле на рынке. Кроме того, необходимо обязательно учитывать факторы риска, знание прошлых стратегий и их эффективность, воздействие на владельцев фирмы со стороны инвесторов и потребителей, а также фактор времени.

 

      1. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ

 

Заключительным и самым продолжительным этапом процесса стратегического планирования является реализация стратегии. Реализация стратегии делает необходимым принятие системы, используемой для управления организацией. Эта система определяет, какие подразделения будут нести ответственность и за что, какие информационные системы понадобятся для контроля  выполнения стратегии, какая потребуется переподготовка рабочей силы и т.п. Работа по реализации стратегии включает в себя следующие основные моменты:

    • Создание организационных возможностей для успешного выполнения стратегии;
    • Управление бюджетом с целью выгодного размещения средств;
    • Определение политики фирмы, обеспечивающей реализацию стратегии;
    • Мотивацию служащих для более эффективной работы;
    • Создание благоприятной атмосферы внутри компании для успешного выполнения намеченной цели;
    • Обеспечение внутреннего руководства необходимого для продвижения по пути реализации стратегии.

Задача осуществления стратегии является наиболее сложной и трудоемкой частью стратегического управления. Эта задача проходит практически через все уровни управления и требует совместных действий и координации между различными подразделениями7.

 

      1. ОЦЕНКА ВЫБРАННОЙ СТРАТЕГИИ

 

Завершающий этап стратегического  планирования. Оценка в основном осуществляется в виде анализа правильности и достаточности основных факторов, определяющих возможности осуществления стратегии. Вся процедура оценки выбранной стратегии, в конечном счете, сводится к ответу на вопрос: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей. Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям8:

    • Соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения. Проверяется то, насколько стратегия увязана с требованиями со стороны основных субъектов окружения, в какой степени учтены факторы динамики рынка и динамики развития жизненного цикла продукта, приведет ли реализация стратегии к появлению новых конкурентных преимуществ и т.п.
    • Соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы. В данном случае оценивается то, насколько выбранная стратегия увязана с другими стратегиями, соответствует ли стратегия возможностям персонала, позволяет ли существующая структура успешно реализовать стратегию, выверена ли программа реализации стратегии во времени и т.п.
    • Приемлемость риска, заложенного в стратегии. Оценка оправданности риска проводится по трем направлениям: реалистичность предпосылок, заложенных в основу выбора стратегии; к каким негативным последствиям для фирмы может привести провал стратегии; оправдывает ли возможный положительный результат риск потерь от провала в реализации стратегии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, мы рассмотрели, что  представляет собой процесс стратегического планирования, какие стратегии может выбрать предприятие в той или иной ситуации. Это позволяет сделать краткие выводы по данной работе.

 Планирование является  необходимым и  инструментом, используемым при  формировании и реализации стратегии. Стратегическое планирование обеспечивает целостность, преемственность и последовательность в принимаемых решениях, деятельности и функционировании предприятия в целом.

Стратегическое планирование заключается в изучении условий  деятельности предприятия и определении на этой основе будущих целей и способов их достижения, исходя из принципа обеспечения долгосрочного соответствия между целями предприятия и условиями внешней среды. Определяемый таким образом способ достижения целей называется стратегией. Выбранная стратегия предприятия должна быть согласована с ожидаемыми тенденциями развития среды деятельности, а также с выявленными сильными и слабыми сторонами предприятия. Основной целью при этом является создание долгосрочных преимуществ для компании. Кроме того, разрабатываемая стратегия деятельности имеет и внутреннюю направленность. Она определяет направление развития предприятия для его сотрудников, обеспечивая тем самым единство их действий в процессе достижения поставленных целей.

 При стратегическом  планировании следует учитывать  не только характер принимаемых  решений и предпринимательских  действий на будущее событие,  но и обратное влияние –  влияние будущих событий на  планируемое решение и действия.

 Неотъемлемой частью  стратегического планирования является стратегический анализ - этот инструмент позволяет определить наиболее важные направления стратегического развития. Хорошо проведенная диагностика сильных и слабых сторон деятельности предприятия дает реальную оценку его ресурсов и возможностей, а также является отправной точкой разработки стратегии. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации с внешней средой, что позволило бы ей поддерживать потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей и тем самым давало бы возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Таким образом, планирование стратегий позволяет распознавать потенциальные сценарии развития событий и принимать меры по реализации желательных сценариев и уходу от неблагоприятных сценариев.

Отсюда можно сделать  общий вывод о том, что стратегическое планирование играет огромную роль в жизни любой организации и подчас помогает ей выжить в постоянно изменяющихся условиях внешней среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Кузнецов В.С. О стратегической альтернативности. Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. – № 4. – С. 34 – 40.
  2. Стратегическое планирование: Учебник / под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во ЭКМОС, 2009.
  3. Ильин А.И. Планирование на предприятии. – 4-е изд. – М.: Издательство: Новое знание, 2010. – 640с.
  4. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов –

6-е изд., 2009. – 447с.

  1. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента: пер. с английского – М: Юнити, 2010. – 106 с.
  2. http://www.managment.aaanet.ru/ – Стратегическое планирование
  3. http://ru.wikipedia.org – Теория принятия решений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Этапы стратегического планирования

 

Рисунок 3. Модель дерева целей организации

 

Рисунок 4. Пример таблицы SWOT-анализа

 

Рисунок 5. Схема концепции базовых и альтернативных стратегий

 

Рисунок 6. Модель Матрицы Бостонской Консалтинговой группы

 

 

 

1 Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов – 6-е изд., 2009.

2 Кузнецов В.С. О стратегической альтернативности. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. – № 4. 34 – 40 с.

3 Стратегическое планирование: Учебник / под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во ЭКМОС, 2009. – с.54

4 Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело , 2010 – 702 с.

5 Кузнецов В.С. О стратегической альтернативности. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. – № 4. 34 – 40 с.

6Корпоративный портфель - это совокупность относительно самостоятельных хозяйственных подразделений, принадлежащих одному владельцу.

7 http://www.managment.aaanet.ru/ - Стратегическое планирование

8 Боумэн К. Основы стратегического менеджмента: пер. с английского – М: Юнити, 2010. – 106 с


Информация о работе Стратегическое планирование в менеджменте