Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:38, реферат
Стратегическое планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия к внешней среде, к распределению ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных и слабых сторон.
Введение
1.Понятие стратегического планирования.
2.Цели стратегического планирования
3.Методы формирования стратегического планирования
4.Влияние стратегического планирования на положение фирмы на рынке. Необходимость долгосрочного планирования
Заключение
Литература
Содержание:
Введение
1.Понятие стратегического
2.Цели стратегического
3.Методы формирования
4.Влияние стратегического
Заключение
Литература
Введение
Сегодня разработка и реализации стратегии предприятия является необходимым условием для выживания в современных условиях хозяйствования. Стратегическое планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия к внешней среде, к распределению ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных и слабых сторон.
Слово «стратегия» (от греч.
strategos, «искусство генерала») впервые появилось
в употреблении военачальников. Методы
управления, широко применявшиеся военными,
в 1950-х гг. стали проникать в сферу управления
компаниями. События Второй мировой войны
и последовавшее за ней противостояние
двух систем, капиталистической и социалистической,
привели к появлению финансового планирования,
программирования и бюджетирования, деловых
игр, проектного управления и ряда других
методов управления. Причин для этого
было достаточно: перестройка экономики,
экономический рост, усложнение экономической
конъюнктуры, укрупнение компаний, – все
это потребовало выработки адекватных
методов управления, основы которых зародились
при решении боевых и военно-промышленных
задач.
Глава 1: Понятие и функции стратегического планирования
Стратегическое планирование – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения и обеспечивает основу для всех управленческих решений, функций организации, мотивации и контроля, ориентированных на выработку стратегических планов.
Первым и самым ответственным решением при стратегическом планировании является выбор миссии и целей предприятия. Миссия и цели – служат ориентиром для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения на направление деятельности предприятия при анализе альтернатив развития.
Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задачей является обеспечение процесса внедрения необходимых изменений в организации, направленных на повышение эффективности ее функционирования. Теорией и практикой определены четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:
Ключевую роль в решении стратегических
задач организации играет стратегическое
планирование, под которым понимается
процесс разработки и поддержания
стратегического равновесия между
целями и возможностями организации
в изменяющихся рыночных условиях.
Цель стратегического планирования
— определить наиболее перспективные
направления деятельности организации,
обеспечивающие ее рост и процветание.
За рубежом этот термин был введен,
чтобы отличить данное понятие от
долгосрочного планирования и отразить
отличие планирования, осуществляемого
на уровне управления организацией в
целом или ее самостоятельных
хозяйственных единиц, от планирования
на более низких уровнях управления.
Стратегическое планирование является
составной частью более широкого
понятия «стратегическое
Интерес к стратегическому управлению был обусловлен следующими причинами:
1. Осознание того, что любая организация является открытой системой и что главные источники успеха организации находятся во внешней среде.
2. В условиях обострения
3. Поскольку будущее предсказать практически невозможно и экстраполяция, используемая в долгосрочном планировании, не работает, необходимо использовать сценарный, ситуационный подходы, хорошо вписывающиеся в идеологию стратегического управления.
4. Для того чтобы организация
наилучшим образом реагировала
на воздействие внешней среды,
ее система управления должна
обладать адаптационными
Ниже будет показано, как, и с помощью каких подходов и методов производится учет вышеизложенных факторов.
Термин «стратегическое
Стратегический план, характеризующий
деятельность организаций, работающих
в рыночных условиях, использует другую
парадигму: «Завтрашний день необязательно
будет лучше сегодняшнего». И
если ситуационный анализ обнаружил
падение спроса на какую-то продукцию,
даже при наличии необходимых
ресурсов руководство данного
Если долгосрочный и годовой
планы организации предполагают
планированием выбранных
Однако стратегическое планирование
не может дать полной, исчерпывающей
картины будущего. Формируемая им
картина будущего — это не детальное
описание внешнего и внутреннего
положения организации, а, скорее, его
сценарное описание, носящее вероятностный
характер. Очевидно, что даже несовершенное
описание будущего несравненно лучше,
чем его отсутствие. В целом
стратегическое планирование — это
симбиоз интуиции и искусства
высшего руководства
При осуществлении стратегического планирования зачастую основной упор делается на разработку стратегического плана. На самом же деле важнейшей его составляющей является также реализация стратегического плана. А это предполагает в первую очередь создание организационной (корпоративной) культуры, позволяющей реализовать выбранные стратегии, формирование систем мотивации и организации труда, достижение определенной гибкости в организации и т.п., то есть использование всех инструментов стратегического управления.
Организации для грамотного осуществления
стратегического планирования должны
четко идентифицировать направления
своей производственно-
Можно выделить три основные задачи разработки стратегического плана организации:
1. Анализ состояния, в котором находится организация в настоящее время (определение ключевых факторов окружающей среды, экономических, коммерческих, научно-технических и других тенденций развития организации).
2.Определение основных целей
и задач развития организации
с точки зрения эффективного
использования капитала и
3. Определение стратегии
Эти три задачи предопределяют
логическую последовательность разработки
стратегического плана
Глава 2: Цели стратегического планирования
Проблема эффективного управления экономикой отдельного предприятия никогда не теряла своей актуальности, но с началом перехода к рыночным отношениям стала еще острее. Последствия неверно выбранной стратегии и тактики деятельности организаций, в условиях переходной экономики (близкие к кризисным), становятся катастрофическими и угрожают самому ее существованию. Жизненной необходимостью стало уменьшение риска принятия неверных решений путем перехода на научные методы управления, широкого использования опыта передовых технологий.
Среди наиболее важных задач управления организацией, на решение которых стоит обратить первоочередное внимание, следует назвать [1, 2, 3, 4]:
К сожалению, сложившаяся ситуация и общая культура управления вынуждает высшее руководство предприятия заниматься решением, в основном, оперативных проблем, в ущерб стратегической ориентации. Это только усиливает и углубляет кризисные явления и их последствия для предприятия, вплоть до полного паралича его деятельности и реальной угрозе подвергнуться процедуре санации.
Между тем, даже в странах
с развитой, устойчивой экономикой,
почти не подверженной потрясениям,
успех стратегического
Одной из центральных сложностей
внедрения стратегического