Стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:38, реферат

Описание работы

Стратегическое планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия к внешней среде, к распределению ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных и слабых сторон.

Содержание работы

Введение
1.Понятие стратегического планирования.
2.Цели стратегического планирования
3.Методы формирования стратегического планирования
4.Влияние стратегического планирования на положение фирмы на рынке. Необходимость долгосрочного планирования
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая по стрпланирdocx.docx

— 76.95 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

 

 

Введение 

1.Понятие стратегического планирования.

2.Цели стратегического планирования

3.Методы формирования стратегического  планирования

4.Влияние стратегического планирования  на положение фирмы на рынке.  Необходимость долгосрочного планирования

Заключение

Литература

 

Введение

 

Сегодня разработка и реализации стратегии  предприятия является необходимым  условием для выживания в современных  условиях хозяйствования. Стратегическое планирование задает перспективные  направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему  маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия  к внешней среде, к распределению  ресурсов и внутреннюю координацию  деятельности с целью выявления  сильных и слабых сторон.

Слово «стратегия» (от греч. strategos, «искусство генерала») впервые появилось в употреблении военачальников. Методы управления, широко применявшиеся военными, в 1950-х гг. стали проникать в сферу управления компаниями. События Второй мировой войны и последовавшее за ней противостояние двух систем, капиталистической и социалистической, привели к появлению финансового планирования, программирования и бюджетирования, деловых игр, проектного управления и ряда других методов управления. Причин для этого было достаточно: перестройка экономики, экономический рост, усложнение экономической конъюнктуры, укрупнение компаний, – все это потребовало выработки адекватных методов управления, основы которых зародились при решении боевых и военно-промышленных задач. 

 

Глава 1: Понятие и функции  стратегического планирования

Стратегическое планирование – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс  выбора целей организации и путей  их достижения и обеспечивает основу для всех управленческих решений, функций  организации, мотивации и контроля, ориентированных на выработку стратегических планов.

Первым и самым ответственным  решением при стратегическом планировании является выбор миссии и целей  предприятия. Миссия и цели – служат ориентиром для всех последующих  этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения  на направление деятельности предприятия  при анализе альтернатив развития.

Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задачей является обеспечение процесса внедрения необходимых изменений в организации, направленных на повышение эффективности ее функционирования. Теорией и практикой определены четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:

  • Распределение ресурсов включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные кадры и технологический опыт.
  • Адаптация к внешней среде охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения предприятия с его окружением. Предприятиям необходимо адаптироваться к внешним, как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявлять соответствующие варианты и обеспечивать эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.
  • Внутренняя координация включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон предприятия с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.
  • Осознание организационных стратегий предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации предприятия, которое может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность предприятию правильно корректировать свое стратегическое направление и повышать профессионализм в области стратегического управления. Роль руководителя высшего звена заключается в большем, чем простое инициирование процесса стратегического планирования, она также связана с осуществлением, объединением и оценкой этого процесса.

Ключевую роль в решении стратегических задач организации играет стратегическое планирование, под которым понимается процесс разработки и поддержания  стратегического равновесия между  целями и возможностями организации  в изменяющихся рыночных условиях. Цель стратегического планирования — определить наиболее перспективные  направления деятельности организации, обеспечивающие ее рост и процветание. За рубежом этот термин был введен, чтобы отличить данное понятие от долгосрочного планирования и отразить отличие планирования, осуществляемого  на уровне управления организацией в  целом или ее самостоятельных  хозяйственных единиц, от планирования на более низких уровнях управления. Стратегическое планирование является составной частью более широкого понятия «стратегическое управление». В управлении обычно выделяют четыре его обобщенные функции – планирование, организацию, мотивацию и контроль. В каждой из них, когда речь идет о стратегическом управлении, в большей  или меньшей степени представлена стратегическая ориентация. Но в наибольшей степени это касается планирования, в котором выделяют особый его  вид – стратегическое планирование. Предприятие без ясной и эффективной стратегии развития - это не бизнес, а набор активов, отягощенных обязательствами. Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, необходимо заниматься стратегическим планированием на профессиональном уровне. Стратегическое планирование - это выработка стратегии с помощью комплекса формализованных процедур, которые направлены на построение как модели будущего компании (как хочется), так и программы перехода из текущего состояния к этой модели.

Интерес к стратегическому управлению был обусловлен следующими причинами:

1.    Осознание того, что любая организация является открытой системой и что главные источники успеха организации находятся во внешней среде.

2. В условиях обострения конкурентной  борьбы стратегическая ориентация  деятельности организации является  одним из решающих факторов  ее выживания и процветания.  Стратегическое планирование позволяет  адекватным образом отреагировать  на факторы неопределенности  и риска, присущие внешней среде. 

3. Поскольку будущее предсказать практически невозможно и экстраполяция, используемая в долгосрочном планировании, не работает, необходимо использовать сценарный, ситуационный подходы, хорошо вписывающиеся в идеологию стратегического управления.

4. Для того чтобы организация  наилучшим образом реагировала  на воздействие внешней среды,  ее система управления должна  обладать адаптационными способностями.

Ниже будет показано, как, и с  помощью каких подходов и методов производится учет вышеизложенных факторов.

Термин «стратегическое планирование»  пришел к нам в 70-е годы в переводных книгах западных специалистов. В плановой практике тех лет в нашей стране использовался термин «долгосрочное  перспективное планирование». Между  этими двумя понятиями существовало принципиальное различие. Так, главной идеей, парадигмой, лежащей в основе разработки долгосрочных планов, было: «Сегодня лучше, чем было вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня» и отрицалась какая-либо неопределенность. Отсюда ведущий принцип планирования — разработка плановых заданий «от достигнутого», часто в рамках имеющихся ресурсных возможностей путем простой экстраполяции, причем чем больше наращивали выпуск той или иной продукции, тем было лучше. При этом априори считалось, что внешняя среда практически меняться не будет. Акцент делался на анализ внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе все, что организация может определить на основе анализа своих внутренних возможностей, это то, какое количество продукта она может произвести и какие издержки при этом она понесет. Но объем производства и величина издержек не дают ответа на вопрос о том, насколько созданный продукт будет принят рынком, который в то время в традиционном понимании в нашей стране отсутствовал. Какое количество будет куплено и по какой цене, определяет именно рынок. Такие вопросы в условиях нерыночной экономики и не ставились.

Стратегический план, характеризующий  деятельность организаций, работающих в рыночных условиях, использует другую парадигму: «Завтрашний день необязательно  будет лучше сегодняшнего». И  если ситуационный анализ обнаружил  падение спроса на какую-то продукцию, даже при наличии необходимых  ресурсов руководство данного предприятия  не будет наращивать объемы ее выпуска, а скорее выберет стратегии уменьшения выпуска или переключения на выпуск другой продукции. В основу разработки стратегического плана ложится  анализ перспектив развития организации  при определенных предположениях об изменении внешней среды, в которой  она функционирует. Важнейшим элементом  этого анализа является определение  позиции организации в конкурентной борьбе за рынки сбыта своей продукции. На основе такого анализа цели развития организации, формируются отдельные  направления производственно-хозяйственной деятельности (отдельных бизнесов) и выбираются стратегии достижения целей.

Если долгосрочный и годовой  планы организации предполагают планированием выбранных направлений  развития организации, то в рамках стратегического  планирования решаются вопросы о  том, какие новые направления  следует развивать, а какие из существующих ликвидировать. Стратегическое планирование направлено на адаптацию деятельности организации к постоянно меняющимся условиям внешней среды и на извлечение выгод из новых возможностей.

Однако стратегическое планирование не может дать полной, исчерпывающей  картины будущего. Формируемая им картина будущего — это не детальное  описание внешнего и внутреннего  положения организации, а, скорее, его  сценарное описание, носящее вероятностный  характер. Очевидно, что даже несовершенное  описание будущего несравненно лучше, чем его отсутствие. В целом  стратегическое планирование — это  симбиоз интуиции и искусства  высшего руководства организации  по постановке и достижению стратегических целей, опирающийся на владение конкретными  методами предпланового анализа  и разработки стратегических планов.

При осуществлении стратегического  планирования зачастую основной упор делается на разработку стратегического  плана. На самом же деле важнейшей  его составляющей является также  реализация стратегического плана. А это предполагает в первую очередь  создание организационной (корпоративной) культуры, позволяющей реализовать  выбранные стратегии, формирование систем мотивации и организации  труда, достижение определенной гибкости в организации и т.п., то есть использование  всех инструментов стратегического  управления.

Организации для грамотного осуществления  стратегического планирования должны четко идентифицировать направления  своей производственно-хозяйственной деятельности, в другой терминологии — стратегические хозяйственные единицы (СХЕ), стратегические единицы бизнеса (СЕБ) или центры бизнеса. Появление СХЕ было обусловлено ростом размеров организации и требованиями обеспечения эффективного управления.

Можно выделить три основные задачи разработки стратегического плана  организации:

1. Анализ состояния, в котором находится организация в настоящее время (определение ключевых факторов окружающей среды, экономических, коммерческих, научно-технических и других тенденций развития организации).

2.Определение основных целей  и задач развития организации  с точки зрения эффективного  использования капитала и обеспечения  окупаемости инвестиций.

3. Определение стратегии мобилизации  ресурсов организации для достижения  основных целей и задач ее  развития.

Эти три задачи предопределяют логическую последовательность разработки стратегического плана организации  в целом. Вначале осуществляется оценка текущего состояния бизнеса  и перспектив его развития. Далее  формулируются миссия организации, ее стратегические цели и выбираются стратегии ее развития.

 

Глава 2: Цели стратегического  планирования

Проблема эффективного управления экономикой отдельного предприятия  никогда не теряла своей актуальности, но с началом перехода к рыночным отношениям стала еще острее. Последствия неверно выбранной стратегии и тактики деятельности организаций, в условиях переходной экономики (близкие к кризисным), становятся катастрофическими и угрожают самому ее существованию. Жизненной необходимостью стало уменьшение риска принятия неверных решений путем перехода на научные методы управления, широкого использования опыта передовых технологий.

Среди наиболее важных задач  управления организацией, на решение  которых стоит обратить первоочередное внимание, следует назвать [1, 2, 3, 4]:

  1. выбор и обоснование целей и стратегии деятельности предприятия, обоснование вариантов его наиболее перспективного развития;
  2. прогнозирование внешних условий деятельности предприятия;
  3. выявление причин неэффективной деятельности организации и поиск лучших путей их устранения;
  4. структурная и функциональная перестройка организации, ее адаптация к изменившимся условиям деятельности;
  5. создание положительного социально-психологического климата в организации;
  6. подготовка кадров и разработка систем материального стимулирования и вознаграждения;
  7. внедрение методов и подходов к долгосрочному и оперативному планированию, использование новых достижений в области управления;
  8. использование в практике управления ЭВМ и новых информационных технологий.

К сожалению, сложившаяся  ситуация и общая культура управления вынуждает высшее руководство предприятия  заниматься решением, в основном, оперативных проблем, в ущерб стратегической ориентации. Это только усиливает и углубляет кризисные явления и их последствия для предприятия, вплоть до полного паралича его деятельности и реальной угрозе подвергнуться процедуре санации.

Между тем, даже в странах  с развитой, устойчивой экономикой, почти не подверженной потрясениям, успех стратегического планирования и управления является необходимым  условием выживания фирмы, а образовательные  учреждения предлагают специальные  курсы и программы обучения стратегическому  мышлению.

Одной из центральных сложностей внедрения стратегического планирования и управления на предприятии являются высокие требования к квалификации и личным качествам разработчиков  стратегии, в результате чего важнейшим  приоритетом в этом процессе является формализация стратегического управления предприятия и, таким образом, снижения требований к таланту "стратега".

Информация о работе Стратегическое планирование