Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:38, реферат
Стратегическое планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия к внешней среде, к распределению ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных и слабых сторон.
Введение
1.Понятие стратегического планирования.
2.Цели стратегического планирования
3.Методы формирования стратегического планирования
4.Влияние стратегического планирования на положение фирмы на рынке. Необходимость долгосрочного планирования
Заключение
Литература
В 1990-е годы организация
и методы стратегического планирования
получили настолько мощное развитие,
что эта концепция стала
Сфера применения методов стратегического планирования в настоящее время чрезвычайно обширна: коммерческие организации, групповые формы деятельности, общественные организации, государственные учреждения. Огромную роль играет стратегическое планирование в управлении развитием мегаполисов и регионов.
К настоящему времени сложились объективные предпосылки для переосмысления концепции стратегического планирования.Весь комплекс работ по разработке и внедрению стратегии развития компании можно условно разбить на следующие крупные блоки (этапы):
- анализ инвестиционной
- pазработка сценарного прогноза развития отрасли;
- прогноз изменения конъюнктуры
спроса и предложения на
- финансовая оценка
Совершенствование методов
управления организациями происходит
на фоне постоянно усложняющейся
экономической конъюнктуры. Именно
этот фактор заставляет искать подходы
к стратегическому и
Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней среды. Они предопределяют успешность развития компании.
Современная внешняя среда
предприятий характеризуется
Внешняя среда меняется настолько
быстро, что одних только оперативных
мер высшего менеджмента по адаптации
компании к новым реалиям уже
недостаточно. Акцент должен быть направлен
на изучение и применение основных
методов и подходов, используемых
при разработке стратегии организации.
При этом следует ознакомиться с
теоретической базой для
Формирование стратегии
в условиях значительного динамизма и неопределённости внешней и внутренней среды функционирования предприятия - это нужды современного, стремительно развивающегося рынка.
Исходя из этого, весь комплекс мер по разработке и внедрению стратегии развития компании можно условно разбить на следующие крупные блоки (этапы):
1) Анализ инвестиционной
В этом блоке осуществляется
оценка уровня интенсивности конкуренции
и оценка стадии её развития. В соответствии
с моделью движущих сил конкуренции,
автором которой является профессор
Гарвардской школы бизнеса М.
Портер, на уровень интенсивности
конкуренции в отрасли влияют
такие факторы, как угроза входа
в отрасль новых
К числу основных критериев
при определении стадии развития
инвестиционной привлекательности
в отрасли относятся
Каждая отрасль (чёрная металлургия,
автомобилестроение, телекоммуникационная
и т.д.) в своём развитии проходит
этот этап. На этой основе специалист по
стратегическому планированию может
воспользоваться базой
2) Прогноз изменения конъюнктуры
спроса и предложения на
Для этих целей используется инструментарий SWOT-анализа.
Результатом проведения SWOT-анализа является развёрнутая классификация факторов внешней и внутренней среды:
- «возможности – сильные стороны» (ориентиры стратегического развития);
- «возможности – слабые стороны»
(ориентиры внутренних
- «угрозы - слабые стороны» (ограничения стратегического развития);
- «угрозы - сильные стороны» (выделение потенциальных преимуществ).
Такого рода анализ был проведён ЗАО "Консалтинговая компания ПРЭФИШ" по заказу Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области в ходе написания Стратегии развития машиностроительного комплекса Тюменской области до 2020 года.
Для оценки конкурентной позиции компании также используется методический инструментарий под названием «бенчмаркинг».
Под этим термином подразумевается сравнительный анализ ключевых факторов успеха (параметров бизнеса) анализируемого предприятия с его основными конкурентами.
Например, одной из основных альтернатив компании «Nike» является возможность расширить товарную марку на широкий спектр различной продукции. Любой возврат к более формальному стилю в одежде мог бы угрожать положению фирмы на рынке. Правдоподобие таких культурных изменений является одним из элементов, тщательно отслеживаемых руководством фирмы «Nike». «Reebok», главный конкурент «Nike», сталкивается с похожей угрозой.
Результаты SWOT-анализа и бенчмаркинга позволяют провести полномасштабную и достаточно объективную оценку конкурентной позиции компании в отрасли.
3) Финансовая оценка
Крайне важно, находясь ещё «на берегу», оценить последствия, в том числе финансовые, наиболее вероятных направлений развития.
Обычно финансовая оценка стратегических альтернатив проводится на основе специально разработанной компьютерной модели, построенной с учётом специфики бизнеса компании, сложившихся тенденций развития отрасли, существующих угроз, возможностей и ограничений.
Финансовая модель позволяет
проводить многовариантные
4) Формирование образа будущего компании; разработка стратегических целей и задач; комплекс работ по внедрению стратегии.
При проектировании «образа будущего» компании необходимо учитывать тенденции развития отрасли, изменения конъюнктуры спроса и предложения, сильные и слабые стороны компании, имеющиеся возможности и угрозы и множество других факторов, воздействующих на внутреннюю и внешнюю среду.
Следующим является этап стратегического целеполагания. Предполагает конкретизацию образа будущего и формирование перечня долгосрочных ориентиров (5-10 лет) развития предприятия.
Таким образом, разработка стратегии - это длительный и трудоёмкий процесс. Стержнем разрабатываемой стратегии является комплекс мер, ориентированных на максимальное использование ключевых конкурентных преимуществ компании, выявленных на этапе стратегической диагностики.
На основе долгосрочной стратегии
разрабатываются предложения по
оптимизации системы управления
портфелем выпускаемой
4 глава: Влияние
стратегического планирования
Любая компания сегодня нуждается в долгосрочном стратегическом плане, чтобы иметь четкие представления о собственном уровне развития через 5-10 лет. К сожалению, подобные горизонты планирования для менеджмента большинства российских компаний в современных условиях представляются просто нереальными, что обуславливает отсутствие в этих компаниях долгосрочных целей и стратегических планов.
Невнимание к стратегическому планированию порождает многочисленные проблемы в деятельности компаний. При отсутствии стратегических ориентиров, обеспечивающих целенаправленное развитие, компания неспособна быстро и адекватно реагировать на происходящие изменения. Реакция сводится к решению сиюминутных проблем, встающих перед компанией, что бросает ее из стороны в сторону. В попытке решить наиболее актуальные текущие проблемы размываются финансовые, производственные и организационные возможности компании, так как мероприятия необходимые для преодоления сложностей, имеющихся в каждый конкретный момент времени, могут быть достаточно разнонаправленными, что негативно сказывается на общем стратегическом векторе развития компании.
В результате отсутствия утвержденных
и принятых стратегических целей
развития возникают проблемы и во
внутренней среде компании, так как
в подобных условиях разгорается
борьба между различными внутренними
подразделениями, каждое из которых
стремится максимально
Основной причиной отсутствия должного
внимания к стратегическому планированию
является большая загруженность
менеджмента решением текущих проблем,
стоящих перед бизнесом. В таких
условиях если и разрабатываются
программы долгосрочных целей и
стратегического развития компании,
то они носят лишь декларативный
характер и являются своего рода данью
моде, возможностью осознать свою причастность
к цивилизованному
Стратегическое планирование является
не просто красивым и модным словосочетанием,
а действенным прикладным средством
повышения эффективности
Стратегический план не является долгосрочным производственным или финансовым планом – это система стратегических выборов в деятельности компании, которая помогает принимать различные решения, сохраняя последовательную направленность в перспективном развитии.
Как система стратегических выборов стратегия развития компании должна соответствовать ряду требований, чтобы являться эффективным прикладным инструментом.
Прежде всего, при разработке стратегии
должны рассматриваться различные
альтернативные варианты развития и, как
следствие, необходимость принятия
обоснованных отказов от развития того
или иного направления
Стратегия развития должна предусматривать возможность концептуальной модификации реализуемого бизнеса, что, в отличие от анализа вариативности по различным параметрам в рамках выбора альтернативы развития компании, представляет собой полное переосмысление своего бизнеса. Уход из своего бизнеса и переход в новый бизнес является крайней формой такого переосмысления. Подобное решение может быть принято, например, в результате предъявления требования собственников в случае их неудовлетворенности текущим уровнем прибыльности бизнеса или же в связи с достаточно неопределенными перспективами его дальнейшего развития.