Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:18, курсовая работа
Стратегическое планирование – относительно молодой вид деятельности фирм. Его предтечей стало долгосрочное планирование, которое бизнес стал применять в 50-х годах. Уже долгосрочное планирование оказалось большим шагом вперед, оно дало возможность фирме расширить горизонт своего взгляда на будущее, связать текущую деятельность с более масштабными задачами. В конце 60-х годов на смену долгосрочному планированию приходит стратегическое планирование. В стратегическом планировании по сравнению с долгосрочным пространство деятельности фирмы становится более объемным, оно включает в себя как основные элементы внутренней среды экономической организации, так и внешние аспекты: социальные и политические факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов и т.д. Кроме того, долгосрочные цели фирмы в стратегическом планировании перестают быть простым отражением условий текущей деятельности, а оказываются результатом анализа изменений во внешней и внутренней среде фирмы.
Выяснено, что сознательная,
систематическая
Кроме того, еще целый ряд исследований подтвердил, что открыто сформулированная стратегия может улучшить результаты хозяйственной деятельности.
Еще один вопрос, который
нам следует задать, состоит в
том, когда именно обращение к
стратегии становится жизненно необходимым.
Одним из условий является возникновение
внезапных изменений во внешней
среде фирмы. Их причиной может стать
насыщение спроса, крупные изменения
в технологии внутри или вне фирмы,
неожиданное возникновение
В таких ситуациях традиционные
принципы и опыт организации не соответствуют
задачам по использованию новых
возможностей и не обеспечивают предотвращения
опасностей. Если у организации нет
единой стратегии, то не исключено, что
различные подразделения
Оказавшись перед лицом подобных сложностей, фирма должна решить две чрезвычайно трудные проблемы.
1. Выбрать нужное направление
роста из многочисленных
2. Направить усилия
Ответ на эти вопросы и составляет сущность выработки и реализации стратегии. Именно в такой момент стратегия становится управленческим инструментом, жизненно важным и крайне необходимым.
Вышеназванные условия и
были реальной причиной возникновения
интереса к выработке открытой стратегии
в США в середине 50-х годов,
когда спрос, подстегнутый обстановкой
Военного времени, подошел к порогу
насыщения, технический прогресс вызвал
не только устаревание одних отраслей,
но и рождение других, новых, а изменения
в структуре международных
Открытое провозглашение
новой стратегии становится необходимым
и тогда, когда требования со стороны
общества заставляют организацию резко
менять свои ориентиры. Именно это происходит
в наши дни во многих организациях
вне предпринимательского сектора:
церквах, университетах, государственном
аппарате. По этой самой причине
многие организации пытаются внедрить
систему «планирование —
Одна из главных трудностей
при освоении процесса выработки
стратегии связана с тем, что
во многих организациях процесс принятия
предварительных решений
Другая, не менее существенная
трудность состоит в том, что
внедрение стратегического
Наконец, организации обычно не располагают информацией, достаточной для эффективного стратегического планирования, ни о себе, ни о своем окружении; нет у них и талантливых управляющих, которые могли бы заниматься выработкой и реализацией стратегии.
Способности к стратегическому управлению предполагают наличие нескольких элементов.
Во первых — умение смоделировать ситуацию. Понятие целостного представления, или, по образному выражению, способности «подняться на вертолете», предполагает способность понять закономерности взаимодействия между потребностями, потребительским спросом, деятельностью конкурентов и качествами их продукции с потребностями своей собственной компании и ее способностью удовлетворять потребности клиентов. Таким образом, частью стратегического мышления является анализ.
Однако сложность и изменчивость аналитической работы затрудняют возможность моделирования ситуаций. Чем больше способность стратега к абстракции, тем яснее определяются связи. Способность двигаться от конкретного к абстрактному и в обратном направлении является важным условием компетентности в вопросах стратегии. Используя эту способность при выработке стратегии, можно выявить необходимость и возможность изменений в компании.
Второй элемент — способность
выявить необходимость
Опираясь на принятое нами
определение стратегического
Традиционная философия западного бизнеса сильно сориентирована на получение максимальной прибыли в течение короткого времени и устранение риска. Как следует из нашего определения, самой трудной задачей является поиск методов, позволяющих измерить эффект, который дает способность к стратегическому управлению, и установить вознаграждение, соразмерное с этим эффектом. Это особенно важно в отраслях с высокой капиталоемкостью и продолжительным периодом оборота капитала, где для того, чтобы обнаружились результаты, требуется значительное время.
В большинстве организаций
работа оценивается по результатам
текущей оперативной
Серьезной проблемой является
то, что исполнители, продвигаясь
вверх в корпоративной
Многие обстоятельства указывают
на необходимость пересмотра критериев
успеха ответственного лица, продвигающегося
вверх по служебной лестнице. Им
необходимо развивать способности
к стратегическому мышлению, иметь
возможность изучать различные
стратегические ситуации. В среднем
работник, принимающий решения, за время
всей своей карьеры может
Часто упускают из виду, что развитие способностей к стратегическому управлению в немалой степени зависит именно от наличия такого опыта.
Итак, создание или моделирование возможностей для стратегического мышления является важным фактором в развитии умения руководить.
Это было главной проблемой, и суть стратегии состояла в выборе вариантов роста компании.
Поэтому в корпоративном стратегическом мышлении того периода преобладала ориентация на так называемую портфельную стратегию. Во многих диверсифицированных корпорациях, состоявших из предприятий различных отраслей, задачи высшего руководства сводились главным образом к выбору хозяйственных объектов, в которые следовало сделать инвестиции.
В условиях избыточного спроса конкуренция на уровне отдельных предприятий не имела большого значения.
1.1.1. Сущность стратегического управления
Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Granger (1971), Ansoff (1972), Schendel and Hatten (1972), Irwin (1974) и др. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.
Можно указать на несколько конструктивных определений, которые были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и (установления) связи, организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». По Хиггенсу, «стратегическое управление — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением», Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации». Существует еще целый ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от «обычного» управления.
1.1.2. Содержание и структура стратегического управления
Стратегическое управление
можно рассматривать как
Рис. 1. Структура стратегического управления
Анализ среды
Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей.
Одной из ключевых ролей любого управления является поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Каждая организация вовлечена в три процесса:
• получение ресурсов из внешней среды (вход);
• превращение ресурсов в продукт (преобразование);
• передача продукта во внешнюю
среду (выход). Управление призвано обеспечивать
баланс входа и выхода. Как только
в организации нарушается этот баланс,
она встает на путь умирания. Современный
рынок резко усилил значение процесса
выхода в поддержании этого баланса.
Это как раз и находит
Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих:
• макроокружения;
• непосредственного окружения;
• внутренней среды организации.
Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.
Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п.
Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.
Анализ внутренней среды
вскрывает те возможности, тот потенциал,
на который может рассчитывать фирма
в конкурентной борьбе в процессе
достижения своих целей. Анализ внутренней
среды позволяет также лучше
уяснить цели организации, более
верно сформулировать миссию, т.е. определить
смысл и направления