Стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 17:50, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть основные понятия стратегического планирования.
Задачи:
- рассмотреть сущность внешней и внутренней среды организации;
- представить методы анализа внешней и внутренней среды организации;
- рассмотреть организационные типы построения производственной структуры управления;
- раскрыть пути повышения эффективности производственной структуры предприятия.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Анализ внутренней и внешней среды………………………………………....4
1.1. Сущность внешней и внутренней среды организации…………………4
1.2. Методы анализа внешней и внутренней среды организации…………..9
2. Планирование организационной структуры производства………………...11
2.1. Организационные типы построения производственной структуры управления……………………………………………………………………….11
2.2. Пути повышения эффективности производственной структуры предприятия……………………………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

Страт. пл.docx

— 86.11 Кб (Скачать файл)

 

Содержание 

 

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Анализ внутренней и  внешней среды………………………………………....4

     1.1. Сущность внешней и внутренней среды организации…………………4

     1.2. Методы анализа внешней и внутренней среды организации…………..9

2. Планирование организационной структуры производства………………...11

     2.1. Организационные типы построения производственной структуры управления……………………………………………………………………….11

     2.2. Пути повышения эффективности производственной структуры предприятия……………………………………………………………………...16

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………………21

   

Введение

 

Эффективным инструментом, позволяющим реализовать конкурентные преимущества каждого субъекта экономики, является стратегическое планирование, представляющее собой особый вид управленческой деятельности, состоящий в разработке стратегических целей и задач, осуществление которых обеспечивает устойчивое развитие и успешное функционирование субъектов в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.

Целью стратегического планирования является обеспечение ускоренного  и эффективного развития экономики, конкурентное развитие предприятий всех форм собственности.

Цель работы: раскрыть основные понятия стратегического планирования.

Задачи:

- рассмотреть сущность внешней и внутренней среды организации;

- представить методы анализа внешней и внутренней среды организации;

- рассмотреть организационные типы построения производственной структуры управления;

- раскрыть пути повышения эффективности производственной структуры предприятия. 

1. Анализ внутренней и  внешней среды

1.1. Сущность внешней и внутренней среды организации

 

Внешняя среда организации  является источником ресурсов, необходимых  для поддержания ее внутреннего  потенциала на должном уровне. С  позиции стратегического менеджмента  под внешней средой понимается совокупность социально-эколого-экономических факторов, воздействующих на предприятие и  оказывающих влияние на эффективность  его функционирования [11, c.51].

Анализ внешней среды  – оценка состояния и перспектив развития наиболее важных, с точки  зрения компании, объектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков  и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые компания не может оказывать непосредственной влияние, или это влияние ограничено.

Анализ внешней среды  предполагает изучение всех ее составляющих. Внешнюю среду подразделяют на:

- макросреду, влияющую на  предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую,  научно-техническую, экономическую  экологическую, политическую и  международную среду;

- микросреду – среду  прямого влияния на предприятие,  которую создают поставщики материально-технических  ресурсов, потребители продукции  (услуг) организации, торговые  и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные  учреждения, страховые компании [15, c.106].

К макросреде относятся более  широкие социальные силы, которые влияют на макросреду (рис.1) [6, c.30]: демографические; экономические;  природные; научно-технические; политико-правовые.

Рис.  1. Внешнее окружение (факторы косвенного воздействия)

 

Рассмотрим факторы косвенного воздействия подробнее (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика факторов косвенного воздействия

Факторы

Влияние

Состояние экономики

Состояние экономики влияет на способность  потребителей покупать определенные товары. Кроме того, экономика может переживать кризисы различного уровня и глубины. При прогнозируемом экономическом  спаде организация может выбрать  стратегию сокращения производства выпускаемой продукции, числа работников; при более благоприятном прогнозе действия руководства фирмы могут  быть иными.

Социокультурные факторы

Социальные процессы изменяются сравнительно медленно, но когда такие изменения  происходят, то могут протекать довольно бурно и приводить ко многим существенным переменам в окружении организации, являясь еще одним источником неопределенности внешней среды.

Политическая обстановка

Политическая обстановка влияет на уровень законодательства в стране, на исполнение существующих законов. Значительное воздействие на коммерческие организации  оказывают изменения в правах собственности, установление специальных  пошлин на экспорт и импорт, и  другие методы государственного регулирования  деятельности организаций.

Демографическая ситуация

Фирма должна изучать основные демографические  тенденции, происходящие на рынке по таким направлениям, как уровень  рождаемости, возрастная структура  покупателей, уровень образования, миграция населения, предварительно определив  какое значение, имеют для нее  каждый из факторов.

Научно-технический прогресс

Современные тенденции связаны  с ускорением темпов создания, внедрения  и широкого распространения новинок, сокращением времени от момента  появления идеи до внедрения в  практику и достижения на ее основе  максимально возможного уровня производства, а также появлением безграничных возможностей, способных коренным образом  изменить товары и производственные процессы.

Природная среда

Деятельность фирм, использующих дефицитные полезные ископаемые, может осложниться  и потребовать более высоких  затрат на их приобретение и доставку.


Факторы макросреды фирмы  оказывают влияние на нее косвенно. Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более  полно использовать благоприятные  возможности [15, c.39].

Факторы внешней среды  прямого воздействия непосредственно  влияют на работу организации. К этим факторам относят: поставщиков; посредников; потребителей,  конкурентов; учреждения государственного регулирования и  другие контактные организации (рис. 2) [3, c.47].

 

 

Рис. 2. Внешнее окружение (факторы прямого воздействия)

 

Рассмотрим факторы прямого  воздействия более подробно (табл. 2) [13, c.140].

Таблица 2

Факторы прямого воздействия

Факторы

Влияние

Поставщики ресурсов

От ритмичности работы поставщиков, их ценовой политики, зависят стоимость  выпускаемой продукции, ее общий  объем и прибыль организации.

Посредники

Фирмы, помогающие организации в  продвижении и сбыте её товаров  среди потребителей

Потребители

Обеспечивают спрос на продукцию  и услуги. Стимулируют развитие организации, за счет увеличения объемов продаж. Приносят доход компании

Конкуренты

Способствуют сокращению объемов  продаж, снижению цен. Стимулируют организации к инновациям

Контактные организации и группы граждан

Это любые группы, которые проявляют  реальный или потенциальный интерес  к организации или оказывают  влияние на ее способность достигать  поставленных целей. Контактная аудитория  может способствовать либо противодействовать усилиям организации.


 

Руководство организации  должен учитывать взаимодействие внутренней и внешней среды окружения.

Внутренняя среда организации - все ее составляющие элементы, связи и отношения между ними по поводу производства продукции (услуг) и управления. Внутренняя среда имеет несколько срезов (табл. 3) [3, c.45].

Таблица 3

Факторы внутренней среды  организации

Факторы

Содержание

Влияние

Кадровый срез

охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; наём, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и содержание отношений  между работниками и т.п.

пол и возраст, уровень образования  и профессиональный опыт, характер и личные качества влияют на деятельность компании

Организационный срез

коммуникационные процессы; организационные  структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.

от нее зависит характер и  эффективность коммуникаций, степень  централизации и скорость принятия решений, формы контроля их исполнения. Если структура построена неправильно, нерационально, то ее недостатки приходится компенсировать за счет неформальной структуры, что также является источником неопределенности в принятии решений.

Производственный срез

изготовление продукта, снабжение  и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок

Повышают качество услуг и товаров, тем самым создают конкурентные преимущества

Маркетинговый срез

процессы, которые связаны с  реализацией продукции

способность удовлетворить разнообразные  и изменчивые потребности рынка. Это предполагает проведение маркетинговых  исследований, сегментирование рынка  и позиционирование товара, выбор  метода ценообразования и др.

Финансовый срез

процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации

неудовлетворительное финансовое положение часто является причиной неоправданного риска и может  привести к банкротству


 

Внутренняя среда полностью  пронизывается организационной  культурой, которая так же, как  вышеперечисленные срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации [5, c.48].

Существуют различные  подходы к выделению параметров внутренней среды организаций. По определению  М.Х. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури, основными внутренними переменными организации являются цели, структура, задачи, технология и люди (табл. 4) [8].

Таблица 4 

Внутренние переменные организации

Переменные

Содержание

Цели

конкретное состояние отдельных  характеристик организации, достижение которых является для нее желательным  и на достижение которых направлена ее деятельность [4, c.75]

Структура организации

логическая взаимосвязь и взаимозависимость  уровней управления и подразделений, построенная в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации [9, c.40]

Задача

предписанная работа, которая должна быть выполнена в заранее оговоренные  сроки [3, c.46]

Технология

средство преобразования сырья (будь то труд, информация или материалы) в конечные продукты или услуги [9, c.46]

Люди 

являются центральным фактором в любой системе управления. Если руководство - отдельные менеджеры - не признают, что каждый работник представляет собой личность с ее неповторимыми переживаниями и запросами, способность организации достичь поставленных целей невелика.


 

Внутренняя среда фирмы  является по существу реакцией на внешнюю  среду.

Основные цели, которые  ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике - прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда  фирмы, и внешняя.

Суммируя вышесказанное, можно констатировать, что анализ среды, как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление  угроз и возможностей, которые  могут возникнуть во внешней среде  по отношению к организации, а  также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны  определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении.

 

 

1.2. Методы анализа внешней и внутренней среды организации

 

Изучение внешней среды  можно рассматривать как своеобразный фильтр информации о внешней среде [1, c.403]. При анализе внешней и внутренней среды организации возможно применение следующих методов (табл. 5).

Таблица 5

Методы изучения и анализа  внешней и внутренней среды

Метод

Содержание 

Результаты

1

2

3

PEST-анализ

Инструмент, предназначенный для  выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые  могут повлиять на стратегию компании

Формулировка возможностей и угроз  внешней среды, которые могут  быть использованы в SWOT-анализе организации (инструменте анализа внутренней среды)

Анализ экономических характеристик  отрасли

Совокупность факторов, которую  следует рассмотреть при выделении  экономических показателей отрасли, вполне стандартная:

- размер рынка;

- масштаб конкуренции (местная,  региональная, национальная, международная  или глобальная);

- скорость роста рынка;

- стадия цикла экономического  роста, на которой находится  отрасль (раннее развитие, быстрый  рост и подъем, ранняя зрелость  и насыщение, стагнация и старение, спад и разложение);

- число конкурентов и их относительная  величина и др.

Анализ показывает возможность  фирмы для конкурентной деятельности.

Конкурентный анализ по методике М. Портера

Модель является удобным инструментом для диагностики конкурентной напряженности  на рынке и определения важности и мощи каждой из конкурентных сил [7, c.37]

Пять сил конкуренции определяют условия, в которых функционирует  каждый конкурентный рынок и составляющие его экономические единицы. Состояние  каждой силы и их совместное воздействие  определяют возможности конкретной фирмы в конкурентной борьбе

Ключевые факторы успеха (КФУ)

Элементы, обеспечивающие успех организации; все, что способствует повышению  прибыли

КФУ являются основой построения стратегии  фирмы; предприятие может получить конкурентное преимущество, концентрируясь на одном или более КФУ [10, c.77]

Информация о работе Стратегическое планирование