Стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:54, реферат

Описание работы

Стратегическое планирование дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпами развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития.

Файлы: 1 файл

Стратег. планирование.doc

— 366.00 Кб (Скачать файл)

 

В качестве примера можно привести американские и японские автомобильные компании. Производственное планирование в автомобильных  компаниях крайне детализировано, все  подсистемы в нем тесно увязаны  на базе использования ЭВМ.

 

В компаниях  США производственные планы предусматривают не только внутрикорпорационные поставки компонентов, но и закупки у специализированных поставщиков. Это предполагает наличие значительных планируемых запасов компонентов у сборочных заводов.

 

В японских автомобильных компаниях, где планирование является всеобъемлющим, производственные системы тесно увязаны в рамках планирования с управлением в материнской компании, причем так, чтобы нужные детали поступали синхронно в нужное место и в должное время, практически исключая наличие запасов. Например, в фирме "Тоёта" это достигается благодаря детальному планированию всего производственного процесса на три года, полгода и три месяца в рамках всей группы, в которую входят поставщики компонентов. Как правило, детали обозначаются номерами заводов, которые одинаковы для всех идентичных изделий и поступают не на склад, а непосредственно на завод, строго на основе заказа.

 

Планирование  в промышленных фирмах нацелено не только на экономию материальных ресурсов и снижение издержек производства, но главным образом на создание широкого ассортимента продукции, учитывающего различные потребности покупателей.

 

Заключение

 

 

Планирование -- это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах  и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях.

 

Планирование  является органической составной частью предпринимательской деятельности, независимо от организационно-правовой формы собственности и размера  предприятия, неотъемлемым фактором существования предприятия. Оно формирует основу для выбора структуры управления, подбора персонала, предопределяет стиль руководства и устанавливает нормы для контроля. На основе планирования осуществляется связь между современным состоянием организации и тем, которого она хочет достичь в будущем.

 

С конкретно-управленческой точки зрения планирование можно  определить, как способность предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и выявлять ресурсы, необходимые  для достижения определенных задач  на основе оптимизации управленческих решений. Оно помогает ответить на такие важные вопросы, как место нахождения; где находится организация в настоящее время (экономическая позиция организации); каковы результаты и условия ее деятельности; как и при помощи каких ресурсов, могут быть достигнуты цели организации. На основе планов, созданных предприятием, в дальнейшем определяются решения совета директоров хозяйственного общества, формируется система мотивации привлечения к их выполнению персонала, контроль достигнутых результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.

 

Список  используемой литературы:

 

 

1. Казначевская  Г.Б. Менеджмент: Уч. пос. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004

 

2. Кабушкин  Н.И. Основы менеджмента: Уч. - Мн: НПЖ «ФУА», ЗАО «Эканомпресс», 2000

 

3. Мескон  М.Х. и др.Основы менеджмента:  Уч. - Москва: Дело, 2004

 

4. Менеджмент / справочник. - М: ИКЦ  «Март», 2003

 

5. Основы менеджмента: Уч. - М:  Триада, Лтд, 2000

 

6. Чумак Т.Г. Методы управления  предприятием: Лекции. - Волгоград, 2003

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1. Сущность, содержание, цели стратегического  планирования. Процесс стартегического планирования и реализация планов

2. Управленческие решения, сущность  и роль в управлении. Требования  к управленческим решениям. Классификация  управленческих решений

3. Коммуникации в системе управления. Виды коммуникаций

4. Ситуационное задание

Список литературы

1. Сущность, содержание, цели стратегического  планирования. процесс стартегического  планирования и реализация планов

Одной из важнейших функций управления является планирование. Именно в процессе планирования количественно формулируются стоящие перед предприятием задачи, определяются наиболее эффективные пути их достижения и необходимые ресурсы. Планирование - это процесс, с помощью которого система приспосабливает свои ресурсы к изменениям внутренних и внешних условий. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 1999 - с. 31.

Главной целью планирования как  функции управления является обоснование  и разработка способов достижения ориентиров деятельности организации и ее подразделений, обеспечивающих желаемый уровень развития системы как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе.

Стратегическое планирование ставит целью комплексное научное исследование проблем, с которыми может столкнуться  фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработку показателей  развития фирмы на плановый период.

Стратегическое планирование осуществляется путем реализации следующих процедур:

анализ перспектив развития фирмы (выяснение тенденций и факторов, их определяющих, выявление "чрезвычайных ситуаций", которые могут изменить сложившиеся тенденции);

анализ позиций в конкурентной борьбе (конкурентоспособность продукции  фирмы на различных рынках и перспективы  фирмы при реализации оптимальных  стратегий во всех существующих видах  деятельности);

выбор стратегии в различных  видах деятельности, выбор приоритетов и распределение ресурсов;

анализ направлений диверсификации (оценка недостатков существующего  набора видов деятельности и определение  новых направлений).

Схема стратегического планирования представлена на рис.1.

Основные этапы стратегического планирования:

анализ окружающей среды и прогнозирование;

определение целей предприятия;

формирование базовой стратегии  и выбор альтернативных вариантов;

формирование функциональных стратегий.

В результате формируется стратегическая программа фирмы, которая включает следующие разделы:

миссия фирмы;

предположения о развитии конкуренции  и внешней среды;

внутренние и внешние ограничения  развития;

желаемое будещее состояние  фирмы;

курс действий и программы развития фирмы и подразделений;

требуемые ресурсы и их источники;

ситуационные планы (сценарии), учитывающие  вероятностные изменения окружающей среды;

наиболее общие позиции плана, выраженные в стратегических терминах (объем производства и сбыта, прибыль, издержки).

В зависимости от сроков планируемого периода и масштабов описываемых задач принято различать стратегическое и тактическое планирование. Разница между ними скорее относительна. В зависимости от конкретной рассматриваемой ситуации один и тот же плановый документ может иметь либо тактический, либо стратегический характер. В то же время можно отметить следующие основные моменты, по которым конкретный плановый документ относится к разряду стратегических:

чкм более отдаленные последствия  имеет план, чем труднее от него отказаться, тем более стратегическим он является;

чем шире влияние плана на функционирование организации, тем более стратегическим он является;

стратегическое планирование, как  правило, занимается определением целей  и средств их достижения, тактическое  планирование - только средств. В общем, стратегическое планирование можно определить как долгосрочное комплексное планирование, ориентированное на конечные результаты. Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В. Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс. - Новосибирск: НГАЭУ, 2005 - с. 47.

2. Управленческие решения, сущность  и роль в управлении. Требования  к управленческим решениям. Классификация  управленческих решений

Управление как процесс - это  непрерывная цепь принятия и реализации решений.

Под управленческим решением понимается:

творческий акт субъекта управления, определяющий программу и характер деятелности коллектива по решению  назревшей проблемы;

выбор одного из многих путей действия, который должен обеспечить переход  организации от фактического состояния  к желаемому.

Существенный признак управленческого  решения состоит в том, что  оно принимается при наличии  назревшей проблемы.

Проблема - это ситуация, когда возникает  различие между фактическим и  желаемым состоянием системы.

Решения в управлении выполняют  следующие роли:

направляющую - определяют цели и задачи деятельности;

организующую и координирующую - определяют порядок действий и  взаимодействия участников;

обеспечивающую - определяют количество необходимых ресурсов;

стимулирующую - определяют порядок  поощрения участников.

Решения классифицируются по следующим  признакам:

В зависимости от условий, в которых  принимаются решения:

решения, принимаемые в условиях неопределенности и риска (некоторые  авторы рассматривают их раздельно), т.е. необходимо определить вероятность успеха каждой альтернативы;

решения, принимаемые в условиях определенности, когда менеджер уверен в результатах при реализации каждой альтернативы.

По сроку действия последствий  решений: долго-, средне-, краткосрочные.

По частоте принятия:

Разовые (случайные);

Повторяющиеся;

По ширине обхвата:

Общие (касающиеся всех сотрудников);

Узкоспециализированные;

По форме подготовке:

Единоличные;

Групповые;

Коллективные;

По сложности: простые и сложные;

По жесткости регламентации:

Контурные - решения приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления;

Структурированные - предполагают жесткое  регламентирование действий подчиненных, инициатива может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов;

Алгоритмические - предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных  и практически исключают их инициативу.

Проблема выбора менеджером альтернативы - одна из важнейших в современной  науке управления, но не менее важно  принять эффективное решение. Чтобы управленческое решение было эффективным, должен учитываться ряд требований:

Решение должно быть экономичным, т.е. обеспечивать достижение поставленной цели с наименьшими  затратами.

Своевременность решения, т.е. не только своевременность  принятия решения, но и своевременность достижения поставленной цели. Ведь когда решается проблема, события развиваются и может получиться так, что прекрасная идея (альтернатива) устареет и потеряет смысл в будущем, она была хороша в прошлом.

Обоснованность  решения. Исполнители должны быть убеждены, что решение обоснованно. В связи с этим нельзя путать фактическую обоснованность и ее восприятие исполнителями, понимание ими аргументов, побуждающих менеджера принять именно такое решение.

Решение должно быть реально осуществимым, т.е. нельзя принимать нереальное, абстрактное решение. Такие решения вызывают досаду и разделение исполнителей и в своей основе неэффективны. Принятое решение доолжно соответствовать силам и средствам коллектива, его выполняющего. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 1999 - с. 251.

3. Коммуникации  в системе управления. Виды коммуникаций

Основным  требованием для принятия эффективного управленческого решения или, по крайней мере, для понимания истинных масштабов проблемы является наличие соответствущей информации.

Сегодня проблема, как правило, заключается не в  том, что для принятия решений  не хватает информации, а в том, что среди массивов несвязанной  информации необходимо найти данные, необходимые для эффективного управления.

Единственным  способом получения такой информации является коммуникация.

Коммуникация - это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между  двумя и более людьми.

Общение в  управлении осуществляется постоянно  и в различных формах. Общение  может быть:

Официальным, в рамках служебных отношений, и  неформальным, например, во время обеда;

Дружеским и враждебным;

Доступным для понимания и сложным для  восприятия;

Четко организованным и беспорядочным;

Эффективным (если достигнуты цели) и неэффективным.

Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В. Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс. - Новосибирск: НГАЭУ, 2005. С. 131..

Эффект  боольшинства посланий создается невербальной информацией. Считается, он обеспечивается в наибольшей степени выражением лица (50-55%) и тональностью голоса (35-40%). Особенно это проявляется в случаях, когда словесная часть сообщения отправителя противоречива. Получатель больше полагается на невербальную часть, чтобы понять значение послания.

Типы невербальной коммуникации:

Движения  тела (жесты, выражения лица, движения глаз, прикосновения, позы);

Личные  физические качества (строение тела, рост, запах тела и т.д.);

Использование среды (манера помещения себя в среде, дистанционная близость в общении  и т.д.);

Физическая  среда (дизайн помещения, освещенность, шум и т.д.);

Время (опоздания, ранний приход, склонность заставлять себя ждать, соотношение времени и статуса и т.п.) Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В. Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс. - Новосибирск: НГАЭУ, 2005 - с. 131.

4. Ситуационное  задание

В торговом предприятии “Супермаркет” к концу 1 квартала наметилась тенденция образования сверхнормативных товарных запасов. Какие меры следует использовать менеджеру для решения данной ситуации. Примите управленческое решение. Опишите этапы его принятия.

Информация о работе Стратегическое планирование