Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:54, реферат
Стратегическое планирование дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпами развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития.
В качестве примера можно привести американские и японские автомобильные компании. Производственное планирование в автомобильных компаниях крайне детализировано, все подсистемы в нем тесно увязаны на базе использования ЭВМ.
В компаниях США производственные планы предусматривают не только внутрикорпорационные поставки компонентов, но и закупки у специализированных поставщиков. Это предполагает наличие значительных планируемых запасов компонентов у сборочных заводов.
В японских автомобильных компаниях, где планирование является всеобъемлющим, производственные системы тесно увязаны в рамках планирования с управлением в материнской компании, причем так, чтобы нужные детали поступали синхронно в нужное место и в должное время, практически исключая наличие запасов. Например, в фирме "Тоёта" это достигается благодаря детальному планированию всего производственного процесса на три года, полгода и три месяца в рамках всей группы, в которую входят поставщики компонентов. Как правило, детали обозначаются номерами заводов, которые одинаковы для всех идентичных изделий и поступают не на склад, а непосредственно на завод, строго на основе заказа.
Планирование в промышленных фирмах нацелено не только на экономию материальных ресурсов и снижение издержек производства, но главным образом на создание широкого ассортимента продукции, учитывающего различные потребности покупателей.
Заключение
Планирование
-- это систематическая подготовка
принятия решений о целях, средствах
и действиях путем
Планирование
является органической составной частью
предпринимательской
С конкретно-управленческой точки зрения планирование можно определить, как способность предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и выявлять ресурсы, необходимые для достижения определенных задач на основе оптимизации управленческих решений. Оно помогает ответить на такие важные вопросы, как место нахождения; где находится организация в настоящее время (экономическая позиция организации); каковы результаты и условия ее деятельности; как и при помощи каких ресурсов, могут быть достигнуты цели организации. На основе планов, созданных предприятием, в дальнейшем определяются решения совета директоров хозяйственного общества, формируется система мотивации привлечения к их выполнению персонала, контроль достигнутых результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.
Список используемой литературы:
1. Казначевская Г.Б. Менеджмент: Уч. пос. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
2. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Уч. - Мн: НПЖ «ФУА», ЗАО «Эканомпресс», 2000
3. Мескон М.Х. и др.Основы менеджмента: Уч. - Москва: Дело, 2004
4. Менеджмент / справочник. - М: ИКЦ «Март», 2003
5. Основы менеджмента: Уч. - М: Триада, Лтд, 2000
6. Чумак Т.Г. Методы управления предприятием: Лекции. - Волгоград, 2003
Содержание
1. Сущность, содержание, цели стратегического планирования. Процесс стартегического планирования и реализация планов
2. Управленческие решения,
3. Коммуникации в системе
4. Ситуационное задание
Список литературы
1. Сущность, содержание, цели стратегического
планирования. процесс стартегического
планирования и реализация
Одной из важнейших функций управления является планирование. Именно в процессе планирования количественно формулируются стоящие перед предприятием задачи, определяются наиболее эффективные пути их достижения и необходимые ресурсы. Планирование - это процесс, с помощью которого система приспосабливает свои ресурсы к изменениям внутренних и внешних условий. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 1999 - с. 31.
Главной целью планирования как функции управления является обоснование и разработка способов достижения ориентиров деятельности организации и ее подразделений, обеспечивающих желаемый уровень развития системы как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе.
Стратегическое планирование ставит
целью комплексное научное
Стратегическое планирование осуществляется путем реализации следующих процедур:
анализ перспектив развития фирмы
(выяснение тенденций и
анализ позиций в конкурентной
борьбе (конкурентоспособность
выбор стратегии в различных видах деятельности, выбор приоритетов и распределение ресурсов;
анализ направлений
Схема стратегического планирования представлена на рис.1.
Основные этапы стратегического планирования:
анализ окружающей среды и прогнозирование;
определение целей предприятия;
формирование базовой
формирование функциональных стратегий.
В результате формируется стратегическая программа фирмы, которая включает следующие разделы:
миссия фирмы;
предположения о развитии конкуренции и внешней среды;
внутренние и внешние
желаемое будещее состояние фирмы;
курс действий и программы развития фирмы и подразделений;
требуемые ресурсы и их источники;
ситуационные планы (сценарии), учитывающие
вероятностные изменения
наиболее общие позиции плана, выраженные в стратегических терминах (объем производства и сбыта, прибыль, издержки).
В зависимости от сроков планируемого периода и масштабов описываемых задач принято различать стратегическое и тактическое планирование. Разница между ними скорее относительна. В зависимости от конкретной рассматриваемой ситуации один и тот же плановый документ может иметь либо тактический, либо стратегический характер. В то же время можно отметить следующие основные моменты, по которым конкретный плановый документ относится к разряду стратегических:
чкм более отдаленные последствия имеет план, чем труднее от него отказаться, тем более стратегическим он является;
чем шире влияние плана на функционирование организации, тем более стратегическим он является;
стратегическое планирование, как правило, занимается определением целей и средств их достижения, тактическое планирование - только средств. В общем, стратегическое планирование можно определить как долгосрочное комплексное планирование, ориентированное на конечные результаты. Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В. Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс. - Новосибирск: НГАЭУ, 2005 - с. 47.
2. Управленческие решения,
Управление как процесс - это непрерывная цепь принятия и реализации решений.
Под управленческим решением понимается:
творческий акт субъекта управления, определяющий программу и характер деятелности коллектива по решению назревшей проблемы;
выбор одного из многих путей действия, который должен обеспечить переход организации от фактического состояния к желаемому.
Существенный признак
Проблема - это ситуация, когда возникает различие между фактическим и желаемым состоянием системы.
Решения в управлении выполняют следующие роли:
направляющую - определяют цели и задачи деятельности;
организующую и координирующую - определяют порядок действий и взаимодействия участников;
обеспечивающую - определяют количество необходимых ресурсов;
стимулирующую - определяют порядок поощрения участников.
Решения классифицируются по следующим признакам:
В зависимости от условий, в которых принимаются решения:
решения, принимаемые в условиях неопределенности и риска (некоторые авторы рассматривают их раздельно), т.е. необходимо определить вероятность успеха каждой альтернативы;
решения, принимаемые в условиях определенности, когда менеджер уверен в результатах при реализации каждой альтернативы.
По сроку действия последствий решений: долго-, средне-, краткосрочные.
По частоте принятия:
Разовые (случайные);
Повторяющиеся;
По ширине обхвата:
Общие (касающиеся всех сотрудников);
Узкоспециализированные;
По форме подготовке:
Единоличные;
Групповые;
Коллективные;
По сложности: простые и сложные;
По жесткости регламентации:
Контурные - решения приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления;
Структурированные - предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных, инициатива может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов;
Алгоритмические - предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу.
Проблема выбора менеджером альтернативы - одна из важнейших в современной науке управления, но не менее важно принять эффективное решение. Чтобы управленческое решение было эффективным, должен учитываться ряд требований:
Решение должно быть экономичным, т.е. обеспечивать достижение поставленной цели с наименьшими затратами.
Своевременность решения, т.е. не только своевременность принятия решения, но и своевременность достижения поставленной цели. Ведь когда решается проблема, события развиваются и может получиться так, что прекрасная идея (альтернатива) устареет и потеряет смысл в будущем, она была хороша в прошлом.
Обоснованность решения. Исполнители должны быть убеждены, что решение обоснованно. В связи с этим нельзя путать фактическую обоснованность и ее восприятие исполнителями, понимание ими аргументов, побуждающих менеджера принять именно такое решение.
Решение должно быть реально осуществимым, т.е. нельзя принимать нереальное, абстрактное решение. Такие решения вызывают досаду и разделение исполнителей и в своей основе неэффективны. Принятое решение доолжно соответствовать силам и средствам коллектива, его выполняющего. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 1999 - с. 251.
3. Коммуникации в системе управления. Виды коммуникаций
Основным требованием для принятия эффективного управленческого решения или, по крайней мере, для понимания истинных масштабов проблемы является наличие соответствущей информации.
Сегодня проблема, как правило, заключается не в том, что для принятия решений не хватает информации, а в том, что среди массивов несвязанной информации необходимо найти данные, необходимые для эффективного управления.
Единственным способом получения такой информации является коммуникация.
Коммуникация - это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя и более людьми.
Общение в управлении осуществляется постоянно и в различных формах. Общение может быть:
Официальным, в рамках служебных отношений, и неформальным, например, во время обеда;
Дружеским и враждебным;
Доступным для понимания и сложным для восприятия;
Четко организованным и беспорядочным;
Эффективным (если достигнуты цели) и неэффективным.
Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В. Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс. - Новосибирск: НГАЭУ, 2005. С. 131..
Эффект боольшинства посланий создается невербальной информацией. Считается, он обеспечивается в наибольшей степени выражением лица (50-55%) и тональностью голоса (35-40%). Особенно это проявляется в случаях, когда словесная часть сообщения отправителя противоречива. Получатель больше полагается на невербальную часть, чтобы понять значение послания.
Типы невербальной коммуникации:
Движения тела (жесты, выражения лица, движения глаз, прикосновения, позы);
Личные физические качества (строение тела, рост, запах тела и т.д.);
Использование среды (манера помещения себя в среде, дистанционная близость в общении и т.д.);
Физическая среда (дизайн помещения, освещенность, шум и т.д.);
Время (опоздания, ранний приход, склонность заставлять себя ждать, соотношение времени и статуса и т.п.) Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В. Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс. - Новосибирск: НГАЭУ, 2005 - с. 131.
4. Ситуационное задание
В торговом предприятии “Супермаркет” к концу 1 квартала наметилась тенденция образования сверхнормативных товарных запасов. Какие меры следует использовать менеджеру для решения данной ситуации. Примите управленческое решение. Опишите этапы его принятия.