Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:54, реферат
Стратегическое планирование дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпами развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития.
Этапы принятия управленческого решения представлены в табл.1.
Таблица 1. Этапы принятия управленческого решения.
№
п/п
Наименование этапа
Описание этапа
1
Выявление проблемы
К концу 1 квартала наметилась тенденция образования сверхнормативных товарных запасов
2
Анализ проблемы и постановка диагноза
Проводится выявление причин появления проблемы - варианты:
в супермаркете используются неэффективные методы продажи, и товар залеживается;
объемы поставок несоразмерны объемам продаж.
Диагноз: необходимо предпринять меры к снижению товарных запасов.
3
Поиск вариантов разрешения проблемы
Варианты разрешения проблемы:
проанализировать и по возможности улучшить методы продаж (использование мерчендайзинга, методов “promotion”, рекламу и др.) на некоторое время уменьшить размеры закупок у поставщиков, чтобы снизить объемы запасов, затем понаблюдать за развитием ситуации: если тенденция сохранится, снизить объемы закупок на постоянной основе.
4
Оценка альтернатив и выбор наилучшего решения
Целесообразно использовать оба варианта одновременно.
5
Согласование проекта решения
При наличии вышестоящих звеньев управления проводится согласование проекта решения.
6
Утверждение решения
Одобрение решения.
7
Подготовка решения к
проведение переговоров с поставщиками на предмет снижения объемов закупок;
распоряжение младшему торговому персоналу проанализировать расположение товаров на полках, при необходимости - улучшение.
8
Организация выполнения решения
Список литературы
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 2002 - 476 с.
2. Кантер З.М. Рубежи
3. Менеджмент (современный российский менеджмент): Учебник для вузов / Ф.М. Русинов, М.Л. Разу, В.А. Денисов и др.; Под ред. Ф.М. Русинова, М.Л. Разу. - М.: ФБК-Пресс, 2001 - 425 с.
4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 2003 - 512 с.
5. Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В. Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс. - Новосибирск: НГАЭУ, 2005 - 168 с.
6. Шеметов П.В. Практический
Филиал государственного образовательного учреждения высшего
профессионального образования
«Орловская региональная академия государственной службы» в г. Смоленске
Курсовая работа
по дисциплине: «Основы менеджмента»
на тему: «Разработка системы стратегического планирования деятельности предприятия»
Содержание
Введение
Глава I. Содержание стратегического планирования
1. Уровни и процесс
2. Процедура стратегического
3. Совершенствование
Глава II. Стратегическое планирование фирмы ОАО «Пирамида»
1 Формулирование миссий и целей
2. Матрица SWOT - анализа
3. Разработка стратегии
4. Необходимые изменения
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В современных условиях предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о положении конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
Стратегическое планирование представляет собой управленческий процесс поддержания менеджером соответствия между целями организации и имеющимися в его распоряжении ресурсами .
Стратегическое планирование обычно осуществляется специализированными службами. Возможно создание трех видов служб стратегического планирования: централизованная, децентрализованная, центральная служба стратегического планирования.
Стратегическое планирование -- особый вид практической деятельности людей -- плановой работы, состоящей в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов, программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды Менеджмент в России и за рубежом №1 2006 стр.37. Стратегическое планирование, рассматриваемое как процесс практической деятельности соответствующих субъектов управления, имеет свое содержание, охватывающее его сущность, проявление сущности и процедуры разработки стратегических прогнозов, проектов стратегических программ и планов. При любом подходе менеджера к стратегии и стратегическому планированию менеджер под объектом планирования понимает внешнюю среду и основные цели, которые свойственны любой организации.
Ключевыми компонентами стратегического планирования являются цели и указания для принятия решений. Важно помнить, что первостепенной целью организации является осуществление ее миссии. Стратегическое планирование начинается с установления руководством общих стратегических задач.
Таким образом, стратегия организации - это система мер, которые рассчитаны на перспективу, а потому обеспечивают достижение стоящих перед организацией целей. Выбор стратегии - это важный этап в развитии организации, поскольку от него зависит ее будущее. Стратегическое планирование зависит от ряда факторов:
· Какие ресурсы находятся в распоряжении организации;
· Состояние рынка;
· Внутренние возможности организации;
· Состояние внешней среды организации;
· Анализ альтернативных путей развития организации. Проблемы теории и практики управления №3 2006 стр. 44
В соответствии с вышеизложенным материалом можно обозначить актуальность данной темы.
Цель стратегического планирова
Цель работы - рассмотреть процесс стратегического планирования, обосновать его необходимость для обеспечения эффективной деятельности предприятия.
В соответствии с целью можно выделить следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать процесс
2. Проанализировать основные уровни и этапы стратегического планирования
3. Описать процедуры
4. На примере конкретной
При написании работы была использована следующая литература:
Мыльник В.В. «Инвестиционный менеджмент», Анискин Ю.М. «Управление инвестициями», Теплова Т.В. «Финансовый менеджмент; управление капиталом и инвестициями», Бобылева А.З. «Финансовое оздоровление фирмы» и другая литература по данной проблеме .
Глава 1. Содержание стратегического планирования
1. Уровни и процесс
Все аспекты, связанные с функционированием организации, можно рассматривать в качестве действительных объектов стратегического планирования только при одном условии -- если менеджер может спрогнозировать развитие внешней среды.
Внешняя среда, как известно, может
характеризоваться известной
прообраз возглавляемой им организации. Прообраз, таким образом, моделируется только на фоне окружающего его мира. Однако сам фон есть также продукт мыслительной деятельности менеджера: будущее еще не наступило, но его образ требует конкретного видения в момент размышлений о будущем организации. Однако ментальные способности всегда персонифицированы, носят крайне индивидуалистическую окраску. По этой причине (даже если используются формы коллективных размышлений) видение будущей картины окружающего мира может базироваться на: оптимистических; пессимистических; нормативных взглядах самого менеджера (или его самого и его команды, привлекаемой им для совершения подобной работы). Представление будущей картины окружающего мира со свойственными ей качественными и количественными характеристиками, как известно, именуется сценарием. Следовательно, при разработке стратегии организации и стратегическом планировании можно использовать сценарии: оптимистический («...будет лучше, чем сегодня»); пессимистический («...будет еще хуже, чем сегодня»); нормальный («...ничего не изменится, все останется, как есть»). Проблемы теории и практики управления №9 2006 стр. 21 Менеджер вправе избрать любой из этих сценариев и на его фоне формировать прообраз возглавляемой им организации. Более того, менеджер вправе, если это поможет в будущем, использовать все три возможных сценария и применительно к каждому из них формировать разные (с качественной и количественной точек зрения) прообразы организации.
При стратегическом планировании менеджер исповедует особую, можно сказать, специфическую, индивидуальную идеологию, основные компоненты которой сводятся к осознанию:
а) целостности возглавляемой им производительной структуры, т.е. организации, возглавляемой и управляемой единым центром;
б) выделения бизнес-единиц в рамках организации, каждая из которых специализируется на производстве отдельного полуфабриката, товара, продукта, услуги,
в) необходимости осознанного
г) формулирования миссий бизнес-единиц;
д) способности менеджера
е) умения разложить стратегическую цель на задачи подразделений;
ж) умения менеджера выбрать адекватные целям и задачам методы их достижения;
з) способности менеджера
Довольно часто, особенно в текущих российских условиях, стратегическое планирование есть не что иное, как составление годового бюджета.
В большинстве российских организаций
в текущий момент менеджеры имеют
довольно смутное представление
об основах стратегического
Что же необходимо иметь в виду менеджеру, использующему принцип стратегического планирования?
Стратегическое планирование исходит из необходимости выделения в рамках организации трех иерархических уровней или трех компонентов формального процесса планирования.
Уровень организации в целом. На уровне организации разрабатывается прообраз организации в целом на видимую перспективу, в соответствии с которым в будущем будет осуществляться общее руководство организацией, определяться основные направления ее деятельности, ее организационная структура, а также будут распределяться ресурсы.
Уровень структурных подразделений. На уровне подразделений реализуются так называемые стержневые стратегии, являющиеся частью общей стратегии организации и нацеленные на создание определенного конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время. Такие стержневые стратегии разрабатываются отдельно для каждого структурного подразделения в рамках единого для организации стратегического плана.
При разработке стержневых стратегий в целях создания действительных конкурентных преимуществ обычно определяются:
целевые группы воздействия и их потребности (для кого производить и действительно ли они нуждаются именно в предполагаемом нами товаре, продукте, услуге?);
набор товаров, продуктов, услуг, которые
на самом деле будут отвечать потребностям
таких целевых групп
географический охват;
ключевые факторы успеха;
цели бизнеса;
средства измерения таких
Функционально-операционный уровень.
На этом уровне разрабатываются стратегии,
которые консолидируют функцион
Приведенная модель алгоритма показывает, что движущей силой стратегии выступают стратегические цели, которые на протяжении всего периода хотя и могут корректироваться, но отличаются большим постоянством (это этапы 1-й и 2-й моделей). Задачи же этапов 3--11 могут и должны пересматриваться, уточняться, дополняться ежегодно по мере наступления или накопления изменений.