Стратегия и стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Хотя цель фирмы и не составляет максимизация прибыли, но последняя сохраняет свою функцию - быть движущей силой в экономике и производить товары и услуги. Изменения в спросе и предложении непременно сказываются на величине прибыли, что побуждает фирму перераспределять ресурсы.
Нам необходимо знать и практиковать положения стратегического управления и вести на предприятии обязательное стратегическое планирование своей деятельности

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Стратегическое управление…………………………………………….4
1.1Основные компоненты стратегического управления…………………..4
1.2 Этапы развития стратегического управления………………………….5
Глава 2. Планирование как функция управления………………………………8
2.1 Сущность и функции стратегического планирования…………………8
2.2 Определение стратегии предприятия и её основные стадии………...10
2.3 Стратегический анализ как этап стратегического менеджмента …...14
2.4 Изучение стратегических альтернатив………………………………..18
2.5 Стратегические изменения и условия реализации стратегии…….....21
Глава 3. Реализация стратегического планирования предприятия на примере фирмы «Оптика»…………………………………………………………………25
3.1 Основные цели фирмы «Оптика»……………………………………. 25
3.2 Оценка и анализ внешних факторов…………………………………..27
3.3 Выбор стратегии для фирмы «Оптика»……………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту Стратегическое плланирование.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

• размер деятельности предприятия  и степень разнообразия производимой продукции;

• общий характер и природа недавних приобретений и продаж предприятием части своей собственности;

• структура и направленность деятельности предприятия за последний период;

• возможности, на которыё была ориентирована  организация в последнее время;

• отношение к внешним угрозам.

Внутренние факторы:

• цели предприятия;

• критерии распределения ресурсов и сложившаяся структура капиталовложений по производимой продукции;

• отношение к финансовому риску  как со стороны руководства, так  и в соответствии с реальной практикой  и осуществляемой финансовой политикой;

•   уровень и степень концентрации усилий в области НИОКР;

• стратегии отдельных функциональных сфер (маркетинг, производство, кадры, финансы, научные исследования и разработки).

Формирование стратегических альтернатив. На данном этапе создаются стратегии, позволяющие достичь поставленных целей. Г. Минцберг, проведший фундаментальное исследование по изучению труда руководителей высшего звена, называет три основных образа действий при формулировке стратегии, которые определяются личностью и системой ценностей высшего руководства: предпринимательский адаптивный и плановый.

1. Предпринимательский образ действий. В соответствии с этой моделью процесс формирования стратегических альтернатив осуществляется подсознательно в голове лидера, обычно предпринимателя, на основе глубокого понимания логики данного вида бизнеса и хорошего знания ситуации.

Это дает ему возможность сформировать свое видение проблемы, путей решения  и продвижения к будущему. Основное внимание концентрируется на возможностях роста предприятия, текущие проблемы уходят на второй план. Личный и неформальный характер видения придает стратегии гибкость и плодотворность.

2. Альтернативный образ действий или обучение посредством опыта. Исходит из возможности и необходимости корректировки стратегии под воздействием внешних импульсов, возникающих в ходе ее реализации. Он характеризуется в большей мере оперативным решением существующих проблем, чем поиском новых возможностей.

Формируемая стратегия фрагментарна и буквально вылепливается своими создателями, готовыми и пересмотреть выбранную линию поведения. Стратегические решения принимаются в рамках многостороннего диалога большего числа сотрудников различных рангов при условии минимального вмешательства и контроля со стороны руководства. Такой образ действий типичен для многих крупных предприятий.

3. Плановый образ действий. Рассматривает выработку стратегии как полностью осознанный и контролируемый мыслительный процесс, находящий свое материальное воплощение в системе планов. В этом случае осуществляется как активный поиск новых возможностей, так и оперативное решение существующих проблем.

Эта классическая модель предполагает наличие централизованного штата  и нацелена на достижение определенного  стратегического положения предприятия  в окружающей среде. Такие стратегии разрабатываются специалистами-плановиками, руководитель которых выступает в качестве главного организатора их работы.

Выбор и оценка стратегии  предприятия. Установлено, что на выбор стратегии влияет множество факторов. Важнейшие из них:

• вид бизнеса и особенности отрасли, в которой работает предприятие;

• характер целей, Которые ставит перед собой предприятие, ценности, которыми руководствуются при принятии решений высшие менеджеры;

• финансовые ресурсы и обязательства  предприятия, по уже принятым решениям;

• степень зависимости от среды;

• фактор времени.

Сформированные стратегии оцениваются  по степени пригодности для достижения главных целей предприятия и  соответствия их требованиям окружения, а также возможностям развития организации.

Заключительный этап анализа стратегических альтернатив – оценка приемлемости риска, заложенного в стратегии. Оценка оправданности риска производится по трем направлениям:

• реалистичны ли предпосылки, заложенные в основу выбора стратегии;

• к каким негативным последствиям для предприятия может привести провал стратегии;

• оправдывает ли возможный положительный  результат риск потерь от провала  в реализации стратегии.

В процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои определенные задачи и осуществляет закрепленные за ним функции. Решающая роль принадлежит высшему руководству. Его деятельность на стадии реализации стратегии может быть представлена в виде пяти последовательных этапов.

Первый этап – углубленное изучение состояния среды, целей и разработанных стратегий. На данном этапе решаются следующие основные задачи:

• Уяснение сущности выдвинутых целей, выработанных стратегией, их корректности и соответствия друг другу, а также  состоянию среды.

• Доведение идей стратегического  плана и смысла целей до сотрудников предприятия с целью подготовки условий для их вовлечения в процесс реализации стратегий.

Второй этап – разработка комплекса решений по эффективному использованию имеющихся у предприятия ресурсов. На этом этапе проводится оценка ресурсов, их распределение и приведение в соответствие с реализуемыми стратегиями. Для этого составляются специальные программы, выполнение которых должно способствовать развитию ресурсов. Например, это могут быть программы повышения квалификации сотрудников.

На третьем этапе высшее руководство принимает решения о внесении изменений в действующую организационную структуру.

Четвертый этап состоит в проведении тех необходимых изменений на предприятии, без которых невозможно приступить к реализации стратегии. Для этого составляется сценарий возможного сопротивления изменениям, разрабатываются мероприятия по устранению или уменьшению до минимума реального сопротивления и закреплению проведенных изменений.

Пятый этап – корректировка стратегического плана в том случае, если этого настоятельно требуют вновь возникшие обстоятельства.

 

 

2.3 Стратегический анализ как этап стратегического менеджмента.

 

Важнейшим этапом стратегического  менеджмента является стратегический ситуационный анализ, включающий диагностику  внешней и внутренней среды организации. Чаще всего многофакторный системный стратегический анализ начинается с исследования внешней среды. Основные направления анализа: политико-правовые факторы, экономические факторы, технологические факторы, социокультурные факторы. Цель анализа внешней среды – выявление угроз и возможностей турбулентной внешней среды, а также сильных и слабых сторон организации. Исходным методом стратегического исследования внешней среды является SWOT – анализ (сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы). К числу эффективных инструментов анализа внешней среды также относится PEST – анализ (политика, экономика, общество, технология). Отдельные факторы оказывают различное воздействие. Лучше когда мониторинг проводят специализированные службы организации (финансовая служба – финансовые позиции).

Стратегический анализ внутренней среды должен быть также многофакторным. Под внутренней средой понимается совокупность всех внутренних факторов организации, которые определяют процессы её жизнедеятельности. При анализе внутренней среды возможны его различные структурные построения, но несмотря на уникальность стратегического анализа внутри организации, обязательным являются следующие требования: структура анализа должна соответствовать структуре разрабатываемой стратегии организации; стратегический анализ должен быть полным и максимально эффективным по критерию её конечного бизнес успеха на конкретно заданный стратегический период. Наиболее часто используемая схема, выделение в организации: отдельных бизнесов; функциональных служб; структурных подразделений; бизнес-процессов. Такой структуре соответствует структурное построение разработки общей стратегии. Для диагностики часто применяется SNW – анализ (сильная, нейтральная, слабая позиции), SW – анализ.

Оценка сильных и слабых сторон. Сильные стороны – это опыт и ресурсы, которыми владеет предприятие, а также стратегически важные сферы деятельности, позволяющие побеждать в конкурентной борьбе.

Слабые стороны – это недостатки и ограничения, препятствующие успеху. Существует множество источников сильных и слабых сторон деятельности предприятия, часть из которых рассмотрена при анализе отрасли. Так, к числу сильных сторон можно отнести серьезные и явные потребительские предпочтения, возможность экономии на масштабах. Слабой стороной предприятия являются серьезная зависимость от внутреннего рынка объема прямых продаж, неспособность удовлетворять потребности новых сегментов рынка и др.

Определение сильных и слабых сторон следует проводить по всем направлениям деятельности предприятия:

  • организация и общие управления;
  • производство;
  • маркетинг;
  • финансы и учет;
  • управление кадрами и др.

Оценка факторов сильных и слабых сторон предприятия дается в сравнении  с рыночным лидером по интервальной шкале путем присвоения каждому фактору определенного веса, например от 1 (незначимый) до 5 (выдающийся).

Определение главных достоинств. Стратегия предприятия должна учитывать сильные, слабые стороны бизнеса и опираться на его главные достоинства.

Главные достоинства  характеризуют исключительную компетенцию (уникальные преимущества) предприятия в решении поставленных задач.

Уникальные преимущества основываются на особо эффективном сочетании  ресурсов, которые делятся на осязаемые  и неосязаемые.

Осязаемые ресурсы – это физические и финансовые активы предприятия, отраженные в бухгалтерском балансе (основные средства, запасы, денежные средства и т.д.). Они определяют техническую компетенцию предприятия. Неосязаемые ресурсы – это, как правило, качественные характеристики бизнеса. Сюда относят:

  • не связанные с людьми неосязаемые активы – торговая марка, выгодное месторасположение, престиж, имидж предприятия;
  • неосязаемые человеческие ресурсы – специальные знания персонала, опыт, известность управленческой команды.

В отличие от сильных и слабых сторон, для которых возможна внутренняя оценка, уникальные преимущества предприятия должны восприниматься потребителями как таковые, т.е. представлять для них известную ценность.

Пример.

Для потребителей большое значение имеют известность торговой марки (кондитерская фабрика «Красный Октябрь»), выгодное местоположение (Воронежский универмаг «Россия»), часы работы (круглосуточные аптеки), высококвалифицированные кадры (сфера услуг) и т.д.

В условиях конкуренции происходит «размывание» уникальных преимуществ  предприятия, и со временем они теряют свою силу.

С позиции значимости для бизнеса  можно выделить три категории  ключевых компетенций:

1. «Отработавшие», которые уже взяты  на вооружение основными конкурентами  и превратились в своего рода  отраслевые стандарты. Они не дают предприятию конкурентных преимуществ и являются обязательным условием выживания на рынке.

2. «Неперспективные», которые в  данный момент сохраняют силу, но в ближайшем будущем могут  стать широкодоступными. В кратко- и среднесрочном периоде предприятие должно защищать такие преимущества и максимально их использовать. Служить базой долгосрочной стратегии они не могут.

3. «Устойчивые» компетенции, которые предприятие может защищать на протяжении длительного времени.

При разработке стратегии необходимо дать обоснованную оценку имеющихся ресурсов и уникальных преимуществ. Ниже приводится перечень ключевых вопросов для их анализа:

• Какими уникальными преимуществами располагает организация в настоящее  время, как долго они сохранят свою силу и когда обретут положение отраслевых «стандартов»?

• Каким образом эти преимущества могут быть «защищены», развиты и  использованы в рамках стратегии?

• Способно ли предприятие на базе имеющихся ресурсов создать новые, оригинальные комбинации ресурсов, которые  в будущем могут быть трансформированы в его главные достоинства?

• Учитываются ли уникальные преимущества предприятия в его производственной, сбытовой и научно-технической политике?

 

 

2.4 Изучение стратегических альтернатив.

 

Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении вышеописанных задач. На этой стадии принятия решения менеджеру необходимо оценить альтернативные пути деятельности фирмы и выбрать оптимальные варианты для достижения поставленных целей. На основе проведенного анализа в процессе разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом, рекомендация новых стратегий развития, формулирование проектов целей, подготовка директив для долгосрочного планирования, разработка стратегических планов и их контроль.

Перед фирмой стоят четыре основные стратегические альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание  этих стратегий. Ограниченного роста  придерживаются большинство организации  в развитых странах.

К стратегии сокращения прибегают  чаще всего в том случае, когда показатели деятельности компании продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или просто для спасения организации. Стратегии сочетания всех альтернатив будут, придерживаются крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях.

Информация о работе Стратегия и стратегическое планирование