Стратегия и стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Хотя цель фирмы и не составляет максимизация прибыли, но последняя сохраняет свою функцию - быть движущей силой в экономике и производить товары и услуги. Изменения в спросе и предложении непременно сказываются на величине прибыли, что побуждает фирму перераспределять ресурсы.
Нам необходимо знать и практиковать положения стратегического управления и вести на предприятии обязательное стратегическое планирование своей деятельности

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Стратегическое управление…………………………………………….4
1.1Основные компоненты стратегического управления…………………..4
1.2 Этапы развития стратегического управления………………………….5
Глава 2. Планирование как функция управления………………………………8
2.1 Сущность и функции стратегического планирования…………………8
2.2 Определение стратегии предприятия и её основные стадии………...10
2.3 Стратегический анализ как этап стратегического менеджмента …...14
2.4 Изучение стратегических альтернатив………………………………..18
2.5 Стратегические изменения и условия реализации стратегии…….....21
Глава 3. Реализация стратегического планирования предприятия на примере фирмы «Оптика»…………………………………………………………………25
3.1 Основные цели фирмы «Оптика»……………………………………. 25
3.2 Оценка и анализ внешних факторов…………………………………..27
3.3 Выбор стратегии для фирмы «Оптика»……………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту Стратегическое плланирование.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

3. Контроль и анализ выполнения  целей. Поскольку цели каждого  подчиненного определены, они выполнимы,  и подчиненный несет персональную ответственность за их достижение, то он должен осуществлять систематический контроль за работой своих подчиненных. Для этого каждые 4 недели руководитель организации проводит анализ степени достижения целей посредством беседы с подчиненными по вопросам выполнения их персональных планов и соблюдения сроков.

4. Корректирующие действия. Принимая, что цели не были или не  будут достигнуты, и убедившись, что руководство точно установило  причину, необходимо решить, какие  следует принять меры для корректировки отклонения. В этом случае предложения по корректировке целей и планов подразделения согласуются с руководителем более высокого уровня.

 

3.2 Оценка и анализ внешних факторов.

 

После установления миссии и целей  переходят к диагностическому этапу  стратегического планирования.

Первым шагом здесь является изучение внешней среды и ее анализ.

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана  контролируют внешние по отношению  к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, можно выделить в семь областей. Этими областями (факторами) являются экономика, политика, рынок, конкуренция, технология, социальное поведение и международное положение.

 

3.3 Выбор стратегии для фирмы «Оптика».

 

Следующий этап стратегического планирования - выбор стратегии, целью которого является выбор альтернативы, которая  максимально повысит долгосрочную эффективность организации.

Выбор стратегии осуществляется исходя из следующих аспектов:

1) ассортимент выпускаемой продукции,  оказываемых услуг;

2) анализ рынка и отрасли;

3) анализ положения фирмы в  отрасли.

Первым шагом при выборе стратегии  является портфельный анализ ассортимента продукции. Портфельный анализ выявляет зависимость между жизненным циклом товара и структурой рынка. Утверждается, что любая компания располагает неким портфелем товаров, каждый из которых находится на определенной этапе жизненного цикла и которому соответствует определенный объем денежных поступлений и затрат. В соответствии с выявленной зависимостью была разработана специальная матрица, используемая для анализа портфеля продукции.

Следующим этапом при выборе стратегии  является анализ силы фирмы и силы отрасли. Отрасль, в которой функционирует данная организация, можно отнести к умеренно развивающейся, о чем свидетельствуют следующие факторы:

1) производство линз с различными  видами покрытий обладает большим  потенциальным спросом;

2) производство и сборка простых  очков и линз является постоянно необходимым для определенного числа потребителей. К тому же в последнее время увеличилось количество людей, имеющих нарушения зрения, что свидетельствует о необходимости существования и развития этой отрасли в дальнейшем;

3) производство и продажа солнцезащитных очков является постоянно необходимым видом продукции и услуг, что связано с климатическими условиями различных стран.

Для выбора конкретных возможных стратегий  воспользовались матрицей Томпсона и Стрикланда. Матрица представлена на рис.3:

 

II квадрант:

I квадрант:

Быстрый

1. Пересмотр стратегии концентирован-

1. Концентрированный рост.

Рост рынка

ного роста для усиления позиций  на

2. Вертикальная и горизонтальная  интеграция.

 

рынке, развития границ рынка.

3. Концентрическая диверсификация.

 

2.Горизонтальная интеграция

 

Объем

3. Стратегии сокращения.

 

рынка

4. Ликвидация.

 

наших

III квадрант:

IV квадрант:

товаров, его

1. Сокращение затрат.

1.Концентрическая диверсификация.

возможности

2. Диверсификация.

2.Конгломератная диверсификация.

 

3.Сокращение производства.

3. Совместное предприятие в новой отрасли.

Медленный

4. Ликвидация.

 

рост рынка

Слабая Конкурентная

позиция Сильная


Рис. 3. Матрица Томпсона и Стрикланда

 

В связи с тем, что конкурентная позиция фирмы оценивается как сильная, а возможности роста рынка ее товаров и услуг можно считать умеренно быстрыми, то для фирмы «Оптика» наиболее приемлемыми являются стратегии, находящиеся в I квадранте матрицы Томпсона и Стрикланда.

При этом предпочтение можно отдать стратегии концентрированного роста: стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка (выход с существующим товаром на рынки, находящиеся за пределами г. Москвы) и стратегия развития продуктов (разработка и выпуск на рынок новых видов товаров и услуг в области оптической медицины). Оставшиеся стратегии являются не подходящими в тех условиях, в которых фирма функционирует в настоящее время.

Кроме этого, еще одним фактором, свидетельствующим о правильности выбора данных стратегий, является портфельный анализ, который показал наличие достаточного количества товаров - «дойных коров», способных обеспечить рост товаров - «звезд» за счет использования различных маркетинговых мероприятий, а также разработку и внедрение на рынок новых товаров и услуг. Также факторами, свидетельствующими о правильности выбора стратегии, являются цели, которые не противоречат и будут способствовать реализации выбранной стратегии, анализ внешних и внутренних факторов, показавший, что у фирмы «Оптика» нет существенных преград в достижении намеченных целей, и большинство факторов будет способствовать реализации выбранных стратегий.

Таким образом, в данной главе затронуты  и детально проработаны все необходимые  составляющие стратегического планирования.

 

Заключение.

 

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

Сегодня все больше руководителей  убеждаются в том, что правильно  поставленная система стратегического  планирования и управления - первооснова  любого успешного бизнеса. Тщательно  выверенная и реализуемая стратегия является обязательным условием для принятия эффективных управленческих решений: она позволяет мобилизовать финансово-экономический, организационный, производственный и кадровый потенциал компании для достижения главных целей ее развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Опыт многих российских предприятий показывает, что пренебрежение стратегическим управлением в конечном счете слишком дорого обходится бизнесу.

В ходе работы, в первой главе были определены задачи стратегического  планирования, основные формы планирования.

Основными задачами планирования являются: сохранение и развитие высокоэффективной  структуры предприятия, обоснование  и регулирование темпов роста  выпуска продукции, высокой степени  ее конкурентоспособности на рынке, обеспечение эффективного использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, развития инновационной деятельности. В качестве основных относительно самостоятельных форм планирования выступают стратегическое, бизнес- планирование, перспективное, текущее, оперативно-календарное планирование.

Во второй главе были определены ключевые компоненты стратегического  планирования. Первым и самым решающим плановым решением является выбор целей  для организации — ее миссии и  конкретных целей обеспечивающих ее выполнение. Миссия должна быть официально сформулирована и о ней должно быть сообщено сотрудникам организации. Миссия служит в качестве ориентира, на котором руководители основывают свои решения. Цели должны быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, долгосрочными или краткосрочными, достижимыми и перекрестно поддерживающимися. Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого руководство оценивает изменения во внешней среде и изучает внешние возможности и опасности, могущие помочь или затруднить достижение целей организации. Руководство выбирает стратегию после того, как проведет анализ внешних возможностей и опасностей, внутренних сильных и слабых сторон и оценит все свои альтернативы и варианты.

Ответив на главные вопросы (как понимать стратегическое планирование; каковы его сущность и содержание; что такое стратегия фирмы и как она вырабатывается) можно сделать вывод, что:

- стратегическое управление является  следствием миссии организации;

- стратегия организации вырабатывается на основе детального анализа внутренней структуры и внешнего окружения;

- стратегия является основой  деятельности организации;

- в рамках стратегии определяют  приоритеты развития предприятия;

- в рамках стратегического планирования  определяют основные направления деятельности предприятия.

В третьей  главе было проведено исследование реализации стратегического планирования предприятия на примере фирмы «Оптика».

Факторами, свидетельствующими о правильности выбора стратегии, являются цели и портфельный анализ.

Анализ внешних и внутренних факторов показал, что у фирмы  «Оптика» нет существенных преград  в достижении намеченных целей, и  большинство факторов будет способствовать реализации выбранных стратегий. Портфельный  анализ показал наличие достаточного количества товаров - «дойных коров», способных обеспечить рост товаров - «звезд» за счет использования различных маркетинговых мероприятий, а также разработку и внедрение на рынок новых товаров и услуг.

Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.

 

Список литературы.

 

  1. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2007. – 296с.
  2. Герчикова И. Н. Менеджмент: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2008.
  3. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник. М.: Экономистъ, 2007. – 416с.
  4. Мескон М., Вонг В. и др. Основы менеджмента. - М., 2007.
  5. Организация, планирование, управление деятельностью предприятий: учебник для вузов. / С. Е. Каменипера, Ф. М. Русинова - М.: Высшая школа, 1994.
  6. Современная экономика. /Под ред. Мамедова О.Ю. Ростов-н/Д.: Феникс, 2007.
  7. Стерлин А.Р. и др. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях: опыт развития и новые явления. - М.: Наука, 2006. – 412.

Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник 3-е  изд., перераб. и доп. - М.: Банки и  биржи, ЮНИТИ, 2005. - 480 с.

  1. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент - М.: Экономистъ, 2004.- 316с.
  2. Кургин Е.А. Граница ценности и стратегический выбор компании // Менеджмент в России и за рубежом.- 2004.- №1.- С.3-14.
  3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, 3-е изд.: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2008.- 672с.
  4. Новицкий Н.И. Основы менеджмента: организация и планирование производства. Учебник - М.: ИНФРА-М, 2000.- 420с.
  5. Попов С.А. Стратегическое управление:17-модульная программа для менеджмента//Управление развитием организации.- М.:ИНФРА-М, 2000.- 304с.
  6. Прогнозирование и планирование. Учебное пособие для вузов./ Морозова Т.Г, Пикулькин А.В. М.: Юнити. - 2000.- 292с.
  7. Стратегический менеджмент и внутрифирменное планирование / Под ред. В.А.Богомолова, В.Я. Рейгасс М., МГАП “мир книги”, 2002.- 236с.
  8. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.- 556с.
  9. Экономика предприятия: Учеб. Пособие для ВУЗов / Под. ред. В.Я.Хрипач, Г.З.Суша, Г.К.Оноприенко, Т.П.Лизунова – М. Экономпресс, 2001.- 560с.
  10. Экономика предприятия. Под ред. В.Я.Горфинкеля, В.А.Швандара. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 718с.
  11. http://www.rosinvest.com/dir/public/125/167/
  12. http://www.mr-consulting.ru/life-marketing/copr_strategy
  13. http://ru.wikipedia.org/wiki/Стратегический_менеджмент

 

 

 

 




Информация о работе Стратегия и стратегическое планирование