Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 20:20, курсовая работа
Хотя цель фирмы и не составляет максимизация прибыли, но последняя сохраняет свою функцию - быть движущей силой в экономике и производить товары и услуги. Изменения в спросе и предложении непременно сказываются на величине прибыли, что побуждает фирму перераспределять ресурсы.
Нам необходимо знать и практиковать положения стратегического управления и вести на предприятии обязательное стратегическое планирование своей деятельности
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Стратегическое управление…………………………………………….4
1.1Основные компоненты стратегического управления…………………..4
1.2 Этапы развития стратегического управления………………………….5
Глава 2. Планирование как функция управления………………………………8
2.1 Сущность и функции стратегического планирования…………………8
2.2 Определение стратегии предприятия и её основные стадии………...10
2.3 Стратегический анализ как этап стратегического менеджмента …...14
2.4 Изучение стратегических альтернатив………………………………..18
2.5 Стратегические изменения и условия реализации стратегии…….....21
Глава 3. Реализация стратегического планирования предприятия на примере фирмы «Оптика»…………………………………………………………………25
3.1 Основные цели фирмы «Оптика»……………………………………. 25
3.2 Оценка и анализ внешних факторов…………………………………..27
3.3 Выбор стратегии для фирмы «Оптика»……………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………34
3. Контроль и анализ выполнения
целей. Поскольку цели каждого
подчиненного определены, они выполнимы,
и подчиненный несет персональн
4. Корректирующие действия. Принимая,
что цели не были или не
будут достигнуты, и убедившись,
что руководство точно
3.2 Оценка и анализ внешних факторов.
После установления миссии и целей переходят к диагностическому этапу стратегического планирования.
Первым шагом здесь является изучение внешней среды и ее анализ.
Анализ внешней среды
3.3 Выбор стратегии для фирмы «Оптика».
Следующий этап стратегического планирования
- выбор стратегии, целью которого
является выбор альтернативы, которая
максимально повысит
Выбор стратегии осуществляется исходя из следующих аспектов:
1) ассортимент выпускаемой
2) анализ рынка и отрасли;
3) анализ положения фирмы в отрасли.
Первым шагом при выборе стратегии является портфельный анализ ассортимента продукции. Портфельный анализ выявляет зависимость между жизненным циклом товара и структурой рынка. Утверждается, что любая компания располагает неким портфелем товаров, каждый из которых находится на определенной этапе жизненного цикла и которому соответствует определенный объем денежных поступлений и затрат. В соответствии с выявленной зависимостью была разработана специальная матрица, используемая для анализа портфеля продукции.
Следующим этапом при выборе стратегии является анализ силы фирмы и силы отрасли. Отрасль, в которой функционирует данная организация, можно отнести к умеренно развивающейся, о чем свидетельствуют следующие факторы:
1) производство линз с
2) производство и сборка простых очков и линз является постоянно необходимым для определенного числа потребителей. К тому же в последнее время увеличилось количество людей, имеющих нарушения зрения, что свидетельствует о необходимости существования и развития этой отрасли в дальнейшем;
3) производство и продажа солнцезащитных очков является постоянно необходимым видом продукции и услуг, что связано с климатическими условиями различных стран.
Для выбора конкретных возможных стратегий воспользовались матрицей Томпсона и Стрикланда. Матрица представлена на рис.3:
II квадрант: |
I квадрант: |
Быстрый |
1. Пересмотр стратегии |
1. Концентрированный рост. |
Рост рынка |
ного роста для усиления позиций на |
2. Вертикальная и горизонтальная интеграция. |
|
рынке, развития границ рынка. |
3. Концентрическая диверсификация |
|
2.Горизонтальная интеграция |
Объем | |
3. Стратегии сокращения. |
рынка | |
4. Ликвидация. |
наших | |
III квадрант: |
IV квадрант: |
товаров, его |
1. Сокращение затрат. |
1.Концентрическая диверсификация. |
возможности |
2. Диверсификация. |
2.Конгломератная диверсификация. |
|
3.Сокращение производства. |
3. Совместное предприятие в новой отрасли. |
Медленный |
4. Ликвидация. |
рост рынка | |
Слабая Конкурентная |
позиция Сильная |
Рис. 3. Матрица Томпсона и Стрикланда
В связи с тем, что конкурентная позиция фирмы оценивается как сильная, а возможности роста рынка ее товаров и услуг можно считать умеренно быстрыми, то для фирмы «Оптика» наиболее приемлемыми являются стратегии, находящиеся в I квадранте матрицы Томпсона и Стрикланда.
При этом предпочтение можно отдать стратегии концентрированного роста: стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка (выход с существующим товаром на рынки, находящиеся за пределами г. Москвы) и стратегия развития продуктов (разработка и выпуск на рынок новых видов товаров и услуг в области оптической медицины). Оставшиеся стратегии являются не подходящими в тех условиях, в которых фирма функционирует в настоящее время.
Кроме этого, еще одним фактором,
свидетельствующим о
Таким образом, в данной главе затронуты и детально проработаны все необходимые составляющие стратегического планирования.
Заключение.
Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.
Сегодня все больше руководителей убеждаются в том, что правильно поставленная система стратегического планирования и управления - первооснова любого успешного бизнеса. Тщательно выверенная и реализуемая стратегия является обязательным условием для принятия эффективных управленческих решений: она позволяет мобилизовать финансово-экономический, организационный, производственный и кадровый потенциал компании для достижения главных целей ее развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Опыт многих российских предприятий показывает, что пренебрежение стратегическим управлением в конечном счете слишком дорого обходится бизнесу.
В ходе работы, в первой главе были определены задачи стратегического планирования, основные формы планирования.
Основными задачами планирования являются: сохранение и развитие высокоэффективной структуры предприятия, обоснование и регулирование темпов роста выпуска продукции, высокой степени ее конкурентоспособности на рынке, обеспечение эффективного использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, развития инновационной деятельности. В качестве основных относительно самостоятельных форм планирования выступают стратегическое, бизнес- планирование, перспективное, текущее, оперативно-календарное планирование.
Во второй главе были определены ключевые компоненты стратегического планирования. Первым и самым решающим плановым решением является выбор целей для организации — ее миссии и конкретных целей обеспечивающих ее выполнение. Миссия должна быть официально сформулирована и о ней должно быть сообщено сотрудникам организации. Миссия служит в качестве ориентира, на котором руководители основывают свои решения. Цели должны быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, долгосрочными или краткосрочными, достижимыми и перекрестно поддерживающимися. Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого руководство оценивает изменения во внешней среде и изучает внешние возможности и опасности, могущие помочь или затруднить достижение целей организации. Руководство выбирает стратегию после того, как проведет анализ внешних возможностей и опасностей, внутренних сильных и слабых сторон и оценит все свои альтернативы и варианты.
Ответив на главные вопросы (как понимать стратегическое планирование; каковы его сущность и содержание; что такое стратегия фирмы и как она вырабатывается) можно сделать вывод, что:
- стратегическое управление
- стратегия организации вырабаты
- стратегия является основой деятельности организации;
- в рамках стратегии определяют
приоритеты развития
- в рамках стратегического
Факторами, свидетельствующими о правильности выбора стратегии, являются цели и портфельный анализ.
Анализ внешних и внутренних факторов показал, что у фирмы «Оптика» нет существенных преград в достижении намеченных целей, и большинство факторов будет способствовать реализации выбранных стратегий. Портфельный анализ показал наличие достаточного количества товаров - «дойных коров», способных обеспечить рост товаров - «звезд» за счет использования различных маркетинговых мероприятий, а также разработку и внедрение на рынок новых товаров и услуг.
Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.
Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. - 480 с.