Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:33, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение разработки конкурентной стратегии.
Цель предполагается решить путем ряда задач:
1. Изучить основные понятия, определяющие конкурентную стратегию.
2. Рассмотреть общие стратегии конкуренции.
3. Определить процедуру разработки конкурентной стратегии общего вида
Введение…………………………………………….……………………………3
Глава 1. Стратегия конкуренции: основные понятия…..……….5
1.1 Конкурентноспособность фирмы………………………………….……..5
1.2 Сущность конкурентной стратегии…………………….………………..8
Глава 2. Общие стратегии конкуренции…………………………….10
2.1 Стратегия минимизации издержек ………………………….………….11
2.2 Стратегия дифференциации ………………………………………….….13
2.3 Стратегия фокусирования………………………………………..…....…15
2.3.1. Фокусирование на издержках …………………………….…...15
2.3.2. Фокусирование на дифференциации……………………….….16
Глава 3. Разработка стратегии конкуренции ………………..……20
3.1 Стратегическая оценка внешней среды организации…………..……20
3.2. Процедура разработки стратегии…………………………………….…29
Заключение……………………………………………………………..……….32
Список использованной литературы……………………………….……….34
Содержание
Введение…………………………………………….…………
Глава 1. Стратегия конкуренции: основные понятия…..……….5
1.1 Конкурентноспособность фирмы………………………………….……..5
1.2 Сущность конкурентной стратегии…………………….………………..8
Глава 2. Общие стратегии конкуренции…………………………….10
2.1 Стратегия минимизации издержек ………………………….………….11
2.2 Стратегия
дифференциации ………………………………………
2.3 Стратегия фокусирования………………………………………..
2.3.1. Фокусирование на издержках …………………………….…...15
2.3.2. Фокусирование на дифференциации……………………….….16
Глава 3. Разработка стратегии конкуренции ………………..……20
3.1 Стратегическая оценка внешней среды организации…………..……20
3.2. Процедура разработки стратегии…………………………………….…29
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………….……….34
Введение
В период спада и оживления, в период стабильного функционирования менеджеры стремятся обеспечить своим организациям динамичное развитие, что предполагает выстраивание перспективных планов, которые часто называют стратегическими.
Изменения, обусловленные российскими экономическими реформами, побуждают руководителей разрабатывать стратегию поведения в условиях развития, что делает актуальным разработку стратегии организации, определение содержания стратегии и проработку вопросов, связанных с внесением стратегических изменений.
Понятие «стратегическое управление» вошло в профессиональный оборот отечественных менеджеров и руководителей организаций совсем недавно, но за это время накопилось достаточно опыта и знаний, чтобы переосмыслить подходы к стратегическому управлению с позиций разных школ как стратегического управления, так и анализа различных формальных моделей.
Стратегия затрагивает организацию и ее окружение. От нее зависит благополучие организации.
Стратегия – это:
• план, или нечто, в этом роде – руководство, ориентир или направление развития, дорога из настоящего в будущее;
• принцип поведения или следования некой модели поведения;
• позиция, а именно расположение определенных товаров на конкретных рынках (создание уникальной и ценовой позиции посредством разнообразных действий);
• перспектива, т. е. основной способ действия организации (это теория бизнеса данной организации);
• ловкий прием, особый маневр, предпринимаемый с целью перехитрить соперника или конкурента.
Понятие «конкурентная стратегия» часто рассматривают, как идентичное понятиям «конкурентная политика», «деловая стратегия». Во многих крупных корпорациях и даже небольших фирмах высшие менеджеры, как правило, постоянно занимаются стратегическим планированием, но реализация стратегии предусматривает участие всех уровней управления.
Таким образом, конкурентная стратегия фирмы представляет собой комплексный план деятельности, реализующий ее миссию и цели и ориентированный на повышение долгосрочной эффективности и обеспечение финансовой устойчивости фирмы среди конкурентов.
Безусловно, в условиях агрессивного российского рынка данная тема является актуальной и значимой.
Целью данной курсовой работы является изучение разработки конкурентной стратегии.
Цель предполагается решить путем ряда задач:
1. Изучить основные понятия, определяющие конкурентную стратегию.
2. Рассмотреть общие стратегии конкуренции.
3. Определить процедуру разработки конкурентной стратегии общего вида.
Глава 1. Стратегии конкуренции: основные понятия
1.2. Конкурентноспособность фирмы
Конкуренция – это соперничество между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Конкуренция – самый эффективный метод экономического контроля, так как стоит обществу минимальных затрат.
Конкурентоспособность организации – возможность осуществления эффективной хозяйственной деятельности и прибыльной ее реализации в условиях конкурентного рынка. Конкурентоспособность как явление представляет собой совокупность качественных и стоимостных характеристик, обеспечивающих удовлетворение конкретной потребности.
В качестве примера на рис. 1. дана графическая модель сопоставления показателей конкурентоспособности двух организаций по восьми параметрам.
Рис. 1 Ориентация конкурентоспособности
Сочетание различных товаров на рынке и различных по направленности потребителей позволяет говорить о некоторых типах конкурентов, основные из которых приведены в табл. 1.
Для проведения анализа конкурентов необходимо определить всех реальных и потенциальных конкурентов и рассмотреть их с точки зрения возможных стратегий; текущего положения; финансовых возможностей; предпринимательской философии и культуры, а также целей.
Исследование осуществляется в три этапа, которые предполагают:
• выявление действующих и потенциальных конкурентов;
• анализ показателей, целей и стратегии конкурентов;
• определение сильных и слабых сторон конкурентов.
По классификации П. Дойля группы прямых конкурентов, использующих стратегию лидерства по издержкам, стремятся завоевать рынок с помощью низких цен за счет минимизации всех видов издержек производства и реализации продукции. Усилия группы дифференцирования направлены на удовлетворение в наибольшей степени запросов потребителей по основным параметрам продукции.
Таблица 1.
Типы конкурентов
Прямые конкуренты могут образовывать различные стратегические группы.
Группа фокусирования концентрирует свои усилия не на рынке в целом, а на его сегментах, где конкуренты стремятся завоевать покупателей двух первых групп. Однако косвенные конкуренты с их товарами-заменителями или сходными услугами часто представляют для организации не меньшую опасность. Кроме того, со временем конкуренты приобретают знания и опыт, позволяющие им перейти в стратегическую группу, занимаемую организацией, и стать прямыми конкурентами.
Рис. 2. Стратегические группы прямых конкурентов: А,Б,В,Г,Д,Е – конкуренты
Выявление конкурентов проводится на основе одного из подходов.
Первый подход связан с оценкой потребностей, удовлетворяемых на рынке основными конкурирующими фирмами, второй – ориентируется на классификацию конкурентов в соответствии с типами рыночной стратегии, применяемой ими. При первом подходе конкурирующие фирмы группируются в соответствии с типом потребностей, которые удовлетворяет их продукция. Во втором случае конкуренты классифицируются в
соответствии с ключевыми аспектами их ориентации в производственно-сбытовой деятельности.
Конкурентная стратегия, — это стремление компании занять конкурентную рыночную позицию в отрасли — то есть на главной арене, где сражаются соперники. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли.
Выбор конкурентной стратегии обусловлен двумя основными моментами.
Во-первых, привлекательностью отрасли с точки зрения долгосрочной прибыльности, а также факторами, которые ее определяют. Не все отрасли обладают равными возможностями для того, чтобы оставаться прибыльными на протяжении длительного времени, поэтому внутренне присущая отрасли прибыльность является также существенной составляющей прибыльности отдельно взятой компании. Второй центральный момент в выборе стратегии конкуренции — это факторы, определяющие относительную конкурентную позицию фирмы внутри отрасли. В большинстве отраслей одни компании могут быть намного прибыльнее, чем другие, независимо от того, каков средний показатель прибыльности в целом по отрасли.
Выбор конкурентной стратегии должен осуществляться только с учетом обоих моментов, каждого в отдельности из них недостаточно. Даже если компания работает в весьма привлекательной отрасли, ее прибыль может оказаться недостаточно высокой из-за неверно выбранной конкурентной позиции. И наоборот, если компания, занимающая исключительную позицию на рынке, работает в совершенно недоходном бизнесе, все усилия по укреплению этой позиции могут оказаться бесплодными. Оба момента, определяющие выбор стратегии конкуренции, динамичны по своей природе: привлекательность отрасли и прибыльность компании могут со временем изменяться, неприбыльные отрасли и компании становятся прибыльными и наоборот; то же касается и конкурентной позиции компании — она меняется, отражая непрекращающуюся борьбу соперников. Каким бы длительным ни был период стабильности на рынке, неожиданный конкурентный ход кого-нибудь из участников может разом дестабилизировать весь рынок.
Деятельность отдельно взятой компании влияет как на доходность отрасли в целом, так и на ее конкурентную позицию, и поэтому выбор конкурентной стратегии является одновременно сложной и интересной проблемой. Несмотря на то что прибыльность отрасли в некоторой степени зависит от факторов, которые мало влияют на компании, тем не менее избранная компанией стратегия может существенно сказываться на привлекательности отрасли, изменяя ее как в одну, так и в другую сторону. В то же время, выбрав ту или иную конкурентную стратегию, компания может тем самым укрепить или, наоборот, подорвать свою позицию.
Таким образом, выбор конкурентной стратегии не только определяется условиями отрасли, но также и сам является попыткой повлиять на эти условия в пользу компании.
Глава 2. Общие стратегии конкуренции
Фирма может выработать три наиболее общих конкурентных стратегии, с помощью которых можно добиться уровня эффективности, превышающего средние показатели в индустрии: лидерство в минимизации издержек, дифференциация и фокусирование. Стратегия фокусирования имеет две разновидности: фокусирование на издержках и фокусирование на дифференциации. Общие конкурентные стратегии представлены на рис. 3.
Рис.3. Общие стратегии конкуренции
2.1. Стратегия минимизации издержек
Из трех общих стратегий минимизация издержек является самой понятной.
В рамках этой стратегии компания ставит своей целью наладить малозатратное производство товаров отрасли. Обычно у такой компании широкая сфера деятельности: компания обслуживает несколько сегментов индустрии, при этом захватывая по возможности и смежные отрасли, — зачастую именно такая широкая сфера деятельности и позволяет компании добиться лидерства в минимизации издержек. Источники преимуществ в области издержек могут быть весьма разнообразны, они варьируют в зависимости от типа отрасли. Это могут быть повышение эффективности за счет экономии на масштабе, собственных патентованных технологий, особых прав доступа к источникам сырья, а также многие другие факторы.
Если компании удалось добиться безусловного лидерства в отношении сокращения издержек и удерживать это преимущество в течение долгого времени, эффективность работы такой компании намного превысит среднерыночный уровень — но при условии, что компания сможет удерживать цены на свои продукты на среднем для данной индустрии уровне или на уровне, незначительно его превышающем. Компания — лидер в области снижения затрат благодаря этому преимуществу будет получать высокие прибыли даже при ценах, сопоставимых с ценами конкурентов, или при более низких, чем у конкурентов, ценах. Однако такая компания не должна забывать об основах дифференциации. Продукт компании должен оцениваться покупателями как сопоставимый с продуктами конкурентов или хотя бы вполне приемлемый, в противном случае компания, даже будучи лидером в минимизации издержек, будет вынуждена значительно снизить цены на товары, чтобы продажи достигли необходимых показателей.
Таким образом, как бы компания ни полагалась на конкурентные преимущества в виде сокращения издержек, она все равно должна добиваться равенства или хотя бы приближенного равенства в основах дифференциации своих продуктов по отношению к продуктам конкурентов — только в этом случае компания сможет выйти на показатели эффективности, превышающие среднерыночный уровень. Равенство в основах дифференциации позволяет компании — лидеру в минимизации издержек непосредственно переводить свое преимущество в низких затратах в высокие прибыли — причем более высокие, чем у конкурентов. Но даже при приближенном равенстве базисов дифференциации низкие цены, необходимые для получения контроля над нужной долей рынка, никак не затрагивают преимуществ лидера в минимизации издержек, в силу чего лидер получает более высокие доходы, чем в среднем по рынку.
Стратегия низких издержек особенно важна в следующих случаях:
• ценовая конкуренция среди продавцов особенно сильна;
• производимый в отрасли продукт стандартен;
• различия в цене для покупателя существенны;
• большинство покупателей используют продукт одинаковым образом;
• затраты покупателей на переключение с одного товара на другой низки;
• существует большое количество покупателей, имеющих серьезную силу для снижения цены.
Риски стратегии для достижения низких издержек: технологический прорыв конкурентов; простые пути копирования навыков лидера по издержкам; излишнее сосредоточение на снижении издержек и слепота в отношении других направлений; изменение предпочтения покупателя и пожелание товара лучшего качества; уязвимость замыкания в заданной технологии.
Таким образом, стратегия лидерства в минимизации издержек в основном базируется на приоритетном праве обладания определенным преимуществом.