Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 17:40, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах и научиться управлять им.
Задачи исследования:
1. охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «стресс»;
2. рассмотреть виды и фазы стресса;
3. выявить причины возникновения стресса;
4. дать характеристику способов преодоления стресса.
Введение………………………………………………………………….3
Общие понятия стресса……………………………………………...4
Сущность и понятие стресса……………………………………..4
Виды и фазы стресса……………………………………………...6
Эмоции при стрессе………………………………………………8
2. Причины и признаки стрессового напряжения……………………11
2.1. Причины и признаки стресса……………………………………..11
2.2. Уровень стресса……………………………………………………14
2.3. Стрессоустойчивость……………………………………………...15
3. Стресс и пути их преодоления……………………………………...20
3.1. Способы преодоления стрессов, анализ и эффективность……...20
3.2. Методы борьбы со стрессом в управленческой сфере………….24
3.3. Рекомендации по снижению стресса……………………………..27
Заключение……………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………….................................32
Приложение…………………………………………………………….34
Московский гуманитарно - экономический институт
Нижнекамский филиал.
Кафедра менеджмента
Курсовая работа
по дисциплине «Основы менеджмента»
на тему: Стресс:
причины возникновения и
Одегова О.В.
Кандидат экономических наук:
Зеленина Н.Л.
г. Нижнекамск 2011 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
2. Причины и признаки стрессового напряжения……………………11
2.1. Причины и признаки стресса……………………………………..11
2.2. Уровень стресса……………………………………………………14
2.3. Стрессоустойчивость……………………………
3. Стресс и пути их преодоления……………………………………...20
3.1. Способы преодоления стрессов, анализ и эффективность……...20
3.2. Методы борьбы со стрессом в управленческой сфере………….24
3.3. Рекомендации по снижению стресса……………………………..27
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………...............
Приложение……………………………………………………
Введение
Современный человек постоянно живет на грани стресса. Причиной тому становится множество факторов, таких как: скверная экология, жесткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т.д. Стресс не обходит никого. Актуальность темы исследования заключается в том, что именно в последние годы стресс с большей силой затронул все население страны, этому поспособствовал финансовый кризис. А это говорит о том, что кому как не трудоспособным людям приходится каждодневно испытывать стресс.
Ведь стрессы, возникают из-за множества причин: семейных, финансовых проблем и еще одной из самых главных причин, является загруженность на работе. Сегодня, извещение об увольнении, сокращении, понижении и даже мрачные мысли, об этом приводят к стрессу.
Предметом курсовой работы является понятие стресса.
Объектом можно выделить процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия, разворачивающийся во времени в четырех стадиях.
Цель курсовой работы – определить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах и научиться управлять им.
Задачи исследования:
1. охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «стресс»;
2. рассмотреть виды и фазы стресса;
3. выявить причины возникновения стресса;
4. дать характеристику способов преодоления стресса.
Прошедший 20 век ознаменовали веком стресса, что свидетельствует о растущей популярности данного явления. Уже сегодня стресс, с легкостью шагнул в новое тысячелетие и продолжает расширять границы своего воздействия. Ни для кого не секрет, что жизнь состоит из ожидаемых или неожиданных событий, которые могут быть приятными или нет. Мы на них реагируем в зависимости от наших потребностей и от знания ситуации. В тех случаях, где информации достаточно, мы способны реагировать спокойно. Напротив, недостаток нужных сведений заставляет нас волноваться. Но иногда человек должен быть готов к событию слишком неожиданному и важному для него, о котором он ничего или почти ничего не знает. В этом случае реакция организма может усилиться до такой степени, что возникнут серьезные нарушения в физиологическом и в психологическом плане. Тогда обычный набор эмоций уступает место беспокойству или тревоге: человек испытывает стресс.
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Наиболее широко употребляемым определением является следующее: "Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое". Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно.
Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т.д. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.
Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.
Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха в любой деятельности.
В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение, а дистресс – горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Несмотря на общность происхождения, деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной, дистресс всегда неприятен.
Таким образом, стресса не следует избегать. Стресс – есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.
1.2. Виды и фазы стресса
В обыденной жизни выделяют два вида стресса:
1. эустресс;
2. дистресс.
Эустресс предполагает возникновение желательного, т.е. положительного эффекта, а дистресс – отрицательного.
Обычно стресс
связан с приятными и неприятными
переживаниями. Приятное и неприятное
эмоциональное возбуждение
По гипотезе всемирно известного канадского физиолога Г. Селье, отсутствие раздражителей (депривация), а также избыток раздражения в равной степени сопровождается возрастанием стресса. Отсутствие стресса, с точки зрения Г.Селье, означает смерть. Избежать его не представляется возможным.
По Селье, «чтобы придать смысл нашей жизни, мы должны поставить перед собой сложную и долговременную задачу. Нам следует стремиться к цели, достижение которой требует напряженной работы. Отсутствие таковой цели - один из самых сильных стрессов, вызывающих язву желудка, инфаркт, гипертонию или просто обрекающих человека на безрадостное прозябание».
Г.Селье было отмечено еще одно важное обстоятельство, касающееся стресса: один и тот же стресс может вызвать различные реакции у людей. Он назвал их «обусловленными факторами». Они могут быть внешними или внутренними. Под влиянием этих факторов нормально переносимая степень стресса может стать болезнетворной и болезни «адаптации».
Один и тот же раздражитель действует на разных людей не одинаково в зависимости от индивидуальности внешних и внутренних условий, определяющих реактивность каждого.
Различные психологические проявления стресса находят отражение в физиологических реакциях. Наличие прямой корреляции между физиологическими реакциями организма и психологическими характеристиками стресса позволяет использовать изменения физиологических реакций в качестве объективного показателя психологического (эмоционального) стресса.
Стресс может возникнуть в результате определенного социального воздействия. Средством защиты от стрессов в этом случае могут быть социальные преобразования и перестройка человеческих взаимоотношений.
Стрессогенные условия являются следствием определенных требований и ограничений, налагаемых на человека работой, семейными отношениями и др. Вместе с тем, действие стрессов может иметь внутренние причины и возникать в результате невозможности удовлетворить насущные потребности.
Стресс характеризуется наличием четырех фаз.
Первая фаза - стадия тревоги. Тревога - реакция организма на повреждающие агенты. Она может быть выражена повышенной раздражительностью, постоянной усталостью, головными болями, потерей аппетита. Фаза тревоги - это мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой еще с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически реакция тревоги проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышение выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т.д.
Вслед за первой наступает вторая фаза – привыкание. Привыкание - длительное действие вредных агентов, при котором происходит перестройка организма, его приспособление к измененным условиям. Ярким примером могут служить особенности в состоянии здоровья, такие как "анемия спортсменов", "спортивная тахикардия".
Вслед за второй наступает третья фаза-истощение. Истощение - при продолжающемся воздействии вредных факторов организм утратил все резервы для поддержания существования.
Последняя фаза- болезнь. Болезнь - развитие хронических заболеваний. Если стресс протекает в рамках первых двух стадий — тогда все нормально, такой стресс даже полезен для организма. Если же защитных сил организма недостаточно, тогда наступает третья стадия истощения адаптационных резервов, а это уже прямой путь к болезни.
1.3. Эмоции при стрессе
Эмоции находятся рядом с нами и вместе с нами. Очень сомнительно, что найдётся такой человек, который бы не испытывал эмоций. Некоторые учёные даже выделили основные эмоции: эмоции радости, удивления, грусти, гнева, отвращения, страха, интереса, презрения и стыда. Эмоции отражаются в мимике, поведении, движениях тела и т. д. Именно они способны нам рассказать о состоянии человека, даже если он не скажет нам ни одного слова. Очень интересны обычаи Китая, которые сохранились до сегодняшнего дня: когда кто-то рассказывает другому о печальном событии он должен улыбаться, чтобы тот, кто слушал, не огорчался. Некоторые люди стремятся подавить эмоции, чаще добиваясь лишь внешнего эффекта, переживая всю силу эмоций «внутри себя».
Эмоциональный положительный стресс.
Не смотря на то, что любой стресс всё же несёт за собой вредное влияние на организм, такой вид стресса считается более «приятным» и лёгким. Человек испытывает выраженные эмоции, например, по поводу выигрыша, свадьбы, рождения ребёнка и т. д. Не смотря на испытываемый стресс, организм более быстро восстанавливается от полученного потрясения. В некоторых случаях даже эмоционально положительные стрессы могут привести к печальным последствиям, особенно если человек имеет слабое здоровье, поэтому например людям старшего возраста не рекомендуют испытывать любые сильные эмоции. В таких случаях необходимо учитывать возможность вредного влияния стресса и избегать подобных ситуаций, а также постепенно или по возможности «сглажено» давать информацию такому человеку.
Эмоциональный отрицательный стресс
Этот вид стресса может быть знаком многим. Его обычно вызывают именно отрицательные эмоции, которые и приводят нас к стрессовому состоянию. Иногда мы способны справиться с таким стрессом самостоятельно, иногда с помощью близких нам людей, а иногда приходится прибегать и к помощи профессионала.
Информация о работе Стресс: причины возникновения и способы управления