Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 17:40, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах и научиться управлять им.
Задачи исследования:
1. охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «стресс»;
2. рассмотреть виды и фазы стресса;
3. выявить причины возникновения стресса;
4. дать характеристику способов преодоления стресса.
Введение………………………………………………………………….3
Общие понятия стресса……………………………………………...4
Сущность и понятие стресса……………………………………..4
Виды и фазы стресса……………………………………………...6
Эмоции при стрессе………………………………………………8
2. Причины и признаки стрессового напряжения……………………11
2.1. Причины и признаки стресса……………………………………..11
2.2. Уровень стресса……………………………………………………14
2.3. Стрессоустойчивость……………………………………………...15
3. Стресс и пути их преодоления……………………………………...20
3.1. Способы преодоления стрессов, анализ и эффективность……...20
3.2. Методы борьбы со стрессом в управленческой сфере………….24
3.3. Рекомендации по снижению стресса……………………………..27
Заключение……………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………….................................32
Приложение…………………………………………………………….34
7. не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения;
8. запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного;
9. если возникла необходимость как-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этической критики.
10. периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.
Выполнение руководителями этих несложных рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.
Антисрессовые подчинения. Одновременно в тех же целях навстречу начальникам предлагается сделать и подчиненным. Людям, страдающим от стрессов на работе, обычно предлагают такой перечень минимизации стрессов на работе:
1. если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров;
2. обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботьтесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся – вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас;
3. постарайтесь наладить эффективные деловые отношения с вашим руководителем. Оцените масштаб его проблем и помогите ему разобраться в ваших. Руководители, как правило, нуждаются в «обратной связи» но не всегда в состоянии ее наладить;
4. если вы чувствуете, что объем поручаемой вам работы явно превышает ваши возможности, найдите в себе силы сказать «нет». Позаботьтесь при этом о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа. Но не «захлопывайте дверь»: объясните, что вы совсем не против новых заданий, … если только вам позволят освободиться от части старых;
5. не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий;
6. если возникает производственный «конфликт ролей», то есть заведомая противоречивость предъявляемых требований, не доводите дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнении того или другого задания. Ставьте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том, что в итоге пострадает дело, а не вы лично;
7. при напряженной работе ищите возможность для кратковременного отключения и отдыха. Опыт свидетельствует, что двух 10-15 - минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности;
8. полезно также помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фатальными. При анализе их причин лучше сравнивать себя не с канатоходцем, не имеющим право на ошибку, а с футбольным форвардом, у которого из десятков попыток обыграть защитников удачными оказываются от силы одна - две, но и такого их числа порой бывает достаточно. Набираться опыта на собственных ошибках - естественное право любого человека;
9. обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в общественно - приемлемых формах. Социально - одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении находить подходящие каналы для их отвода или выпуска. Находясь в сильном раздражении, не хлопайте дверью и не кричите на коллег, а найдите способы выплеснуть свой гнев на что-нибудь нейтральное: сломайте пару карандашей или начните рвать старые бумаги, имеющиеся, как правило, в любой организации в немалом количестве. Дождитесь вечера или выходных и дайте себе любую физическую нагрузку - лучше такую, где надо по чему-нибудь бить (футбол, волейбол, теннис, на худой конец выбивание ковров подойдет);
10. старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д.
Среди подобных рекомендаций по снижению уровня стрессов, формулируемых современной управленческо - психологической мыслью, встречаются и довольно неожиданные, идущие в разрез с общепринятыми представлениями. Так, например, широко распространено убеждение, что достаточно надежной защитой от стрессов, получаемых на работе, служит крепкая семья, «прочный тыл», в которой атакуемый служебными стрессами работник находит утешение и поддержку. Однако все не так просто. Американские исследователи Сьюзан У. Кобаса и Марк К. Пьюсетти, обследовавшие около двух сотен работников среднего управленческого звена и выше в одной из крупных компаний, зафиксировали странный феномен.
Таким образом, работники, которые воспринимали свою семью как самую большую поддержку, имели самый высокий уровень заболеваний, связанных со стрессом.
Заключение
Стресс –
явление распространенное. Незначительные
стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный
стресс создает проблемы, как для личности,
так и для организаций, сложности в выполнении
поставленных задач. Поэтому данная тема
представляет огромный интерес не только
для специалистов, управленцев, но и для
каждого человека в отдельности. Умение
анализировать причины возникновения
стрессов, знание правил поведения в конфликтных
ситуациях необходимы каждому человеку,
поскольку это является важным условием
гармонизации человеческих отношений.
Особенно важна стрессоустойчивость у
руководителей, у административно-
В работе были изучены важные теоретические вопросы. Были рассмотрены сущность стресса, его виды и фазы, а также уделено внимание дистрессу, мыслительным и эмоциональным процессам человека при стрессе. Во второй главе - причины возникновения стресса, стрессоустойчивость и гендерные различия при нём. В третьей главе, были рассмотрены способы преодоления стресса, методы борьбы с ним в управленческой сфере и рекомендации по его снижению. После изучения проблем можно сделать вывод, что наша жизнь невозможна без стрессов, ведь личностное развитие каждого человека происходит только благодаря им.
К сожалению не все мы умеем вовремя выйти из под давления стрессора, не все умеем удерживать защитные силы организма от истощения. Не всегда помним, что цена поражения в борьбе со стрессом – болезнь. Но изучение специальных методов, способствуют гармоничному развитию и самореализации любого человека.
Список использованной литературы
1. Брэддик У. Менеджмент в организации: учебник / У. Брэддик,- М., 2007- 452 с.
2. Генов Ф. Психология управления: учебник / Ф. Генов,- М., 2006- 142 с.
3. Головаха Е.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ: учебник / Е.И. Головаха,- М. : Киев, 2008.- 309 с.
4. Грачев М.В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации: учебник / М.В. Грачев,- М., 2007.- 456 с.
5. Дизель П., МакКинси У., Ренан Д. Поведение человека в организациях: учебник / П. Дизель, У. МакКинси, Д. Ренан,- М.,2005 - 329с.
6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей : учебник / В.Н. Дружинин,- М., 2009.- 162 с.
7. Евенко Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями: учебник / Л.И. Евенко,- М.: США, 2010.- 234 с.
8. Емельянов Ю.В. Как помочь самому себе: учебник / Ю.В. Емельянов, - М.: 2008.- 120с.
9. Маклаков А..Г. Общая психология: учебник / А.Г. Маклаков, - М.: СПБ, 2008. – 235с.
10. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма: учебник / Р.А. Тригранян, - М.: Наука, 2006. – 233 с.
11. Ерманский О.А. Научная организация труда и управления: учебник / О.А. Ерманский,- М., 2007.- 233 с.
12. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов: учебник / В. Зигерт, Л. Ланг,- М., 2008.- 456 с.
13. Китов А.В. Психология хозяйственного управления: учебник / А.В. Китов,- М., 2005.- 155 с.
14. Лебедев В.И. Психология и управление: учебник / В.И. Лебедев,- М., 2009.- 433с.
15. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности: учебник / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков,- М., 2007.- 213с.
16. Мартынов Е.Д. Профессионалы в управлении: учебник / Е.Д Мартынов,- М., 2010.-344с.
17. Омаров А.М. Управление: искусство общения: учебник / А.М. Омаров,- М., 2008.-421с.
18. Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона: Сборник / С.Н. Паркинсон,- М., 2006. 451 с.
19. Селье Г. Стресс без дистресса: учебник / Г. Селье,.— М: Прогресс, 2007. — 123 с.
Приложение № 1
Определение уровня стресса по методу доктора Томаса Х. Холмса
Смерть супруга |
100 |
Развод |
73 |
Сепарация супругов |
65 |
Тюремное заключение |
63 |
Смерть близкого члена семьи |
63 |
Увечь или болезнь |
53 |
Вступление в брак |
50 |
Увольнение с работы |
47 |
Примирение супругов |
45 |
Уход на пенсию |
45 |
Изменение состояния здоровья члена семьи |
44 |
Беременность |
40 |
Сексуальные проблемы |
39 |
Прибавление в семье |
39 |
Реорганизация бизнеса |
39 |
Изменение материального положения |
38 |
Смерть близкого друга |
37 |
Смена рода деятельности |
36 |
Изменение числа семейных споров |
35 |
Залог или ссуда на сумму выше $ 10 000 |
31 |
Лишение права выкупа заложенного имущества |
30 |
Изменение служебных обязанностей |
29 |
Сын или дочь покидает семью |
29 |
Проблема с родственниками со стороны супруга |
29 |
Выдающиеся личные достижения |
28 |
Поступление на работу или уход с работы супруга |
26 |
Поступление в учебное заведение или его окончание |
26 |
Изменение жизненных условий |
25 |
Отказ от личных привычек |
24 |
Проблемы с начальством |
23 |
Изменение времени и условий работы |
20 |
Перемена места жительства |
20 |
Изменение условий обучения |
20 |
Изменение привычек связанных с отдыхом |
19 |
Изменение активности в религиозной сфере |
19 |
Изменение социальной активности |
19 |
Залог или ссуда на сумму ниже $ 10 000 |
17 |
Изменение режима сна и бодрствования |
16 |
Изменение числа лиц, вхожих в дом |
15 |
Отпуск |
13 |
Рождественские каникулы |
12 |
Незначительные нарушения правопорядка |
11 |
Приложение 2
Витаминизированные продукты против стресса.
Витамин А - зеленые листовые овощи, морковь, абрикосы, тыква.
Витамин С - все овощи и фрукты, в особенности цитрусовые, черная смородина, киви, брокколи, белокочанная капуста, шиповник.
Витамины группы В - все крупы, йогурт, печень, тыква, авокадо, хлеб с отрубями, нежирное мясо и рыба, орехи, пивные дрожжи. Витамины группы В повышают содержание жирных кислот класса омега 3. Считается, что именно по этой причине средиземноморские народы меньше страдают от депрессии - ведь в их пище содержится много рыбы. Витамин В6, который нужен для синтеза серотонина, содержится в зернах злаков и моллюсках.
Витамин Е - растительное масло.
Магний - "зеленые" овощи и травы, грейпфруты, фиги, морковь, помидоры, орехи, гречка, овсянка, горох.
Кальций - молоко и молочные продукты.
Цинк - индейка, морепродукты, яйца, йогурт, сыр, орехи, спаржа, устрицы.
Холин - яичный желток, печень говяжья, проросшие зерна пшеницы.
Глюкоза - хлеб с отрубями, сладкие фрукты, мед.
Фолиевая кислота, которая необходима для синтеза дофамина, содержится в телячьей печени и брокколи.
Так же при стрессе организм нуждается в адаптогенах - веществах, которые повышают способности адаптивных систем. К ним относятся средства растительного происхождения – сегодня многие травяные чаи делают из растений, содержащих адаптогены – это женьшень, лимонник, солодка, комбучи, эхинацея, зеленый чай и многие другие. Их употребление также эффективно при нервном истощении, возникающем в результате напряженной умственной деятельности.
Во многих пищевых продуктах содержатся опиаты и эндорфины – гормоны "хорошего настроения". Они помогают переживать стрессы, бороться с депрессией, да и просто повышают жизненный тонус. Салат, шпинат, капуста, паприка и другие съедобные растения богаты таким улучшающим настроение опиатом, как цитофин. В молоке есть морфиноподобное вещество казоморфин. В бананах содержится серотонин, дающий человеку ощущение легкости. Сладости вообще делают нас более жизнерадостными - содержащаяся в них глюкоза запускает "механизмы счастья" в нашем мозгу.
Информация о работе Стресс: причины возникновения и способы управления