Стресс в деятельности руководителя и управление им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить работу руководителя и выявить факторы, способствующие развитию стресса.
Задачами работы является:
- изучить понятие стресса, его причины и виды;
- выявить причины профессионального стресса;
- понять причины стресса в работе руководителя;
- раскрыть способы борьбы со стрессовым напряжением.

Содержание работы

Введение 3
1 Стресс: понятие, причины, виды 5
1.1 Общее понятие о стрессе 5
1.2 Причины и факторы, провоцирующие стресс 8
1.3 Виды стрессов 12
2 Стресс в работе руководителя: причины и методы борьбы 14
2.1 Профессиональный стресс 14
2.2 Методы борьбы со стрессом в работе руководителя 19
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 51.06 Кб (Скачать файл)

Факторы внутриличностных (ролевых) конфликтов. Показано, что одним  из источников стресса является необходимость  выполнения одним и тем же человеком  двух и более функциональных ролей  одновременно. Несовпадение требований, предъявляемых различными ролями, ведет  к развитию состояния, которое обозначается понятием ролевого конфликта. Ролевой  конфликт конкретизируется по отношению  к деятельности руководителя, прежде всего, в маргинальном ролевом конфликте.

Так, субъект выступает  в роли руководителя в отношении  управляемой им группы (организации), что налагает на него одну систему  обязанностей, одну стратегию поведения. Но он одновременно является подчиненным  по отношению к вышестоящим инстанциям и должен выполнять предписываемые ими роли. «Требования сверху»  и «интересы снизу» сталкиваются в поведении руководителя, а их частый антагонизм является постоянным и мощным стрессором управленческой деятельности.

Фактор полифокусности управленческой деятельности. Столь же типичной особенностью управленческой деятельности является необходимость одновременного решения  многих задач, выполнения многих функций  и обязанностей. Руководитель самой  своей позицией ставится в условия, когда он должен «удерживать в  поле зрения» множество проблем, «разрываться между делами». В результате этого возникает известный в психологии феномен интерференции (наложения и отрицательного влияния) задач и функций друг на друга, также являющийся одним из сильных источников высокой напряженности деятельности.

Система внешнесредовых факторов. Внешняя среда организаций является источником многочисленных стрессоров, которые по силе своего влияния могут  превосходить внутриорганизационные, деятельностные факторы. В этом плане, прежде всего, необходимо отметить следующие  факторы. Во-первых, факторы конкуренции, связанные с борьбой за существование  в условиях нестабильной социальной и профессиональной среды. Во-вторых, факторы влияния криминальной среды  на деятельность организаций. В-третьих, факторы нестабильности макросоциальной  и макроэкономической динамики, их практически невозможная прогнозируемость на перспективу. [5;c.110-114]

В целом следует подчеркнуть, что система стрессовых факторов столь разнообразна и многочисленна, сколь многообразна вся внешняя  среда организации. Любой ее компонент  при определенных условиях может  становиться стресс-фактором.

 

1.3 Виды  стрессов

 

За почти 100 лет с момента  своего появления понятие «стресс» стало весьма популярным. И, естественно, как и любое популярное понятие, обросло большим количеством  различных теорий и представлений. В настоящий момент существует огромное количество определений для различных  видов стресса.

Традиционно выделяют:

· психологический стресс - эмоциональный стресс;

· физиологический стресс;

· кратковременный стресс;

· хронический стресс;

· профессиональный стресс.

Психологические стрессы, как  правило, появляются в ситуациях, связанных  с переживанием сильных эмоций. Например, болезнь или выздоровление близкого человека, развод или женитьба, рождение ребенка, новая работа и т.д. Любая  ситуация, которая напрямую внешне ничем не угрожает непосредственно  самому человеку, но вызывает сильные  эмоции, становится причиной стресса - психологического стресса. Причем, как  и в классическом представлении  о стрессе бывает не важно, положительные  эмоции или отрицательные являются причиной.

Отдельно можно выделить психологический стресс, вообще не имеющий реальных причин. То есть вызванный  исключительно фантазиями человека. То есть для вызывания стрессовой реакции организма совсем не обязательно, что бы перед человеком был реальный тигр - достаточно, что бы он думал, что он где-то «рядом, за углом» - и все признаки стресса будут налицо. Причем, какими бы иллюзорными не были причины, сам стресс в таких случаях - абсолютно реален и с точки зрения организма и всех последствий ничем не отличается от стресса, вызванного реальными причинами.

Физиологические стрессы  возникают в результате воздействия  на человека внешних факторов: холод, жара, боль, жажда, голод и т.д. Все  мы испытываем на себе воздействие  низких температур зимой, высоких - летом.

Кратковременный стресс, вообще говоря, есть самый естественный стресс - организм реагирует на них естественным образом, т.е. так, как реагировал наш пещерный предок, столкнувшись например, нос к носу с тигром. Для этого вида стрессов характерна внезапность и быстрое прохождение всех стадий стресса.

Хронические стрессы - самый опасный вид стрессов. Причины хронического стресса могут самыми разными. Например, человек стал участником автомобильной катастрофы, пережил шоковое состояние, получил травмы, полностью вылечился, но, как говорят, душевная травма осталась - время от времени перед глазами возникают картины пережитого, возвращая человека в то состояние, когда произошла катастрофа.

Профессиональный стресс - или рабочий, стресс на работе. Связан со сложностями, возникающими в процессе выполнения профессиональной деятельности.

Также, кроме вышеперечисленных  выделяют финансовый стресс, связанный  с финансовыми затруднениями, кризисами. Экологический - отражает неблагоприятное влияние загрязненной окружающей среды на человека. Общественный стресс испытываемый большими группами населения в связи с экономическими проблемами, войнами, региональными конфликтами. [1;c.157-159]

 

2 Стресс в работе руководителя: причины и методы борьбы

2.1 Профессиональный  стресс

 

Во всем мире предприятия  и фирмы самого разного профиля  несут огромные убытки, вызванные  душевным неблагополучием своих  сотрудников. Миллионы людей жалуются, что проблемы на работе вызывают у  них повышенную озабоченность, тревогу  и депрессию, приводят к ухудшению  настроения и самочувствия, расстройствам  сна, аппетита и даже половой функции. По данным социологических исследований, каждый третий работающий россиянин  хотя бы раз в неделю по окончании  трудового дня испытывает сильный  стресс, а 13% - почти ежедневно. Людей угнетают сложные, конкурентные и не всегда доброжелательные отношения с коллегами, давление со стороны начальства, тревоги, неопределенность и неуверенность, связанные с карьерным ростом. Многие мечтают как можно выше подняться по служебной лестнице, полагая, что это не только повысит их социальный статус и благосостояние, но и принесет душевное равновесие, избавит от психологических проблем.

Однако это мнение не верно. Психологи убеждены, что повышение  в служебной иерархии не снижает стрессы, напротив - приводит к их накоплению и усилению. Они даже ввели особое понятие - “стресс руководителя”, в отличие от “обычного” нервно-психического напряжения рядовых сотрудников. [4;c.90-91]

В отличие от своих подчиненных, которые в основном озабочены  внутренними проблемами фирмы, руководителю приходится решать еще и ряд непростых  внешних проблем. Это отношения  с партнерами и конкурентами, с  официальными структурами, налоговыми органами и т.п. Если рядовой сотрудник  имеет возможность сосредоточиться  на конкретной поставленной перед ним  задаче, то руководителю приходится самому ставить стратегические и тактические  цели, находить оптимальные способы  их достижения, учитывать возможные  риски и при этом удерживать в  голове множество разнообразных  вариантов и комбинаций. Современному руководителю постоянно приходится принимать нестандартные решения, быстро сосредоточиваться и переключать  внимание с учетом неожиданно меняющихся условий, работать в режиме ожидания, неопределенности, дефицита или избытка  информации. К тому же руководителю приходится общаться с множеством людей, в том числе и подчиненных, которых надо стимулировать к  эффективному труду.

В результате возникает избыточное нервно-психическое напряжение, приводящее к появлению ряда неприятных психологических  и физических симптомов. Среди них  чаще всего отмечаются следующие.

Соматические (телесные) симптомы: нарушения сердцебиения, стойкие  головные боли, мышечное напряжение, спазмы и тики, расстройства пищеварения, кожные высыпания и др.

Эмоциональные симптомы: резкие перепады настроения, чрезмерная раздражительность, постоянное беспокойство, утрата симпатии к окружающим, в том числе даже к близким людям, невозможность  сосредоточить внимание, потеря чувства  юмора и нарастающая склонность к пессимизму.

Поведенческие симптомы: уклонение  от решения насущных задач -- как  производственных, так и бытовых; злоупотребление алкоголем, курением, транквилизаторами; частое возникновение  аварийных ситуаций, чреватых травмами; утрата взаимопонимания с окружающими. [4;c.115-117]

Для анализа стрессоров у  лидеров или руководителей можно  выделить две большие группы стрессоров:

· стрессоры служебной  деятельности;

· стрессоры внеслужебной деятельности.

Стрессоры служебной деятельности подразделяются на общие и специфические. Рассмотрим общие стрессоры, представленные в работе по управлению.

Плохая организация служебной  деятельности, отсутствие системы в  работе. Организация часто работает в режиме аврала. Руководитель, в  свою очередь, действует в вертикальной структуре, выстроенной по иерархическому принципу, и неритмичность, бессистемность в работе вышестоящего руководителя тут же сказывается на деятельности руководителей нижестоящих.

Недостаток сотрудников, заставляющий выполнять, кроме своих  обязанностей, еще и обязанности  других, что уменьшает количество времени, необходимого для выполнения непосредственных обязанностей.

Нарушение режима рабочего времени. Человеческому организму  свойственны естественные, циклические  ритмы в течение суток, недели, года. Когда работа заставляет нарушать естественный ритм - накапливается стресс.

Использование сверхурочного  времени. Работу руководителя сложно втиснуть в строгие рамки распорядка служебного времени. Кроме того, деятельность любого руководителя сопряжена с решением непредвиденных кризисных проблем.

Статусные проблемы. Для  большинства руководителей-профессионалов работа становится частью их личности. Однако, при всей ее значимости, в  условиях когда общество и государство  оценивают ее невысоко, когда другие склонны рассматривать то, что  делает руководитель, как нечто не имеющее особого значения или  же как дело, с которым может  справиться кто угодно, нелегко сохранить  чувство достоинства, собственной  значимости.

Заорганизованность, формализм  и бюрократическая суета. Типичными  проявлениями этого стрессора выступают  ненужное «бумаготворчество» и бесконечные  совещания. Эти факторы вызывают стресс сами по себе, так как у  руководителя возникает ощущение, что  он тратит на написание несущественных, ненужных отчетов и на представление  всевозможных данных не меньше времени, чем на саму работу.

Требуют отдельного рассмотрения специфические стрессоры в деятельности руководителя. Под ними понимаются стрессоры, присущие не столько самой  работе, сколько способу, с помощью  которого осуществляется управленческая деятельность на соответствующем уровне. К специфическим стрессорам относят  следующие:

1. Нечеткие ролевые обязанности.  Иногда руководитель не имеет  четких служебных инструкций  по поводу того, что он должен  делать и где границы его  ответственности.

2. Ролевой конфликт, возникающий  в условиях, когда два аспекта  деятельности руководителя оказываются  несовместимыми.

3. Нереалистично высокие  притязания, стремление к совершенству.

4. Особенности взаимодействия  с вышестоящими руководителями, игнорирование ими мнения руководителя.

5. Особенности взаимодействия  с коллегами по горизонтали.  Будучи первым лицом в организации,  руководитель зачастую выступает  транслятором решений вышестоящих  инстанций. В этих условиях  он ограничен в возможности  обсудить профессиональные проблемы  с коллегами-руководителями, получить  не только одобрение, поддержку,  но и замечания, оценку, то есть  то, что называется обратной связью, успокоить себя сознанием того, что коллеги переживают те  же трудности, что и он.

6. Особенности взаимодействия  с персоналом. «Трудные» подчиненные  могут вызвать стресс, когда стычки  с ними либо абсолютно неожиданно, либо несправедливы и неправомочны. В первом случае руководитель  ожидает отношений, а наталкивается  на холодность и речевую агрессию. Во втором случае руководителю  предъявляют претензии и обвинения,  которые, по сути, относятся к  системе, а не к конкретному  руководителю этой системы. Стремление  оставаться «вежливым и корректным»  нисколько не облегчает ситуацию. С другой стороны, в случае  потери контроля над собой  руководитель чувствует себя  еще хуже, воспринимая конфликт  как свидетельство своего непрофессионализма.

7. Особенности управленческого  труда. С точки зрения стрессогенности,  управленческий труд имеет ряд  особенностей.

Во-первых, любого руководителя время от времени охватывает чувство  профессиональной несостоятельности. У руководителя возникает ощущение, что ему не хватает образования, опыта, навыков. Усилия же, необходимые  для усвоения новых знаний и опыта, каждый год отнимают все больше времени  и энергии. Руководитель стоит перед  выбором: либо изо всех сил пытаться угнаться за временем и решить непосильную  задачу, либо остаться в хвосте с  ощущением своей некомпетентности и непрофессионализма. В свою очередь, невозможность или неспособность  оказаться на высоте своего профессионального  долга влечет за собой появление  ощущения личностною поражения, особенно у специалистов с высоким чувством профессиональной ответственности.

Информация о работе Стресс в деятельности руководителя и управление им