Стресс в деятельности руководителя и управление им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить работу руководителя и выявить факторы, способствующие развитию стресса.
Задачами работы является:
- изучить понятие стресса, его причины и виды;
- выявить причины профессионального стресса;
- понять причины стресса в работе руководителя;
- раскрыть способы борьбы со стрессовым напряжением.

Содержание работы

Введение 3
1 Стресс: понятие, причины, виды 5
1.1 Общее понятие о стрессе 5
1.2 Причины и факторы, провоцирующие стресс 8
1.3 Виды стрессов 12
2 Стресс в работе руководителя: причины и методы борьбы 14
2.1 Профессиональный стресс 14
2.2 Методы борьбы со стрессом в работе руководителя 19
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 51.06 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, управленческий труд связан с перегрузками, временным  прессингом, постоянным переключением  с одного вида деятельности на другой. Иногда побуждающей силой для  работы становятся жесткие временные  рамки и фиксированное расписание. Это не должно продолжаться постоянно, так как чревато стрессом. Любому руководителю, наряду с традиционными  перерывами в работе, необходимы паузы (от нескольких часов до нескольких дней) между завершением одной  служебной задачи и переходом  к следующей. Во время этого относительного затишья он может сбросить накопившееся напряжение, оглядеться, расслабиться, избавиться от всего лишнего.

В-третьих, для управленческого  труда характерна монотонность, недостаток разнообразия.

В-четвертых, руководитель зачастую принимает решения при явном  недостатке необходимой служебной  информации либо при невозможности  передать необходимые инструкции в  соответствующие инстанции. Обычно это создает ощущение неполного  контроля над событиями. Иногда прямая попытка получить нужную информацию превращается из короткой, легко выполнимой задачи в длительное, часто крайне бесплодное и ведущее к сильному стрессу занятие. [3;c.89-95]

Успешно конкурируют со служебными, должностными стрессами так называемые внеслужебные стрессоры. К ним обычно относят следующие:

  • Стресс, вызванный супругом. Возникает, главным образом, в результате столкновения темпераментов либо интересов.
  • Стресс, вызванный детьми. Проблема отцов и детей стара, как мир, руководитель, как глава семьи, замечает, что дети делают все совершенно не так, «как надо», забывая, что в свое время сам поступал точно так же.
  • Стресс, вызванный родителями и родственниками. Здесь та же проблема отцов и детей, но уже с другой стороны. Руководитель не может понять, почему он - человек, влияющий на судьбы многих людей, - все еще остается сыном (дочерью), которого родители продолжают воспитывать.
  • Стресс, вызванный домашней обстановкой. Если у руководителя слишком большое количество домашних обязанностей и слишком малое время для их исполнения, такое положение вполне может стать стрессором. [5;c.133]

 

2.2 Методы  борьбы со стрессом в работе  руководителя

 

Стресс руководителя - это одна из форм неизбежной расплаты за движение вверх по карьерной лестнице, ведущей к власти и богатству. Чем выше поднимается по ней человек, тем больший груз ответственности давит ему на плечи, тем большим количеством подчиненных ему приходится управлять, тем больше фактов и явлений он должен держать под контролем. [5;c.121]

Существует ряд способов снять стрессовое напряжение.

  • Снять напряжение. Вытеснение психологических проблем на уровень физиологии относится к пассивным способам защиты. Есть и активные способы. В частности, сублимация -- перенос энергии из менее успешной сферы жизни в более успешную. Или "моторное отреагирование" - спорт, движение.
  • Сменить обстановку. Многие руководители отдыхают в кругу тех же людей, с которыми ежедневно сталкиваются на работе. Такой отдых становится практически продолжением бизнеса. Поэтому помимо смены обстановки желательно сменить и круг общения.
  • Осознать проблему. Самое главное это понять суть проблемы. И отнестись к этому максимально серьезно: проанализировать причины появления неприятных, а подчас опасных симптомов, разобраться, на что ваш организм реагирует столь болезненно, какую информацию он стремится до вас донести. [4;c.135]

Также существует ряд принципов  или правил разумного отношения  к жизни. К таким принципам  можно отнести следующие:

1. Постоянно ставить соразмерные  собственным возможностям жизненные  цели и добиваться их. Речь  не идет об отказе от своих  притязаний, в том числе связанных  с известной долей риска. Необходимо  задуматься о реальности притязаний  и выбирать цели, которые чуть  выше реальных возможностей. Как  писал Г. Селье: «Стремись к  самой высшей из доступных  тебе целей и не вступай  в борьбу из-за безделиц».

2. Уметь отличать главное  от второстепенного. Этот принцип  ориентирует человека на выявление  основной, доминирующей линии жизни,  предостерегает от погони за  сиюминутными, случайными целями.

3. Знать меру воздействия  на события, то есть быть  реалистичным в оценке как  собственных возможностей, так и  ситуации, в которой находишься. Игнорирование этого принципа  ведет не только к излишней  трате сил, но и к дистрессу.

4. Уметь подходить к  проблеме с разных сторон. Речь  идет о многоплановости видения  возникающих проблем, способности  взглянуть на них с различных  сторон и позиций, о необходимости  гибкого подхода в оценке людей  и событий.

5. Готовиться к любым  неожиданным событиям заранее.  Настраивая себя на возможные,  да и на непредвиденные повороты  событий, человек тем самым  проявляет известную гибкость, реалистичность  в подходе к действительности, избавляется от ненужных иллюзий,  а порой готовится таким образом  к малоприятным новостям.

6. Воспринимать действительность  такой, какова она в реальности, а не в воображении. Речь  идет опять-таки о реализме  в оценке происходящего, позволяющем  разумно воспринимать и решать  возникающие проблемы, не уклоняясь  от них и не забиваясь в  скорлупу иллюзий.

7. Стараться понимать  окружающих. Адекватное понимание  других, в частности мотивов их  поведения, проникновение в их  внутренний мир позволяет избрать  более гибкие линии поведения,  избежать ненужных столкновений  и в конечном счете обеспечить  себе некоторый уровень психологического  комфорта.

8. Уметь извлекать положительный  опыт, уроки из всего происходящего.  Любой приобретенный опыт, при  условии серьезного его осмысления  и соответствующих выводов, способен  значительно расширить возможности  в оценке людей и ситуаций, способствуя тем самым и лучшей  жизненной адаптации. [1;c.173-175]

 

Заключение

 

Стресс неотъемлемая часть  в работе руководителя. Но если вспомнить  слова первооткрывателя стресса, нобелевского лауреата Ганса Селье: «Стресс -- это  аромат и вкус жизни. Поскольку стресс связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Но кому приятна жизнь  без дерзаний, без успехов, без  ошибок? Поэтому важно научиться  не избегать стресса, а находить удовольствие от него».

А для этого весьма полезно  создание благоприятных условий  труда, включающее в себя хорошее  освещение, свежий проветриваемый воздух, ненавязчивый и нерезкий цвет обоев, максимально возможное снижение звукового фона. Там, где руководитель не пренебрегает эргономикой, производительность труда и эффективность работы всегда выше. Для профилактики конфликтов, приводящих к стрессу, полезно грамотно рассаживать сотрудников, разводя  в разные углы комнаты или помещая  спиной друг к другу тех, кто находится  в отношениях антипатии и антагонизма. В то же время хороши бывают мероприятия, сплачивающие разрозненный коллектив, например, организацию конкурсов  детского рисунка среди детей  сотрудников с их последующим  обсуждением. Вообще, улучшение микроклимата в коллективе -- один из самых важных и серьезных методов в антистрессовой стратегии фирмы. Первую скрипку  здесь по праву играет руководитель фирмы, который должен овладеть демократическим  стилем общения. Авторитарный руководитель почти всегда становится источником стресса для своих сотрудников. Психологи считают самым эффективным  вариантом критики подчиненного такой, который производится по формуле  «плюс-минус-плюс». Она начинается с  признания заслуг работника в  прошлом и с констатации положительного отношения к нему со стороны начальника. Затем высказываются критические  замечания по конкретному поводу, после чего руководитель выражает уверенность, что подчиненный справится с  проблемой.

Очень важным элементом антистрессовой стратегии компании является тестирование при приеме на работу. Оно позволяет  произвести фильтрацию людей, неустойчивых к стрессу и не допустить, чтобы  в коллективе было собрано большое  число подобных работников.

 

Список  литературы

 

1. Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самыгин СИ., Суханов И.О. Социология и психология управления - Ростов н/Д: Феникс, 2007. С.364

2. Батаршев А.В.; Лукьянов  А.С. Психология управления персоналом. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2007. С.218

3. Бьюлер П. Основы менеджмента. - М.: Издательство: Попурри, 2006. С.153

4. Веснин В.Р. Менеджмент.- М., Проспект, 2006. С.192

5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.- М.,Гардарики,2003. С.274

 


Информация о работе Стресс в деятельности руководителя и управление им