Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 22:42, курсовая работа
Цель курсовой работы - выяснить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах. Задачи курсовой работы:
1. Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «Стресс».
2. Проанализировать причины и последствия стресса у работников.
3. Разработать мероприятия по регуляции уровня стресса.
4. Изучить методы борьбы со стрессом.
5. Проанализировать проблему стресса и пути решения этой проблемы на примере конкретного учреждения.
6. Дать некоторые рекомендации, позволяющие работникам снизить уровень профессионального стресса.
Введение
Глава 1. Общие понятия стресса.
Глава 2. Основные проблемы стресса в менеджменте.
Глава 3. Применение эффективных способов снижения стресса в коллективе на примере предприятия ООО «Комфорт»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
А. Китаев - Смык выделил три вида дезорганизующих особенностей общения, возникающих в результате длительного стресса [4, с.254].
Первая особенность состоит в том, что у человека, изнуренного стрессом, легко возникает неприязнь ко всякой инициативе и инициаторам. Например, если кто-либо обращается к нему с вопросом, он отвечает неприязненно, у него может мгновенно вспыхнуть раздражение, иногда скрываемое за стиснутыми зубами, нередко прорывается озлобленность. По малейшему поводу и даже без него в душе человека, подвергнутого стрессу, затаивается обида. Вокруг все ему кажется несправедливым, соседи и сослуживцы воспринимаются как недостойные люди или дураки, начальники - как пройдохи или глупцы, приказы он зачастую считает неверными.
Вторая особенность проявляется в том, что человеку становится неприятен, слишком тяжел груз ответственности за порученное дело и за доверившихся ему людей. Он уклоняется от обязанностей, перекладывает их на других, старается доказать свою непричастность к ошибкам и срывам в работе.
Третья особенность связана с чувством отчужденности от других людей, в том числе от членов семьи и коллег. Иногда человек месяцы и даже годы находится в состоянии стресса из-за жизненных невзгод. Тягостные мысли о том, что он никому не нужен и ему не нужен никто, являются его постоянными спутниками. Такая реакция порождает замкнутость, зацикленность на своих проблемах и переживаниях [4, с. 256].
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА В МЕНЕДЖМЕНТЕ.
2.1. Причины стресса в профессиональной деятельности менеджера. Рекомендации по предотвращению стресса на рабочем месте.
Стресс в профессиональной деятельности менеджера – одна из ее отличительных особенностей. Причины, его вызывающие, – стрессоры сами по себе достаточно разнообразны, но все-таки к числу наиболее характерных из них обычно относят: [5, с.88].
Среди профессионально важных качеств, с ориентацией на которые осуществляется психологический отбор менеджеров, есть и явно несущие на себе стрессовую нагрузку. Это стремление увеличить круг своих обязанностей за счет расширения масштабов деятельности или в результате перехода на работу более высокого уровня; умение находить необходимые решения в условиях большой степени риска; способность принимать жесткие, непопулярные, но оправданные в конкретной ситуации решения.
Проблема стресса становится особенно серьезной для менеджера, если ему присущ так называемый личностный стиль поведения по типу А. Установлено, что личности типа А с большой долей вероятности подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям в силу свойственных им особенностей поведения. Они отличаются настойчивой устремленностью к успеху, конкурентностью, эгоцентризмом, стремлением все делать в ускоренном темпе по принципу «время не ждет» (которого им, как правило, не хватает на осуществление всего намеченного), постоянным напряжением, высокой работоспособностью. Стрессоустойчивость менеджера является одним из определяющих факторов в обеспечении его здоровья. Ее формирование представляет собой важную практическую задачу, которая не имеет однозначного решения и требует принять во внимание ряд аспектов [6, с.102].
Немалые ресурсы в противодействии
Особый смысл для менеджера содержится в рекомендации даже самым любимым делом не заниматься в ущерб собственному здоровью. В ряду приоритетных ценностей человека здоровью безоговорочно отводится первостепенное значение. В пользу этого положения высказывались неоднократно врачи, ученые и даже крупнейшие философы мира. Жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было (богатства, карьеры, науки, славы, преходящих наслаждений) есть величайшее безумие. Такого же взгляда придерживается и Г. Спенсер: работа, доводящая до потери здоровья и укорачивающая жизнь, достойна не похвалы, а порицания [15, с.132].
Поддержание психического здоровья в процессе профессиональной деятельности, связанной с влиянием стрессовых факторов, предполагает умение менеджера пользоваться приемами психического самоуправления (саморегулирования), т.е. осуществлять сознательные воздействия на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания (функционирования). В репертуаре современных техник психической саморегуляции, применяемых для формирования стрессоустойчивости менеджеров, поддержания их психического здоровья, едва ли не основная часть методических приемов и процедур так или иначе берет свое начало в индийской системе йоги, созданной усилиями не одного поколения людей. К йоге можно отнести различные модификации аутогенной тренировки, метод биологической обратной связи, техники медитации, дыхательные упражнения и т.д. Сегодня йога представляет собой детально разработанную систему всестороннего физического развития человека, сохранения его здоровья [25, с.219].
Одной из основных ее целей является гармонизация физического, психического и духовного начал в человеке. Стабильность личности, ее психическое равновесие йога трактует как важнейшие условия здоровой жизни. Самоконтролю и самообладанию, т.е. тем свойствам личности, без которых немыслим психологический портрет менеджера нашего времени, йога отводит особую роль. Систематически и правильно организованные тренировки дисциплинируют проявления эмоциональной сферы, делают ее более устойчивой, подчиненной сознательному контролю и управлению.
В последние годы, прежде всего на Западе, получили распространение различного рода программы, семинары, тренинги, целью которых является обучение работников, в том числе и менеджеров, приемам управления стрессом, предупреждения тревожных состояний и психического напряжения, обеспечения психического здоровья. В частности, в них активно применяются релаксационные методики, способствующие нормализации кровяного давления, снижению вероятности сердечных приступов, обеспечивающие защиту от воздействия стресса на здоровье в целом. Как средство эффективного совладания со стрессом используются также приемы медитации, к возможностям которой западная медицина обратилась только в начале 70-х годов нынешнего века. Применяется также и метод биологической обратной связи (или, как его еще называют, метод адаптивного биоуправления), позволяющий сделать обычно не ощущаемые и, следовательно, не осознаваемые процессы в организме ощущаемыми, доступными осознанному самоконтролю и произвольному воздействию на них [19, с.211-212].
Хорошо справляется со стрессом менеджер, который владеет техникой расслабляющих упражнений, позволяющих дать отдых телу и уму от физических и психических нагрузок. В качестве метода расслабления широкую известность и распространение получила аутогенная тренировка (AT). Под AT принято понимать систему приемов психического самовоздействия, овладение которыми делает возможным управление некоторыми вегетативными функциями и психическими процессами. В основе AT лежит применение специальных формул самовнушения, позволяющих оказывать воздействие на ряд процессов, происходящих в организме, в том числе не поддающихся в обычных условиях контролю со стороны сознания. Однако эффект от занятий AT не ограничивается только развитием способности расслабления и произвольной саморегуляции некоторых исходно непроизвольных вегетативных функций. Важно, что AT таит в себе возможности совершенствования личности в целом, развития психических процессов (например, мышления, воли, внимания и др.) и овладения навыками самообладания, стрессоустойчивости. Ключевая роль в успешном освоении метода AT принадлежит самоконтролю, который сопровождает процесс развития релаксационного состояния [21, с.187].
Обычно руководители не стремятся обсуждать
публично конфликты в их коллективах. Считается,
что публичное обсуждение этой темы - своего рода
«вынос сора из избы». Давно признан тот
факт, что конфликт есть нечто иное, как
нормальное развитие самой организации,
не столько результат плохого управления
и предвидения, сколько неотъемлемая часть
самой жизни организации. Конфликт играет
позитивную роль в том отношении, что он
раскрывает реальную проблему, позволяет
разрешить ее и стимулирует развитие самой
организации [7, с.43]. Стресс – это нервно-психическое
Таблица 2.1
Потенциальная опасность по профессиям [11, с.17]:
Нервный срыв |
Угроза алкоголизма |
Самоубийства | |||
Учитель |
8 |
Бизнесмен |
8 |
Безработный |
8 |
Врач |
7 |
Врач |
7 |
Бизнесмен |
7 |
Милиционер |
6 |
Милиционер |
6 |
Студент |
6 |
Продавец |
5 |
Безработный |
5 |
Водитель |
5 |
Бухгалтер |
4 |
Водитель |
4 |
Учитель |
4 |
Библиотекарь |
2 |
Учитель |
2 |
Врач |
2 |
Причины стресса [11, с.19].
1. Связанные с работой
- организационные факторы (перегрузка, недогрузка, безработица и т.д.);
- конфликтность ролей (предъявление к работнику противоречивых требований, различия в ценностях и т.д.);
- неинтересная работа;
- плохие условия труда;
- плохая коммуникация, мотивация и т.д.
2. Личностные факторы
- от свойств нервной системы и т.д.
Первичная защита личности [11, с.19-20].
1. Рационализация: снижает ценность недостижимого
2. Подражание: артисту, вождю. Это позволяет «приобрести» желаемые качества, обрести уверенность.
3. Замещение: снижает внутреннее напряжение на недоступный объект путем переноса действий в доступную форму
4. Включение: облегчение путем сопереживания. Поэтому смотрят женщины сериалы, тогда и свои проблемы бледнее. Надо давать возможность на работе общаться и т.д.
5. Изоляция: защита путем разрыва связей с окружающим миром (бомж, алкоголь и т.д.)
Меры по снижению (предотвращению) вредного влияния стресса [11, с.21].
1. Физическая нагрузка (у животных ярко выражено - бегство. У женщин почти не бывает язв желудка т.к. больше движений в домашней работе).
- утренняя гимнастика;
- закаливание;
- ходьба: 10-15 тыс. шагов;
- танцы и т.д.
2. Психологические меры:
- жить проблемами сегодняшнего дня: «Что упало, то пропало», «Потерянного не воротишь»;
- считаться с неизбежным: некоторые жизненные ситуации невозможно изменить – надо приспособиться к ним;
- необходимо быть занятым: человек не может думать одновременно о двух делах;
- надо думать оптимистично, жизнерадостно – тогда и чувствовать будете жизнерадостно;
- надо вести счет удачам, а не неприятностям;
- для облегчения беспокойства надо рассказать о своих неприятностях тому, кому доверяете: исповедь священнику, свойства женщин рассказывать;
- надо уметь выражать свои чувства: уметь снимать напряжение шуткой, болеть на стадионе и т.д. ;
- уметь реагировать на критику.
3. Организация труда
- выполнять дела в порядке их важности;
- делегировать полномочия (не перегружать второстепенными делами);
- не строить напряженные планы.
Существует несколько эффективных способов управления стрессовыми конфликтами. Их можно разделить на две категории: