Стрессы в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - выяснить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах. Задачи курсовой работы:
1. Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «Стресс».
2. Проанализировать причины и последствия стресса у работников.
3. Разработать мероприятия по регуляции уровня стресса.
4. Изучить методы борьбы со стрессом.
5. Проанализировать проблему стресса и пути решения этой проблемы на примере конкретного учреждения.
6. Дать некоторые рекомендации, позволяющие работникам снизить уровень профессионального стресса.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общие понятия стресса.
Глава 2. Основные проблемы стресса в менеджменте.
Глава 3. Применение эффективных способов снижения стресса в коллективе на примере предприятия ООО «Комфорт»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

курсач менеджмент стерссы.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

А. Китаев - Смык выделил три вида дезорганизующих особенностей общения, возникающих в результате длительного стресса [4, с.254].

Первая особенность состоит в том, что у человека, изнуренного стрессом, легко возникает неприязнь ко всякой инициативе и инициаторам. Например, если кто-либо обращается к нему с вопросом, он отвечает неприязненно, у него может мгновенно вспыхнуть раздражение, иногда скрываемое за стиснутыми зубами, нередко прорывается озлобленность. По малейшему поводу и даже без него в душе человека, подвергнутого стрессу, затаивается обида. Вокруг все ему кажется несправедливым, соседи и сослуживцы воспринимаются как недостойные люди или дураки, начальники - как пройдохи или глупцы, приказы он зачастую считает неверными.

Вторая особенность проявляется в том, что человеку становится неприятен, слишком тяжел груз ответственности за порученное дело и за доверившихся ему людей. Он уклоняется от обязанностей, перекладывает их на других, старается доказать свою непричастность к ошибкам и срывам в работе.

Третья особенность связана с чувством отчужденности от других людей, в том числе от членов семьи и коллег. Иногда человек месяцы и даже годы находится в состоянии стресса из-за жизненных невзгод. Тягостные мысли о том, что он никому не нужен и ему не нужен никто, являются его постоянными спутниками. Такая реакция порождает замкнутость, зацикленность на своих проблемах и переживаниях [4, с. 256].

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА В МЕНЕДЖМЕНТЕ.

2.1. Причины стресса в профессиональной деятельности менеджера. Рекомендации по предотвращению стресса на рабочем месте.

 

Стресс в профессиональной деятельности менеджера – одна из ее отличительных особенностей. Причины, его вызывающие, – стрессоры сами по себе достаточно разнообразны, но все-таки к числу наиболее характерных из них обычно относят: [5, с.88].

  • повышенную ответственность за качество работы подчиненных и результаты деятельности организации в целом;
  • высокие требования к надежности (безошибочности) собственной деятельности;
  • большой объем работы и связанные с ним перегрузки;
  • необходимость принимать слишком много решений;
  • необходимость работать быстро и подчас в условиях дефицита времени;
  • взаимоотношения на работе (с вышестоящим руководством, подчиненными, клиентами);
  • перспективу ухода (в том числе преждевременного) на пенсию и др.

Среди профессионально важных качеств, с  ориентацией на которые осуществляется психологический отбор менеджеров, есть и явно несущие на себе стрессовую нагрузку. Это стремление увеличить круг своих обязанностей за счет расширения масштабов деятельности или в результате перехода на работу более высокого уровня; умение находить необходимые решения в условиях большой степени риска; способность принимать жесткие, непопулярные, но оправданные в конкретной ситуации решения.

Проблема  стресса становится особенно серьезной  для менеджера, если ему присущ так  называемый личностный стиль поведения по типу А. Установлено, что личности типа А с большой долей вероятности подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям в силу свойственных им особенностей поведения. Они отличаются настойчивой устремленностью к успеху, конкурентностью, эгоцентризмом, стремлением все делать в ускоренном темпе по принципу «время не ждет» (которого им, как правило, не хватает на осуществление всего намеченного), постоянным напряжением, высокой работоспособностью. Стрессоустойчивость менеджера является одним из определяющих факторов в обеспечении его здоровья. Ее формирование представляет собой важную практическую задачу, которая не имеет однозначного решения и требует принять во внимание ряд аспектов [6, с.102].

Немалые ресурсы в противодействии стрессу  связаны с качеством профессиональной подготовки менеджера. Чем она более обстоятельна и систематична, тем больше у менеджера возможностей справиться в своей деятельности с нестандартными ситуациями. Еще одну, уже достаточно апробированную, возможность в этом плане дает общая физическая подготовка, которой следует уделять постоянное внимание. Не последнюю роль играет организация питания, а в случае необходимости и соблюдение специальной диеты. Признание заслуг со стороны непосредственного руководства, уважение сотрудников, авторитет в глазах подчиненных – все это тоже существенно помогает менеджеру преодолевать испытания стрессом. Противодействие ему станет намного успешнее, если менеджер будет придерживаться в организации своей деловой и личной жизни следующих рекомендаций: [15, с.129].

  • Уметь распоряжаться собственным временем. Надо найти в этом вопросе правильный подход и проявлять настойчивость в его реализации.
  • Отделять существенное от второстепенного. Не пытаться браться за все. Следует оставлять время только на самое важное дело с точки зрения конечных целей.
  • Поддерживать и развивать контакты, наиболее важные для основной работы.
  • Не забывать, что главная ответственность за успешность профессиональной карьеры лежит на самом человеке.
  • Не замыкаться в себе и помнить, что немало полезного для своей работы можно получить от активного общения с окружающей средой (руководством, коллегами, сотрудниками, друзьями).
  • Уметь вознаграждать себя за хорошие достижения в работе. Причем вознаграждение далеко не всегда должно выражаться в денежном поощрении (можно отметить свой успех в кругу друзей, приобрести какую-то ценную для себя книгу, отправиться в туристический поход, путешествие и т.д.).
  • Надо заботиться о поддержании в себе душевной бодрости и положительного отношения к своей работе (не «застревать» на ошибках, неудачах).
  • Активно развивать и укреплять свои сильные стороны, терпеливо исправляя недостатки.
  • Не жалеть сил на создание крепкой семьи. Крепкая семья – одно из главных условий достижения деловых успехов.
  • Оберегать и поддерживать отношения с друзьями. На этом не следует экономить время.

Особый  смысл для менеджера содержится в рекомендации даже самым любимым  делом не заниматься в ущерб собственному здоровью. В ряду приоритетных ценностей  человека здоровью безоговорочно отводится первостепенное значение. В пользу этого положения высказывались неоднократно врачи, ученые и даже крупнейшие философы мира. Жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было (богатства, карьеры, науки, славы, преходящих наслаждений) есть величайшее безумие. Такого же взгляда придерживается и Г. Спенсер: работа, доводящая до потери здоровья и укорачивающая жизнь, достойна не похвалы, а порицания [15, с.132].

Поддержание психического здоровья в процессе профессиональной деятельности, связанной с влиянием стрессовых факторов, предполагает умение менеджера пользоваться приемами психического самоуправления (саморегулирования), т.е. осуществлять сознательные воздействия на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания (функционирования). В репертуаре современных техник психической саморегуляции, применяемых для формирования стрессоустойчивости менеджеров, поддержания их психического здоровья, едва ли не основная часть методических приемов и процедур так или иначе берет свое начало в индийской системе йоги, созданной усилиями не одного поколения людей. К йоге можно отнести различные модификации аутогенной тренировки, метод биологической обратной связи, техники медитации, дыхательные упражнения и т.д. Сегодня йога представляет собой детально разработанную систему всестороннего физического развития человека, сохранения его здоровья [25, с.219].

Одной из основных ее целей является гармонизация физического, психического и духовного начал в человеке. Стабильность личности, ее психическое равновесие йога трактует как важнейшие условия здоровой жизни. Самоконтролю и самообладанию, т.е. тем свойствам личности, без которых немыслим психологический портрет менеджера нашего времени, йога отводит особую роль. Систематически и правильно организованные тренировки дисциплинируют проявления эмоциональной сферы, делают ее более устойчивой, подчиненной сознательному контролю и управлению.

В последние  годы, прежде всего на Западе, получили распространение различного рода программы, семинары, тренинги, целью которых  является обучение работников, в том  числе и менеджеров, приемам управления стрессом, предупреждения тревожных  состояний и психического напряжения, обеспечения психического здоровья. В частности, в них активно применяются релаксационные методики, способствующие нормализации кровяного давления, снижению вероятности сердечных приступов, обеспечивающие защиту от воздействия стресса на здоровье в целом. Как средство эффективного совладания со стрессом используются также приемы медитации, к возможностям которой западная медицина обратилась только в начале 70-х годов нынешнего века. Применяется также и метод биологической обратной связи (или, как его еще называют, метод адаптивного биоуправления), позволяющий сделать обычно не ощущаемые и, следовательно, не осознаваемые процессы в организме ощущаемыми, доступными осознанному самоконтролю и произвольному воздействию на них [19, с.211-212].

Хорошо справляется со стрессом менеджер, который владеет техникой расслабляющих упражнений, позволяющих дать отдых телу и уму от физических и психических нагрузок. В качестве метода расслабления широкую известность и распространение получила аутогенная тренировка (AT). Под AT принято понимать систему приемов психического самовоздействия, овладение которыми делает возможным управление некоторыми вегетативными функциями и психическими процессами. В основе AT лежит применение специальных формул самовнушения, позволяющих оказывать воздействие на ряд процессов, происходящих в организме, в том числе не поддающихся в обычных условиях контролю со стороны сознания. Однако эффект от занятий AT не ограничивается только развитием способности расслабления и произвольной саморегуляции некоторых исходно непроизвольных вегетативных функций. Важно, что AT таит в себе возможности совершенствования личности в целом, развития психических процессов (например, мышления, воли, внимания и др.) и овладения навыками самообладания, стрессоустойчивости. Ключевая роль в успешном освоении метода AT принадлежит самоконтролю, который сопровождает процесс развития релаксационного состояния [21, с.187].

Обычно  руководители не стремятся обсуждать  публично конфликты в их коллективах. Считается, что публичное обсуждение этой темы - своего рода «вынос сора из избы». Давно признан тот факт, что конфликт есть нечто иное, как нормальное развитие самой организации, не столько результат плохого управления и предвидения, сколько неотъемлемая часть самой жизни организации. Конфликт играет позитивную роль в том отношении, что он раскрывает реальную проблему, позволяет разрешить ее и стимулирует развитие самой организации [7, с.43]. Стресс – это нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована (при систематических жизненных неудачах и т.д.). [10, с.12]. 

 

Таблица 2.1

Потенциальная опасность по профессиям [11, с.17]:

Нервный срыв

Угроза  алкоголизма

Самоубийства

Учитель

8

Бизнесмен

8

Безработный

8

Врач 

7

Врач 

7

Бизнесмен

7

Милиционер

6

Милиционер

6

Студент

6

Продавец

5

Безработный

5

Водитель

5

Бухгалтер

4

Водитель

4

Учитель

4

Библиотекарь

2

Учитель

2

Врач 

2


 

Причины стресса [11, с.19].

1.       Связанные с работой

- организационные факторы (перегрузка, недогрузка,  безработица и т.д.);

- конфликтность ролей (предъявление к работнику противоречивых требований, различия в ценностях и т.д.);

- неинтересная работа;

- плохие условия труда;

- плохая коммуникация,  мотивация и т.д.

2.       Личностные факторы

- от свойств нервной системы и т.д.

Первичная защита личности [11, с.19-20].

1. Рационализация: снижает ценность недостижимого

2. Подражание: артисту, вождю. Это позволяет «приобрести» желаемые качества, обрести уверенность.

3. Замещение:  снижает внутреннее напряжение на недоступный объект путем переноса действий в доступную форму

4. Включение:  облегчение путем сопереживания. Поэтому смотрят женщины сериалы, тогда и свои проблемы бледнее. Надо давать возможность на работе общаться и т.д.

5. Изоляция:  защита путем разрыва связей с окружающим миром (бомж, алкоголь и т.д.) 

Меры  по снижению (предотвращению) вредного влияния стресса [11, с.21]. 

1.       Физическая нагрузка  (у животных ярко выражено - бегство. У женщин почти не бывает язв желудка т.к. больше движений в домашней работе).

- утренняя гимнастика;

- закаливание;

- ходьба: 10-15 тыс. шагов;

- танцы и т.д.

2.       Психологические меры:

- жить проблемами сегодняшнего дня: «Что упало, то пропало», «Потерянного не воротишь»;

- считаться с неизбежным: некоторые жизненные ситуации невозможно изменить – надо приспособиться к ним;

- необходимо быть занятым: человек не может думать одновременно о двух делах;

- надо думать оптимистично, жизнерадостно – тогда и чувствовать будете жизнерадостно;

- надо вести счет удачам, а не неприятностям; 

          - для облегчения беспокойства надо рассказать о своих неприятностях тому, кому доверяете:  исповедь священнику, свойства женщин рассказывать;

- надо уметь выражать свои чувства: уметь снимать напряжение шуткой, болеть на стадионе и т.д. ;

- уметь реагировать на критику.

3.      Организация труда

- выполнять дела в порядке их важности;

- делегировать полномочия (не перегружать второстепенными делами);

- не строить напряженные планы.

Существует  несколько эффективных способов управления стрессовыми конфликтами. Их можно разделить на две категории:

Информация о работе Стрессы в современном обществе