Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 22:42, курсовая работа
Цель курсовой работы - выяснить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах. Задачи курсовой работы:
1. Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «Стресс».
2. Проанализировать причины и последствия стресса у работников.
3. Разработать мероприятия по регуляции уровня стресса.
4. Изучить методы борьбы со стрессом.
5. Проанализировать проблему стресса и пути решения этой проблемы на примере конкретного учреждения.
6. Дать некоторые рекомендации, позволяющие работникам снизить уровень профессионального стресса.
Введение
Глава 1. Общие понятия стресса.
Глава 2. Основные проблемы стресса в менеджменте.
Глава 3. Применение эффективных способов снижения стресса в коллективе на примере предприятия ООО «Комфорт»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
- структурные;
- межличностные.
Не следует считать причиной конфликтов простое различие характеров, хотя, конечно, и оно может стать единственной причиной конфликтной ситуации, но в общем случае это всего лишь один из факторов. Нужно начать с анализа фактических причин, а затем применить соответствующую методику [7, с.107].
Это один из лучших методов управления, предотвращающий дисфункциональный конфликт. Нужно разъяснить, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры, как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также чётко определена политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет эти вопросы не для себя, а доносит их до подчинённых с тем, чтобы они поняли, чего от них ожидают в той или иной ситуации.
Также необходимо рассмотреть ещё один метод управления стрессовой ситуацией. Один из самых распространённых механизмов - цепь команд. Установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчинённых имеют разногласия по какому-либо вопросу, стрессовую ситуацию можно избежать, обратившись к общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления ситуацией, так как подчинённый знает, чьи решения он должен исполнять.
Не менее полезны средства интеграции, такие как межфункциональные группы, целевые группы, межотдельские совещания. Например, когда в одной из компаний назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями - отделом сбыта и производственным отделом - то была организована промежуточная служба, координирующая объемы заказов и продаж.
Отметим однако, что управлять конфликтной ситуацией теоретически может любой его участник, но практически такой возможностью обладают не все, в большинстве случаев это начальник, руководитель или просто авторитетный человек. Более того, управлять конфликтом может и совершенно посторонний человек! Но далее будем иметь в виду, что в роли «капитана» выступает именно человек, наделённый управленческими полномочиями.
Руководителям не следует считать причиной конфликтных ситуаций простое различие в характерах. Конечно, это различие может явиться причиной конфликта в каком-то конкретном случае, но оно — лишь одни из факторов, которые могут вызвать конфликт. Руководитель должен начать с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику. Уменьшить возможность конфликта можно, применяя методики разрешения конфликта.
Четыре структурных метода разрешения конфликта — это: [7, с.199].
- разъяснение требований к
- использование координационных и интеграционных механизмов;
- установление общеорганизационных комплексных целей;
- использование системы вознаграждений.
Разъяснение требований к работе: Один из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональный конфликт, — разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них в каждой данной ситуации.
Координационные и интеграционные механизмы: Еще один метод управления конфликтной ситуацией — это применение координационного механизма. Один из самых распространенных механизмов — цепь команд. Как еще давно отмечал Вебер и представители административной школы, установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться.
В управлении конфликтной и стрессовой ситуацией очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы и межотдельские совещания. Исследования показали, что организаций, которые поддерживали нужный для них уровень интеграции, добились большей эффективности, чем те, которые не сделали этого.
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ СНИЖЕНИЯ СТРЕССА В КОЛЛЕКТИВЕ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «КОМФОРТ»
3.1. Проблема стрессов в отделе кадров ООО «КОМФОРТ».
Рассмотрим проблему стрессов на примере должности инспектора отдела кадров. Специалист ОК, одной из функцией которого является осуществление контроля за состоянием трудовой дисциплины в подразделениях организации, представление установленной отчетности сверхмобилизации организма. Это постоянная работа с людьми. Такая работа на износ не только обостряет уже имеющиеся болезни, но и провоцирует появление новых. Это психологическое явление. В первую очередь потому, что причина стрессов - это не внешние обстоятельства, а внутренне психологическое пространство человека. Одни и те же обстоятельства могут расцениваться людьми как негативно, так и позитивно.
Специалист отдела кадров также испытывает сильный стресс, когда цели работы неясны, когда существует конфликт требований, предъявляемых им, когда работы слишком много или слишком мало, когда работники мало влияют на решение, касающееся их, и когда на них лежит ответственность за работу других людей. Такая ответственность лежит в первую очередь на инспекторе отдела кадров, который обязан брать на себя инициативу в решении проблем, относящихся к стрессу. По мере возрастания серьезности этой проблемы основной задачей менеджеров по персоналу или инспекторов отдела кадров становится создание «здоровых» рабочих мест.
Многие производственные стрессоры в отделе кадров порождаются теми решениями, которые принимаются в отношении подбора и размещения кадров, обучения, планирования работы и создания определенных условий труда. В эти решения можно внести коррективы, которые уменьшат стресс. Стресс на работе может получить широкое распространение. Он способен парализовать работу учреждения, если менеджеры по персоналу боятся принимать решения. Когда это происходит, стресс распространяется по организации подобно зловредному грибку.
Некоторые специалисты полагают, что внимание следует сосредоточить на изменении организации труда. Низкая оплата труда порождает текучесть кадров. А это является следствием стресса в учреждении.
Если не прибегать к реорганизации труда, то работники отдела кадров, которые непосредственно работают с людьми, должны научить своих сотрудников иному отношению к работе, а не ждать, пока они сами адаптируются к ней, говорит Брайан Лаутон, психолог и консультант банка «Wells Fargo».
Существует также проблема низкой производительности труда, вернее несвоевременного выполнения этого труда. Проблема кроется в стиле управления директора данного учреждения, который неправильно делегировал полномочия, определял ответственность и приоритеты. В итоге, работники не доверяют ни ему, ни друг другу. В учреждении нездоровая обстановка, которая провоцирует развитие стрессов у его работников. Все члены коллектива испытывают дискомфорт, а это поднимаем моральный дух, ибо работники осознают, что у них одна проблема. Менеджер по персоналу должен научиться использовать обратную связь от сотрудников.
Другой подход - участие работников в планировании и осуществлении перемен. Эксперты полагают, что работники, которые участвуют в организационных переменах, испытывают меньший стресс, чем те, кого руководство игнорирует.
3.2. Рекомендации по снижению стрессов в компании ООО «КОМФОРТ»
Можно дать некоторые рекомендации, позволяющие работникам компании снизить уровень профессионального стресса:
- разделение труда для снижения нагрузки;
- бесплатная мобильная связь несколько дней в неделю в часы пик;
- предоставление работникам с собой готовой еды, чтобы им не приходилось готовить дома после работы;
- скидки на оборудование для домашнего компьютера;
- программы по уходу за
«Взаимное доверие, поддержка и предсказуемость поведения в отношениях между руководителями и подчиненными - таковы ключи к снижению стресса на производстве, говорит Дэвид Марлоу (главный военный психиатр в Исследовательском институте армии им. Вальтера Рида) Крайне важно не допускать мысли и формы поведения, словно вы считаете, что от вас можно избавиться».
Проницательный менеджер по управлению персоналом не оставит без внимания злоупотребление сотрудниками алкоголя и наркотиков на работе, снижение результативности, ухудшение качества труда или иные признаки того, что цели учреждения в части результативности не достигаются.
Опытный инспектор отдела кадров рассматривает такие явления в качестве симптомов стресса и пытается выяснить истинные и глубинные их причины. Однако большинство инспекторов отдела кадров в настоящее время по-прежнему, склонны изыскивать традиционные причины снижения результативности типа слабой подготовки, дефектного оборудования или неудовлетворительности инструктажа. Стресс, скорее всего не рассматривается ими в списке возможных проблем.
Самый первый шаг в любой программе со стрессом - признание того, что он существует. Любая программа решения проблемы должна исходить из того, существует ли стресс и чем он вызван. Рассмотрим примеры организационных программ:
1. Для эффективного достижения результатов важно отношение работников к своей работе. Они должны: четко понимать ее смысл; знать, чего от них ждет учреждение; быть уверенными в том, что сумеют оправдать их ожидания.
Стресс возникает, когда работники не знают своих производственных ролей или боятся, что не справятся с работой. Если роль сопряжена с чрезмерным стрессом, то руководство может прореагировать на это следующим образом: уточнить роль человека в общей работе; снизить нагрузку; применить методы снижения стресса, если он имел место (например, организовать встречу работника с теми, кто вызывает проблемы, чтобы выработать решение).
Каждый из указанных методов направлен на обеспечение большего соответствия между конкретной ролью и работой или организационной средой. Эту же логику используют в программах обогащения труда, предполагающих уточнение и реорганизацию работ, с тем, чтобы труд стал более содержательным, интересным и заключал в себе возможность внутреннего поощрения. Назначение заданий, заключающих в себе такую возможность, обеспечивает лучшее соответствие между работником и выполняемой им работой.
2. Также важна корпоративная
культура, которая, диктует соответствующее
поведение и мотивацию
3. Программы борьбы со стрессом можно реализовать в масштабе компании. Некоторые программы имеют конкретную ориентацию:
- злоупотребление алкоголем и наркотиками;
- перевод на другое место;
- консультирование в области карьеры и т.п.
Другие носят наиболее общий характер:
- программа эмоционального
- центр содействия работникам;
- программа оценки здоровья;
- специальные услуги здоровья.
Существуют две разновидности программ борьбы со стрессом - клиническая и организационная. Первая инициируется фирмой и направлена на решение индивидуальных проблем: вторая имеет дело с подразделениями или группами трудового коллектива и ориентирована на проблемы группы или всей организации.
4. Клинические программы. Такие программы основаны на традиционном медицинском подходе к лечению. Элементы программы включают:
Диагноз. Человек, который, испытывает проблему, обращается за помощью. Медицинский персонал компании стремится поставить диагноз.
Лечение. Консультирование или укрепляющая терапия. Если персонал компании не в состоянии помочь, то работника отправляют к специалистам.
Скрининг. Периодическое обследование сотрудников на весьма стрессовых работах позволяет выявить ранние признаки проблемы.
Профилактика. Работников, подверженных значительному риску, обучают и убеждают в том, что для борьбы со стрессом следует что-то предпринять.
Итак, нами были изучены эффективные способы борьбы со стрессом в компании. Выявлены истинные и глубинные причины симптомов стресса. Рассмотрены примеры организационных программ по решению проблемы стресса в компании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в первой главе, мы выяснили, что же такое стресс, определили основные понятия стресса. Узнали, что открытие этого термина связано с именем канадского исследователя Ганса Селье. Он же выявил понятие общего адаптационный синдром - приспособительской реакции организма на внешнее воздействие.