Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 14:24, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение методов принятия управленческих решений для конкретной проблемы.
Исходя из поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Описание предметной области, в которой возникла проблемная ситуация.
2. Описание проблемной ситуации с использованием методов СВОТ-анализа.
3. Выбор метода детализации для построения дерева целей.
Введение……………………………………………………………….…………..3
1. Анализ проблемной ситуации ………………………………………..……….4
2. Постановка целей и построение дерева целей………………………………..6
2.1. Описание проблемной ситуации…………………………………………….6
2.2. Построение дерева целей………………………………………………….....9
3. Выбор альтернатив и расчет коэффициентов оценки вариантов решения..16
4. Организация и контроль принятия решений……………………………..…20
Выводы…………………………………………………………………………...22
Список используемой литературы…………………
В дальнейшем под деревом взаимосвязей будем понимать связный неориентированный граф, вершины которого интерпретируются как элементы дерева, а ребра - как связи между ними. При этом допускается одно отступление от строгого определения понятия «дерево», принятого в теории графов. Оно заключается в том, что элементы дерева взаимосвязей могут входить в состав более чем одного элемента более высокого уровня, т.е. не выполняется одно из свойств дерева, согласно котором число ребер дерева на единицу меньше числа вершин.
Одна из главных задач построения деревьев взаимосвязей состоит в том, чтобы установить полный набор элементов на каждом уровне и определить взаимосвязи и соподчиненность между ними (качественный аспект). Другая задача последующее определение коэффициента относительной важности (КОВ) элементов каждого уровня дерева взаимосвязей (количественный аспект).
Общими правилами построения деревьев взаимосвязей являются следующие: соподчиненность, т.е. элементы нижнего уровня, подчиняются элементам более высокого уровня, вытекают из них, обеспечивают их реализацию; сопоставимость, т.е. на каждом уровне дерева взаимосвязей рассматриваются элементы, сопоставимые по своему масштабу и значимости, полученные к результате детализации по одному принципу; полнота.
Элементы одного уровня дерева взаимосвязей должны удовлетворять принципу не пересекаемости, т.е. быть независимыми, логически невыводимыми друг из друга. Принципы детализации, используемые при построении реальных деревьев взаимосвязей, удовлетворяют данному условию только к отдельных частных случаях. Некоторые элементы одного уровня дерева взаимосвязей могут иметь, полностью или частично одинаковые компоненты, входящие в их состав.
Попытка следовать принципу не пересекаемости резко сократит область применения метода структуризации, приведет к построению структур, слабо связанных с практическими задачами планирования и управления.
Дерево взаимосвязей может представлять полный связный граф (содержась цели, мероприятия, ресурсы) или являться частным несвязным графом (содержать или цели, или мероприятия, или ресурсы).
В зависимости от того, детализирует ли каждый рассматриваемый элемент один или несколько элементов более высокого уровня, можно выделить три типа деревьев взаимосвязей: с перекрестными связями, прямыми связями и со связями смешанного типа [7, с. 247].
При прямых связях количество элементов по мере перехода на более низкие уровни дерева взаимосвязей всегда увеличивается (ветвление). При перекрестных же связях может иметь место уменьшение числа элементов («сужение»; дерева взаимосвязей).
Такое положение является типичным при переходе от целевых уровней к уровням мероприятий и от уровня мероприятий к ресурсному. Например, последний уровень дерева мероприятий содержит несколько десятков элементов, в то время как следующий за ним первый уровень ресурсов может содержать в агрегированном виде перечень всех видов ресурсов (материально-технические, трудовые, финансовые, информационные), т.е. всего несколько элементов, которые необходимы для реализации практически всех мероприятий. Однако при сужении не используется степень детализации, полученная ранее (например, получены конкретные формулировки целей, а мероприятия опять сформулированы в самом обобщенном виде). Поэтому детализировать мероприятия следует для каждой цели отдельно, тем более что КОВ одних и тех же мероприятий, предназначенных для реализации выявленных целей, могут быть разными.
Таким образом, при построении связанного графа (цели - мероприятия - ресурсы) мероприятия следует структурировать для каждой конкретной цели, представленной на последнем уровне дерева целей, а ресурсы для каждого конкретного мероприятия, представленного на последнем уровне дерева мероприятий.
Для выявления полного набора элементов каждого уровня вначале лучше построить дерево с прямыми связями, а затем, если это необходимо, перейти к обобщенной структуре с перекрестными связями.
Второй вариант дерева взаимосвязей графически является более компактным. Кроме того, при определении КОВ отдельных элементов для второго варианта дерева взаимосвязей в том случае, когда оно является достаточно простым и оценку производит сразу для всех элементов одна группа экспертов, требуется меньшее количество анкет (все данные по оценке КОВ сводятся в одну анкету).
Однако, когда число элементов одного уровня превышает 8-12 (а такая ситуация практически всегда имеет место, начиная со 2-го или 3-го уровня), предпочтение следует отдать структуре с прямыми связями. В противном случае будет затруднено определение КОВ отдельных элементов дерева взаимосвязей [3,с. 74-75].
Возможны различные принципы детализации дерева взаимосвязей, в частности:
1. Предметный принцип. В соответствии с предметным принципом элементы дерева взаимосвязей разбиваются на элементы той же природы, только более дробные. При применении предметного принципа структуризации на разных уровнях дерева взаимосвязей представлены элементы одного и того же типа, но сформулированные с разной степенью детализации. Объектами детализации могут быть и цели, и мероприятия, и ресурсы. Когда они выражаются в виде конкретных объектов, поддающихся классификации.
2. Функциональный принцип. Для определения направлений детализации элементов, полученных при использовании функционального принципа, необходимо уточнить понятие функции.
Используя перечисленные принципы при построении деревьев взаимосвязей, необходимо обязательно соблюдать следующее условие элементы одного уровня дерева взаимосвязей должны быть сформированы на основании одного принципа детализации (предметного или функционального), т.е. на одном уровне не допускается смешение используемых принципов структуризации. Использование в определенной последовательности данных принципов структуризации дает возможность, постепенно конкретизируя содержание элементом, добиться требуемого уровня детализации.
Важным аспектом построения деревьев взаимосвязей, и в первую очередь деревьев целей, является вопрос учета целей внешних и внутренних по отношению к системе, для которой строится дерево, целей.
В дереве взаимосвязей может быть так называемое явление «зависание ветвей». Его суть заключается в том, что не все ветви при структуризации заканчиваются на одном уровне) [3, с. 75-79].
Так как главной целью ЗАО «АКСИТ» является повышение эффективности деятельности, вплоть до отдельных подразделений этого предприятия, то в целом следует использовать адресный принцип структуризации, а на более низких уровнях – принцип охвата всех факторов, влияющих на решение рассматриваемой проблемы, и трансформация их в мероприятия.
Общие принципы построения деревьев взаимосвязей, изложенные выше, справедливы также для случая построения частных типов деревьев целей, мероприятий и ресурсов.
Ниже речь пойдет о трансформации этих общих принципов применительно конкретным задачам построения деревьев целей. Приводимые примеры характеризуют в основном отраслевой и более низкие уровни управления, хотя излагаемый материал может использоваться при построении деревьев, целей более высоких уровнен планирования и управления.
При определении элементов па первом уровне дерева мероприятий необходимо не детализировать элементы последнего уровня дерева целей, а выявлять наиболее полный набор различных способов достижения поставленных целей. Таким образом, на стыке уровней целей и мероприятий в дереве взаимосвязей происходит переход от конкретизации содержания поставленных целей к выявлению различных методов путей их достижения.
После получения требуемого уровня детализации отдельных направлений достижения поставленных целей во многих случаях возникает необходимость конкретного указания тех материальных систем, которые требуется, совершенствован, или создавать в рамках выполнения намеченных мероприятий, т.е. использовать принцип выявления материальных систем.
В этом случае структуризация на уровнях мероприятий заканчивается перечислением комплекса работ по созданию (доведению до требуемых характеристик) отдельных компонентов материальной системы (системный принцип структуризации) [5, с. 285].
В дереве мероприятий (целей) могут быть представлены специфичные и общие мероприятия (цели). К числу специфичных относятся такие мероприятия, как разработать какую-то специальную технологию, техническую систему. Общие мероприятия - это совершенствование планирования, материально- технического снабжения и т.д., реализовывать которые целесообразно при решении самых разнообразных проблем на разных уровнях планирования и управления.
Подводя итог, можно сказать, что основное отличие дерева мероприятий от дерева целей заключается в том, что в результате построения дерева целей получается система требуемых (нормативных) значений отдельных показателей и параметров, определяющих уровень достижения поставленных целей, а в результате построения дерева мероприятий - развернутый перечень работ, которые необходимо выполнить, чтобы поставленные цели были достигнуты [3, c. 79-85].
Построение дерева целей для ЗАО «АКСИТ» представлено на рис.1.
Рисунок 1 - Дерево целей ЗАО «АКСИТ»
3. ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВ И РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТОВ
ОЦЕНКИ ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ
Так как для ЗАО «АКСИТ» основной проблемой является ограниченность финансовых ресурсов, необходимо проранжировать предложенные мероприятия. Для этого используем экспертные методы оценки.
Практический опыт использования методов системного анализа показал, что предпочтение, где такое возможно, следует отдавать достаточно простым методам. Это положение относится и к экспертным методам. Они широко используются при определении коэффициентов относительной важности (КОВ) в деревьях взаимосвязей и, вообще, когда необходимо из указанного множества свойств и взаимосвязей отобрать лишь существенные, наиболее важные [2, с. 173].
При анализе сложных систем некоторые из существенных свойств и взаимосвязей либо вообще не допускают количественного описания, либо не представляется возможным в рассматриваемый момент времени получить о них количественные данные. Такие качественные оценки носят название экспертных оценок [7, с. 468].
Наиболее распространенными в практике экспертных оценок являются анкетные методы и методы групповой экспертизы, которые в зависимости от используемой шкалы, выделяют метод ранжирования и нормированная.
Анкетные методы. Их достоинством является простота, относительно малая стоимость.
Метод ранжирования. Эксперту предлагается присвоить числовые ранги каждому из приведенных в анкете факторов. Порядковая шкала, получаемая в результате ранжирования, должна удовлетворять условию равенства числа рангов N числу ранжируемых элементов. Сумма рангов Sn , полученная в результате ранжирования n факторов, равна сумме чисел натурального ряда:
При большом числе оцениваемых факторов их «различимость», с точки зрения эксперта, уменьшается. Поэтому число факторов не должно быть более 20, а наибольшая надежность процедуры ранжирования обеспечивается при n<10.
Результаты опроса m экспертов
относительно n факторов сводятся в матрицу
размерности
, которая называется матрицей опроса.
Здесь Aij - ранг j-ro фактора, данный i-м
экспертом. При обработке матриц опроса
переходят к преобразованным рангам по
формуле:
По данным таблицы определяется
относительный вес каждого фактора по
всем экспертам:
. [3, с. 89-92].
Экспертам предложено проранжировать
предложенные мероприятия и расставить
их ранг от 1 до 12. Матрица опроса приведена
в таблице 3.
|
Факторы |
Эксперты |
Сумма Rj | |||
|
|
|
| |||
|
Повышение эффективности использования оборудования |
|
|
|
|
|
|
Использование новых технологий |
|
|
|
|
|
|
Повышение производительности труда |
|
|
|
|
|
|
Привлечение высококвалифицированных специалистов |
|
|
|
|
|
|
Повышение квалификации персонала |
|
|
|
|
|
|
Внедрение мероприятий по стимулированию труда |
|
|
|
|
|
|
Снижение издержек производства |
|
|
|
|
|
|
Оптимизация оборотных средств |
|
|
|
|
|
|
Привлечение инвестиций |
|
|
|
|
|
|
Разработка рекламной кампании |
|
|
|
|
|
|
Формирование ассортиментной политики |
|
|
|
|
|
|
Заключение долгосрочных договоров с поставщиками |
|
|
|
|
|