Понятие рыночной конъюнктуры
включает:
степень сбалансированности
рынка (соотношение спроса и предложения);
уровень устойчивости или
колеблемости основных параметров рынка;
сформировавшиеся и
наметившиеся тенденции развития рынка;
2.1 Конъюнктурные оценки рыночной ситуации
Рыночная
ситуация определяет сложившуюся конъюнктуру рынка. Надо сказать, что понятия рыночной
ситуации и рыночной конъюнктуры практически
адекватны. Конъюнктура рынка представляет
собой рыночную ситуацию, соотношение
спроса и предложения, сложившиеся на
какой-то конкретный момент или определенный
промежуток времени. Ситуация на товарном
рынке в значительной степени зависит
от положения на других рынках. Поэтому
глубокое изучение товарного рынка должно
быть комплексным, увязанным с оценками
рынка ценных бумаг, рынка услуг, рынка
инвестиций, рынка недвижимости, рынка
труда и т.д. Многие процессы на товарном
рынке объясняются или обусловлены ситуацией,
сложившейся на других рынках.Динамику товарооборота сыра «Прибалтийского»,
объемов продаж и цен Данные по объемам
продаж в натуральном и денежном выражении.
Таблица 1
Товар: сыр «Прибалтийский»
|
|
2007 |
|
2008 |
|
2009 |
|
2010 |
|
2011 |
|
Квартал |
кг |
Руб. |
кг |
Руб. |
кг |
Руб. |
кг |
|
Руб. |
|
кг |
|
Руб. |
|
1 |
2800 |
45080 |
3815 |
64092 |
4129 |
71018,8 |
2380 |
43078 |
3974 |
69942,4 |
|
2 |
2700 |
43470 |
3246 |
54532,8 |
3814 |
65600,8 |
2755 |
49865,5 |
3118 |
54876,8 |
|
3 |
3100 |
49910 |
4019 |
67519,2 |
3650 |
62780 |
3131 |
56671,1 |
2985 |
52536 |
|
4 |
3460 |
55706 |
4670 |
78456 |
4293 |
73839,6 |
4389 |
79440,9 |
3233 |
56900,8 |
|
Всего |
120600. |
194166 |
15750 |
264600 |
15886 |
273239,2 |
12655 |
229055,5 |
13310 |
234256 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Построим зависимость
объема продаж в натуральных единицах
(кг) от времени .
Построим зависимость объема продаж в
денежном выражении (выручка) от времени.
Анализируя данные табл. 1 характеризующие
ситуацию, сложившуюся за последние 5 лет
на рынке сыра, можно сделать следующие
выводы.
В течение всего исследуемого периода
товарооборот, как в натуральном выражении
(штук) так и в денежном (руб.) имеет ярко
выраженный колебательный характер. Анализируя
рынок, приходим к выводу, что рынок является
неустойчивым. Возможно такая ситуация
сложилась из-за того, что рынок не стоит
на месте и постоянно появляются новые
и новые сорта, имеющими разную стоимость,
рассчитанную на разного потребителя. Для
большинства предприятий одним из условий
выживания и успешного функционирования
становится умение предвидеть вероятное
будущее состояние предприятия и среды,
в которой оно существует, вовремя предупредить
тенденции изменение спроса. Это достигается
с помощью проведения маркетинговых мероприятий
в практической работе предприятия по
всем направлениям его деятельности, и
в частности, в области сбыта продукции
(товаров, работ, услуг). Для
данной ситуации предприятию необходимо
проводить мероприятия, обеспечивающие
рост фирмы. Следует постепенно сокращать
рост объема продаж и вводить в производство
новые сорта. Это связано с тем, что за
5 лет рынок успел насытиться данным товаром.
Тем более, что на рынке появляются большое
разнообрзие новых сортов: Горный, Литовский,
Каунасский, Выруский, Пикантный и другие. Это приведет к повышению конкурентоспособности
фирмы и выпускаемого ею товара. Также
фирма должна стремиться к снижению издержек
производства для установления более
низкой цены на товар для того, чтобы он
был более доступен для слоев населения
с более низким уровнем доходов.
3. Понятие внешнеэкономической
политики государства
Внешнеэкономическая
политика государства - это целенаправленная и комплексная
программа действий законодательной и
исполнительной властей по развитию повышению
эффективности внешнеэкономических связей,
реализуемая как во внутренней финансово-производственной
сфере через инвестиционную, таможенную
и налоговую политику, так и сфере внешнего
обмена путем повышения коммерческой
эффективности экспортных, импортных,
валютных и иных внешнеэкономических
операций. Очевидно, что основными задачами
законодательной власти является разработка
и принятие необходимой и достаточной
договорно-правовой базы для нормальной
деятельности всех субъектов ВЭД, а исполнительной
власти - практическая работа по реализации
ВЭП через организационные структуры
ВЭД и контроль за надлежащим исполнением
правовых норм ведения ВЭД всеми ее участниками.
Причем формирование и совершенствование
организационных структур, через которые
практически осуществляется ВЭД, само
по себе является важным и эффективным
элементом ВЭП государства. Формирование
ВЭП должно осуществляться на основе глубокого
анализа и максимально полного учета целого
ряда важнейших факторов: блока внутренних
социальных, экономических и правовых
факторов, а также блока внешних факторов.
К группе основных внутренних факторов
следует отнести:
*уровень развития и структуру производственных
сил страны;
*состояние природных ресурсов и климатических
условий;
* количественный и структурный баланс
внутреннего производства и потребления
или, другими словами, количественную
и структурную характеристику внутреннего
рынка;
* валютно-финансовое положение страны;
* количественный и профессиональный состав
экономически активног населения.
Анализ перечисленных внутренних факторов
дает необходимые основание и исходные
данные для формирования самых общих принципов
ВЭП по следующим структурным направлениям:
* экспортная политика, включая нормы,
регулирующие экономическое и техническое
сотрудничество с зарубежными странами;
*импортная политика;валютное регулирование;
принципы внутреннего финансирования
экспортных и импортных операций;
регулирование внешнего финансирования
экспортных и импортных операций
и иностранных инвестиций;
* регулирование российских инвестиций
за рубежом.
3.1 Экономические
средства государственного регулирования
ВЭД. К основным формам экономического регулирования
экспортных и импортных операций в условиях
рыночной экономики следует отнести таможенно-тарифное
регулирование, внутреннее налогообложение,
а также регулирование обменного курса
национальной денежной единицы. Решающая
роль в организации государственного
регулирования внешнеторговых операций
принадлежит таможенным тарифам. Переход в основном к экономическим методом
регулирования ВЭД потребовал более глубокой
проработки таможенного законодательства
РФ.
К экономическим средствам регулирования
ВЭД можно отнести государственное регулирование
курса национальной валюты.
Манипуляция курсом национальной валюты
по отношению к тем или иным иностранным
валютам, можно достаточно эффективно
влиять на объемы, динамику и географические
направления ВЭД.
Так снижение курса национальной валюты
по отношению к валюте, в которой формируется
валютные поступления от экспертных операций,
дает преимущество экспортерам за счет
соответствующего увеличения эквивалентной
денежной массы в национальных денежных
единицах и наоборот.
3.2Финансовые аспекты внешнеэкономической
деятельности предприятия
Понятие внешнеэкономическая деятельность
(ВЭД) предприятия включает в себя внешнеторговую,
инвестиционную и иную деятельность: производственную
кооперацию в области международного
обмена товарами, информацией, работами,
услугами, результатами интеллектуальной
деятельности; в том числе исключительные
права на них (интеллектуальная собственность).
Внешнеэкономическая деятельность
оказывает положительное влияние
на развитие экономики в разных аспектах:
во-первых, благодаря получению
валютной выручки от экспорта. В
масштабах всей национальной экономики
ВЭД выступает важным фактором финансовой
стабилизации страны: поступления от нее
(таможенные сборы, НДС, акцизы, неналоговые
поступления) формируют значительную
долю бюджета республики;
во-вторых, ВЭД способствует
повышению технологического уровня
производства за счет импорта современной
техники и технологий. Под воздействием
НТП ускорились темпы морального старения
техники и технологий, возросли затраты
на научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы. Мировой опыт показывает, та только
за счет внутренних источников решить
проблему обновления производственных
факторов невозможно;
в-третьих, ВЭД помогает
развитию экономики за счет долгосрочного
производственного сотрудничества
и стабильных связей между иностранными
партнерами по совместной деятельности
в производстве конкурентоспособной продукции
и выходу с ней на мировые рынки. Такая
совместная деятельность осуществляется
по ряду направлений: закупке комплектного
технологического оборудования, по налаживанию
его работы, консультационным услугам,
обучению персонала; закупке патентов
и лицензий на новые технологии; привлечению
иностранных инвестиций в те отрасли и
предприятия, где необходима техническая
и технологическая модернизация.
Выход предприятий
на мировой рынок позволяет обеспечить их реальное
участие в международных экономических
процессах, добиваться максимизации прибыли
и повышения рентабельности за счет широкого
использования преимуществ международного
разделения труда. Согласно действующему
законодательству оно имеет право самостоятельно
определять формы, методы и объемы работы
на внешнем рынке. В этой связи роль финансов
внешнеэкономической деятельности предприятия
постоянно повышается. Финансы внешнеэкономической
деятельности предприятий являются составной
частью и одним из источников доходов
государственных финансов в данной сфере
деятельности.
Как особая сфера
функционирования финансы ВЭД обладают
специфическими чертами. Область их
существования ограничивается
сферой внешнеэкономической деятельности.
Они воплощаются в ресурсах, формирующихся
не только в национальной, но и иностранной
валютах. Субъектами распределительных
отношений наряду с национальными юридическими
и физическими лицами являются также зарубежные
партнеры в лице иностранного государства,
международной организации, иностранные
юридические и физические лица. Организация
финансов ВЭД происходит под влиянием
сложившейся системы международных валютно-кредитных
и расчетных отношений.
Финансы внешнеэкономической
деятельности предприятий выражают
систему экономических отношений,
возникающих в ходе формирования
и использования фондов денежных
средств, полученных от внешнеэкономической
деятельности в иностранной и
национальной валите. Они включают специфические отношения:
между резидентами
и нерезидентами по поводу купли-продажи
продукции (работ, услуг), предоставления
кредитов и займов, истребования штрафных
санкций по договорам и т.п.;
предприятиями
и коллективами их работников при
выплате заработной платы, премий,
распределении средств фонда потребления;
предприятиями
и финансовой системой при внесении
платежей в бюджет в части национальной
валюты; а в части иностранной
валюты - по поводу распределения валютной
выручки, покупки валюты, финансирования в валюте из
централизованного валютного фонда государства,
получения иностранных кредитов под гарантию
правительства и т.п.;
предприятиями
и кредитной системой при получении,
погашении ссуд и при уплате процентов
за кредит в. иностранной и национальной валюте;
партнерами
совместного предприятия, связанные
с формированием уставного фонда,
распределением доходов и др.;
государствами
и международными организациями
по поводу оказания и погашения валютной
помощи, выдачи и погашения ссуд
и т.д.
Управление финансовыми взаимоотношениями
в области внешнеэкономической деятельности
осуществляется с помощью финансово-кредитного
механизма, который представляет собой
совокупность форм, методов, средств организации
движения финансовых ресурсов и включает
в себя налоговое, валютное, таможенно-тарифное
регулирование.
На уровне
предприятия управление внешнеэкономической
деятельностью осуществляется посредством
внешнеторгового аппарата, организационная
структура которого весьма разнообразная
Она зависит от размера предприятия, характера его
производственной специализации, принципиальной
схемы организационного устройства и
принятой формы управления, совокупности
внешних условий функционирования, уровня
развития экспорта. С учетом вышеуказанных
параметров формулируются конкретные
цели и задачи внешнеторговой организации,
ее структура (например, внешнеторговая
фирма, управление внешнеэкономической
деятельностью, отдел внешнеэкономических
связей).
3.3 Валютное регулирование внешнеэкономической
деятельности
Важной составляющей в механизме регулирования
ВЭД выступают меры валютного воздействия
и валютного контроля. Валютное регулирование
представляют собой регламентацию операций
резидентов и нерезидентов с валютой и
другими валютными ценностями. Основные
понятия, права и обязанности, положения,
регулирующие валютное обращение и контроль,
содержатся в Законе РФ "О валютном
регулировании и валютном контроле"
и других нормативных актах.
Органами
валютного регулирования в Российской
Федерации являются Центральный
банк РФ и Правительство Российской Федерации.
Законом определены
такие понятия, как валютные ценности,
резидент и нерезидент, валютные операции,
уполномоченный банк, специальный счет
и др. Он закрепил имеющее большое
значение для ВЭД право российских
физических и юридических лиц на владение иностранной
валютой, проведение валютных операций.
К валютным ценностям
по закону относятся иностранная
валюта в виде денежных знаков, средств
на счетах и внешние ценные бумаги.
Все операции, связанные с переходом
права собственности и иных прав на валютные ценности,
называются валютными операциями, которые
делятся на текущие и связанные с движением
капитала.