Сущность и функции кадрового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 00:07, творческая работа

Описание работы

Кадровый менеджмент - это целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.
Успех деятельности любой организации зависит от ее сотрудников. Персонал является одним из важнейших ресурсов организации, необходимым для достижения всех ее целей и задач. Именно от персонала непосредственно зависят экономические и другие возможности организации. Вложения средств в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и эффективности деятельности организации в условиях рыночной экономики.

Содержание работы

ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ 3
Оценка трудовых ресурсов. 3
Планирование трудовых ресурсов 4
ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В КАДРАХ 9
ОТБОР ПЕРСОНАЛА 10
ЗАДАЧИ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 16
Задачи кадрового менеджмента 16
на стадии формирования организации 16
Задачи управления 20
на стадии интенсивного роста организации 20
Задачи кадрового менеджмента 21
на стадии стабилизации 21
Задачи организации 25
в ситуации кризиса 25
задачи кадрового менеджмента 27
в процессе слияний и поглощений 27
Заключение 29
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

тв99.docx

— 83.69 Кб (Скачать файл)
    1. Основные задачи, решаемые службой по управлению персоналом.

При характеристике в целом содержания деятельности служб по управлению персоналом выделяют следующие задачи:

    • решение штабных проблем (набор, отбор, ориентация, оценка, дисциплина) – 33%;
    • компенсации и пособия – 28, 5%;
    • обучение, повышение квалификации – 1%;
    • трудовые отношения – 10% .

     Уже на стадии формирования  организации важно разработать  такую систему сбора, хранения  и использования кадровой информации, которая бы, с одной стороны,  соответствовала проектируемой  структуре организации, а с  другой – была достаточно гибка  к возможным изменениям в будущем.

     Под кадровой информацией  можно понимать определенным  образом организованной множество  данных о персонале организации.  Это и личные дела, и карточки  по учету кадров, и всевозможные  приказы о назначениях, перемещениях, командировках, приказах и увольнениях.

     Важно, чтобы все  данные о персонале позволяли  руководству организации в каждый  момент времени принимать оптимальные  управленческие решения на основе  адекватного представления о  внутриорганизационной кадровой  ситуации.

     К задачам, которые  требуют информационного обеспечения,  можно отнести следующие:

- кадровое и управленческое  делопроизводство;

-  внутриорганизационное кадровое  планирование;

-  оценка персонала.

     Кадровое и управленческое  делопроизводство прежде всего включает разработку штатного расписания, должностных инструкций, приказов по личному составу и ведение личных дел. Чаще всего сюда может относиться информация о расчете зарплаты.

     Внутриорганизационное  кадровое планирование включает  работу по анализу, оценке затрат  и контролю. Так, при организации  обучения персонала необходимо  проанализировать потребность в  обучении и загрузку работников, иметь информацию по планированию  их использования, провести оценку  затрат на предполагаемое обучение. После этого можно переходить  к составлению собственного плана  подготовки, его реализацию и  контролю.

Задачи  управления на стадии интенсивного роста организации

     Организации удалось  пройти самый сложный период  – стадию формирования. Сформулирована  новая идея, найден товар, получены  средства, налажено производство  и новый товар поступил на  рынок. Проект был хорошо продуман, предприятие заработало, количество  потребителей увеличивается. Итак, это следующая стадия развития  организации – стадия интенсивного роста.

     Для удовлетворения  растущего спроса организация  должна быстро изменить свою  структуру, должны появиться новые  отделы, подразделения, установлены  связи между ними. Многие организации  начинают привлекать к работе  с клиентами не только собственные  структуры, но и другие организации.  В связи с быстрым ростом  обостряется проблема управляемости  организацией, включения новых подразделений,  установления новых и оптимизация  старых связей. Для ряда отраслей  бизнеса существенно долгосрочное взаимодействие с клиентом, поэтому становится важным создание поддерживающих структур. Для поддержания хорошего спроса важными становятся вопросы рекламы, создания имиджа организации, установления контактов с общественностью, внешней средой в целом.

     Для большинства организаций,  находящихся на стадии интенсивного  роста, наиболее существенен вопрос  о привлечении нового персонала.  Около 70% времени специалистов кадровых служб посвящены именно этому: где найти новых сотрудников и как отобрать наиболее подходящих, как провести адаптацию персонала, ввести его в корпоративную культуру, сделать процесс включения быстрым и минимально затратным. Учитывая, что рост организации ставит проблемы управляемости, менеджер по персоналу должен продумывать вопросы изменения организационной структуры, принципов управления в широком смысле – командного управления и формирования управленческих команд.

     Однако, наиболее существенная  проблема, с которой сталкивается  управление персоналом – проблема  размывания корпоративной культуры. В период интенсивного роста  организация может включать в  себя гораздо больше персонала,  чем на предыдущих стадиях.  Если организация смогла выйти  на стадию интенсивного роста,  нашла своего потребителя, удержалась  на рынке, безусловно, в корпоративной  культуре есть много продуктивного,  она способна дать организации  стимул для дальнейшего роста.  Но с приходом новых сотрудников,  работавших прежде в других  фирмах, менеджер по персоналу  сталкивается с проблемой –  удержать продуктивность корпоративной  культуры, ее ценности, заимствовать  все наиболее интересное, включить  их в культуру, но не позволить  групповым представлениям погибнуть  под напором множества новых идей.

Задачи  кадрового менеджмента на стадии стабилизации

     Стадию стабилизации  достигают не все организации,  вышедшие на рынок. Парадокс  может состоять в том, что  даже если клиентов много, организация  может погибнуть, если не сможет  вырасти  в соответствии с  потребностями рынка. Поэтому  часть организаций так и не  доживает до стадии стабилизации. Кажется, что именно этот период  является самым спокойным для  фирмы – есть клиенты, есть  сотрудники, понятно, что и как  делать. Остается только спокойно  работать, но и на стадии стабилизации  поджидает ряд проблем, без  решений которых организация  может погибнуть.

     Основная задача работы  управленческого персонала на  этой стадии – не только  удержание достигнутого уровня  рентабельности, но и обязательное  снижение затрат на сырье, технологию, и особенно персонал. Чтобы удержать  устойчивость, любой организации  необходимы поиски новых сегментов  рынка, диверсификации производства, включение новых бизнесов в сферу своей деятельности. Выросшая организация должна закрепить собственную организационную структуру, сделать ее максимально эффективной в новых условиях всемерной экономии.

     Для оптимизации персонала,  снижения уровня затрат на  персонал необходимо провести  анализ деятельности, выявить источники  потерь и построить работы  максимально эффективно. Новые варианты  деятельности должны быть закреплены  в нормативных документах и  стать нормой обычной работы. На стадии стабилизации  организаций  менее всего должно быть авралов  и экстремальных решений. Постепенно  вводя небольшие усовершенствования, рационализацию труда, можно повысить  его интенсивность, а используя  систему оплаты труда, - и мотивацию  персонала.

     Для оценки эффективности  деятельности каждого, выявления  резервов роста производительности  и качества организация должна  проводить регулярные оценочные  процедуры – аттестацию персонала,  рабочих мест. На основании полученных  данных могут быть улучшены  системы распределения работы, технологии  деятельности, формы оплаты и  стимулирования.

     Чтобы более эффективно  использовать персонал, кадровый  менеджмент должен продумать  систему планирования карьеры,  формирования кадрового резерва,  организации обучения и продвижения  персонала. Именно в ситуации  стабильности персонал начинает  воспринимать карьерные планы,  планы роста вознаграждения как  обоснованные и реальные инструменты  планирования своей жизни. На  стадии формирования и интенсивного  роста такие кадровые инструменты  кажутся малообоснованными и  слишком далекими.

     Наиболее существенная  проблема, с которой сталкивается  управленческий персонал на этой  стадии – выбор между ориентацией  на функционирование (поддержание  работоспособности организации)  и развитием (подготовкой организацией  к следующему изменению, предотвращению  кризиса, который неминуем, если  организация не сможет найти  новый продукт, направление деятельности).

     Таким образом, и  управление организацией, и управление  персоналом должны решить, что  для организации сейчас целесообразно:  максимально сосредоточиться на  «эксплуатации» достигнутого, или  начать изменения, готовить новый  продукт, новый рынок. Однако, менеджер по персоналу должен учитывать, что человеку свойственно стремление к стабильности.     Поэтому после принятия стратегического решения – готовиться к новому этапу, создавать новый продукт, изменять деятельность и организационную структуру – персонал необходимо включить в реорганизационную, инновационную деятельность. Начать процесс можно, только преодолевая сопротивление изменением.

     Менеджеру по персоналу  следует определить уровень ориентации  организации на изменения, степень  ее вариативности. Об этом могут  свидетельствовать как особенности  организации, так и персонала.

     О готовности к  изменениям свидетельствуют следующие  организационные особенности компании:

  • гибкость организационной структуры – наличие мелких, легко управляемых структур (например, проектных групп), минимизация бюрократических правил и процедур, адекватность структуры управления задачам функционирования – ликвидация лишних звеньев управления;
  • принципы инновационности, заложенные в корпоративной культуре,  - ориентация на постоянное совершенствование и долгосрочность процесса развития , ориентация, настроенность руководства и персонала на поиск нового, внимательное отношение к организации к идеям своих членов, наличие конкретных индикаторов оценки процесса изменения организации, сравнения с результатами конкурента.
  • принципы инновационности, заложенные в положениях кадровой политики, - непрерывное обучение персонала, творческий подход к делу, гибкая система оплаты труда, повышающая заинтересованность в результатах, требования к хорошему результату производственной деятельности, оценка вклада линейных руководителей в подготовку подчиненных, система призови премий за овладение новыми навыками и выявление проблем, оценка опыта и широкого кругозора.

     О способности к  изменениям свидетельствуют следующие  особенности персонала:

  • аналитичность сознания – способность рассматривать ситуацию в целом и в отдельных аспектах выделять взаимосвязи, детерминанты и свойства некоторых объектов;
  • диалогичность сознания – способность видеть несколько вариантов развития событий, способов решения проблем, предполагать наличие возможности нескольких вариантов решений.

     Приглашая сотрудников  организации к изменениям, важно  предполагать, почему они могут  согласиться на инновацию, какими  мотивами будут руководствоваться.  Можно выделить две движущие  силы изменений:

- философия контракта (соглашение  между группой акционеров и  группой работников об обмене  труда на плату)

- философия общей судьбы (уверенность  в существовании взаимосвязи  между работниками, потребителями  и акционерами в том, что  интересы работников и потребителей  также важны, как и интересы  акционеров).

     Можно выделить четыре  основных уровня изменений.

1.Изменение в знаниях - требует  минимального времени и минимальных  затрат, достаточно провести программу  обучения, распространить материалы,  например, инструкции. Однако проблема  связана с тем, что почти  все могут знать, как надо  делать, но никто в организации  не будет делать так, как  надо, потому что может считать  это неважным.

2. Изменение в индивидуальных  установках (отношение каждого к  тому, что и как надо делать) требует более длительного времени  и больших затрат, поэтому необходимо  создать условия для того, чтобы человек принял необходимость изменения.

3. Изменение в индивидуальном  поведении – должно быть обеспечено  еще большим временем и ресурсами.  Самое главное на этом этапе  – человек должен получить  положительный опыт нового поведения.

4. Изменение в групповом поведении  – наиболее сложное организационное  поведение, требующее максимального  времени и существующих ресурсов. В организации часто возникает  ситуация, когда сотрудники, прошедшие  программу обучения и окрыления  новыми взглядами, обогащенные  передовым опытом, через некоторое  время теряют общий язык с  коллегами, начинают отторгаться  или, если конечно, не отказываются  от своих инноваций. Группа  всегда требует от своего участника  поведения, близкого к среднему, позволить отклоняющее поведение  коллектив может только лидеру. Самая большая проблема – создание  нового способа коллективного  поведения. В подобном случае  одним из вариантов преодоления  сопротивления новому могло стать  обучение всего подразделения  одновременно.

Информация о работе Сущность и функции кадрового менеджмента