Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:06, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: изучить вопросы определяемые сущность и роль менеджмента в современной рыночной экономики.
Для раскрытия поставленной цели перед работой стоят следующие задачи:
рассмотреть сущность целей и задач в менеджменте; дать понятие видов целей и требований к их постановке; рассмотреть модели менеджмента; изучить развитие менеджмента в России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………....……3
ГЛАВА I СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МЕНЕДЖЕМЕНТА…………………………….……4
1.1 ВИДЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖЕМЕНТА………………………………….….….4
1.2 МОДЕЛИ МЕНЕДЖЕМЕНТА…………………………………………….…...….…10
1.3 Содержание процесса управления……………………………….…..…15
1.4 РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖЕМЕНТА В РОССИИ………………………….…...………18
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………….………25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….……...27
Негосударственное образовательное учреждение
«Санкт-Петербургский
институт гостеприимства»
Курсовая работа (проект) допущена
(не допущена) к защите
______________________________
__________/подпись
руководителя/
Факультет
менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«ОСНОВЫ МЕНЕДЖЕМЕНТА»
на тему:
«Сущность
и роль менеджмента
в современной рыночной
экономике»
СОГЛАСОВАНО: Зав.кафедрой__________________ «_____»____________________ 2010 г. |
Студента
3 курса
вечерней формы обучения группы № 312 № зачетной книжки 3451 Балов М. А. Руководитель | |||
Сдана на проверку (дата, подпись) | Проверена
(дата, подпись) |
Предварительная оценка | ||
Санкт-Петербург
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МЕНЕДЖЕМЕНТА…………………………….……4
1.1
ВИДЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖЕМЕНТА………………………………….….….
1.2
МОДЕЛИ МЕНЕДЖЕМЕНТА…………………………………………….
1.3 Содержание процесса управления……………………………….…..…15
1.4 РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖЕМЕНТА В РОССИИ………………………….…...………18
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.
В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов.
Окружающий нас деловой и общественный мир состоит из организаций – производственных и обслуживающих, частных и государственных, больших, средних и малых, коммерческих и некоммерческих и пр. Каждая из них по отношению к внешнему окружению является открытой: потребляет его ресурсы, соответствующим образом перерабатывает их, а полученные результаты деятельности передает во внешнюю среду. Непрерывность и эффективность процессов обмена обеспечивают жизнеспособность организации.
Общим для всех организаций является то, что они являются управляемыми, добиваются результатов не сами по себе, а под руководством менеджеров, от опыта и квалификации которых зависит общая результативность. Часто при характеристике деятельности менеджеров используют определение Питера Друкера, известного теоретика в области управления, который отметил: «Менеджеры определяют направления развития своих организаций, выступают в роли лидеров и решают, как использовать имеющиеся организационные ресурсы для достижения поставленных целей»
Объектом исследования является менеджмент как наука.
Цель данной курсовой работы: изучить вопросы определяемые сущность и роль менеджмента в современной рыночной экономики.
Для раскрытия поставленной цели перед работой стоят следующие задачи:
рассмотреть сущность целей и задач в менеджменте; дать понятие видов целей и требований к их постановке; рассмотреть модели менеджмента; изучить развитие менеджмента в России.
ГЛАВА I Сущность и роль менеджмента
Менеджмент — это система программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно-технических разработок, организации производства, реализации продукции и услуг с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворения потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли.
Менеджмент обособлен от остальных видов деятельности в организации, но его отделение от других работ не является абсолютным и не исключено участие менеджеров в технической работе организаций. В крупных компаниях обособление менеджмента выражено более четко, чем в малых. Во всех организациях менеджер выполняет свою работу с помощью других людей.
Выражение
«другие люди» относится не только
к подчиненным, но и к вышестоящим
руководителям, знания и навыки которых
могут быть полезны для менеджера. Менеджеру
нередко требуется поддержка коллег из
других подразделений. У некоторых управляющих
подчиненные вообще отсутствуют, но для
выполнения работы они имеют возможность
использовать людей из других организаций.
Например, менеджер по рекламе из рекламного
агентства, не имеющий в своем подчинении
никого, взаимодействует с руководителями
и менеджерами компаний, заказывающих
рекламу. Естественно, он использует их
труд, интеллект и мотивы поведения для
достижения целей своей организации –
получить как можно больше заказов.
1.1 ВИДЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖЕМЕНТА
Менеджмент пронизывает всю организацию, затрагивает практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко определить границы деятельности , которая составляет содержание менеджмента , а также выделить его отдельные виды :
Производственный менеджмент - это комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкурентном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организационных структур , выбора организационно – правовой формы управления производством , сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла .
Финансовый менеджмент - это комплексная система устойчивости , надежности и эффективности управления финансами . Она включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента , баланса доходов и расходов , показателей эффективности использования ресурсов , рентабельности работы и товаров .
Инновационный
менеджмент - это комплексная система
управления инвестициями , вкладываемыми
собственниками в развитие всех
видов инноваций . Она включает
построение организационных структур,
выбор направлений инноваций , оптимизацию
инвестиций, разные аспекты управления
персоналом .
Помимо приведенных видов специального менеджмента в настоящее время разрабатываются другие виды :
и др.
Менеджмент
как совокупность принципов,
методов, средств и форм управления
фирмами на Западе известен
в нашей стране давно. Однако
еще десять лет назад наши специалисты
считали, что его основными целями
являются получение высокой
прибыли и постоянное опережение
стран социализма по производительности
труда в интересах укрепления
позиций империализма.
Цели являются существенным элементом системы менеджмента, выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую роль.
• Организующая роль – организация и направление средств достижения целей на результат.
• Мотивирующая роль – мотивация деятельности по активизации людей на достижение цели. Но сами цели, определяя значимые для коллектива результаты, имеют мотивирующее значение.
• Контролирующая роль – сравнение фактического и заданного (целевого) параметров системы.
Иерархия целей означает, что индивидуальные цели определяют цели более высокого уровня и, наоборот, цели верхнего уровня складываются (логически) из целей нижнего уровня и так далее до главной цели.
Классификация целей:
– по уровню (народнохозяйственные, отраслевые, территориальные и т.д.),
– по сроку действия (перспективные, текущие),
– по охвату проблемы и масштабу действия (стратегические, тактические).
Требования к целям:
• согласование и совместимость целей;
• реалистичность (достижимость);
• понятность для исполнителя;
• гибкость (обратная связь).
Для своевременного приспособления системы производства и управления необходимы постоянный прогноз меняющейся обстановки и заблаговременное изменение целей, т.е. руководители должны быть стратегами и осуществлять стратегическое управление. Стратегия – это определенная на достаточно длительный период совокупность ориентиров и направлений, правил и норм деятельности, обеспечивающих организации стабильные экономические показатели и запланированный их рост на основе сохранения и роста конкурентных преимуществ и повышения эффективности всех сторон деятельности.
Стратегический менеджмент использует различные средства достижения целей: управление по целям, гибкие организационные структуры, менеджмент человеческих ресурсов и др. Обязательную процедуру целевого управления составляет построение дерева целей и задач. Метод дерева целей предусматривает структуризацию целей и выявление связей между целями и средствами достижения целей (рис. 1). Главная цель разбивается на несколько целей, выполнение которых позволит достичь ее.
Например, чтобы получить увеличение прибыли, необходимо снизить издержки, увеличить объемы производства и продаж и др. Каждая из этих целей в свою очередь разбивается на еще более мелкие цели, которые легче выполнять, контролировать и корректировать при необходимости. Такой ступенчатый подход делает, более реальным достижение главной цели.
Рис. 1. Дерево целей и задач:
1 – главная цель (корневая); 2 – подцели или цели уровня 1 (средства по отношению к главной цели); цели уровня 2 или задачи управления, которые необходимо решить для достижения целей уровня 1; 4 – данные, показатели, необходимые для решения задач.
Информация о работе Сущность и роль менеджмента в современной рыночной экономике