Сущность и роль менеджмента в современной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить вопросы определяемые сущность и роль менеджмента в современной рыночной экономики.

Для раскрытия поставленной цели перед работой стоят следующие задачи:

рассмотреть сущность целей и задач в менеджменте; дать понятие видов целей и требований к их постановке; рассмотреть модели менеджмента; изучить развитие менеджмента в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………....……3

ГЛАВА I СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МЕНЕДЖЕМЕНТА…………………………….……4

1.1 ВИДЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖЕМЕНТА………………………………….….….4

1.2 МОДЕЛИ МЕНЕДЖЕМЕНТА…………………………………………….…...….…10

1.3 Содержание процесса управления……………………………….…..…15

1.4 РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖЕМЕНТА В РОССИИ………………………….…...………18

ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………...23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………….………25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….……...27

Файлы: 1 файл

курсовая мен.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение

 «Санкт-Петербургский  институт гостеприимства» 
 

Курсовая  работа (проект) допущена

(не  допущена) к защите

______________________________ 

__________/подпись  руководителя/ 
 
 

Факультет менеджмента  
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине

«ОСНОВЫ МЕНЕДЖЕМЕНТА»

на тему:

«Сущность и роль менеджмента в современной рыночной экономике» 
 
 
 

СОГЛАСОВАНО: 

Зав.кафедрой_____________________ 

«_____»____________________ 2010 г.

Студента 3 курса 

вечерней формы  обучения

группы № 312

№ зачетной книжки 3451

Балов М. А.

Руководитель 
Бутко В. В.

   
   
   
  Сдана на проверку (дата, подпись) Проверена

(дата, подпись)

Предварительная оценка
       
       

 
 

Санкт-Петербург 
2010
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………....……3

ГЛАВА I  СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МЕНЕДЖЕМЕНТА…………………………….……4

1.1 ВИДЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖЕМЕНТА………………………………….….….4

1.2 МОДЕЛИ МЕНЕДЖЕМЕНТА…………………………………………….…...….…10

1.3 Содержание процесса управления……………………………….…..…15

1.4 РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖЕМЕНТА В РОССИИ………………………….…...………18

ГЛАВА II  ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………...23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………….………25

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….……...27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    В  настоящее  время  трудно  назвать  более  важную  и  многогранную  сферу  деятельности,  чем  управление,  или  менеджмент,  от  которого  в  значительной  мере  зависят  и  эффективность  производства,  и  качество  обслуживания  населения.

      В  зарубежных  странах  накоплен  значительный  опыт  управления  в  области  промышленности,  торговли,  кооперации,  сельского хозяйства и т.п.  в результате  непосредственного участия людей в управленческой  деятельности.  Он  обогащается за  счет  знаний  основ  науки  управления,  мировых достижений  в практической  организации экономических  и  социальных  процессов.

    Окружающий  нас деловой и общественный мир  состоит из организаций – производственных и обслуживающих, частных и государственных, больших, средних и малых, коммерческих и некоммерческих и пр. Каждая из них по отношению к внешнему окружению является открытой: потребляет его ресурсы, соответствующим образом перерабатывает их, а полученные результаты деятельности передает во внешнюю среду. Непрерывность и эффективность процессов обмена обеспечивают жизнеспособность организации.

    Общим для всех организаций является то, что они являются управляемыми, добиваются результатов не сами по себе, а под  руководством менеджеров, от опыта  и квалификации которых зависит  общая результативность. Часто при  характеристике деятельности менеджеров используют определение Питера Друкера, известного теоретика в области управления, который отметил: «Менеджеры определяют направления развития своих организаций, выступают в роли лидеров и решают, как использовать имеющиеся организационные ресурсы для достижения поставленных целей»

    Объектом исследования является менеджмент как наука.

    Цель данной курсовой работы: изучить вопросы определяемые сущность и роль менеджмента в современной рыночной экономики.

Для раскрытия  поставленной цели перед работой  стоят следующие задачи:

рассмотреть сущность целей и задач в менеджменте;  дать понятие видов целей и требований к их постановке;  рассмотреть модели менеджмента; изучить развитие менеджмента в России.

ГЛАВА I    Сущность и роль менеджмента

     Менеджмент  — это система программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно-технических разработок, организации производства, реализации продукции и услуг с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворения потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли.

     Менеджмент  обособлен от остальных видов  деятельности в организации, но его  отделение от других работ не является абсолютным и не исключено участие  менеджеров в технической работе организаций. В крупных компаниях обособление менеджмента выражено более четко, чем в малых. Во всех организациях менеджер выполняет свою работу с помощью других людей.

     Выражение «другие люди» относится не только к подчиненным, но и к вышестоящим  руководителям, знания и навыки которых могут быть полезны для менеджера. Менеджеру нередко требуется поддержка коллег из других подразделений. У некоторых управляющих подчиненные вообще отсутствуют, но для выполнения работы они имеют возможность использовать людей из других организаций. Например, менеджер по рекламе из рекламного агентства, не имеющий в своем подчинении никого, взаимодействует с руководителями и менеджерами компаний, заказывающих рекламу. Естественно, он использует их труд, интеллект и мотивы поведения для достижения целей своей организации – получить как можно больше заказов.  

1.1 ВИДЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  МЕНЕДЖЕМЕНТА

      Менеджмент  пронизывает  всю  организацию, затрагивает  практически  все  сферы  ее  деятельности. Однако  при  всем  многообразии  взаимодействия менеджмента  и  организации  можно  достаточно  четко  определить  границы деятельности ,  которая составляет  содержание менеджмента ,  а также выделить  его отдельные виды :

      Производственный  менеджмент  -  это комплексная система обеспечения конкурентоспособности   выпускаемого  товара  на  конкурентном  рынке.  Она  включает  вопросы  построения  производственных  и  организационных  структур  ,  выбора  организационно – правовой  формы  управления  производством  ,  сбыта  и  фирменного  обслуживания  товара в соответствии  с предыдущими стадиями  жизненного  цикла . 

      Финансовый  менеджмент  - это комплексная система устойчивости  ,  надежности  и эффективности управления  финансами .  Она включает  формирование  и планирование  финансовых  показателей  с  соблюдением  научных  подходов   и  принципов менеджмента  ,  баланса  доходов  и  расходов  ,  показателей  эффективности  использования  ресурсов  ,  рентабельности  работы  и   товаров  .

      Инновационный менеджмент  - это комплексная система  управления  инвестициями  ,  вкладываемыми  собственниками  в  развитие  всех  видов  инноваций  .  Она  включает  построение  организационных  структур,  выбор направлений инноваций ,  оптимизацию инвестиций,  разные  аспекты управления  персоналом .  

      Помимо  приведенных  видов  специального  менеджмента  в  настоящее  время  разрабатываются другие  виды :

    • менеджмент  социальной  сферы ;
    • банковский менеджмент;
    • налоговый менеджмент;
    • организационный менеджмент;
    • международный менеджмент

               и  др.  

      Менеджмент  как  совокупность    принципов,  методов,  средств и форм  управления  фирмами на  Западе  известен  в  нашей  стране  давно.  Однако  еще десять  лет назад  наши  специалисты  считали,  что его основными целями  являются  получение  высокой  прибыли  и  постоянное  опережение  стран  социализма  по  производительности  труда  в  интересах  укрепления  позиций  империализма. 
 

Цели  являются существенным элементом системы  менеджмента, выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую роль.

      Организующая роль – организация и направление средств достижения целей на результат.

      Мотивирующая роль – мотивация деятельности по активизации людей на достижение цели. Но сами цели, определяя значимые для коллектива результаты, имеют мотивирующее значение.

      Контролирующая роль – сравнение фактического и заданного (целевого) параметров системы.

     Иерархия  целей означает, что индивидуальные цели определяют цели более высокого уровня и, наоборот, цели верхнего уровня складываются (логически) из целей нижнего уровня и так далее до главной цели.

Классификация целей:

     – по уровню (народнохозяйственные, отраслевые, территориальные и т.д.),

     – по сроку действия (перспективные, текущие),

     – по охвату проблемы и масштабу действия (стратегические, тактические).

Требования  к целям:

     • согласование и совместимость целей;

     • реалистичность (достижимость);

     • понятность для исполнителя;

     • гибкость (обратная связь).

     Для своевременного приспособления системы  производства и управления необходимы постоянный прогноз меняющейся обстановки и заблаговременное изменение целей, т.е. руководители должны быть стратегами и осуществлять стратегическое управление. Стратегия – это определенная на достаточно длительный период совокупность ориентиров и направлений, правил и норм деятельности, обеспечивающих организации стабильные экономические показатели и запланированный их рост на основе сохранения и роста конкурентных преимуществ и повышения эффективности всех сторон деятельности.

     Стратегический  менеджмент использует различные средства достижения целей: управление по целям, гибкие организационные структуры, менеджмент человеческих ресурсов и др. Обязательную процедуру целевого управления составляет построение дерева целей и задач. Метод дерева целей предусматривает структуризацию целей и выявление связей между целями и средствами достижения целей (рис. 1). Главная цель разбивается на несколько целей, выполнение которых позволит достичь ее.

     Например, чтобы получить увеличение прибыли, необходимо снизить издержки, увеличить  объемы производства и продаж и др. Каждая из этих целей в свою очередь  разбивается на еще более мелкие цели, которые легче выполнять, контролировать и корректировать при необходимости. Такой ступенчатый подход делает, более реальным достижение главной цели.

 
 
 

Рис. 1. Дерево целей и задач:

1 –  главная цель (корневая); 2 – подцели  или цели уровня 1 (средства по  отношению к главной цели); цели уровня 2 или задачи управления, которые необходимо решить для достижения целей уровня 1; 4 – данные, показатели, необходимые для решения задач.

Информация о работе Сущность и роль менеджмента в современной рыночной экономике