Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 22:31, курсовая работа
В настоящее время в России продолжается процесс создания эффективного механизма государственного управления на всех уровнях, который включает в себя совершенствование федеративных отношений и региональной политики; рационализацию структуры органов государственной власти; повышение роли и авторитета судебной власти; развертывание активной борьбы с преступностью; перестройку кадровой политики с целью отбора лучших специалистов; становление полноправного гражданского общества, уравновешивающего и контролирующего власть; реабилитацию высоких нравственных ценностей.
Введение 3
1. Понятие государственного управления 4-14
Итоги и выводы 15
2. Содержание государственного управления и методология изучения_16-22
Итоги и выводы 23
Заключение 24-25
Список источников и литературы 26
Федеральное государственное образовательное учреждении
высшего профессионального образования
"РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ
Факультет государственного и муниципального управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Основы государственного и муниципального управления»
на тему: «Сущность и содержание государственного управления»
Выполнил студент 3 курса, заочной формы обучения 902 группы
Факультет государственного и муниципального управления
Веселков Евгений Федорович
«28» декабря 2014 г.
_________________
Рецензент: Курочкина Екатерина Евгеньевна
«___» января 2015 г.
_________________
г. Санкт - Петербург
2015 г.
Содержание
В настоящее время в России продолжается процесс создания эффективного механизма государственного управления на всех уровнях, который включает в себя совершенствование федеративных отношений и региональной политики; рационализацию структуры органов государственной власти; повышение роли и авторитета судебной власти; развертывание активной борьбы с преступностью; перестройку кадровой политики с целью отбора лучших специалистов; становление полноправного гражданского общества, уравновешивающего и контролирующего власть; реабилитацию высоких нравственных ценностей.
На основе укрепления государственной власти, создания эффективной системы управления Россия сможет построить динамично развивающуюся, социально ориентированную экономику и при всем при этом остаться Великой нацией, вызывающей Уважение и Восхищение своим вкладом в развитии человеческой культуры. С этой целью необходимо изучать имеющийся исторический опыт в сфере государственного управления, использовать все лучшее, что накоплено веками, стараясь избежать ошибок, тем самым не давая «наступать на старые грабли».
Но следует также помнить, что государство может иметь все необходимые атрибуты, однако создаваемые им управленческие структуры будут действовать вхолостую. Россия продвигается по пути укрепления государственности, но многие экономические и политические задачи остаются нерешенными из-за несовершенства системы управления. Целью настоящей работы является осмысление необходимости государственного управления для формирования у будущих специалистов ценностных ориентиров, соответствующих современной цивилизации и Российскому обществу в целом.
1. Понятие государственного управления
Начнем с того, что попробуем разобраться, что же такое «государственное управление» и почему этому вопросу уделяется так много внимания.
В понятии государственного управления главное имеет толкование обоих составляющих его слов - «государственное» и «управление».
Управление в буквальном смысле слова начинается тогда, когда в каких-либо взаимосвязях, отношениях, явлениях, процессах присутствуют сознательное начало, интерес и знания, цели и воля, энергия и действия человека. Оно создано людьми для сознательной само регуляции своей жизнедеятельности и в реализации их потребностей и интересов имеет не менее важное значение, чем семья и собственность, мораль и право, способ производства и государство, знания и информация, другие общественные институты.
Управление - одна из труднейших и ответственных сфер интеллектуальной и практической деятельности людей. От состояния этой сферы во многом зависит благополучие общества и в конечном счете - судьба каждого человека.
В научной литературе управление рассматривается в разных аспектах, соответственно в его понятие вкладывается разное содержание. Причем имеются в виду не просто разные подходы к управлению, разные его стороны, но понимание собственно управления, на базе которого формулируются все его концепции.
Давно и преимущественно в юридической науке управление характеризуется через термин «деятельность», указывающий на то, что процесс управления является специфическим видом человеческого труда, фиксируемого в адекватных ему формах. Смысл такой деятельности видят в совершенствовании действий административного свойства, в направленности ее на исполнение законов, в создании правовых актов, их реализации и проведении организационных мероприятий. Немало научных публикаций определяют управление как особое отношение, входящее в систему общественных отношений.
Наиболее близким, адекватным, отвечающим сущности управления является его определение посредством термина «воздействие», который указывает на главное в управлении - момент влияния на сознание и поведение людей.
В обществе каждый вид деятельности, взаимодействия, отношений, воздействий имеет свое специфическое внутреннее содержание и внешнее выражение. Специфично и управление, и его управляющее воздействие. Не управленческое, а именно управляющее, т.е. реально действующее, побуждающее, изменяющее, преобразовывающее. Поэтому для понимания управления очень важно раскрыть особенные качества и возможности его управляющего воздействия.
Импульсом и формирующей силой в управлении служат знания, мысль и воля человека. Управляющее воздействие должно содержать в себе момент целеполагания (направления). Целеполаганием в той или иной степени занят каждый человек. В управлении оно имеет особый характер, который можно обозначить как практическую целенаправленность. В отличие от других интеллектуальных сфер в управлении цели наиболее замкнуты на практике, это своего рода цели-задания.
Сложность управленческого целеполагания заключается в том, что необходимо из множества целей выделить именно те, которые не только нужно, но и можно практически реализовать. Иначе управление теряет свой смысл, свою преобразующую и конструктивную силу. Любое управляющее воздействие должно всегда содержать в себе точную цель, точное направление движения к ней и должно быть практичным, т.е. вызывать действительное движение к цели и приближение к ней.
Управление необходимо там и тогда, где и когда возникает потребность в распределении и согласовании деятельности некоторого количества людей. Любая целенаправленная коллективная деятельность нуждается в управлении и таком важном его проявлении, как организационный момент.
«Организовывать» означает располагать людей в пространственной (территория, сооружения) и функциональной (социальные роли, виды работ) координатах, соединять их с орудиями и средствами труда, обеспечивать их взаимодействие и взаимообмен в труде и общественной жизни, расширять их созидательные возможности путем согласования и концентрации усилий. Известно, что организация расширяет возможности людей, придает им новое качество.
Любая организация взаимодействия людей в труде имеет два «среза»: статичный (структурный), придающий взаимодействию устойчивость, определенность, последовательность, и динамический (функциональный), связанный с реальным, практическим взаимодействием, вследствие которого и возникает итоговый, совокупный результат труда. Оба среза взаимообусловлены, ибо только структура в виде организованного коллектива определенных людей может функционировать (осуществлять деятельность) и лишь наличное, действительное ее функционирование, выражаемое в объективных результатах, свидетельствует о ней самой и ее активности. Одного среза нет без другого. Управление призвано формировать, поддерживать, преобразовывать, совершенствовать, развивать и т.д. оба среза организации взаимодействия людей. Сложность этой задачи возрастает буквально в геометрической прогрессии по сравнению с ростом числа людей, объединяемых определенной организационной структурой. Значит, управляющее воздействие должно всегда и непременно содержать в себе организационный момент, направлять и практически осуществлять взаимодействие людей.
В то же время управление, реализуя в каком-либо общественном процессе определенные цели (преднамерения), организуя в нем взаимодействие людей, должно в рамках этих целей и организации конкретно регулировать поведение и деятельность каждого из участников данного (управляемого) процесса.
В управлении осуществляется прямое и практическое регулирование, при котором та или иная социальная норма не только провозглашается, признается, утверждается и т.д., но и на самом деле претворяется в жизнь, применяется в ходе достижения намеченных целей.
Можно утверждать, что термин «управляющее воздействие» обозначает специфическое воздействие, выделяющее его из ряда других, суть которого состоит в реализации целеполагающих, организующих и регулирующих свойств. Наличие данной триады свойств и позволяет говорить о существовании управляющего воздействия.
Следовательно, управление представляет собой целеполагающее (сознательное, преднамеренное, продуманное), организующее и регламентирующее воздействие людей на их собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, предприятия, ассоциации, союзы и т.д.).
В научной литературе управление подразделяется на виды по различным основаниям. В зависимости от сфер общественной жизнедеятельности выделяют управление обществом в целом, экономическое управление, социальное управление, политическое управление, духовно-идеологическое управление; от структуры общественных отношений - управление экономическим и, соответственно, политическим, социальным и духовным развитием общества; от объектов управления - экономическое (хозяйственное) управление, социально-политическое управление, управление духовной жизнью. По другому основанию - характеру и объему охватываемых управлением общественных явлений - выделяют управление обществом, управление государством, управление отраслями, сферами народного хозяйства, управление предприятиями, организациями, учреждениями, фирмами и т.д.
Многие авторы основанием для выделения видов управления считают природу и субстанциональную специфику субъектов управления, исходя из чего разграничивают государственное управление (субъект управляющих воздействий - государство); общественное управление (субъект управляющих воздействий - общество и его структуры); менеджмент (субъект управляющих воздействий - предприниматель, собственник, хозяин дела). В качестве своеобразной подсистемы управления рассматривают также местное самоуправление (муниципальное управление).
Среди всех видов управления государственное занимает особое место, что объясняется некоторыми, только ему присущими свойствами.
Прежде всего заметим, что определяющее влияние на характер целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий, осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект - государство, которое, как известно, является формой политической организации общества. Основное его назначение состоит в защите существующего общественного строя и порядка посредством воздействия на деятельность и поведение людей волей, авторитетом власти, принуждением и другими методами.
Признаком государства выступает наличие определенной территории, на которую распространяется его юрисдикция, права, закрепляющего систему санкционированных норм, особых органов и учреждений, реализующих властные функции, т.е. системы управления. Государство функционирует на основе общественного договора между властью и гражданами, в котором каждая из сторон берет на себя обязательства и получает права. Власть, действуя в рамках договора, выполняет функции управления, соединяет интересы человека и государства, контролирует соблюдение законов и правил всеми членами общества, находит оптимальное сочетание прав и обязанностей при приоритете общих ценностей. Граждане также выполняют свои обязательства, имеют право корректировать действия власти, используя для этого выборы ее органов и должностных лиц, изменение законодательства, гражданское неповиновение и другие методы. При активной реализации гражданами прав достигается контроль общества над властью, необходимый для того, чтобы органы управления не уходили от конкретной ответственности и работали не на себя, а для людей. Невыполнение одной из сторон своих обязательств порождает конфликты, которые могут угрожать самому существованию власти.
При всех различиях в трактовке государства и многообразии его проявлений почти все выделяют заложенную в нем мощную властную силу. Суждение о государстве как структуре, способной властно определять линию поведения людей и добиваться ее с помощью принуждения, стало практически классическим.
Действительно, государство потому и является государством и тем самым отличается от общественных структур, что в нем сосредоточена и им реализуется в обществе - по отношению к людям - государственная власть. А власть представляет собой такую взаимосвязь, в процессе которой люди в силу разных причин - материальных, социальных, интеллектуальных, информационных и др. - добровольно (осознанно) или по принуждению признают верховенство воли других, а также целевых, нормативных установлений и в соответствии с их требованиями совершают те или иные поступки и действия, строят свою жизнь. Можно говорить о власти в семье, группе людей, их коллективе, она закреплена в традициях, обычаях, общественном мнении, морали и т.д. Но все это несравнимо с государственной властью, которая имеет в источнике правовую обусловленность (легитимность), а в реализации - силу государственного аппарата, обладающего и средствами принуждения.
Информация о работе Сущность и содержание государственного управления