Сущность и содержание государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в России продолжается процесс создания эффективного механизма государственного управления на всех уровнях, который включает в себя совершенствование федеративных отношений и региональной политики; рационализацию структуры органов государственной власти; повышение роли и авторитета судебной власти; развертывание активной борьбы с преступностью; перестройку кадровой политики с целью отбора лучших специалистов; становление полноправного гражданского общества, уравновешивающего и контролирующего власть; реабилитацию высоких нравственных ценностей.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие государственного управления 4-14
Итоги и выводы 15
2. Содержание государственного управления и методология изучения_16-22
Итоги и выводы 23
Заключение 24-25
Список источников и литературы 26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Государство функционирует на основе общественного договора между властью и гражданами, в которой каждая из сторон берет на себя обязательства и получает права. Власть, действуя в рамках договора, выполняет управленческие функции, соединяет интересы человека и государства, контролирует соблюдение законов и правил всеми членами общества, находит оптимальное сочетание прав и обязанностей при приоритете общих ценностей.

Виды государственного управления: координационное, субординационное, федеральное, региональное, муниципальное, частное (корпоративное), отраслевое (функциональное), территориальное, стратегическое, тактическое, оперативное, антикризисное, доверительное, административное воздействие, экономическое.

Существуют традиционная, рациональная и маркетинговая модели управления.

Все виды государственного управления, так же как содержание, объем и формы проявления конкретных функций государства, обусловлены конкретным типом государства, его социальной сущностью, определяются его исторической эволюцией. Главное при этом - достижение баланса в сочетании потребностей, интересов общества и возможностей государства.

Основу системы государственного управления составляют четыре элемента:

  • власть
  • управление
  • территория
  • экономическая система

В системе государственного управления власть реализуется через форму правления, заданную типовыми особенностями функционирования исполнительных и представительных органов власти.

Форма правления - это общественно признанный  на территории способ избрания и функционирования высшей государственной власти.

Способ организации государственной власти в отношении связи государства с составляющими его территориальными образованиями называется формой государственного устройства (унитарное государство, федеративное государство, конфедерация).

Основополагающими категориями в теории государственного управления  являются также понятия «государственное управление», «политическое управление», «государственное администрирование», «административно - государственное управление», «бюрократия»8.

Таким образом, государственное управление - система принятия политических и административных решений, которые проводятся в жизнь с помощью административно-государственного аппарата.

Политическое управление включает в систему принятия политических решений, разработку государственной политики и государственных программ по всем приоритетным направлениям государственного развития.

Административно - государственное управление осуществляется государственными служащими - бюрократами.

Администрацией (или бюрократией) называют любую крупномасштабную организацию профессиональных служащих, чья основная обязанность состоит в том, чтобы осуществлять политику тех, кто принимает решение.

Государственная администрация - рациональная система или организованная структура, предназначенная для квалификационного, эффективного исполнения общественной политики. Она имеет достаточно строгую иерархию власти, посредством которой ответственность за выполнение государственных решений опускается сверху вниз.

Административно - государственное управление - осуществление государственной политики через систему административных учреждений, при котором ответственность за выполнение государственных решений передается  на нижние этажи «управленческой лестницы».

Государственное администрирование - деятельность профессиональных государственных служащих по осуществлению общественной политики.

Предметом государственного управления являются формы и методы воздействия на производственную, социальную и духовную жизнедеятельность людей, связанных между собой общностью политической и экономической системы.

Без свойств системности государственное управление осуществляются  не может. В ней задействованы множество государственных органов и общественных структур, большое число должностных лиц и иных, миллионы людей. В государственном управлении используются разнообразные и  дорогостоящие материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы, обширная информация. Только системность может придать ему необходимую согласованность, координацию, субординацию, целеустремленность, рациональность и эффективность.

При определении системы государственного управления пользуются общеметодологическим подходом к определению общеродового  понятия «система». Согласно этому подходу под  системой понимается  совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

К  субъектам государственного управления относятся:

  • в широком смысле - система органов государственного управления, все множество политических, общественных организаций, профессиональных партий, движений, союзов, ассоциаций, объединений, лобби, средств массовой информации, негосударственных организаций;
  • в узком смысле - законодательные, исполнительные, судебные органы управления на федеральном, региональном и местном уровнях управления.

К объектам государственного управления можно отнести:

  • первичные элементы социально - экономической системы - человека;
  • в зависимости от выбранных классификационных признаков - отрасли, регионы, организационные формы различных видов собственности и т.п.
  • социально - экономические процессы, общественные институты, а также различные социальные группы, действующие на территории данного государства.

Системный подход к изучению государственного управления позволяет представить его как функционирование  нескольких сложных подсистем9.

  • Система управляющая - государство как определяющий субъект управления.
  • Система управляемая - компоненты общества, подверженные государственному воздействию как объекты управления.
  • Система взаимодействия - различные институты государства и общества, реализующие связи: прямые и обратные, горизонтальные и вертикальные, подчиняющие и поддерживающие и т.д. Сущностной характеристикой этой системы являются наличие в ней разного рода отношений: субъектно - субъективных, субъектно - объективных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоги и выводы

Предметом системы государственного управления является и территориальное образование. Последнее, которое может выступать в роли государства, региона или другого любого территориального поселения, располагающего административными границами, являющегося составной частью региона, а также наделенного формой собственностью к самоуправлению.

Многогранность управления как социального  явления нуждается в организации, обеспечении и постоянном совершенствовании.

Как и любая наука, теория государственного управления ставит перед собой цели: дескриптивную, в соответствии с которой описывается предмет исследования; прагматическую, в соответствии с которой государственные служащие получают знания для решения практических проблем; теоретическую, достижение которой помогает описать причины и следствия, функциональные взаимосвязи.

Способы и приемы достижения этих целей представляют в совокупности методологию изучения государственного управления.

Различие в методологии являются основным критерием выделения четырех направлений, в рамках которых проводятся исследования по теории государственного управления: программный подход; государственный менеджмент; институциональный подход; теория общественного выбора.

 

 

 

 

 

Заключение

Управление представляет собой целеполагающее, организующее и регламентирующее воздействие людей на их собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно, так и через специально созданные структуры.

Среди всех видов управления государственное управление занимает особое место, что объясняется некоторыми, только ему присущими свойствами.

Государственное управление - это практическое организующее й регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.

Непосредственно государственное управление выражается в практической деятельности по реализации политики государства, обеспечению его интересов.

Предметом системы государственного управления является и территориальное образование. Последнее, которое может выступать в роли государства, региона или другого любого территориального поселения, располагающего административными границами, являющегося составной частью региона, а также наделенного формой собственностью к самоуправлению.

Многогранность управления как социального  явления нуждается в организации, обеспечении и постоянном совершенствовании.

Как и любая наука, теория государственного управления ставит перед собой цели: дескриптивную, в соответствии с которой описывается предмет исследования; прагматическую, в соответствии с которой государственные служащие получают знания для решения практических проблем; теоретическую, достижение которой помогает описать причины и следствия, функциональные взаимосвязи.

Способы и приемы достижения этих целей представляют в совокупности методологию изучения государственного управления.

Различие в методологии являются основным критерием выделения четырех направлений, в рамках которых проводятся исследования по теории государственного управления: программный подход; государственный менеджмент; институциональный подход; теория общественного выбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

  1. Скамницкий А.А. Система государственного управления. М., 2009. – 253 с.
  2. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. СПб: Питер, 2010.- 141 с.
  3. Шедько Ю.Н. Система государственного и муниципального управления. М.: ЮРАЙТ, 2013г.- 253 с.
  4. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления. М.: Проспект, 2010г.- 412 c.
  5. Скамницкий А.А. Система государственного управления. М., 2009. – 253 с.
  6. Бурганова Л.А. Теория управления. М., 2012. – 159 с.
  7. Ершов В.А. Государственное и муниципальное управление. М., 2009. – 255 с.
  8. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 2014. – 525 с.
  9. Коробко В.И. Теория управления. М., 2009. – 353 с.
  10. Коваленко Е.Г. Государственное и муниципальное управления. М., 2010. – 391 с.
  11. Интернет ресурс.

 

1 Скамницкий А.А. Система государственного управления. М., 2009. – 12 с.

2 Скамницкий А.А. Система государственного управления. М., 2009. – 12 с.

3 Скамницкий А.А. Система государственного управления. М., 2009. – 13-14 с.

4 Скамницкий А.А. Система государственного управления. М., 2009. – 14 с.

5 Скамницкий А.А. Система государственного управления. М., 2009. – 14 с.

6 Рой О.М. Система государственного и муниципального управления / О.М. Рой.- СПб: Питер, 2010.- с.13

7 Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления / О.М. Рой.- СПб: Питер, 2010г.- с. 15-16

8 Шедько Ю.Н. Система государственного и муниципального управления / Ю.Н. Шедько.- М.: ЮРАЙТ, 2013г.- с. 17-19

9 Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления / Н.И. Глазунова. – М.: Проспект, 2010г.- c. 386-388.

 

 


Информация о работе Сущность и содержание государственного управления