Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 22:31, курсовая работа
В настоящее время в России продолжается процесс создания эффективного механизма государственного управления на всех уровнях, который включает в себя совершенствование федеративных отношений и региональной политики; рационализацию структуры органов государственной власти; повышение роли и авторитета судебной власти; развертывание активной борьбы с преступностью; перестройку кадровой политики с целью отбора лучших специалистов; становление полноправного гражданского общества, уравновешивающего и контролирующего власть; реабилитацию высоких нравственных ценностей.
Введение 3
1. Понятие государственного управления 4-14
Итоги и выводы 15
2. Содержание государственного управления и методология изучения_16-22
Итоги и выводы 23
Заключение 24-25
Список источников и литературы 26
Следовательно, в государственном управлении управляющие воздействия опираются на государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею. Это не просто пожелания, намерения, призывы, добрые (или наоборот - злые) мысли и чувства, а силовое давление (разумеется, при необходимости, но в потенциале оно всегда есть), в результате которого поставленные в управлении цели, его организационные импульсы и установленные им регулирующие нормы будут непременно достигнуты, осуществлены, исполнены. Отсюда все проблемы, по существу, исторического значения, определяемые тем, каково государство, что и как оно делает, какие ставит цели и каким образом претворяет их в жизнь и т.д., над решением которых человечество бьется в течение всего периода своей цивилизации.
Специфическим свойством государственного управления является также его распространенность на все общество, даже за его пределы, на другие общества людей в рамках проводимой государством международной политики. Именно государство посредством законодательства устанавливает основные, общие типовые правила (нормы) поведения людей во всех сферах жизни, обеспечивает их соблюдение своей властной силой.
Таким образом, государственное управление можно определить как практическое организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.
Непосредственно государственное управление выражается в практической деятельности по реализации политики государства, обеспечению его интересов. При этом выполняются функции организации, координации, анализа, контроля и др. Для выполнения функций управления применяются методы как убеждения, стимулирования, так и принуждения, рычаги как административно-плановые, так и рыночные. Достижения информатики и вычислительной техники позволяют осуществлять прогнозирование в национальном и международном масштабах, оперативное реагирование на изменение рыночной конъюнктуры и принятие правильных решений.
В мировой науке сложились различные школы государственного управления. Марксистская школа базируется на классовом подходе и рассматривает государство в качестве орудия политической власти господствующего в обществе класса. Этот класс осуществляет диктатуру, закрепляет и охраняет с помощью государства свои интересы. Значительно большее число ученых разделяет концепцию общенародного государства. Многих своих приверженцев имеет этатизм, рассматривающий государство как высший результат и цель общественного развития. К нему близко примыкает государственная школа - направление, считающее государство и его деятельность основной движущей силой исторического процесса.
Наибольшие дискуссии вызывает определение роли государства в рыночной экономике. Его представляют две крупные научные школы и множество модификаций на их базе. Первая школа связана с именем английского ученого Дж. Кейнса1 (кейнсианство), вторая - американского экономиста М. Фридмена2 (монетаризм). Взгляды, которые отстаивают эти научные школы, диаметрально противоположны: кейнсианцы выступают за активное вмешательство государства в рыночную экономику, монетаристы - против широкого государственного регулирования экономической жизни.
Кейнсианство (государственный дирижизм) исходит из того, что рынок не способен к самонастройке, не обеспечивает макроэкономическое равновесие и поэтому нуждается в менеджере (дирижере). Основным фактором равновесного развития признается спрос, на который государство воздействует с помощью различных рычагов. Государство согласует долгосрочные и краткосрочные цели развития, интересы по иерархическим уровням, управляет отраслями экономики, следит за соотношением между ними (пропорциями), проводит активную денежно-кредитную, налоговую политику, контролирует цены. Для увеличения спроса поощряются инвестиции, занятость; налоговое бремя переносится на зажиточные слои общества (стимулирование потребления), увеличиваются государственные закупки и запасы, что повышает загрузку мощностей. В ряде западных стран, особенно в кризисных ситуациях, успешно применяются кейнсианские методы. Например, в 1980 г. в период роста инфляции США резко увеличили государственные расходы, бюджетный дефицит достиг рекордных высот, но экономика развивалась.
Сторонники монетаристской школы исходят из того, что рынок автоматически достигает равновесия и чрезмерное вмешательство государства может причинить вред (исключая лишь фискальную его политику, необходимость которой ими не отрицается). Так как предложение денег прямо пропорционально росту цен, т.е. инфляции, условием сбалансированности являются устойчивая денежная система и свободная конкуренция. Представители этого направления выступают за ограничение государственных инвестиций, социальных программ, субсидий, за твердые лимиты на денежную эмиссию и госзаймы, сокращение заработной платы для уменьшения издержек и потребительского спроса.
Принципы научных школ реализуются в той или иной степени в различных моделях хозяйствования, различающихся долей государственного участия в экономике, размерами перераспределения средств через бюджет.3 Например:
В США при кажущейся свободе предпринимательства государство заказывает научную и военную продукцию, закупает около 30% продукции частных фирм.
В Швеции государство в дела фирм не вмешивается, но активно действует на рынке труда, в социальной сфере по принципу: производство частное, а социальное развитие для всех. В стране обеспечена почти полная занятость; расходы бюджета составляют около 70% ВВП (инвестиции, здравоохранение, пенсионный фонд, социальное страхование и т.д.).
В Южной Корее действует государственная монополия в финансово - кредитной сфере; устанавливаются задания и субсидии для экспорта; контролируются внутрифирменные издержки и качество продукции, особенно в экспортных отраслях; крупные сельскохозяйственные предприятия принудительно дробятся; контролируется проникновение иностранного капитала и валюты в страну.4
Германия считается социальным государством: на социальные нужды там направляется 1/3 государственного бюджета и значительные средства предприятий. Государство доплачивает на образование, культурное развитие, отчасти компенсирует квартплату (для бедных), выдает пособия для детей, а также молодых людей для выравнивания шансов на жизненном старте. Человек защищен на все случаи жизни: страхование по безработице, болезни, пенсионное, от несчастного случая.5
Тенденцией мирового развития стало расширение государственного вмешательства в экономику и другие сферы общества, отделение капи-тала как собственности от функций управления, сокращение доходов от собственности в национальном доходе, усиление роли менеджеров в управлении. Развитые страны различаются по политическим институтам, моделям хозяйствования и управления, но демонстрируют одинаковые подходы к роли государства в обществе. Государство повсюду осуществляет регулирование и факторов производства, и рынков, стоит на страже национальных интересов. Развеян миф, что частный капитал справляется с управлением лучше, чем государственные органы, что он без государства в состоянии поддерживать равновесие.
Итоги и выводы
1. Управление представляет собой целеполагающее, организующее и регламентирующее воздействие людей на их собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно, так и через специально созданные структуры.
2. Среди всех видов управления государственное управление занимает особое место, что объясняется некоторыми, только ему присущими свойствами.
3. Государственное управление - это практическое организующее й регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.
4. Непосредственно государственное управление выражается в практической деятельности по реализации политики государства, обеспечению его интересов.
2. Содержание государственного управления и методология изучения
Государственное управление - это процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти6. В основе государственного управления лежит государственный интерес, направленный на защиту целостности государства, его ключевых институтов, поддержку уровня и качества жизни его подданных. Среди приоритетных направлений в реализации общественного (государственного) интереса лежит необходимость исполнения нескольких функций: защитной, оборонной, социальной, правовой, экономической, политической и арбитражной.
Государственное управление становится возможным благодаря существованию государственной власти. Государственная власть является органом легитимного принуждения в интересах большинства населения при условии соблюдения государственного интереса. Распространяется государственная власть на объекты, находящиеся как на территории самого государства, так и за его пределами, если этого требуют государственные интересы. Главным признаком государственной власти является ее целостность, неделимость и суверенность.
Государственное управление реализует несколько функций.
Основными принципами формирования системы государственного управления являются:
Принцип разделения властей предполагает разделение единоличной государственной власти на три сферы: законодательную, исполнительную и судебную, что должно служить условием эффективного контроля за деятельностью государственного аппарата.
Принцип комплементарности характеризуется установкой на непрерывность в структуре власти. Принцип нацеливает на создание условий равномерного распределения властных функций в разрезе всей вертикали управления по различным территориальным уровням.
Принцип субсидиарности определяет процедуру
распределения и перераспределения полномочий
между управленческими уровнями государственной
власти. Действие принципа определяет
устойчивую последовательность исполнения
властных полномочий управленческими
органами и порядок распределения ответственности
этих органов перед населением. Передача
полномочий на более высокий уровень управления,
в соответствии с этим принципом, может
быть осуществлена только при условии
- невозможности их исполнения на низшем
уровне. Принцип субсидиарности имеет
два измерения: вертикальное и гори
Вертикальное измерение включает распределение властных полномочий между уровнями власти в направлении от местной власти к государственной.
Горизонтальное измерение охватывает процедуру распределения полномочий между ветвями власти на федеральном, региональном или местном уровнях.
В соответствии с принципом субсидиарности, власть должна быть разделена между властными структурами главным образом в связи с сокращением дистанции между властью и представляющим ее населением.
Принцип суверенности предполагает наличие фактической независимости как сущностного признака государства. Государственный суверенитет означает «верховенство и независимость власти, подчиненной праву, монополию на принуждение в рамках государственных правомочий и независимость государства в рамках международного правопорядка». Будучи атрибутивным признаком государства, суверенитет предполагает набор специальных институтов, обеспечивающих данному государству статус самостоятельного субъекта международных отношений.
Принцип демократизма нацеливает на необходимость активного участия городского населения в принятии решений государственного и муниципального значения: избрании государственных и муниципальных органов власти, разработке программ территориального развития, базирующихся на овладении механизмами вовлечения общественности в текущие дела региона либо муниципалитета, выделение зон полномочий за организованными на территориях общественными объединениями.
Принцип гомогенности отображает преимущество федерального права перед региональным. Сущность принципа гомогенности проявляется в соответствии и соподчиненности регионального законодательства федеральному, чем обеспечивается единство государства и всеобщая подчиненность всех институтов власти его основному закону.
Информация о работе Сущность и содержание государственного управления