Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 18:24, курсовая работа
Классическим считается определение культуры, которое в 1871 году предложил Эдуард Тэйлор (1832— 1917) — выдающийся английский этнограф, один из основателей антропологии, хотя с тех пор в исходное определение добавляются все новые и новые черты, суть культуры остается неизменной. Ее можно сформулировать так:
Культура – это система, включающая знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
Термин «управленческая культура» в широком смысле употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя.
Глава 1. Сущность и содержание этики и культуры современного менеджера.
1.1. Управленческая культура современного менеджера.
Классическим считается определение культуры, которое в 1871 году предложил Эдуард Тэйлор (1832— 1917) — выдающийся английский этнограф, один из основателей антропологии, хотя с тех пор в исходное определение добавляются все новые и новые черты, суть культуры остается неизменной. Ее можно сформулировать так:
Культура – это система, включающая знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
Термин «управленческая культура» в широком смысле употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя. Таким образом, управленческую культуру можно представить как совокупность типичных для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения, а также имидж менеджера в целом.
Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в ее основе лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться руководителем (менеджером). К наиболее важным из них относятся:
-юридические нормы управленческого труда, которые отражены в государственно-правовых нормативных актах. Культура менеджера в этом смысле состоит в знании и выполнении юридических норм;
-организационные нормы устанавливают структуру организации, состав и порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей; правила внутреннего распорядка и другие нормы организационного плана, принятые в организации;
-экономические нормы регулируют экономическую деятельность организации.
К основным принципам управленческой культуры современного менеджера можно отнести: 1
1)Рациональное распределение рабочего времени. Рациональная организация труда руководителя немыслима без четкого представления о том, что он делает, когда он это делает, сколько времени затрачивает на различные виды работ. Речь идет о строгом планировании личной работы по следующим направлениям:
- работа с документами.
- работа с кадрами и решение социально-экономических вопросов.
- решение коммерческих вопросов.
- совещания, переговоры.
- непроизводственные затраты времени, не уточненное время.
2)Культуру содержания рабочего места. Некоторые руководители считают, что в процессе работы необходимо, чтобы все находилось «под рукой», и с этой целью на рабочий стол выкладывают всю имеющуюся документацию. Однако, при таком подходе трудовой процесс сильно затрудняется: уменьшается рабочая площадь стола; трудно сосредоточиться на каком-либо одном деле; ухудшаются санитарно-гигиенические условия; легко потерять нужные в данный момент документы и т.п.
3)Культуру проведения массовых мероприятий. Речь идет, прежде всего, о культуре проведения различного рода совещаний, переговоров и бесед, на которые тратится значительное количество рабочего времени. Поэтому для экономии рабочего времени и повышении результативности совещаний в любой организации руководители должны использовать такие правила их подготовки, как: четкое определение темы совещания, разработка повестки дня, своевременное оповещение участников совещания, решение организационных вопросов, решение всех вопросов только через председательствующего и др.
4)Культуру приема посетителей. Она предполагает соблюдение правил и требований при приеме работников, как по личным, так и по служебным вопросам.
5)Культуру работы с письмами. Сюда входит обязательная регистрация писем, определение срока их рассмотрения, персональная ответственность руководителя за своевременное и правильное реагирование на них, обязательный ответ на каждое письмо.
6)Культуру речи. Около 80% рабочего времени руководителя связано с контактами с людьми. Поэтому умение говорить (общаться) является важной составной частью культуры труда руководителя.
7)Организационную культуру, к числу процедур которой можно отнести: подбор и расстановку кадров, а также работу с кадрами.
Работа любой организации
неизбежно связана с
2Так же немало важную роль для современного менеджера играет его личная культура. Личная культура менеджера включает в себя: уровень квалификации, этическое воспитание, личную гигиену и внешний вид, форму обращения к подчиненным.
Уровень квалификации менеджера помогает ему анализировать организационную культуру и оказывать влияние на ее формирование и изменение в желательном направлении. Когда говорят «менеджер», то по большому счету имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. К тому же, менеджер – это человек, прошедший, как правило, специальную подготовку. Эффективность профессиональной деятельности менеджера после окончания вуза, в конечном счете, определяется его профессиональной готовностью и профессиональной культурой. Менеджеру постоянно приходится принимать решения в условиях неопределенности, отвечая на вопрос «что если?». Компьютеры могут быстро просчитать различные варианты. В этом случае менеджер должен обладать информационной культурой, которая требует от него новых знаний, умений и особого стиля мышления, обеспечивающих ему необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационном обществе.
Что касается этического воспитания менеджера, то каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества.
Одним из основных принципов современного менеджера является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь, уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не ценится окружающими так дорого, как вежливость и деликатность, культура поведения менеджера, его манеры – способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, походка, жестикуляция и даже мимика.
Жесты совершенно необходимы менеджеру для того, чтобы не казаться безжизненным индивидом и сразу же автоматически не вызвать антипатию окружающих. Следует избегать жестов «закрытых», толкуемых как враждебные, недружественные. К ним относятся сжатые кулаки, ступни, развернутые в противоположную от собеседника сторону, создание преград между вами и собеседником с помощью предметов, которые находятся в руках (портфель, книга, стакан и т.п.) Такие жесты подсознательно создают дискомфорт, настораживают собеседника, вызывают у него чувство тревоги, неприязни. И наоборот, «открытые» жесты воспринимаются как дружеские, умиротворяющие. Это раскрытые навстречу ладони, поворот к собеседнику всем корпусом и так далее.
Имеет значение также и расстояние от собеседника: интимное, дружеское расстояние гораздо меньше, а вот деловое, официальное – заметно больше и составляет около метра и более. Слишком близкое расстояние при официальных переговорах может расцениваться как скрытая агрессия, вторжение в личное пространство.
Личная гигиена и внешний вид не менее важные составляющие культуры личности менеджера. Здесь не лишне вспомнить пословицу: «По одежке встречают, а по уму провожают». Одеваясь «на выход», необходимо заранее подумать, как собеседники встретят вас, и какое впечатление может на них произвести ваш внешний вид. Не стоит сразу же при первом появлении раздражать людей своим внешним видом. Ваше соответствие в костюме и внешнем виде общепринятым правилам вашей среды и ожиданиям собеседников – прекрасное свидетельство воспитанности и уважения к окружающим. Понятно, что каждый человек должен одеваться в соответствии с ситуацией и одновременно со своими индивидуальными особенностями. Что же касается косметики или парфюмерии, то здесь необходимо обратить внимание на то, что в наше время очень многие люди страдают аллергией, поэтому необходима осторожность при пользовании веществами, имеющими резкий запах. Кому-то (астматику, аллергику) от духов может быть очень плохо, в то время как человек наивно думает, что он очень красив и от него приятно пахнет. В такой ситуации вряд ли можно рассчитывать на поддержание доверительных отношений с деловым партнером. И еще, деловой и культурно воспитанный менеджер не станет надевать на себя кучу золотых украшений и различную бижутерию.
Форма обращения к подчиненным, в первую очередь, включает в себя вежливость. К сожалению, совершенно затерто прекрасное высказывание Сервантеса: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, так как она – одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми менеджеру приходится встречаться по роду своих профессиональных обязанностей. Одним из главных элементов вежливости считается умение запоминать имена.
Тактичность и чуткость – это чувство меры, которую следует соблюдать в служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения и т.д.
Образованный и воспитанный менеджер должен обращать внимание и на аспекты речевой культуры, такие как:
- привлечение и поддержание внимания слушателей;
- подержание контакта с собеседником;
- привести себя в норму, отвлечься от мрачных мыслей;
- снять чужое негативное влияние;
- снять раздражение собеседника, привести его в норму;
- ведение разговора.
И как ни странно, но многие современные менеджеры еще не знают самых элементарных правил официального разговора по телефону. Этому тоже надо учиться, чтобы кратко, но ясно и четко изъясняться с партнерами по бизнесу, или решать организационные вопросы.
Управленческая культура современного менеджера, это взаимосвязанное выражение, организационной культуры и личного стиля. Если руководитель не занимается сознательным выстраиванием собственного имиджа, то особенности его личности, а нередко и патологии, переходят на организацию в целом. Современному менеджеру необходимо работать над развитием своей личной управленческой культуры, а так же знать все ее основополагающие аспекты, как в управлении, так и в повседневной жизни.
1.2. Содержание и сущность этики современного менеджера.
В настоящее время уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих отношений.
Этика - (от греч. ethika, от ethos обычай,
нравственный характер) учение о нравственности,
морали. Этика учит оценивать всякую ситуацию,
чтобы сделать возможными этические (нравственно)
правильные поступки. Этика исследует,
что в жизни и в мире обладает ценностью. Этика -совокупность норм поведения, моральные и нравственные
ценности, какой-либо обществен
Этика менеджмента в последнее время начинает претерпевать существенные изменения. Это связано с серьезной переоценкой ценностей, с осознанием того, что проблемы настоящего и будущего нельзя решать с помощью рецептов прошлого. В настоящее время уходят в тень такие общепризнанные ценности, как послушание, иерархия, дисциплина, карьера, власть, централизация и другие. На самый передний план приходят такие ценности как самоопределение, коллектив, участие, ориентация на потребности, личность и ее раскрытие, творчество, инновации, способность к компромиссам, децентрализация. Изменение ценностных ориентиров привнесло радикальные изменения в этику бизнеса, в теорию и практику менеджмента. Значение этики, строжайшего соблюдения этических норм и представлений резко возросло. Этические правила играют в условиях современного мира особую роль, причем не только при общении людей в рамках бизнеса, но особенно во взаимоотношениях в трудовых коллективах, прежде всего в контактах между собой руководителей, а также в рабочих и неформальных взаимоотношениях руководителей с подчиненными им сотрудниками.
Управленческая этика - совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства.
Управленческая этика это:
-культура управления людьми в организации, обеспечивающая возможность достижения корпоративных целей, на основе уважения человеческого достоинства и содействия общественному благу;
-технологичное этическое знание, определенное в программах, проектах, этических кодексах, нормах, эталонах, стандартах, экспертных заключениях, этических комитетах и других видах практической деятельности, основанных на моральном выборе решений поступков.
Назначение управленческой этики - повысить эффективность управленческой работы.
Специфика управленческой этики заключается в том, что сам руководитель должен не только соответствовать определенным моральным требованиям, но и сознательно использовать механизмы моральной регуляции в управлении человеческими ресурсами, а также иметь собственную позицию в отношении форм и способов моральной регуляции профессиональной жизни.
Принципы этики управления обязывают менеджера соблюдать общечеловеческие нормы поведения, культурные традиции, а так же корпоративные и профессиональные кодексы чести, нормы субординационной этики. Этика управления включает культуру взаимоотношений между руководителями и подчиненными, базирующуюся на принципах честности, справедливости, ответственности, долге, уважении достоинства, корпоративной и человеческой солидарности, лояльности и порядочности.
Информация о работе Сущность и содержание этики и культуры современного менеджера.