Сущность и содержание этики и культуры современного менеджера.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Классическим считается определение культуры, которое в 1871 году предложил Эдуард Тэйлор (1832— 1917) — выдающийся английский этнограф, один из основателей антропологии, хотя с тех пор в исходное определение добавляются все новые и новые черты, суть культуры остается неизменной. Ее можно сформулировать так:
Культура – это система, включающая знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
Термин «управленческая культура» в широком смысле употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя.

Файлы: 1 файл

готовая глава к распечатки.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Сущность и содержание этики и культуры современного менеджера.

1.1.  Управленческая культура современного менеджера.

    Классическим считается определение культуры, которое в 1871 году предложил Эдуард Тэйлор (1832— 1917) — выдающийся английский этнограф, один из основателей антропологии, хотя с тех пор в исходное определение добавляются все новые и новые черты, суть культуры остается неизменной. Ее можно сформулировать так:

     Культура – это система, включающая знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

Термин «управленческая культура» в широком смысле употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя. Таким образом, управленческую культуру можно представить как совокупность типичных для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения, а также имидж менеджера в целом.

Специфика культуры управленческого  труда состоит в том, что в  ее основе лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться  руководителем (менеджером). К наиболее важным из них относятся:

-юридические нормы управленческого труда, которые отражены в государственно-правовых нормативных актах. Культура менеджера в этом смысле состоит в знании и выполнении юридических норм;

-организационные нормы устанавливают структуру организации, состав и порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей; правила внутреннего распорядка и другие нормы организационного плана, принятые в организации;

-экономические нормы регулируют экономическую деятельность организации.

К основным принципам управленческой культуры современного менеджера можно отнести: 1

1)Рациональное распределение рабочего времени. Рациональная организация труда руководителя немыслима без четкого представления о том, что он делает, когда он это делает, сколько времени затрачивает на различные виды работ. Речь идет о строгом планировании личной работы по следующим направлениям:

- работа с документами. 

- работа с кадрами и решение  социально-экономических вопросов.

- решение коммерческих вопросов.

- совещания, переговоры.

- непроизводственные затраты времени, не уточненное время.

2)Культуру содержания рабочего места. Некоторые руководители считают, что в процессе работы необходимо, чтобы все находилось «под рукой», и с этой целью на рабочий стол выкладывают всю имеющуюся документацию. Однако, при таком подходе трудовой процесс сильно затрудняется: уменьшается рабочая площадь стола; трудно сосредоточиться на каком-либо одном деле; ухудшаются санитарно-гигиенические условия; легко потерять нужные в данный момент документы и т.п.

3)Культуру проведения массовых мероприятий. Речь идет, прежде всего, о культуре проведения различного рода совещаний, переговоров и бесед, на которые тратится значительное количество рабочего времени. Поэтому для экономии рабочего времени и повышении результативности совещаний в любой организации руководители должны использовать такие правила их подготовки, как: четкое определение темы совещания, разработка повестки дня, своевременное оповещение участников совещания, решение организационных вопросов, решение всех вопросов только через председательствующего и др.

4)Культуру приема посетителей. Она предполагает соблюдение правил и требований при приеме работников, как по личным, так и по служебным вопросам.

          5)Культуру работы с письмами. Сюда входит обязательная регистрация писем, определение срока их рассмотрения, персональная ответственность руководителя за своевременное и правильное реагирование на них, обязательный ответ на каждое письмо.

6)Культуру речи. Около 80% рабочего времени руководителя связано с контактами с людьми. Поэтому умение говорить (общаться) является важной составной частью культуры труда руководителя.

7)Организационную культуру, к числу процедур которой можно отнести: подбор и расстановку кадров, а также работу с кадрами.

Работа любой организации  неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. Отбор новых  работников не только обеспечивает режим  нормального функционирования организации, но и закладывает фундамент будущего успеха.

 2Так же немало важную роль для современного менеджера играет его личная культура. Личная культура менеджера включает в себя: уровень квалификации, этическое воспитание, личную гигиену и внешний вид, форму обращения к подчиненным.

Уровень квалификации менеджера помогает ему анализировать организационную культуру и оказывать влияние на ее формирование и изменение в желательном направлении. Когда говорят «менеджер», то по большому счету имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. К тому же, менеджер – это человек, прошедший, как правило, специальную подготовку. Эффективность профессиональной деятельности менеджера после окончания вуза, в конечном счете, определяется его профессиональной готовностью и профессиональной культурой. Менеджеру постоянно приходится принимать решения в условиях неопределенности, отвечая на вопрос «что если?». Компьютеры могут быстро просчитать различные варианты. В этом случае менеджер должен обладать информационной культурой, которая требует от него новых знаний, умений и особого стиля мышления, обеспечивающих ему необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационном обществе.

Что касается этического воспитания менеджера, то каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества.

Одним из основных принципов  современного менеджера является поддержание  нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь, уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не ценится окружающими так дорого, как вежливость и деликатность, культура поведения менеджера, его манеры – способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, походка, жестикуляция и даже мимика.

Жесты совершенно необходимы менеджеру для того, чтобы не казаться безжизненным индивидом и сразу  же автоматически не вызвать антипатию  окружающих. Следует избегать жестов «закрытых», толкуемых как враждебные, недружественные. К ним относятся сжатые кулаки, ступни, развернутые в противоположную от собеседника сторону, создание преград между вами и собеседником с помощью предметов, которые находятся в руках (портфель, книга, стакан и т.п.) Такие жесты подсознательно создают дискомфорт, настораживают собеседника, вызывают у него чувство тревоги, неприязни. И наоборот, «открытые» жесты воспринимаются как дружеские, умиротворяющие. Это раскрытые навстречу ладони, поворот к собеседнику всем корпусом и так далее.

Имеет значение также и расстояние от собеседника: интимное, дружеское расстояние гораздо меньше, а вот деловое, официальное – заметно больше и составляет около метра и более. Слишком близкое расстояние при официальных переговорах может расцениваться как скрытая агрессия, вторжение в личное пространство.

Личная гигиена и  внешний вид не менее важные составляющие культуры личности менеджера. Здесь  не лишне вспомнить пословицу: «По  одежке встречают, а по уму провожают». Одеваясь «на выход», необходимо заранее  подумать, как собеседники встретят вас, и какое впечатление может на них произвести ваш внешний вид. Не стоит сразу же при первом появлении раздражать людей своим внешним видом. Ваше соответствие в костюме и внешнем виде общепринятым правилам вашей среды и ожиданиям собеседников – прекрасное свидетельство воспитанности и уважения к окружающим. Понятно, что каждый человек должен одеваться в соответствии с ситуацией и одновременно со своими индивидуальными особенностями. Что же касается косметики или парфюмерии, то здесь необходимо обратить внимание на то, что в наше время очень многие люди страдают аллергией, поэтому необходима осторожность при пользовании веществами, имеющими резкий запах. Кому-то (астматику, аллергику) от духов может быть очень плохо, в то время как человек наивно думает, что он очень красив и от него приятно пахнет. В такой ситуации вряд ли можно рассчитывать на поддержание доверительных отношений с деловым партнером. И еще, деловой и культурно воспитанный менеджер не станет надевать на себя кучу золотых украшений и различную бижутерию.

Форма обращения к  подчиненным, в первую очередь, включает в себя вежливость. К сожалению, совершенно затерто прекрасное высказывание Сервантеса: «Ничего не стоит так дешево и  не ценится так дорого, как вежливость». Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, так как она – одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми менеджеру приходится встречаться по роду своих профессиональных обязанностей. Одним из главных элементов вежливости считается умение запоминать имена.

Тактичность и чуткость – это чувство меры, которую  следует соблюдать в служебных  отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате слов и  поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения и т.д.

Образованный и воспитанный  менеджер должен обращать внимание и  на аспекты речевой культуры, такие как:

- привлечение и поддержание  внимания слушателей;

- подержание контакта  с собеседником;

- привести себя в  норму, отвлечься от мрачных  мыслей;

- снять чужое негативное  влияние;

- снять раздражение  собеседника, привести его в  норму;

- ведение разговора.

И как ни странно, но многие современные менеджеры еще не знают самых элементарных правил официального разговора по телефону. Этому тоже надо учиться, чтобы кратко, но ясно и четко изъясняться с  партнерами по бизнесу, или решать организационные  вопросы.

Управленческая культура современного менеджера, это взаимосвязанное выражение, организационной культуры и личного стиля. Если руководитель не занимается сознательным выстраиванием собственного имиджа, то особенности его личности, а нередко и патологии, переходят на организацию в целом. Современному менеджеру необходимо работать над развитием своей личной управленческой культуры, а так же знать все ее основополагающие аспекты, как в управлении, так и в повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.  Содержание и сущность этики современного менеджера.

В настоящее время  уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений, бизнеса  и управления с целью повышения  уровня культуры этих отношений.

Этика - (от греч. ethika, от ethos обычай, нравственный характер) учение о нравственности, морали. Этика учит оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможными этические (нравственно) правильные поступки. Этика исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью. Этика -совокупность норм поведения, моральные и нравственные ценности, какой-либо общественной группы или индивида. (Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой)

Этика менеджмента в последнее время начинает претерпевать существенные изменения. Это связано с серьезной переоценкой ценностей, с осознанием того, что проблемы настоящего и будущего нельзя решать с помощью рецептов прошлого. В настоящее время уходят в тень такие общепризнанные ценности, как послушание, иерархия, дисциплина, карьера, власть, централизация и другие. На самый передний план приходят такие ценности как самоопределение, коллектив, участие, ориентация на потребности, личность и ее раскрытие, творчество, инновации, способность к компромиссам, децентрализация. Изменение ценностных ориентиров привнесло радикальные изменения в этику бизнеса, в теорию и практику менеджмента. Значение этики, строжайшего соблюдения этических норм и представлений резко возросло. Этические правила играют в условиях современного мира особую роль, причем не только при общении людей в рамках бизнеса, но особенно во взаимоотношениях в трудовых коллективах, прежде всего в контактах между собой руководителей, а также в рабочих и неформальных взаимоотношениях руководителей с подчиненными им сотрудниками.

          Управленческая этика - совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства.

Управленческая этика  это:

-культура управления людьми в организации, обеспечивающая возможность достижения корпоративных целей, на основе уважения человеческого достоинства и содействия общественному благу;

-технологичное этическое  знание, определенное в программах, проектах, этических кодексах, нормах, эталонах, стандартах, экспертных заключениях, этических комитетах и других видах практической деятельности, основанных на моральном выборе решений поступков.

Назначение управленческой этики - повысить эффективность управленческой работы.

Специфика управленческой этики заключается в том, что  сам руководитель должен не только соответствовать определенным моральным  требованиям, но и сознательно использовать механизмы моральной регуляции  в управлении человеческими ресурсами, а также иметь собственную позицию в отношении форм и способов моральной регуляции профессиональной жизни.

Принципы этики управления обязывают менеджера соблюдать  общечеловеческие нормы поведения, культурные традиции, а так же корпоративные и профессиональные кодексы чести, нормы субординационной этики. Этика управления включает культуру взаимоотношений между руководителями и подчиненными, базирующуюся на принципах честности, справедливости, ответственности, долге, уважении достоинства, корпоративной и человеческой солидарности, лояльности и порядочности.

Информация о работе Сущность и содержание этики и культуры современного менеджера.