Сущность и содержание этики и культуры современного менеджера.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Классическим считается определение культуры, которое в 1871 году предложил Эдуард Тэйлор (1832— 1917) — выдающийся английский этнограф, один из основателей антропологии, хотя с тех пор в исходное определение добавляются все новые и новые черты, суть культуры остается неизменной. Ее можно сформулировать так:
Культура – это система, включающая знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
Термин «управленческая культура» в широком смысле употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя.

Файлы: 1 файл

готовая глава к распечатки.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Утилитаристский подход. Основные принципы утилитаристского подхода гласят, что соответствующее  нормам морали поведение приносит наибольшую пользу наибольшему числу людей. Принимающий решение менеджер должен рассмотреть воздействие каждого его варианта на все заинтересованные стороны и выбрать вариант, который приносит удовлетворение наибольшему числу людей.    

Индивидуалистический  подход. Индивидуалистический подход предполагает, что морально приемлемыми являются действия менеджера, которые идут ему на пользу в долгосрочной перспективе, а не всей организации в целом. Главной движущей силой считается самоконтроль, а все внешние силы, которые его ограничивают, должны пресекаться. Менеджер выбирает для себя наиболее выгодное в долгосрочной перспективе решение, на основе чего и судит о качестве своих решений. Допустимыми считаются действия, которые в сравнении с остальными альтернативами приносят больше добра, чем зла. Если каждый человек в обществе руководствуется этим принципом, в конечном итоге получается наибольшее возможное добро, потому что, преследуя исключительно собственные интересы, люди учатся угождать друг другу. Если индивид, стремящийся к достижению немедленных положительных результатов, идет на ложь и обман, они всего лишь вызывают аналогичные ответные действия. Таким образом, индивидуализм сводится к поведению, выгодному другим людям, т. е. действия человека начинают соответствовать желаемым для общества нормам. Одна из особенностей этого подхода в том, что он допускает (если таковые необходимы) действия менеджера, направленные на приобретение личных краткосрочных выгод, в общем-то, не соответствующие общественным нормам этики и культуры.    

Морально  правовой подход. Морально-правовой подход утверждает, что менеджер изначально наделен фундаментальными правами и свободами, которые не могут быть нарушены или ограничены решениями других людей. Это значит, что этически корректным является решение, наилучшим образом соблюдающее права людей, которых оно затрагивает. В процессе принятия решения могут быть учтены следующие моральные права:

    • Право на свободу согласия
    • Право на частную жизнь 
    • Право на свободу совести 
    • Право на надлежащее обращение 
    • Право на жизнь и безопасность.

 

    Концепция справедливости. Существует распределительная справедливость (равным - равное), процедурная справедливость (соответствие правилам), компенсационная справедливость (возмещение ущерба).

В наше время, в  организациях и на предприятиях, все  чаще приходиться сталкиваться с  индивидуалистической концепцией поведение менеджера, когда он решает проблемы организации исходя из своих личностных и чаще всего коростных намерений (похвала от руководства, получение не законной прибыли, карьерный рост и т.д ).

Любой менеджер часто сталкивается с необходимостью принимать такие решения, которые ставят перед ним сложные этические проблемы, и в таких ситуациях менеджер не властен, изменить что-либо: он вынужден принимать решения, в результате выполнения которых неизбежно пострадают люди. Ему приходится идти на сделки, в которых приходится выбирать между равно необходимыми материальными ценностями и следованием, устоявшимся моральным принципам, он оказывается в таком положении, что интересы его организации и цели работы входят в противоречие с личными нуждами конкретных служащих или потребителей.

Примером этого  может служить злоупотребление  инвестициями, используя доходы и  ресурсы для личного обогащения. Менеджеры, применяют много способов косвенного получения денег, которые  по праву принадлежат акционерам. Наиболее часто употребляемый способ – мошеннические операции со статьями расходов. Другой общепринятый ход – завышение счета с последующей дележкой разницы между завышенной и реальной суммой счета с поставщиком. Наконец, существует практика продажи секретов фирмы конкуренту или использования внутрифирменной информации для игры на фондовой бирже.

Менеджер должен помнить, что несет личную ответственность  перед коллегами и компанией  за содействие в устранении причин и обстоятельств, подрывающих такие  условия и отрицательно сказывающихся на обстановке в коллективе.

Достаточное число  людей, оказавшихся в двусмысленной  деловой ситуации, сделают вывод, что то, что не запрещено, считается  правильным – особенно если за определенные поступки их награждают. Высшие руководители, как правило, редко просят своих подчиненных делать то, что как знают обе стороны, является незаконным или неосторожным. Однако руководители компаний дают понять, что кое о чем они бы предпочли не знать. 

Иными словами, может показаться, что они случайно или преднамеренно дистанцируются от тактических решений, которые принимают их подчиненные, чтобы сохранить чистые руку в случае, если что-то пойдет насмарку. Зачастую они соблазняют амбициозных менеджеров намеками на то, кто достигнет желаемых результатов, ожидает хорошее вознаграждение, а способы, которыми им удастся достичь желаемой цели, не будут рассматриваться слишком строго. Служащие не должны предпринимать шагов, которые противоречат или могут рассматриваться как противоречие профессиональным обязанностям.

Этические проблемы можно поделить на пять общих категорий: взяточничество, принуждение, обман (введение в заблуждение), воровство и несправедливая дискриминация. Эти категории охватывают наиболее тревожащие и достойные самого строгого осуждения приемы и способы ведения управленческой деятельности, которые были упомянуты менеджерами в ходе четырёх независимых друг от друга эмпирических исследований. Они же дают основу для дальнейшего обсуждения темы, как этика и культура современного менеджера влияет на управленческие решения. 8

Взяточничество.

Взятку используют для  манипулирования людьми посредством  приобретения влияния. Взяточничество определяют как «предложение, дачу, получение или вымогательство чего-то ценного с оказанием влияния на действия лиц, выполняющих должностные государственные или юридические обязанности». Упомянутой ценностью может быть прямая выплата в денежном или натуральном выражении. Та же ценность может принимать форму «смазки» или «отката», выплачиваемого после завершения сделки (чаще всего взятки руководители используют для того, чтобы обеспечить сбыт, проникнуть на новые рынки, изменить государственную политику или избежать ее воздействия).

Принуждение.

Принуждение-это управление людьми и компанией посредством  силы или угрозы. Это понятие определяют как «принуждение силой, оружием или угрозой. Принуждение может быть физическим, или реальным, в тех случаях физическую силу применяют, чтобы вынудить человека совершить какие-то действия против его воли, либо имплицитным, или легальным - например, когда одну сторону средством ее подчинения другой стороне, заставляют сделать то, что она по своей доброй воле отказалась бы делать»

Силой зачастую является угроза применения административных мер в отношении более слабой стороны, например угроза отказа в продвижении по службе, увольнения лица, работающего в определенной сфере. Человека могут принуждать совершать действия, которые противоречат его личным убеждениям.

       Обман.

Обман - это манипулирование людьми и фирмами посредством предоставления им ложной информации. Обман - это акт введения в заблуждение, умышленное введение в заблуждение лживыми словами или обманными действиям, сознательно сделанное заведомо ложное заявление либо демонстрация, прямо или косвенно относящиеся к имеющимся или к прошлым фактам. Введение в заблуждение включает в себя искажение либо фальсификацию данных исследований или отчетности, недобросовестную рекламу или заведомо ложное представление продуктов. Обманом также является предоставление искаженных данных об издержках, не соответствующие реальности оценки эксплуатационных качеств продукта и ложные сведения о финансовом состоянии компаний. Понятие «обман» охватывает широкий круг деяний менеджера – от мелкой лжи, которая, возможно, не причинит особого вреда, до изощренных схем обмана, способных привести к крупному экономическому или физическому ущербу, включая гибель людей.

Воровство.

Воровство – это присвоение человеком того, что ему не принадлежит  на правах собственности. Д. Нолан определяет воровство как «акт кражи; присвоение собственности без согласия её владельца».

Понятие «воровство»  также охватывает широкий круг нарушений  этики. Собственность может быть материальной или интеллектуальной. К воровству относятся и такие  сделки, при которых какое-либо лицо использует информацию, полученную благодаря своему привилегированному положению, как собственность. Воровством следует считать и подделку продуктов, и манипулирование ценами, и использование информации, являющейся собственностью какой-либо компании, в интересах другой фирмы. Такую информацию можно получить через несанкционированный доступ к компьютерам и программам компании, владеющей информацией на правах собственности. Сговор нескольких сторон в отношении цен приводит к воровству, потому что поддерживает сильно завышенные цены и таким образом лишает покупателей денег, которые они не должны были платить для совершения конкретных покупок. Нечестность при заключении и соблюдении контрактов также приводит к воровству. Обманутая сторона теряет нечто ценное, причём этой ценности ее лишают без ее согласия. Аналогично обман покупателей или продажа им несуществующих товаров лишает их какой-то ценности, так же как и несправедливое установление цен.

Несправедливая  дискриминация.

Несправедливую  дискриминацию определяют как «необъективное отношение к людям из-за их расовой принадлежности, возраста, пола, национальности или вероисповедания либо отказ людям в предоставляемых другим привилегиях по указанным причинам. Это неспособность относиться ко всем людям одинаково в случаях, когда между теми, кому благоприятствуют, и теми, кому отказывают в благожелательном отношении, нельзя найти обоснованного различия».

Такое явление называется несправедливой дискриминацией, которое отличается от дискриминации, обоснованной рациональными критериями, совершенно приемлемыми для большинства. Людей принимают на работу на основании их квалификации и платят им заработную плату в соответствии с тем вкладом, который они вносят в деятельность организации. Несправедливая дискриминация имеет место, когда одному человеку или категории лиц отдают предпочтение перед другими на основании критериев, не имеющих отношения к деятельности.

 

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы. 

1.Венедиктов  В.И. О деловой этике и этикете.  – М.: Фонд "Правовая культура", 2009

2. А.Н.Чаплина, Т.А.Вашко «Культура организации»:  Учебное пособие -

Москва:  Московский коммерческий институт, 2009г.

3.Вудкок М., Фрэнсис  Д. Раскрепощенный менеджер: Для  руководителя – практика.- М.: Дело, 2008

4.Емельянов  О. В бизнесе нет мелочей: этика рынка. "Соц. труд" N 12 1991. 

5.Абрамов И., Джонс К. Деловая этика: Руководство  по управлению ответственным  предприятием в развивающейся  рыночной экономике / Пер. на  рус. язык. Вашингтон: Министерство  торговли США; Управление международной торговли, 2011.

6. Райсс М. "Оптимальная сложность управленческих структур" Проблемы

теории и  практики управления. - 2008. - №5

7.Джордж Р. Деловая этика. М.; СПб., 2009. Т. 2. С. 943-949.

8. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие, - М.: ИНФРА-М, 2008

9. Дафт Р. Менеджмент. 6-е изд./Пер. с англ. - СПб: Питер, 2004г.

10. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений.- М.,2010.

11.http://knowledge.allbest.ru/management/3c0a65625a2ad68a5c43a89421316d36_0.html

2011г.

12."Менеджмент  организации". Учебное пособие  - Под редакцией З.П.

Румянцевой  и Н.А. Саломатина - Инфра-М, 2005г.

13.Мескон  М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы  менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2010 г.

14. http://window.edu.ru/library/pdf2txt/684/28684/11897/page4

15.Зайцева  О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева  Н.И. Основы менеджмента: Учебное  пособие для вузов. - М.: Центр, 2010 г.

16.http://www.coolreferat.com/%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0

17.Семёнов А.  К., Е. Л. Маслова Психология  и этика менеджмента и бизнеса. - М.: Дело, 2008.

18.Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя – практика.- М.: Дело, 2006

19. http://talkbusedst.ru/voprosy-k-ekzamenu-etika-delovogo-obshcheniya/117-etika_rukovoditelya.html

20.Петрунин Ю.Ю., Борисов В. К. Этика бизнеса: Учебное пособие.- М.: Дело, 2009.

 

1 А.Н.Чаплина, Т.А.Вашко «Культура организации»:  Учебное пособие -

Москва:  Московский коммерческий институт, 2009г

2 http://knowledge.allbest.ru/management/3c0a65625a2ad68a5c43a89421316d36_0.html

3 Венедиктов В.И. О деловой этике и этикете. – М.: Фонд "Правовая культура", 2009

4 http://www.coolreferat.com/%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0

5 http://talkbusedst.ru/voprosy-k-ekzamenu-etika-delovogo-obshcheniya/117-etika_rukovoditelya.html

6 Абрамов И., Джонс К. Деловая этика: Руководство по управлению ответственным предприятием в развивающейся рыночной экономике / Пер. на рус. язык. Вашингтон: Министерство торговли США; Управление международной торговли, 2011.

7 Семёнов А. К., Е. Л. Маслова Психология и этика менеджмента и бизнеса. - М.: Дело, 2008.

Информация о работе Сущность и содержание этики и культуры современного менеджера.