Сущность и содержание этики и культуры современного менеджера.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Классическим считается определение культуры, которое в 1871 году предложил Эдуард Тэйлор (1832— 1917) — выдающийся английский этнограф, один из основателей антропологии, хотя с тех пор в исходное определение добавляются все новые и новые черты, суть культуры остается неизменной. Ее можно сформулировать так:
Культура – это система, включающая знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
Термин «управленческая культура» в широком смысле употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя.

Файлы: 1 файл

готовая глава к распечатки.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Приведем некоторые  из них собранные мною из различных  источников и которые, я считаю наиболее важными для современного руководителя : 3

1)При поступлении на работу, менеджер принимает на себя этическое и правовое обязательство не разглашать конфиденциальную или представляющую коммерческую тайну информацию, даже если в дальнейшем он примет решение уйти из фирмы. Аналогичным образом, если он ранее работал в иной организации, то должен осознавать, что не имеет права разглашать конфиденциальную информацию предыдущего работодателя.

2)Менеджер фирмы должен с полной отдачей работать на ее благо. Неэтично иметь посторонние деловые интересы, которые отвлекали бы существенную часть времени или внимания от выполнения должностных обязанностей в фирме или каким-либо иным образом отрицательно сказывались на деятельности фирмы.

3)Каждый менеджер обязан избегать внешних финансовых или иных связей, которые могли бы отрицательно сказаться на интересах фирмы, создать раздвоенность, в его отношении к компании или ее интересам и препятствовать эффективному выполнению им служебных обязанностей, а также стать причиной возникновения конфликта интересов.

4)Менеджеры должны знать законы, которые регламентируют их деятельность, и выполнять их, используя все надлежащие средства, имеющиеся в распоряжении компании. 

5)Не подавать и тени сомнения в своей добропорядочности, честности и добросовестности, особенно когда речь идет о повышении по служебной лестнице, премиях, достижении своих целей в карьере.

46)Относится с уважением к своему руководству, следуя тем общественным ценностям, которым оно служит.

7)Взять за правило относиться к людям так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам.

8)Не хвастаться своими талантами, пусть ваша работа выявит их сама. 

9)Беречь общественные деньги так же, как свои.

10)Ясно выражать свои взгляды на права других людей. Признавая данные права, не выходить за их границы.

11)Открыто извиниться перед всеми, если совершили ошибку. 

12)Стараться, чтобы личные цели не главенствовали над профессиональными.

Необходимым в моей курсовой работе считаю рассмотрение этики современного менеджера,  в деловом общении "сверху — вниз", т. е. в отношении руководителя к подчиненному, золотое правило этики можно сформулировать следующим образом: "Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель". Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормативами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Под нормами и принципами имеется в виду то, какое поведение на службе этически приемлемо, а какое — нет. Эти нормы касаются, прежде всего того как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение.

Без соблюдения этики  делового общения между руководителем  и подчиненным большинство людей  чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными. Отношение  руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения руководителя. Отмечу некоторые из них: 5

1)Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Приобщите сотрудников к целям организации. Человек только тогда будет чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем каждый стремится остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, каков он есть.

2)При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью, руководителю следует выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности.

3)Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.

4)Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Соберите всю информацию по данному случаю. Выберите правильную форму общения. Вначале попросите самого сотрудника объяснить причину невыполнения задания, возможно, он приведет не известные вам факты. Делайте ваши замечания один на один: необходимо уважать достоинство и чувства человека.

5)Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.

6)Тогда, когда это уместно, используйте прием "бутерброда" — спрячьте критику между двумя комплиментами. Закончите разговор на дружеской ноте и вскоре найдите время поговорить с человеком, чтобы показать ему, что вы не держите зла.

7)Никогда не советуйте подчиненному, как поступать в личных делах. Если совет поможет, вас скорее всего не поблагодарят. Если не поможет - на вас ляжет вся ответственность.

8)Не обрастайте любимчиками.  Относитесь к сотрудникам как  к равноправным членам и ко  всем с одинаковыми мерками.

9)Никогда не давайте сотрудникам  возможности заметить, что вы  не владеете ситуацией, если  вы хотите сохранить их уважение.

10)Соблюдайте принцип распределительной  справедливости: чем больше заслуги,  тем больше должно быть вознаграждение.

11)Поощряйте свой коллектив даже  в том случае, если успех достигнут  главным образом за счет руководителя.

12)Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Не ленитесь лишний раз похвалить сотрудника.

13)Привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива.

14)Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в работе. Члены коллектива все равно, так или иначе, узнают о них. Но утаивание ошибок — проявление слабости и непорядочности.

15)Защищайте своих подчиненных и будьте им преданны. Они ответят вам тем же.

16)Выбирайте правильную форму  распоряжения, учитывая, прежде всего два фактора: 1)ситуацию, наличие времени для нюансов. 2)личность подчиненного: кто перед вами - добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу. В зависимости от этого следует выбирать и этически наиболее приемлемые нормы поведения и формы распоряжения.

       Так же существует общепринятая концепция 10 принципов делового этикета, которые были сформулированы в работе Л. Хосмера, выдающегося американского социолога:6

  • Никогда не делать того, что не входит в твои долгосрочные интересы, или в интересы твоей компании.
  • Никогда не делать того, о чем нельзя будет потом сказать.
  • Никогда не делай того, что не будет способствовать развитию взаимопомощи и поддержки в коллективе.
  • Никогда не нарушать закон, т.к. закон - это основные моральные нормы современного общества.
  • Никогда не делать того, что будет вредно для общества, в котором ты живешь.
  • Никогда не делать того, что сам никогда не посоветуешь.
  • Никогда не делать того, что может ограничить права и свободы другого.
  • Никогда не делай того, что может повредить слабым.
  • Никогда не делай того, что может препятствовать саморазвитию и самореализации другого человека.
  • Всегда поступать так, чтобы увеличить прибыль предприятия, не выходя за рамки закона.

Все эти принципы в  той или иной мере присутствуют в  различных странах и их культуре делового общения. Целью мирового общества сейчас становится намерение приблизиться к идеальному типу отношений, в том числе и деловых, которые будут основаны на морально - этических принципах, их торжестве.

Для того, чтобы соответствовать этим требованиям, менеджеру необходимо развивать ряд способностей и личностных черт руководителя, среди которых наиболее важными являются интеллект, уверенность в себе, честность, ответственность и здравый смысл. Сумма этих качеств позволяет в работе опираться не только на властные полномочия, положенные руководителю по должности, но и на неформальный авторитет, способный сыграть более важную роль в работе с людьми, особенно в налаживании атмосферы сотрудничества и формировании здорового морально-психологического климата в коллективе.

 

Глава 2. Влияние  этики и культуры современного менеджера  на способы и методы решения проблем  в организации.

2.1. Управленческая проблема.

Управленческая  проблема – это сложная задача, которая требует четкого уяснения, детального изучения, оценки и рационального решения.

Проблемы всегда имеют определенное содержание, возникают  в свое время, вокруг них всегда есть люди или организации, которые их порождают но, несмотря на это предприятия  не останавливаются в развитии. Меняется соотношение его внутренних переменных, изменяются внешние и внутренние факторы, окружение, и в результате чего возникают сложные вопросы, которые необходимо решать.

Управленческие  проблемы классифицируются по следующим  признакам:

    • степень важности и срочности. Как правило, самые важные проблемы являются и наиболее срочными.
    • масштабы последствий, в случаях принятия или непринятия решений, и численность организаций и лиц, которых затрагивают данные проблемы.
    • возможность решения проблемы с наименьшими затратами и в оптимальные сроки.
    • степень риска, связанного с решением данной проблемы, и возможность возникновения новых проблем на этой основе.
    • степень структуризации и формализации, возможность выражать проблему в количественных и качественных показателях и т. д.

Кроме того, управленческие проблемы могут различаться по способам их решения:

    • Безальтернативный, когда путь решения проблемы только один, других вариантов решения нет.

 

    • Бинарный и многовариантный, когда проблему можно решить двумя и более способами.
    • В случаях, когда ни один из способов не может дать положительного ответа на вопрос, как разрешить проблему, здесь применяют комбинационный способ. Он заключается в том, что проводится комбинирование отдельных частей и способов решения проблем, не противоречащих друг другу. В целом это основа для последующего поэтапного решения проблемы.

Отдельно рассматривается вопрос о сроках решения проблем.

Виды проблем  рассматриваются по следующим критериям:

Стратегические, направленные на формирование базы стратегических данных, их уяснение, изучение, оценку и практическое использование.

Тактические, разрешение которых происходит в более короткие сроки, чем стратегические.

Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные, текущие.

По уровням руководства — высшего, среднего и низшего звеньев управления.

Каждый менеджер в любой организации встречается с массой проблем. Управленческие проблемы возникают вследствие нежелательных (незапланированных) явлений внутреннего или внешнего характера (получения результатов работы), отличающегося от запланированного (желаемого), результата.

Чтобы выяснить причину возникновения проблемы, необходим причинно-следственный анализ. В ходе его проведения можно обнаружить истинные причины, отсеять неглавные, побочные, глубоко изучить, и здраво оценить ситуацию. Таким образом, будет приготовлена предпосылка к принятию необходимого решения.

2.2. Влияние этики и культуры современного менеджера на решение управленческих проблем.

В первой главе  был раскрыт вопрос, который касался сущности управленческой этики и культуры современного менеджера, их специфики и предназначения, основополагающих принципов и норм культурно-этического поведения, ценностей, которыми должен руководствоваться современный менеджер в своей управленческой деятельности.

В данной главе рассматривается влияние этики и культуры менеджера на решение проблем в организации, а также, проблемы с которыми сталкивается руководитель, в случае если культурно-этические нормы и ценности не будут соблюдены.

Идеальных управленческих решений, абсолютно  приемлемых для всех заинтересованных сторон, практически не существует. Овладение же стандартными приемами позволяет менеджеру объяснить  свое решение заинтересованным сторонам, а последним - оценить качество этических аргументов.    

Большинство этических проблем представляет собой  конфликт между целым и его  частью.   

Сталкиваясь с проблемой этического выбора, менеджеры, как правило, основываются на нормативной  точке зрения, т. е. определенных нормах и ценностях, в соответствии с которыми и принимаются решения. В нормативной этике выделяют несколько подходов к описанию систем ценностей и соответственно принятию этически сложных решений, которые могут быть применены в практике современного менеджера: утилитарный подход, индивидуалистический подход, морально-правовой подход концепция справедливости.    

Информация о работе Сущность и содержание этики и культуры современного менеджера.