Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:01, лекция
Менеджмент - это, самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности направленной на достижение в рыночных условиях намеченных целей путём рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
12.09.12.
Менеджмент.
Сущность
и содержание менеджмента.
Понятия, предпосылки развития, научные школы, функции, принципы.
Литература:
Основы менеджменты - Мексон.(2011)
Герчикова - Менеджмент.
Менеджмент - это, самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности направленной на достижение в рыночных условиях намеченных целей путём рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Management означает руководство, а американское происхождение (перевод) -управление.
Менеджмент в условиях рынка и рыночной экономики означает:
1. Ориентация фирмы на спрос и потребности рынка на запросы потребителей и организации производства тех видом продукции, которые пользуются спросом и могут принести прибыль.
2. Стремление к повышению
эффективности производства: получение
оптимальных результатов с
3. Хозяйственную
Под хозяйственной деятельностью понимается деятельность фирмы: 1. В любой отрасли экономики. ( Промышленность, торговля, строительство, транспорт, банковское дело и т.д.); 2. В любой сфере деятельности фирмы.( Научно - исследовательская деятельность, производство, сбыт, финансы, если она направлена на получение прибыли как конечного результата или предпринимательского дохода в зависимости от конкретных целей деятельности фирмы.)
Менеджмент( определение Оксфорда) - первый способ - манера обращения с людьми. Второй способ - власть и искусство управления. Третий способ - особого рода, это административные навыки, четвертый - орган управления, административная единица.
Термин менеджмент всегда используется применительно к управлению людьми и любой хозяйственной деятельностью. А термин управление применяется гораздо шире.
Менеджмент это непрерывный процесс направленный на достижение общих групповых целей, а менеджер это профессия.( как правило, менеджеры управляют чужим имуществом)
Менеджер - это профессия.
26.09.12.(2)
Роли в жизни организации:
1. Необходимые - достижения
изменяются положением
2. Желательные - достижения улучшают сущ. положение
3. Возможные - достижения в данный момент принципиально ничего не имеют, но имеет значения для будущего.
Условно цели можно разделить на две группы:
1. Общие (Глобальные) - отражают
концепции развития фирмы на
длительную перспективу,
2. Специфические цели - носят
более конкретный характер и
разрабатываются в рамках
Целей множество, а стратегия
одна. Деловая стратегия включает
в себя концепцию достижения целей,
решения проблем и
26.09.12.
К зачету:
(только мне)Теория потребностей Маслоу.
Двухфакторная модель мотивации Ф. Герцберга. Теория мотивации Д. Мак Клелланда. Теория справедливости - С.Эдамс. Теория ожидания - В. Врума. Модель мотивации Портера - Лоулера.
Школы менеджмента:
1. Школа научного управления.
2. Школа административная/ классическая
3. Школа человеческих отношений
4.Школа поведенческих наук.
5. Школа количественная ( школа науки управления)
Разработка целей менеджмента.
Место и роль организации в общественной системе.è
Цель - идеальное описание будущего желательного состояния объекта управления.
Характер производственного потенциала
Интересы местных властей. Интересы потребителей. Интерес персонала. Характер производственного потенциала.
В общем, содержание управленческого труда сводится к следующему:
1. Постановке целей.
2. Разработки способов их достижения.
3. Организации совместной
деятельности по достижению
Цели фирмы определяют
концепции её развития и основные
направления деловой
Разработка экономической политики фирм предполагает:
1. Формулирование стратегических целей и задач.
2. Анализ сильных и слабых сторон деятельности
3. Анализ внешнего окружения фирмы с точки зрения его влияния на фирму.
4. Определение альтернативных
наборов производственно-
5. Выбор стратегии.
6. Составление ежегодного бюджета фирмы в целом и по отдельным подразделениям.
Необходимо знать, что для постановки целей используются два вида показателей.
1. Количественные, содержат конкретную цифровую информацию.
2. Качественные - нет конкретных цифр, а цель описательная.
Цели - отправная точка менеджмента. Конечной целью менеджмента считается прибыльность или доходность в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса.
Классификация целей.
Цели организации различают:
10.10.12
Управленческие решения
Принятие управленческих решений должно быть рациональным. Принятие решение - это, сознательный выбор среди имеющихся альтернатив. То есть решение - это выбор альтернативы.
Помните, что в управлении принятие
решений это
Информация должны быть достоверной, текущей, своевременной, прогнозируемой. Релевантная информация - это, сведения, отобранные как имеющие отношения к конкретной проблеме, человеку, цели и моменту времени. Она становится базой для принятия решений и должна быть максимально точной.
Наличие проблем может привести к стрессам. Этапы рационального решения проблем.
Этапы рационального решения принятия проблем.
Идеальная схема процесса принятия
решения:
1. Подготовка
2. Выработка
3. Реализация
«Ничто не происходит, если нет ответственного за действия» (с)
10.10.12(2)
Внутрифирменный контроль, как функция менеджмента.
Моделирование и почему оно используется. - реферат.- ТОЛЬКО МНЕ!!!!!
Схема по контролю внизу.
Планирование и контроль как «сиамские близнецы». В обыденном значении слово контроль сопоставляется с властью и ограничением.
Контроль - это, удержание работников в определенных рамках.
Контроль
- это, процесс обеспечения достижения
организации своих целей. è Функция контроля.
Контроль призван обеспечить правильную
оценку реальной ситуации и тем самым
создать предпосылки для внесения коррективов.
Файоль* сказал: «Контроль заключается в том, чтобы проверить»
*основоположник менеджмента.
Условия осуществления эффективного контроля.
1. Наличие планов. План - исходный пункт контроля. Он сравнивается с нормативами, а затем они сравниваются с результатами.
2. Развитая система учета.
3. Чёткая организационная
4. Отлаженная информационная
В функцию контроля входят шесть этапа, которые образуют контур «обратной связи».
Требования к контролю.
1. Стратегическая направленность.
Контроль должен четко
2. Ориентация на результаты, т.е. контроль не ради контроля, а контроль лишь средство для достижения цели.
3. Своевременность. Не скорость,
не частота, а тот временной
интервал между контрольными
мероприятиями, которые
4. Гибкость контроля. То есть
контроль должен
5. Простота. То есть понятность,
четкость, ясность, как для
6. Экономичность. То есть
1. Контроль по случаю.
2. Контроль «вдогонку». Когда невозможно
провести корректирующие
3. Тотальный контроль. Приводит
к несамостоятельности
4. Контроль из недоверия.
5. Контроль ради наказания.
6. Неинформарование о
Виды контроля.
Текущий. Предварительный. Заключительный.
Стратегический, оперативный.
Полный(например бухгалтерия)
Финансовый, административный, контроль качества.
06.10.12
Процесс принятия управленческих решений.
Управленческое решение - это, обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия, связанные с достижением цели организации, либо наоборот - воздержаться от них.
Его принятие составляет саму суть управленческой деятельности. Принятие решений это неотъемлемый элемент всех управленческих функций. Навык принятия решения приобретается с опытом. Для обдумывания серьезных решений требуется время. Есть решения, которые принимаются интуитивно (спонтанно).
В менеджменте процесс принятия решения - систематизирован. Помните, что управленческие решения влияют на жизни людей и, как правило, они связаны с деньгами.
Некоторые управленческие решения могут изменить ход истории. Ответственность за такие решения очень тяжелая ноша.
Все менеджеры управляют собственностью, как правило чужой. И следовательно, их решения влияют на жизнь. Если принимается решение уволить работника - страдает работник, но если принимается решение его оставить, то снижается эффективность работы организации и это отрицательно сказывается на владельцах и персонале.
Нельзя принимать необдуманные решения. Генри Минцберг выделил 4 роли менеджера:
1. Предприниматель.
2. Ответственный за отсутствие сбоев в работе.
3. Распределитель ресурсов.
4. Участник переговоров.
Менеджер в идеальном случае должен стремиться к оптимальному решению. (Но как правило на практике это не так)
Донесение решения
Уровни принятия управленческих решений
Организационные
Типы управленческих решений.
Интуитивные
Чтобы решения менеджера
и всех работников совпадали
с общей системой ценностей, в
одних организациях составляют официальные
заявления о корпоративных
Решение принимается в условиях определенности, если менеджеры точно знают к чему приведет выбор каждой альтернативы. Решение может приниматься в условиях неопределенности, когда вероятность потенциальных результатов оценить невозможно и имеет два варианта действий: