Сущность и содержание менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:01, лекция

Описание работы

Менеджмент - это, самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности направленной на достижение в рыночных условиях намеченных целей путём рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Файлы: 1 файл

Менеджмент(сборая солянка).docx

— 48.43 Кб (Скачать файл)

12.09.12.

Менеджмент. 
Сущность и содержание менеджмента.

 

Понятия, предпосылки развития, научные  школы, функции, принципы.

Литература:

Основы менеджменты - Мексон.(2011)

Герчикова - Менеджмент.

Менеджмент - это, самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности направленной на достижение в рыночных условиях намеченных целей путём рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Management означает руководство, а американское происхождение (перевод) -управление.

Менеджмент в условиях рынка и рыночной экономики означает:

1. Ориентация фирмы на спрос и потребности рынка на запросы потребителей и организации производства тех видом продукции, которые пользуются спросом и могут принести прибыль.

2. Стремление к повышению  эффективности производства: получение  оптимальных результатов с меньшими  затратами.

3. Хозяйственную самостоятельность,  обеспечивающую свободу принятия  решений тем, кто несет ответственность  за конечный результат деятельности  фирмы и подразделений.

Под хозяйственной деятельностью  понимается  деятельность фирмы: 1. В  любой отрасли экономики. ( Промышленность, торговля, строительство, транспорт, банковское дело и т.д.); 2. В любой сфере  деятельности фирмы.( Научно - исследовательская деятельность, производство, сбыт, финансы, если она направлена на получение прибыли как конечного результата или предпринимательского дохода в зависимости от конкретных целей деятельности фирмы.)

Менеджмент( определение Оксфорда) - первый способ -  манера обращения с людьми. Второй способ - власть и искусство управления. Третий способ - особого рода, это административные навыки, четвертый - орган управления, административная единица.

Термин менеджмент  всегда используется применительно к управлению людьми и любой хозяйственной  деятельностью. А термин управление  применяется гораздо шире.

Менеджмент это непрерывный  процесс  направленный на достижение общих групповых целей, а менеджер это профессия.( как правило, менеджеры управляют чужим имуществом)

 

Менеджер - это профессия.

 

26.09.12.(2) 
 
Роли в жизни организации:

1. Необходимые - достижения  изменяются положением организации,  подразделения и работников.

2. Желательные - достижения  улучшают сущ. положение

3. Возможные - достижения  в данный момент принципиально  ничего не имеют, но имеет  значения для будущего.

 

Условно цели можно разделить на две группы:

1. Общие (Глобальные) - отражают  концепции развития фирмы на  длительную перспективу, выражаются  в качественных показателях. 

2. Специфические цели - носят  более конкретный характер и  разрабатываются в рамках общих  целей (подцели) как по отдельным  подразделениям, так и по всем  направлениям деятельности.

Целей множество, а стратегия  одна. Деловая стратегия включает в себя концепцию достижения целей, решения проблем и распределения  ресурсов организациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26.09.12.

 

 

 

 

К зачету:

 

(только мне)Теория потребностей Маслоу.

Двухфакторная модель мотивации  Ф. Герцберга. Теория мотивации Д. Мак Клелланда. Теория справедливости - С.Эдамс. Теория ожидания - В. Врума.  Модель мотивации Портера - Лоулера. 

Школы менеджмента:

1. Школа научного управления.

2. Школа административная/ классическая

3. Школа человеческих отношений

4.Школа поведенческих  наук.

5. Школа количественная  ( школа науки управления)

Разработка целей  менеджмента.

 

 Место и роль организации  в общественной системе.è

Цель - идеальное описание будущего желательного состояния объекта  управления.


Характер производственного  потенциала

Интересы местных властей. Интересы потребителей. Интерес персонала. Характер производственного потенциала.

В общем, содержание управленческого  труда сводится к следующему:

1. Постановке целей.

2. Разработки способов  их достижения.

3. Организации совместной  деятельности по достижению этих  целей.

Цели фирмы определяют концепции её развития и основные направления деловой активности. Стратегия фирмы предполагает разработку обоснованных мер и планов  достижения намеченнх целей с учетом потенциала фирмы.

Разработка экономической  политики фирм предполагает:

1. Формулирование стратегических  целей и задач.

2. Анализ сильных и слабых  сторон деятельности

3. Анализ внешнего окружения  фирмы с точки зрения его  влияния на фирму. 

4. Определение альтернативных  наборов производственно-хозяйственной  деятельности.

5. Выбор стратегии.

6. Составление ежегодного  бюджета фирмы в целом и  по отдельным подразделениям.

Необходимо знать, что  для постановки целей используются два вида показателей.

1. Количественные, содержат конкретную цифровую информацию.

2. Качественные - нет конкретных цифр, а цель описательная.

Цели - отправная точка  менеджмента.  Конечной целью менеджмента  считается прибыльность или доходность в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного  процесса.

Классификация целей.

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

Цели организации различают:


 

 




 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.10.12

Управленческие решения

Принятие управленческих решений  должно быть рациональным. Принятие решение - это, сознательный выбор среди имеющихся  альтернатив. То есть решение - это выбор  альтернативы.

Помните, что в управлении принятие решений это систематизированный  процесс, в котором повышается ответственность (связана с деньгами, судьбой предприятия/организации).

Информация должны быть достоверной, текущей, своевременной, прогнозируемой. Релевантная информация - это, сведения, отобранные как имеющие отношения  к конкретной проблеме, человеку, цели и моменту времени. Она становится базой для принятия решений и  должна быть максимально точной.

Наличие проблем может привести к стрессам. Этапы рационального  решения проблем.

Этапы рационального решения принятия проблем.


 


 


 

 

 

 


 

 


 


 

 


 



 

 

 

 

 Идеальная схема процесса принятия решения: 
1. Подготовка

2. Выработка

3. Реализация

«Ничто не происходит, если нет  ответственного за действия» (с)

 

10.10.12(2)

 

Внутрифирменный контроль, как функция  менеджмента.

Моделирование и почему оно используется. - реферат.- ТОЛЬКО МНЕ!!!!!

 

Схема по контролю внизу.

Планирование и контроль как  «сиамские близнецы». В обыденном  значении слово контроль сопоставляется с властью и ограничением.

Контроль - это, удержание работников  в определенных рамках.

Контроль - это, процесс обеспечения достижения организации своих целей. è Функция контроля. 
Контроль призван обеспечить правильную оценку реальной ситуации и тем самым создать предпосылки для внесения коррективов.


 

 



 


 

 

 

 

 

Файоль* сказал: «Контроль заключается  в том, чтобы проверить»

*основоположник менеджмента.

 

Условия осуществления  эффективного контроля.

1. Наличие планов. План - исходный  пункт контроля. Он сравнивается  с нормативами, а затем они  сравниваются с результатами.

2. Развитая система учета.

3. Чёткая организационная структура.  Если она не четкая, то сроки  увеличиваются и складывается  ситуация таким образом, что  сотрудникам просто непонятно,  от кого получать информацию  и ЦУ.

4. Отлаженная информационная система.

В функцию контроля входят шесть  этапа, которые образуют контур «обратной  связи».

 


 




 


Требования  к контролю.

 

1. Стратегическая направленность. Контроль должен четко отражать  общие приоритеты организации. 

2. Ориентация на результаты, т.е.  контроль не ради контроля, а  контроль лишь средство для  достижения цели.

3. Своевременность. Не скорость, не частота,  а тот временной  интервал между контрольными  мероприятиями, которые адекватно  соответствуют явлению.

4. Гибкость контроля. То есть  контроль должен приспосабливаться  к изменениям. Например при случае изменения планов.

5. Простота. То есть понятность, четкость, ясность, как для руководителей,  так и для подчиненных и  человека предоставляющего информацию.

6. Экономичность. То есть принцип  такой - контроль, который стоит  больше чем даёт - не нужен.Ошибки процессы контроля.

 

 

1. Контроль по случаю.

2. Контроль «вдогонку». Когда невозможно  провести корректирующие действия.

3. Тотальный контроль. Приводит  к несамостоятельности персонала.

4. Контроль из недоверия.


5. Контроль ради наказания.                                                                    Всё это приводит к ухудшению

6. Неинформарование о результатах  контроля.                            Морально психологического                                                                              

                                                                                                                                          климата

Виды  контроля.

                        


                                                      à Время осуществления.


 

Текущий. Предварительный. Заключительный.



                                                              Цели


Стратегический, оперативный.

 

 


                                                                      Масштабы


 

           Полный(например бухгалтерия)

 


                                                                        Предмет контроля.


 

                   Финансовый, административный, контроль  качества.


 

 

06.10.12

Процесс принятия управленческих решений.

 

Управленческое решение -  это, обдуманный вывод о необходимости  осуществить  какие-то действия, связанные  с достижением цели организации, либо наоборот - воздержаться от них.

Его принятие составляет саму суть управленческой деятельности. Принятие решений это неотъемлемый элемент  всех управленческих функций. Навык  принятия решения приобретается  с опытом. Для обдумывания серьезных  решений требуется время. Есть решения, которые принимаются интуитивно (спонтанно).

В менеджменте процесс  принятия решения - систематизирован. Помните, что управленческие решения  влияют на жизни людей и, как правило, они связаны с деньгами.

Некоторые управленческие решения  могут изменить ход истории. Ответственность  за такие решения очень тяжелая  ноша.

Все менеджеры управляют  собственностью, как правило чужой. И следовательно, их решения влияют на жизнь.  Если принимается решение уволить работника - страдает работник, но если принимается решение его оставить, то снижается эффективность работы организации и это отрицательно сказывается на владельцах и персонале.

Нельзя принимать необдуманные решения.  Генри Минцберг выделил 4 роли менеджера:

1. Предприниматель.

2. Ответственный за отсутствие сбоев в работе.

3. Распределитель ресурсов.

4. Участник переговоров.

Менеджер в идеальном  случае должен стремиться к оптимальному решению. (Но как правило на практике это не так)

                              Донесение решения                                                    Получение обратной связи


 

 

                                      


 

 

Уровни принятия управленческих решений


 

Организационные                              Индивидуальные.

Типы управленческих решений.


 

 

Интуитивные                                           Организационные                                  Рациональные             

 

 

Чтобы решения менеджера  и всех работников  совпадали  с общей системой ценностей,  в  одних организациях составляют официальные  заявления о корпоративных ценностях.(apple ,) в других компаниях психологические тренинги. Управленческие решения связаны с риском всегда. Риск здесь используется не как опасность, а описание уровня определенности при прогнозировании   будущего результата.     

Решение принимается в  условиях определенности, если менеджеры  точно знают к чему приведет выбор каждой альтернативы. Решение может приниматься в условиях неопределенности, когда вероятность потенциальных результатов оценить невозможно и имеет два варианта действий:

Информация о работе Сущность и содержание менеджмента