Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 19:57, реферат
Целью данного реферата является раскрытие понятия имиджа руководителя и основы его формирования.
В первой главе раскрыто понятие имиджа и его значение в современном мире, приведены основные составные части имиджа.
Во второй главе описываются основы формирования имиджа человека вообще и руководителя в частности. К основам формирования имиджа относятся психологические и этические основы.
Слишком критичное отношение к собственному телу может отразиться и на имидже в целом. Напротив, позитивный телесный имидж, принятие своего тела таким, каково оно есть, может сыграть положительную роль в формировании имиджа в целом. Имидж можно улучшить за счет:
- Осанки и языка тела. С помощью поз и языка тела можно казаться крупнее или меньше, или даже скрывать проблемные части тела (например, сидеть со скрещенными на животе руками).
- Внешнего вида. При уравновешенном восприятии телесного имиджа человек может одеваться так, чтобы подчеркнуть выигрышные стороны и затушевать слабые.
1.2.3 Голос и речь
При знакомстве первое впечатление определяется внешним видом, но затем, когда начинается разговор, голос становится важнее. Однако в процессе создания имиджа о голосе часто забывают.
Голос способен рассказать о чувствах, о здоровье, о том, насколько раскованно человек себя чувствует, откуда он родом, какое получил образование, насколько легко поддается воздействию окружающих людей. Человек наряду с другими аспектами имиджа использует голос, чтобы быть больше похожим на других, или, напротив, заявить о своей индивидуальности.
Голос – это неотъемлемая часть имиджа. Часто встречаются люди, внешний вид и голос которых несовместимы. При первой встрече люди делают определенные выводы, исходя из внешности человека, и подсознательно хотят получить подтверждение своим впечатлениям в звуках его голоса. Звук голоса либо усиливает, либо уменьшает воздействие внешнего вида.
В настоящее время особое значение имеет умение разговаривать по телефону. Именно по телефону устанавливаются начальные контакты. Чем больше человек использует телефон, тем более важно для него умение контролировать свой голос. Первое впечатление складывается по звуку голоса, и к моменту личной встречи у собеседника уже формируется определенное мнение.
Темп речи и паузы
Темп речи зависит от расстановки пауз. Быстрый темп речи хорош при условии, что четко произносятся все слова, что паузы достаточно длинны и позволяют слушателю обдумать сказанное. Пауза нужна для того, чтобы вдохнуть воздух, «подзарядиться» перед продолжением речи, дать возможность мозгу подготовить то, что будет сказано, а слушателю – осознать сказанное. Паузы дают отдых и мозгу, и телу.
Делать паузы в речи считается признаком хорошего тона. Они производят впечатление, что собеседнику предоставляется возможность вставить реплику, если он того пожелает. Кроме того, паузы дают возможность следить за реакцией собеседника на сказанное.
Научившись пользоваться паузами в речи, можно заметно усовершенствовать свой имидж. Если люди будут видеть, что говорящий чувствует себя комфортно, им тоже будет комфортно в беседе с ним. Умение держать паузу, ничем ее не заполняя – признак большой уверенности в себе, эквивалент умения просто сидеть и молчать. Когда люди видят, что говорящий делает паузы для того, чтобы думать, это придает ему дополнительный авторитет. Разумеется, слишком длинные паузы влияют на имидж отрицательно. Очень важным является умение выдержать оптимальную длину паузы.
Четкость речи
Если человек говорит невнятно, это воспринимается окружающими как признак скрытности и недоверия.
«Имидж оратора» можно значительно улучшить за счет повышения четкости и ясности речи. Согласные выражают в речи логику и структурированность мышления.
Небрежность речи может свидетельствовать об отсутствии заинтересованности и энергичности, а иногда и о высокомерии. Небрежную, нечеткую речь можно улучшить с помощью специальных упражнений, например, скороговорок. Если человек слишком напряжен, это может производить впечатление чрезмерной сдержанности и неуверенности в себе. Наилучшим вариантом является тот, при котором лицевые мышцы расслаблены, но не вялы и бессильны, а гибки и податливы.
2 База формирования имиджа руководителя
2.1 Психологические основы
2.1.1 Экстраверты и интроверты
Не существует людей, которых можно точно отнести к экстравертам или интровертам. Человеку присущи качества, которые относятся и к тому и к другому типу. Но возможно отнести человека к одному из типов, выделив его доминирующие качества.
Экстраверты в целом испытывают более сильную потребность в принадлежности и отождествлении с другими, тогда как интроверты больше стремятся отстаивать независимость. Экстраверты часто легко обходятся без самоанализа и чувствуют себя неуютно, если большую часть времени им приходится проводить в одиночестве. Интроверты избегают таких ситуаций как публичные выступления и испытывают неудобство, если им приходится много общаться с другими людьми. Различная мотивация экстравертов и интровертов при взаимодействии с окружающими является причиной различия в методах, используемых ими в процессе взаимодействия.
Экстраверт в своем стремлении стимулировать окружающих для того, чтобы добиться их реакции и достичь большей сопричастности, часто прибегает к следующим приемам:
- пользуется выразительным, экспансивным языком тела;
- носит одежду ярких цветов, вызывающую реакцию окружающих;
- принимает дружелюбный
вид с целью понравиться
- много говорит, стремясь
привлечь внимание других
- помногу и возбужденно говорит с целью непрерывного стимулирования других, уделяет им много внимания, интенсивно использует мимику, задает окружающим массу вопросов, чтобы вызвать у них чувство сопричастности;
- рассказывая о событиях, драматизирует их описание;
- заполняет свое окружение
массой стимулирующих
Интроверт предпочитает избегать стимулирования, занимаясь обдумыванием собственных идей. Он проявляет свое стремление к индивидуальности следующими способами:
- использует сдержанный
язык тела, не ищет стимулирования
со стороны других людей, не
прибегает к драматизации
- носит одежду,
не вызывающую активной
- не видит особой необходимости в разговорах, поскольку потребность в сопричастности с другими не входит в круг приоритетов; если говорит много, то лишь для того, чтобы выразить свои идеи;
- говорит спокойно,
давая себе время на
- выражает тщательно продуманные взгляды и мнения, не стремится вызвать реакцию окружающих;
- интересуется больше идеями, нежели чувствами;
- равнодушен к окружающей обстановке, не смущается беспорядочностью рабочей среды, либо выбирает минималистскую обстановку, свободную от чрезмерного стимулирования извне.
2.1.2 Темперамент
Существуют четыре вида темперамента, ниже перечислим и охарактеризуем каждый.
Сангвиник – человек деятельный, веселый, адаптирующийся к мгновенно изменяющейся обстановке. Сангвиник полон инициативы, постоянно работоспособен, энергичен, но не любит однообразной работы. Рутинную работу сангвинику поручать не рекомендуется. Он быстро осваивает новые требования и быстро входит в контакт с незнакомыми людьми. Таким образом, он осваивается в любом временном коллективе. Легко приобретает и меняет опыт. Недостатком сангвиника можно считать некоторую непоследовательность в деятельности. Настроение, интересы и устремления переменчивы.
Холерик – человек с непредсказуемыми эмоциональными проявлениями, легко нарывается на конфликт. Холерику нельзя выполнять работы, которые требуют выдержки. Ему несвойственны глубокое обдумывание решения и основательное отношение к делу. Холерик быстрее других ориентируется в изменяющейся обстановке, находчив в спорах и дискуссиях. Быстро адаптируется к новым условиям. Однообразная работа холерика раздражает. Наиболее подходящей сферой деятельности для холерика является маркетинг. Физически и психологически холерик быстро устает, не любит контролировать свою работу.
Меланхолик очень чувствителен, застенчив и стыдлив, может обижаться «по пустякам» (с точки зрения представителей других темпераментов). Подвержен частым сменам настроения. Уклоняется от контактов с окружающими, замкнут, неразговорчив. Работоспособность подвержена колебаниям в зависимости от настроения. Меланхолик наиболее полезен при выполнении стандартной, постоянной работы. Для него предпочтителен индивидуальный характер работы.
Флегматик – человек серьезный, всегда ровно и спокойно настроенный. В стабильной обстановке очень продуктивен и чувствует себя полезным обществу. К изменяющейся обстановке и новым людям привыкает медленно. Постоянно, независимо от обстоятельств, сохраняет спокойствие, исключительно настойчив. Флегматик наиболее подходит для работ, при выполнении которых требуется длительное напряжение сил. «Авральные» работы не подходят флегматику, и он старается от них уклониться. Флегматик терпелив и вынослив (может терпеть неудобства командировок и осваиваемых участков работы). Его движения и речь замедленны, он не слишком находчив, но очень исполнителен. Внимание концентрирует и переключает медленно. Флегматику трудно изменить старые навыки и привычки, с новыми людьми он вступает в контакт сложно, на новые впечатления реакция более медленная, чем у представителей других темпераментов. В нормальном состоянии не любит проявлять эмоции, но если флегматика вывести из равновесия, он может действовать напористо и агрессивно.
В чистом виде темпераменты встречаются редко, часто они смешаны, но проявляют определенную тенденцию.
Темперамент играет значительную роль в процессе формирования имиджа человека вообще и руководителя в частности. Человек может стать руководителем независимо от природного темперамента, если научится осознавать сильные и слабые стороны, определяемые темпераментом, и правильно использовать их достоинства и недостатки.
2.1.3 Стили мышления
Существуют стили мышления: синтетический, идеалистический, прагматический, аналитический, реалистический. Ниже рассмотрим каждый из них и дадим характеристику.
Синтетический стиль
Синтез (от греческого «соединение, сочетание, составление») – процесс практического или мысленного построения из различных элементов, частей или сторон объекта единого целого (системы). Синтезировать – это значит не просто составлять из маленьких кусочков целое, а создавать что-то качественно новое и оригинальное из вещей или идей, которые сами по себе подобными качествами не обладают, и даже выглядят резко отличающимися друг от друга, а иногда – совершенно несовместимыми. Их излюбленной формой мышления является спекулятивное (т.е. умозрительное, теоретизирующее) мышление, мысленный эксперимент. Девиз синтезатора – «Что, если…?».
Синтезаторы – всегда интеграторы. Там, где одни отстаивают «лучшее» решение, а другие ради достижения консенсуса заранее готовы пойти на компромисс, синтезаторы ищут способ «совместить несовместимое» в новой, творческой комбинации, следуя формуле «тезис – антитезис – синтез».
Обладатели синтетического стиля мышления чрезвычайно чувствительны к противоречиям в рассуждениях других людей, питают повышенный интерес к парадоксам и конфликтам идей. Более того, они нередко заинтересованы в возникновении таких конфликтов и могут даже провоцировать их, задавая неожиданные, острые вопросы с целью выяснения исходных посылок и позиций другой стороны.
Другой особенностью синтезаторов является любовь к переменам. Они склонны видеть мир постоянно меняющимся и одобряют такое видение мира другими людьми. Они не могут выносить застывшие, никогда не изменяющиеся формы и вещи, рутину, жесткую структуру, расхожие, общепринятые идеи и авторитеты. Синтезаторы гордятся своей креативностью (т.е. способностью и склонностью к творчеству в широком смысле слова), чувством нового, остротой взгляда и языка и, часто тайно, одаренностью (не всегда признаваемой другими).
Идеалистический стиль
Идеалисты (с точки зрения стиля мышления) – это люди, которые, прежде всего, обладают широким взглядом на вещи. Они склонны к интуитивным, глобальным оценкам и не признают детальный анализ проблем с опорой на множество фактов и формальную логику.
Особенностью идеалистов является повышенный интерес к целям, потребностям, мотивам и человеческим ценностям. Они хорошо умеют формулировать цели, причем не только собственные. Любимым вопросом идеалистов является вопрос «Куда и почему мы идем». Идеалисты в большей степени, чем представители других стилей мышления, ориентируются в своих решениях на субъективные и социальные факторы.
Идеалисты сходны с синтезаторами в том, что не расположены концентрироваться (тем более, фиксироваться) на точных цифрах и фактах. Различие между ними состоит в разных подходах к разрешению противоречий. Синтезаторы считают, что надо максимально заострить противоречие и попытаться затем найти принципиально новое решение, позволяющее интегрировать противоположные взгляды. Идеалисты, в отличие от них, считают, что можно найти сходство даже в «непримиримых» позициях. Они убеждены, что люди могут договориться о чем угодно, если придут к согласию относительно целей. Идеалисты не ценят конфликт и не получают от него удовольствия; они считают конфликт непродуктивным, следовательно, абсолютно ненужным.