Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 18:27, доклад
Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. При этом источником управляющего воздействия в менеджменте является его субъект.
Фирмы могут быть самостоятельными или состоять из нескольких дочерних фирм, объединенных системой участия (участие в акционерном капитале других фирм), где для контроля над фирмой необходимо обладать определенным пакетом акций.
Участие одной компании в акционерном капитале другой не всегда предполагает отношения контроля и подчинения. Существует определенный минимум контрольного пакета акций, которым необходимо владеть для контроля над крупной корпорацией в связи с распыленностью акций (около 10%).
Контролирование деятельности фирмы предполагает определение ее стратегии, политики, выбор долгосрочных целей, власть и влияние в ней.
Сегодня центральную роль в мировой экономике играют холдинговые компании (компании, обладающие необходимым для контроля количеством акций др. компании),
Система участия, скрепляется личной унией, которая характеризуется тем, что одни и те же лица занимают руководящие посты (председателей и членов правления, директоров и управляющих) в различных компаниях и банках.
Материнская компания (головная) это фирма, контролирующая деятельность других компаний. В зависимости от размеров капитала, принадлежащего материнской компании, правового положения и степени подчинения фирмы, подчиняющиеся фирмы делятся на следующие виды: филиалы (branch); дочерние компании (subsidiary); ассоциированные компании (associated company - в Англии, affiliated company - в США).
У филиала нет юридической
и хозяйственной
Дочерние компании самостоятельны как юридически, так и в хозяйственной деятельности. У них есть достаточная финансовая база и имущество. Материнская компания строго контролирует деятельность дочерних компаний, (владения контрольным пакетом акций): наблюдает и координирует хозяйственную деятельность, определяет состав правления, назначает директоров. У дочерних компаний тоже могут быть подконтрольные фирмы и т.д.
Ассоциированная компания юридически и хозяйственно самостоятельна и не находится под контролем фирмы, владеющей ее акциями.
Совместные предприятия (СП)
предполагает участие одного или
нескольких иностранных партнеров
- инвесторов. Создание и функционирование
СП как правило регулируется национальным
законодательством, в РФ это Федеральный
закон "Об иностранных инвестициях
в Российской Федерации" №160-ФЗ от 9
июля 1999 г. http://www.ivr.ru/laws/
Главный признак СП - собственность на конечный продукт.
Национальная принадлежность СП определяется:
Организационные отношения в системе менеджмента
Понятие организации и организационной структуры
Организация - пространственно-временная
структура производственных факторов
и их взаимодействие с целью получения
максимальных качественных и количественных
результатов в самое короткое
время и при минимальных
Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.
Функциональный принцип
построения организаций предполагает,
что их подразделения могут
Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано:
Организационная структура регулирует:
Тем самым фирма создается как иерархическая структура. Основные законы рациональной организации:
- упорядочение задач в
соответствии с важнейшими
- приведение управленческих
задач в соответствии с
На организационную структуру влияют следующие факторы:
Типы организационных структур управления
Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций.
Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними. Если плановые показатели и фактические отличаются на некоторую критическую величину то возникает необходимость корректировки.
Различают связи:
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления. Они могут быть гибкими (матричная, проектная, дивизиональная) и не гибкими.
В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.
Функциональная
Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко
Дивизиональная (филиальная структура). Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически. Эта характеристика свойственна при рассмотрении внешней среды.
Матричная структура характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.
Множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах - линейно-функциональная или матричная.
Этика и культура фирмы
С нормативными требованиями
к управлению и политикой управления
жестко связано представление о
морали деловых взаимоотношений - этика
предприятия. Эта нормы должны обязательно
вводиться в обеспечение
Этические ценности по отношению к сотрудникам могут включать:
По отношению к рыночному партнеру:
Культура предприятия - совокупность ценностей, норм, идей, которые подсознательно и сознательно формируют стиль поведения сотрудников. При этом, менеджер может действовать строго или частично в рамках культуры. К основным типам управленческой культуры относятся задачи, бесспорная, сильная. Предпринимательская культура, ориентированная вне организации на перспективу, поддержание новаторства, творчества.
Элементы организационной культуры это моральные ценности на предприятии, выбранные методы управления. Ее основные аспекты:
Виды корпоративной культуры: партиципативная, бюрократическая, предпринимательская. Заботится о благоприятном морально-психологическом климате опекунская корпоративная культура, а на планах и целях базируется проксеологическая. Бюрократическая корпоративная культура проявляется во внешнем регулировании всех сторон деятельности организации с целью достижения стабильности.