ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО
ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ
Кафедра государственного и муниципального
управления
Курсовая работа на тему:
«Сущность методов управления и их типология»
Выполнила: студентка
факультета управления группы 421
Аванесова Элла Олеговна
Научный руководитель:
доцент, кандидат социологических наук
Канифатов Александр Сергеевич
г. Ростов-на-Дону
2012
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Место
методов управления в теории и практике
менеджмента 5
1.1. Понятие,
сущность и значение методов управления 5
1.2. Типология
методов управления 11
Глава 2. Обобщение
опыта успешного применения методов управления 20
2.1. Практические
особенности применения административных
методов в управлении 20
2.2. Практические
особенности применения социально-психологических
и экономических методов в управлении 26
Заключение 33
Список
использованной литературы 35
Введение
Эффективное управление организацией
признается сегодня важнейшим фактором
конкурентоспособности предприятий
и достижение ими экономического
успеха. На протяжении десятилетий
в отечественной экономике господствовал
технократический подход к хозяйствованию
на уровне предприятий, когда во главу
угла ставились производственные планы,
бюджеты, структуры, административные
распоряжения. Управленческая политика
как таковая во многом была прерогативой
государственных органов и ортодоксальных
идеологических механизмов, и многие
её составляющие оказывались вне
непосредственного влияния руководителей
предприятий. Монополизм в сфере
менеджмента в целом приводил
к сужению трудовой мотивации
и к отчуждённости работников,
к падению заинтересованности в
труде и низкой производительности
труда.
Проблема методов управления всегда была
актуальной . Переход нашей страны к рыночной
модели экономики перевернул многое в
этом вопросе. Тема является очень злободневной
и острой так как затрагивает практически
все сферы экономической жизни современного
общества.
Анализ литературных источников показывает,
что вопросы методов управления освещаются
авторами достаточно широко.
Среди современных публикаций по государственному
управлению, посвященных сущности методов
управления и их типолии, необходимо отметить
таких авторов, как Игнатов В.Г., Глазов.
М.М., Л.Н. Албастова, Горемыкин. В.А. и ряд
других.
Целью написания
данной работы является подробное изучение
основных методов управления организацией,
а также рассмотрение путей улучшения
эффективности управления.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- - определить классификацию методов
управления;
- - изучить функции управления;
- - разобрать сущность делегирования
полномочий;
Объект исследования
– управление.
Предмет исследования – методы управления
и их типология.
1. Место методов управления в теории и
практике менеджмента.
1.1.
Понятие, сущность и значение
методов управления.
В общепринятом понимании метод [ от
латинского methodos - исследование ] - способ
исследования явлений природы , подход
к изучаемому явлению, планомерный путь
к установлению истины .
Применительно к государственно-управленческой
деятельности под ним понимается
прием практической реализации задач
и функций исполнительной власти
в деятельности исполнительных органов
на основе закрепленной за ними компетенции
, в установленной форме и в соответствующих
границах. В подобном виде метод дает нам
понять то, как функционирует механизм
исполнительной власти, как практически
осуществляется управленческая функция
, с помощью использования каких средств
.
Следовательно, метод управления есть
средство практического осуществления
функций государственно-правленческой
деятельности и достижения ее целей .
Методы любой деятельности разнообразны
. Это относится и к методам управления
, ибо они различны по своему назначению
субъекты исполнительной власти , различны
и находящиеся под их руководством объекты
. Но это не исключает возможности проведения
типизации методов в целях выявления наиболее
присущих им черт.
Наиболее характерно для методов
управления следующее:
Во-первых , они органически связаны с
целевым назначения этого вида государственной
деятельности как особого вида как практической
реализации единой государственной власти
.
Во-вторых, они выражают управляющее
воздействие субъектов исполнительной
власти на соответствующие объекты.
В-третьих, они используются субъектами
исполнительной власти в
в качестве средств реализации закрепленной
за ними компетенции.
В-четвертых, метод управления имеет
своим адресатом соответствующего объекта
.
В-пятых , выбор конкретных методов управляющего
воздействия напрямую зависит от организационно-правового
статуса субъекта управления , но и от
организационно-правового статуса [ формы
собственности ; от индивидуального или
коллективного характера ]
Следует различать, таким образом:
1) методы управляющего воздействия
, имеющие внешнее юридически-
-властное значение и выражение
и являются собственно методами
управления ;
2) методы организации работы
аппарата управления, имеющие чисто
внутри аппаратное значение;
3) методы свершения определенных
управленческих действий - методы
процедурного характера.
С общетеоретических позиций проявляется
действие методов любой деятельности
- убеждения и принуждения.
С помощью средств убеждения, прежде
всего, стимулируется должное поведение
участников управленческих отношений
путем проведения воспитательных, разъяснительных,
рекомендательных, поощрительных мер
в основном морального воздействия. Принуждение
рассматривается как вспомогательный
метод , используемый в случае не результативности
убеждения. Оно выражается в применении
административной или дисциплинарной
ответственности .
Из множества классификаций, как
правило, выделяются методы двух групп
: административные и экономические .1
Административные методы квалифицируются
в качестве способов и средств прямого
или внеэкономического управляющего воздействия
со стороны субъектов исполнительной
власти на соответствующие объекты управления
со стороны независимо от конкретной области
общественной жизни. Свое выражение они
находят в свершении субъектом управления
таких действий , в содержании которых
проявляется властное обеспечение должного
поведения объектов.
Прямое их направление означает,
что субъект управления принимает управленческое
решение обязательное для адресата управления.
Экономические методы обычно характеризуются
в качестве способов или средств экономического
или косвенного воздействия со стороны
субъектов государственно-управленческой
деятельности на соответствующие объекты
управления. Главное при этом заключается
в том, что с их помощью субъект управления
добивается должного поведения управляемых
путем воздействия на их материальные
интересы, т.е. опосредствованно в отличие
от способов прямого властного воздействия.
Последние здесь отсутствуют. Объект
управления ставится в такие условия,
когда он сам начинает действовать
должным образом не под влиянием
директивах предписаний су6ъекта управления,
а в силу того, что такое его поведение
материально стимулируется. Чаще всего
стимулирующие средства сводятся к экономическим
(например, материальное поощрение, предоставление
имущественных льгот и т.п.). Тем самым
стимулируется экономическая (материальная)
заинтересованность объекта в выполнении
поставленных перед ним задач. Управляющее
воздействие осуществляется не прямо
на поведение (это можно делать, а это нельзя
и т.п.), а косвенно (опосредствованно),
т.е. через воздействие на материальные
(имущественные) интересы объекта управления.
Должное поведение последнего достигается
перспективами материальных выгод, равно
как и угрозой материальных санкций. Следовательно,
экономические рычаги, используемые в
процессе решения управленческих задач,
устанавливают систему материальных стимулов.
Однако управляющее воздействие составляет
содержание и таких рычагов, что сближает
их по конечной цели с рычагами прямого
(административною) характера.
Проблема методов управления диалектична.
Это означает, что недопустимо
антагонистическое противоречие между
методами прямого и косвенного воздействия
.И для этого имеются соответствующие
причины.
Во-первых, поскольку управленческая
деятельность по своей природе административная
("административное" суть "управленческое"),
поскольку любые методы, используемые
в процессе ее практического осуществления,
не могут не быть административными.
В силу этого выделение административных
и экономических методов управления
алогично; буквально имеются в
виду "управленческие методы управления",
независимо от того, какое содержание
в них вложено, т.е.единые по своей сути
методы управления.
Во-вторых, средства прямого (административного)
и косвенного (экономического) назначения
используются с единой конечной целью
- реализация управленческого воздействия
субъекта управления на поведение объекта
управления.
В-третьих, эти средства практически
используются одними и теми же, а
не различными, субъектами исполнительной
власти.
В-четвертых, они используются в
отношении одних и тех же объектов
управления; не существует таких объектов,
которые нуждаются исключительно
в косвенном управляющем воздействии.
В-пятых, прямые и косвенные средства
используются в практической деятельности
соответствующих исполнительных органов
(должностных лиц) в рамках единого
варианта, а именно - как одностороннее
и властное волеизъявление субъекта
управления. Например, поощрительные
или стимулирующие меры (премии,
материальные льготы и т.п.) оформляются
в виде соответствующих управленческих
решений (приказ о премировании, решение
о предоставлении кредитных или
налоговых льгот и т.п.).
В-шестых, для реализации прямого
и косвенного управляющего воздействия
требуется, как правило, единая правовая
форма. Между тем нередко при
выделении административных и экономических
методов исходят из того, что первые регламентированы
правом, а вторые базируются непосредственно
на объективных экономических закономерностях
общественного развития. Подобная аргументация
глубоко ошибочна. Методы управления в
обобщенном виде могут быть представлены
только как административно-правовые.
Без правовой регламентации и юридической
формы невозможно осуществлять эффективное,
рациональное и грамотное управление
вообще. Тем более что речь идет о самом
существенном, - о непосредственном (или
опосредствованном) управляющем воздействии
на объект управления.
В-седьмых, практически в правовых
актах управления можно обнаружить
органическое сочетание экономического
содержания и административно-правовой
формы.
1.2. Типология методов
управления
Административные методы
управления – это способы управленческих
воздействий на персонал, которые базируются
на власти, дисциплине и взысканиях.
Административные методы
управления ориентированы на такие
мотивы поведения как:
- осознанная дисциплина труда;
- чувство долга;
- стремление человека трудиться в определённой
организации и т.д.
Административные методы
управления отличает прямой характер
воздействия. Любой регламентирующий
или административный акт подлежит обязательному
исполнению.
Для административных методов
характерно их соответствие правовым
нормам, действующим на определённом
уровне управления, а так же актам
и распоряжениям вышестоящих
органов управления.
Различают пять основных способов
административного воздействия:
- организационные воздействия;
- распорядительные воздействия;
- Дисциплинарная ответственность и взыскания;
- Материальная ответственность и взыскания;
- административная ответственность и
взыскания.
Организационные воздействия
основаны на подготовке и утверждении
внутренних нормативных документов регламентирующих
деятельность персонала конкретного предприятия.
К ним относятся:
- Устав предприятия;
- Коллективный договор;
- Правила внутреннего трудового распорядка;
- Организационная структура управления;
- Штатное расписание предприятия;
- Положения о структурных подразделениях;
- Должностные инструкции сотрудников
и т.д.
Эти документы (кроме устава)
могут оформляться в виде стандартов
предприятия и обязательно вводятся
в действие приказом руководителя предприятия.
Эти документы обязательны
для всех сотрудников, их несоблюдение
влечёт за собой применение дисциплинарных
взысканий.
Распорядительные воздействия
направлены на достижение поставленных
целей управления, соблюдение внутренних
нормативных документов или поддержание
системы управления предприятием в заданных
параметрах, путём прямого административного
регулирования.
К известным способам распорядительного
воздействия следует отнести:
- Приказы;
- Распоряжения;
- Указания;
- Инструкции;
- Нормирование труда;
- Координация работ;
- Контроль исполнения и т.д.