Сущность методов управления и их типология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является подробное изучение основных методов управления организацией, а также рассмотрение путей улучшения эффективности управления.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
•- определить классификацию методов управления;
•- изучить функции управления;
•- разобрать сущность делегирования полномочий.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Место методов управления в теории и практике менеджмента 5
1.1. Понятие, сущность и значение методов управления 5
1.2. Типология методов управления 11
Глава 2. Обобщение опыта успешного применения методов управления 20
2.1. Практические особенности применения административных методов в управлении 20
2.2. Практические особенности применения социально-психологических и экономических методов в управлении 26
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 65.74 Кб (Скачать файл)

Наиболее категоричной формой распорядительного воздействия  выступает приказ. Он обязывает подчинённых точно выполнить принятое решение в установленные сроки, а его неисполнение влечёт за собой соответствующую санкцию (наказание).

Распоряжение выступает в качестве второго основного вида распорядительного воздействия. Оно обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления или структурного подразделения.

Указания и инструкции являются локальным видом распорядительного воздействия и чаще всего направлены на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников.

Дисциплинарная ответственность  и взыскания применяются в случаях нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником.

Невыполнение работником трудовых обязанностей существует тогда, когда доказана его личная вина и он действовал умышленно и неосторожно.

Материальная ответственность  и взыскания применяются в случаях когда работник причинил ущерб своим действием или бездействием предприятию на котором работает.

Чаще всего к видам  ущерба который необходимо возмещать, относятся следующие случаи:

  • уничтожение или порча имущества по небрежности рабочего;
  • утрата документов, оборудования;
  • вынужденный простой предприятия по вине работника и т.д.

Материальная ответственность  может быть: полной или ограниченной, индивидуальной или коллективной.

Административная ответственность  и взыскания применяются в случаях совершения административных правонарушений.

Различают такие виды административного  взыскания как:

  • Предупреждения;
  • Штрафы;
  • Административный арест;
  • Исправительные работы;
  • Конфискация или возмездное изъятие предметов.

Экономические методы управления носят косвенный характер управленческого воздействия.

Данные методы основаны на использовании экономического механизма, с их помощью осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников.

На основании совместного  анализа экономических законов  и категорий, товарно-денежных отношений  и принципов рыночной экономики  выделяют следующие экономические методы управления:

  • Плановое ведение хозяйства;
  • Хозяйственный расчёт;
  • Оплата труда.

Плановое ведение хозяйства  является главным законом функционирования любого предприятия (организации), которое  имеет чётко разработанные цели и стратегию их достижения.

В рыночной экономике проявление экономических методов имеет  иной характер, чем в административной. Вместо централизованного планирования утверждается что предприятие – свободный товаропроизводитель, который выступает на рынке равным партнёром других предприятий в общественной кооперации труда.

План экономического развития является основной формой обеспечения  баланса между рыночным спросом  на товар, необходимыми ресурсами и  производством продукции и услуг. Государственный заказ трансформируется в портфель заказов предприятия с учётом спроса и предложения, в котором госзаказ уже не имеет доминирующего значения.

Для достижения поставленных целей необходимо чётко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей установленных в  плане экономического развития.

Таким образом, роль планового  ведения хозяйства заключается  в увязке перечисленных выше категорий  и мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.

Хозяйственный расчёт является методом ведения хозяйства, основанным на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объём продаж выручка), полном возмещении расходов на производство за счёт полученных доходов, обеспечение рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда.

Он позволяет сочетать интересы предприятия с интересами подразделений и отдельных работников.

Хозяйственный расчёт основан  на самостоятельности, когда предприятия  являются юридическими лицами и выступают  на рынке свободными товаропроизводителями  продукции, работ и услуг, и самоокупаемости, отсутствием бюджетного финансирования и дотационности в покрытии убытков, т.е. оно полностью окупает свои затраты за счёт доходов.

Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы.

Руководство предприятия  определяет нормативную стоимость  рабочей силы с учётом средних  затрат труда при его нормальной продолжительности.

В качестве примера проявления экономических методов управления можно привести следующее:

  • Субсидирование персонала;
  • Товары со скидкой;
  • Ссуды;
  • Частное страхование здоровья;
  • Вознаграждение, премии, надбавки.

Таким образом, экономические методы выступают в качестве различных способов воздействия руководителей на персонал для достижения поставленных целей.

При позитивном использовании  экономических методов конечный результат проявляется в хорошем качестве продукции и высокой прибыли. Наоборот, при неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или пренебрежении ими, можно ожидать низких или негативных результатов.2

Социально-психологические  методы – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии.

Объектом воздействия  этих методов являются группы людей  и отдельные личности.

По масштабу и способам воздействия эти методы можно  разделить на две основные группы:

  • Социологические методы;
  • Психологические методы.

Данное разделение является достаточно условным, так как в  современном общественном производстве человек всегда действует не в  изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное  управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как  социологических, так и психологических  методов.

Социологические методы направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний  мир человека).

Они позволяют установить назначение и место сотрудников  в коллективе, выявить лидеров  и обеспечить их поддержку, связать  мотивацию людей с конечными  результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

К социологическим методам  относятся:

  • Повышение социально-производственной активности (подражание лидерам, установление лидеров, установление стандартов образцового поведения);
  • Поддержание социальной преемственности (конкурсы мастерства, посвящение в квалифицированные кадры, корпоративные праздники);
  • Моральное стимулирование (индивидуальное и коллективное).

Психологические методы направленно  воздействуют на личность конкретного  человека (внутренний мир человека).

Психологические методы направлены на конкретную личность рабочего или  служащего, и как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач.

К ним относятся:

  • Гуманизация труда (ликвидация монотонности, цветовая раскраска помещения и оборудования);
  • Психологическое побуждение (поощрение творчества, инициативы, самостоятельности);
  • Удовлетворение профессиональных интересов, повышение творческого содержания труда;
  • Профессиональный отбор и обучение персонала;
  • Отбор людей по психологическим характеристикам и развитие необходимых психологических качеств;
  • Комплектование малых групп исходя из критерия психологической совместимости работников;
  • Установление нормальных взаимоотношений между руководителями и подчинёнными;

Психологические методы в  практике менеджмента используются в целях гармонизации взаимоотношений  работников фирм и установление наиболее благоприятного психологического климата.

В основание новой классификации  методов управления лежит свободы  объекта управления в связи с  воздействием на него субъекта.

Индивидуум как объект управления может иметь следующие  степени свободы:

  • ограниченную свободу, при которой субъект управления принуждает зависимый объект выполнять планы или задания;
  • мотивационную свободу, при которой субъект управления должен найти обоснованные мотивы, побуждающие объект управления к выполнению планов или заданий;
  • высокую степень свободы, при которой субъект управления должен с использованием логики и психологии формировать метод воздействия на относительно независимый объект управления, ставя во главу угла изучение психологического портрета управляемой личности и тенденции ее развития. Для объекта управления в этом случае удовлетворение первичных физиологических потребностей не является приоритетным, для него важнее удовлетворение высших потребностей (самореализация, самовыражение).

Исходя из рассмотренных  степеней свободы объекта, методы управления целесообразно подразделять на три  группы: принуждения, побуждения, убеждения.3

Итак, знание социологических  методов управления позволяет руководителю коллектива объективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально-психологический  климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру.

 

2. Обобщение опыта успешного применения методов управления

( на примере ОАО  «Белсолод»)

2.1. Практические  особенности применения административных  методов в управлении

В качестве примера для  исследования обратим своё внимание на ОАО «Белсолод».

Административные методы управления на предприятии ОАО «Белсолод» осуществляется через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно директором ОАО «Белсолод», контроль над их исполнением возложен на начальников отделов администрации и начальников цехов предприятия через систему административных методов трудовой дисциплины. Они регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства.

Целью является правовое регулирование  трудовых отношений, защита прав и законных интересов предприятия и его  работников в соответствии с трудовым законодательством, Уставом предприятия.

Административное управление на предприятии осуществляется также  с помощью должностных инструкций и правил внутреннего трудового  распорядка работников ОАО «Белсолод».

Стимулом выполнения управленческих воздействий является дисциплинарная ответственность.

Экономические методы. В основном на предприятии применяется такой  метод стимулирования, как вознаграждения и надбавки. Так представленные данные в таблице 2.1 свидетельствуют об увеличении среднемесячной заработной платы работников с 558,5 до 697,1 тыс. руб., что в относительном выражении  составило 124,8 процентов.

Надбавки к должностным  окладам за стаж работы на предприятии  выплачиваются в размере до 20%.

Осуществляется предоставление льготных кредитов, условия которых  зависят от стажа работы на предприятии.

Производятся доплаты  работникам:

– за работу в праздничные  и выходные дни;

– за совмещение профессий, в размерах по договоренности между  администрацией и работником;

– за работу во вредных условиях;

– водителям устанавливаются  надбавки за классность линии, производится оплата труда водителям на ремонте, по подготовке к техосмотру сроком до 10 рабочих дней;

– за профессиональное мастерство;

– за работу в ночное время.

Цель доплаты – стимулирование закрепления на предприятии постоянных работников, чей профессиональный и  квалификационный уровень соответствует  требованиям предприятия. Категория  персонала, на которой распространяется доплата; все группы категории постоянных работников предприятия.

Относительный размер, годовой  размер доплаты соизмеряется с затратами  на поиск, отбор и наем работника  соответственно профессионально –  квалификационного уровня. Ежегодно он может увеличиваться до 5%.

С целью усиления заинтересованности работников в результатах своего труда на предприятии широко применяются  различные формы материального  стимулирования за качественные достижения в работе в виде премий, годового вознаграждения, выплаты за выслугу  лет.

Оценка эффективности  труда управляющих практически  осуществляется через систему премий. Премии за рост эффективности устанавливаются, как единовременные выплаты всем работникам.

Премии и другие выплаты  стимулирующего характера, предусмотренные  системой оплаты труда, включаются при  подсчете среднего заработка по времени  их фактического начисления.

Премия за основные показатели деятельности начисляются пропорционально  заработной плате за фактически отработанное время за соответствующий период (месяц). Выплаты в целом производятся лишь при выполнении следующих показателей  плана:

– по объему выполненных работ – 5%;

– по прибыли – 25%;

– по выработке – 5%.

На предприятии размер премии объявляется приказом в процентах  к окладу или фактически начисленному заработку. Предусмотрены следующие  размеры выплачиваемых премий: не более 25% в месяц и 75% в квартал, к заработной плате за фактически отработанное время.

Информация о работе Сущность методов управления и их типология