Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:12, курсовая работа
Целью написания данной работы является подробное изучение основных методов управления организацией, а также рассмотрение путей улучшения эффективности управления.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
•- определить классификацию методов управления;
•- изучить функции управления;
•- разобрать сущность делегирования полномочий.
Введение 3
Глава 1. Место методов управления в теории и практике менеджмента 5
1.1. Понятие, сущность и значение методов управления 5
1.2. Типология методов управления 11
Глава 2. Обобщение опыта успешного применения методов управления 20
2.1. Практические особенности применения административных методов в управлении 20
2.2. Практические особенности применения социально-психологических и экономических методов в управлении 26
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Надбавки к месячным окладам работников устанавливаются в зависимости от стажа работы. Основанием для начисления надбавок являются данные о стаже работы, подтвержденные отделом кадров. При временном заместительстве надбавка в соответствующем размере выплачивается к должностному окладу по основной работе.
Стимулом для эффективной
работы служат также вознаграждения
по итогам работы за год. В полном размере
они выплачиваются, если работник полностью
проработал календарный год. Размер
вознаграждения устанавливается в
процентах в зависимости от непрерывного
стажа работы. На предприятии существует
следующая шкала
– 2 года – 10%;
– 5 лет – 15%;
– 10 лет – 20%;
– 15 лет – 25%;
– 20 лет – 30%.
Вознаграждение, выплаченное работнику, включается в средний заработок при расчете отпуска, оплате больничного листа и т.п., в размере 1/12 его части за каждый месяц расчетного периода.
Социально-психологические методы. Это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии.
Списочная численность ОАО «Белсолод» составляет 431 человек, из них 184 женщины (42,7%).
Нагрузка управляемости (фактическая численность работающих на одного работника аппарата управления)
Н = 373 чел. / 38 чел. = 10 чел. на 1-го управляющего.
Все работники предприятия приняты на работу согласно трудовому договору или контракту, с учетом уровня образования руководящих работников, специалистов и профессиональной подготовкой рабочих.
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров является одним из основных способов социально-психологического воздействия.
Одной из основных задач администрации предприятия является сохранение трудового коллектива, обеспечение максимальной занятости работающих в соответствии с их квалификацией.
В соответствии с этим обучение кадров планируется на перспективу, на основании анализа потребности в кадрах и повышения их квалификации.
Потребность в кадрах и
требования к их квалификации определяют
руководители структурных подразделений
при анализе проблем и причин
их возникновения – квалификация,
возраст персонала и
На основании анализа руководители подразделений подают заявки в отдел кадров, которые являются базой для составления годового плана подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Сведения об образовательном уровне работников предприятия
Категория работников |
Образование, человек | ||||
Высшее |
Среднее специальное |
Профессионально-техническое |
Среднее |
Неполное среднее | |
1. Руководители |
23 |
15 |
- |
- |
- |
2. ИТР, специалисты и служащие |
38 |
25 |
- |
8 |
- |
3. Рабочие |
6 |
91 |
77 |
137 |
11 |
Итого: |
67 |
131 |
77 |
145 |
11 |
% от общего числа: |
15,5 |
30,4 |
17,9 |
33,6 |
2,6 |
Как видно из таблицы, число людей с высшим образованием насчитывает 67 человек, что составляет 15,5% от общего числа работников предприятия. Со средним специальным образованием в организации работает 131 человек, что в свою очередь составляет 30,4%. Наибольшее количество работников со средним образованием-145 человек, что составляет 33,6%.
Сведения о возрастном составе работников предприятия
Лет |
Количество, человек |
% от общего числа |
1. до 29 |
83 |
19,3 |
2. 30 – 39 |
112 |
26,0 |
3. 40 – 49 |
171 |
39,7 |
4. 50 – 60 |
65 |
15,0 |
Итого: |
431 |
100 |
Качество трудовых ресурсов определяется уровнем образования и практическим навыком (стажем работы по специальности).
На основании вышеприведенных таблиц можно сделать вывод, что предприятие укомплектовано в основном высококвалифицированными руководящими кадрами, имеющими высшее и среднее специальное образование 45,9% к общей численности.
Имеющийся состав аппарата управления обладает необходимыми знаниями и практическим опытом, обеспечивающим хозяйственную деятельность предприятия.4
В целом, применению социально-психологических методов управления уделяется достаточное внимание руководства предприятия. Далее в курсовой работе будет рассмотрена оценка эффективности применения социально-психологических методов на ОАО «Белсолод» как способ управления предприятием.
Итак, проведем анализ зависимости показателей рентабельности и производительности труда на примере ОАО «Белсолод». Для этого нам понадобится определить следующие показатели за 2008 год: рентабельность реализованной продукции, доли условно-постоянных и условно-переменных затрат в себестоимости, производительность труда работников, цену одной единицы продукции.
Рассчитаем рентабельность реализованной продукции, она равна 21,79% (10950/50255Ч100%). Доли условно-постоянных и условно-переменных затрат для данного типа производства равны 25 и 75% соответственно. Производительность труда при годовом объеме производства 52459 тонн составляет 127,95 (52459/410) тонн солода на работника. Цена одной тонны солода будет равна 0,958 (50255/52459) млн. руб.
Далее рассмотрим таблицу 3.1, в которой можно проследить изменение производительности труда и рентабельности продукции в зависимости от изменения объема производства.
Зависимость производительности труда и рентабельности продукции от объема производства (W) за 2009 г.
W, тонн |
Cv*W, млн. руб. |
Cz*W, млн. руб. |
const, млн. руб. |
Себестоимость, млн. руб. |
Прибыль, млн. руб. |
Рентабельность, % |
Производительность труда, тонн на 1 работника | |
0 |
0 |
0 |
9823,25 |
9823,25 |
-9823,25 |
- |
0 | |
4371,60 |
4187,99 |
2456,84 |
9823,25 |
12280,09 |
-8092,10 |
-193,22 |
10,66 | |
8743,20 |
8375,99 |
4913,68 |
9823,25 |
14736,93 |
-6360,94 |
-75,94 |
21,32 | |
13114,80 |
12563,98 |
7370,52 |
9823,25 |
17193,77 |
-4629,79 |
-36,85 |
31,99 | |
17486,40 |
16751,97 |
9827,36 |
9823,25 |
19650,61 |
-2898,64 |
-17,30 |
42,65 | |
21858,00 |
20939,96 |
12284,20 |
9823,25 |
22107,45 |
-1167,48 |
-5,58 |
53,31 | |
26229,60 |
25127,96 |
14741,04 |
9823,25 |
24564,29 |
563,67 |
2,24 |
63,97 | |
30601,20 |
29315,95 |
17197,87 |
9823,25 |
27021,12 |
2294,83 |
7,83 |
74,64 | |
34972,80 |
33503,94 |
19654,71 |
9823,25 |
29477,96 |
4025,98 |
12,02 |
85,30 | |
39344,40 |
37691,94 |
22111,55 |
9823,25 |
31934,80 |
5757,13 |
15,27 |
95,96 | |
43716,00 |
41879,93 |
24568,39 |
9823,25 |
34391,64 |
7488,29 |
17,88 |
106,62 | |
48087,60 |
46067,92 |
27025,23 |
9823,25 |
36848,48 |
9219,44 |
20,01 |
117,29 | |
52459,20 |
50255,91 |
29482,07 |
9823,25 |
39305,32 |
10950,59 |
21,79 |
127,95 |
Из таблицы 3.1 можно рассчитать точку безубыточности производства, она равна 23764,32 тонны солода или 22766,22 млн. руб. Это означает, что предприятие для покрытия своих расходов должно производить 23764,32 тонны солода в год или что в абсолютном выражении при данном уровне цен составит 22766,22 млн. руб.
Далее необходимо вывести
зависимость изменения
С точки зрения менеджмента, необходимо рассмотреть мероприятия по повышения производительности труда, не прибегая к экономическим рычагам, таким как увеличение объема производства, цены единицы продукции, снижение заработной платы работникам и другие. Это так называемые социально-психологические факторы, которые далее будут рассмотрены.
На предприятии необходимо проводить мероприятия по повышению производственной культуры (соблюдение порядка и чистоты в цехах, организация медицинского обслуживания, клумбы, газоны на территории и т.п.). Эти мероприятия не только облегчают труд человека, но и существенно влияют на экономические показатели. Исследования западных ученых показали, что например, умелая организация цветовой среды и освещения может повысить производительность труда на 15–25%. И наоборот, унылый, серый колорит многих заводских помещений поглощает львиную долю света (до 80–85%). Цветовое оформление обойдется намного дешевле, чем потери от производственного травматизма и снижения работоспособности, вызываемого к концу рабочего дня. Установление правильной научно-обоснованной системы вентиляции содействует повышению производительности труда примерно на 15–10%. Поэтому необходимо совершенствовать состояние промышленной эстетики и культуры производства. Это важно не только для обеспечения показателей нормальной хозяйственной деятельности, но и для здоровья работающих.5
Теперь необходимо рассчитать
эффективность внедрения наших
мероприятий на основании данной
модели. Эффективность расчета
Эффективность расчета проведенных мероприятий
Показатель |
2009 |
После внедрения мероприятий |
Изменение |
При объеме 2008 года |
Изменение |
Рентабельность, % |
21,79 |
26,80 |
5,01 |
22,68 |
0,89 |
Производительность труда |
122,58 |
140,96 |
18,39 |
140,96 |
0 |
Объем производства, млн. руб. |
50255,91 |
57794,3 |
7538,39 |
50255,91 |
-7538,39 |
Количество работников, чел. |
410 |
410 |
0 |
356,52 |
-54 |
Проведенный анализ показывает,
что эффективность внедрения
данных мероприятий целесообразна,
поскольку наблюдается
План развития предприятия
предусматривает модернизацию производства
в будущем, которая позволит увеличить
объем выпуска солода до 130 тыс. тонн
в год. Следовательно, повышение
эффективности использования
Также необходимо, для стимулирования
работников, провести нематериальные
мотивации труда. Это позволит не
только повысить производительность,
но и желание регулярного
1. Вознаграждение дополнительным
свободным временем –
2. Вознаграждение посредством
создания более комфортных
3. Вознаграждение морального
характера – вынесение
Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.
Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Все методы управления органически дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.
В системе методов управления
персоналом выделяют: административные
методы; экономические методы; социально-психологические
методы. Социально-психологические
методы можно разделить на социологические
и психологические методы. Экономические
методы носят косвенный характер
управленческого воздействия. Такими
методами осуществляют материальное стимулирование
коллективов и отдельных
Информация о работе Сущность методов управления и их типология